win koi alt mac lat

[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Русская литература в 2001 году

В уходящем году русская литература жила нормально. Явно активизировалось книгоиздание. Особенно это касается прозы, интерес к которой проявляет теперь не только "Вагриус", но и "рыночные гиганты", с одной стороны, и "элитарные" издательства - с другой. Поэзия, гуманитарные штудии и републикации "литературных памятников" по-прежнему удел издательств малых, но, как правило, работающих добросовестно. На этом фоне усложнилось положение "толстых" журналов - теперь их никак не назовешь единственными проводниками живой литературной традиции. Писатели заняты своим делом - они работают, несмотря (или смотря) на очередные манифесты о конце словесности. Провокации (хоть ностальгические, хоть погромно-футуристические, хоть по принципу "абы вякнуть") надоели, и надо обладать детской наивностью, чтобы надеяться на резонанс от очередного всхлипа "у нас нет литературы". У вас нет - отдыхайте. У нас кое-что есть. Вот и посмотрим, что же было в 2001 году. Месяц за месяцем.

Хроника, разумеется, не полна (особенно это касается поэзии) и субъективна. Надеюсь, однако, что конспективная "летопись" поможет увидеть движение русской литературы в 2001 году и обратит чье-то благосклонное внимание на достойные сочинения. Каковых появилось не мало.

На странице приняты сокращения: ДН - "Дружба народов", ИНГ - Издательство Независимая газета, НЛО - "Новое литературное обозрение", НМ - "Новый мир".

Январь

Литературные журналы раздают награды по итогам 2000 года. НМ присовокупляет к "своим" призам премию имени Юрия Казакова за рассказ года (учреждена совместно с Благотворительным Резервным Фондом). Первый лауреат - Игорь Клех ("Псы Полесья" - ДН, 2000, No 6).

"Знамя" пышно отмечает семидесятилетие в атриуме Музея Пушкина на Пречистенке. Гости получают антологию "Наше Знамя" (публикации 1931-1992 годов, речи "знаменских" лауреатов 1993-1999 годов) и "подарочный" номер журнала. Тридцать девять литераторов разных поколений варьируют сюжет "Однажды в "Знамени"..." Здесь же рассказы Виктора Астафьева ("Трофейная пушка", "Жестокие романсы"), Григория Бакланова ("Нездешний"), Фазиля Искандера ("Козы и Шекспир"), повесть Андрея Дмитриева "Дорога обратно", стихи Беллы Ахмадулиной и Льва Лосева.

В НМ - рассказ Виктора Астафьева "Пролетный гусь" и подборка Александра Кушнера.

Борис Акунин продолжает "провинциальную" линию своего проекта романом "Пелагия и черный монах" (М., "Астрель").

Завершено издание пятитомного Собрания сочинений русского периода Владимира Набокова (СПб., "Симпозиум"): почти исчерпывающий состав, детальный комментарий, пять предисловий Александра Долинина, составляющие яркую монографию.

"Захаров" выпускает "Эпистолярный роман" Сергея Довлатова и Игоря Ефