шуховская башня

Говорит
Москва

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс

ПЕРСОНАЛИИ

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

ВОЛЬПИН, Михаил Давыдович (1902-1988), советский сценарист, поэт.

Родился 28 декабря 1902 года в Могилеве, отец – служащий. Участвовал в Гражданской войне, рисовал, писал тексты для «Окон РОСТА» (1920-1921), учился во ВХУТЕМАСЕ (1921-1927), печатался в журналах.

В соавторстве с В. Типотом для «Театра сатиры» создал обозрение «Вечерний выпуск» (1927). С тем же соавтором сочинил буффонаду «Кого сократить?» (1928) для «Синей блузы», с которой много сотрудничал – среди других работ можно назвать, в частности, написанную вместе с композитором К. Листовым оперетту «Королева ошиблась» (1928). Вместе с И. Ильфом, Е. Петровым, В. Массом, В. Ардовым и Н. Эрдманом сочинил сценарий обозрения «Перестройка на ходу», предназначавшийся для Московского театра сатиры, однако обозрение запретила цензура (1932). Для спектакля «Слушали – постановили» (1933), шедшего в Ленинградском мюзик-холле, вместе с И. Ильфом и Е. Петровым создал театральный конферанс.

Опубликовал в периодике много сатирических стихотворений. Писал стихи также в соавторстве, одно из таких произведений – басня «Закон тяготения», сочиненная совместно с В. Массом и Н. Эрдманом, опубликована в альманахе «Год XVI ». В 1933 г. был арестован и находился лагерях до 1937 г., выпущенный на свободу, как ссыльный, не мог жить в столице и некоторых городах.

Из других довоенных работ следует назвать написанную совместно с Н. Эрдманом и А. Д'Актилем одноактную комедию «Много шума из тишины» (1938), по которой была сделана одна из программ Л. Утесова, а также написанную только с Н. Эрдманом утесовскую программу «Царевна Несмеяна» (1940).

Н. Эрдман, с которым Вольпин, по его собственным словам, познакомился и подружился еще в 20-х годах в Ленинграде, стал его постоянным соавтором на многие десятилетия. Дружба, хотя и неравная (Эрдман относился к Вольпину, как старший к младшему), и постоянное сотрудничество не мешало каждому из них в то же время работать самостоятельно, либо с другими соавторами.

Вольпину обязан Эрдман тем, что выжил. Из Рязани, где соавторов застала война и где, как бывших репрессированных, их не прописывали, они добрались до города Ставрополь на Волге, но, зачисленные там в армию, не получили ни оружия, ни обмундирования. В штатской одежде пешком они прошли вместе с отступающими частями почти 600 километров, пока в ноябре 1941 г. не добрались до Саратова. По дороге Вольпин не только добывал пропитание на двоих (рисовал портреты крестьян, за что их кормили), но помогал Эрдману, а порой и заставлял его идти (у того началась гангрена ноги).

Уже в 1942 г. военнослужащие Вольпин и Эрдман с командировочным удостоверением, датированным 3 января того же года, были направлены в Москву в распоряжение командира 194 полка Промвойск НКВД СССР. Затем несколько лет они служили в существовавшем с 1939 по 1948 г. Ансамбле песни и пляски при центральном клубе НКВД СССР, где работали также режиссер С. Юткевич, художник П. Вильямс, балетмейстер А. Мессерер и К. Голейзовский, концертмейстер А. Свешников, актер Ю. Любимов. Для ансамбля ими были созданы одноактный скетч «Рядовой Шульц» (написан осенью 1941 г., опубликован в 1942), сценарий театрализованного предоставления «Отчизна» (в соавторстве с М. Добровольским, премьера состоялась в ноябре 1942 г.), сделан фронтовой вариант обозрения «По родной земле» (1942), сценарий театрализованного представления «Русская река» (в соавторстве с М. Добровольским, премьера состоялась в июне 1945 г.). Из послевоенных театральных работ следует выделить оперетту И. Штрауса «Летучая мышь» – диалоги ее по мотивам либретто А. Мельяка и Л. Галеви были написаны Эрдманом, а стихи Вольпиным (премьера состоялась в июне-июле 1947 г. в Московском театре оперетты).

Сценарии Вольпина и Эрдмана, по которым были сняты полнометражные художественные либо мультипликационные фильмы, составили целую эпоху в кинематографе. Для них характерны острый репризный диалог и поступки на грани буффонады. Стоит назвать хотя бы ленты «Остров ошибок» классиков мультипликации сестер В. и З. Брумберг, комедию «На подмостках сцены» режиссера К. Юдина, сделанную по знаменитому водевилю «Лев Гурыч Синичкин», или сказку «Морозко» режиссера А. Роу. Впрочем, не менее удачно работал Вольпин и один, можно вспомнить хотя бы классический мультфильм режиссера Ф. Хитрука «История одного преступления», сделанный по его сценарию.

Великолепные профессионалы, они брались практически за любую тему, если та не противоречила их жизненным установкам, и оживляли ее своей фантазией, личными пристрастиями (например, в фильмах «Старый наездник» и «Смелые люди» отразилось то, что оба соавтора были завсегдатаями ипподрома). Надо отметить, что практически все фильмы, сделанные по сценариям Вольпина и Эрдмана, и написанным совместно, и по раздельности, добились в прокате очень высоких показателей.

То, что многими оценивалось, как уход от себя, поденщина в ущерб собственному творчеству, на самом деле было добровольно выбранной формой существования для обоих соавторов. И при этом каждый из них был огромной и неповторимой личностью. Тот же Вольпин, оказавшийся как бы в тени эрдмановской славы и эрдмановского таланта, был одним из самых остроумных людей эпохи. Достаточно вспомнить, что частушки, которые поет Остап Бендер в романе «Золотой теленок», сочинены по просьбе романистов именно Вольпиным. Что до личных приязней и пристрастий, то по собственному признанию Вольпина, самое сильное влияние, которое он испытал, это влияние В. Маяковского и Ф.М. Достоевского.

М.Д. Вольпин погиб 21 июля 1988 года в автомобильной катастрофе.

 

Евг. Перемышлев

 

 

Избранная фильмография

 

Волга-Волга (1938), сценарист (совм. с Н. Эрдманом и Г. Александровым)

Старый наездник (1940, выход на экран – 1959), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Светлый путь (1940), автор текстов песен

Эликсир бодрости (новелла в киноальманахе «Боевой киносборник» № 7) (1941), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Принц и нищий («Том Кенти») (1943), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Актриса (1943), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Здравствуй, Москва! («Алло, Москва») (1946), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Весна (1947), автор текстов песен

Федя Зайцев, м/ф (1949), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Кубанские казаки, (1949), автор текстов песен

Смелые люди (1950), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Сказка о рыбаке и рыбке, м/ф (1950), сценарист

Спортивная честь (1951), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Застава в горах (1953), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Царевна-лягушка, м/ф (1954), сценарист

Остров ошибок, м/ф (1955), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Заколдованный мальчик, м/ф (1956), сценарист

На подмостках сцены (1956), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Гуттаперчевый мальчик (1957), сценарист

Девочка в джунглях, м/ф (1957), сценарист,

Рассказы о Ленине (новеллы «Зеленый кабинет Ильича» и «Подвиг солдата Мухина») (1958), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Первая скрипка, м/ф (1958), автор стихотворного текста,

Косолапый друг (1959), сценарист (совм. с Н. Эрдманом и Н. Зиновьевым)

Скоро будет дождь, м/ф (1959), сценарист (совм. с Лэ Мин Хиен) ,

Человечка нарисовал я, м/ф (1961), сценарист (совм. с Н. Эрдманом)

Муравьишко-хвастунишка, м/ф (1961), сценарист

История одного преступления, м/ф (1962), сценарист

Ключ, м/ф (1962), сценарист,

Храбрый портняжка, м/ф (1964), сценарист,

Морозко (1965), сценарист (совм. с Н. Эрдманом), автор текста песни

Наргис, м/ф (1966), автор стихотворного текста,

Букет, м/ф (1967), сценарист,

Это не про меня, м/ф (1967), сценарист,

Огонь, вода и… медные трубы (1968), сценарист (совм. с Н. Эрдманом), автор текстов песен

Капризная принцесса, м/ф (1969), сценарист

Царевич Проша (1974), сценарист, автор текстов песен

Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977), сценарист, автор текстов песен

Соловей (1980), сценарист

Ослиная шкура (1982), сценарист

Сказка про влюбленного маляра (1987), сценарист (совм. с В. Фридом)

 

Избранные сочинения

 

Н. Эрдман, М. Вольпин. На далекой заставе. – «Искусство кино», 1952, № 5.

 

Литература

 

Виктор Шкловский. «Актриса». – «Литература и искусство», 1943, 1 мая.

Б. Полевой. Приключенческий жанр в кино. – «Правда», 1953, 22 ноября.

С. Асенин. Наказание смехом. – «Искусство кино», 1963, № 4.

Н. Зеленко. Новая и старая сказка. – «Советский экран», 1974, № 24.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

литература кино живопись, дизайн первоисточники по общим вопросам энциклопедия хронология резонанс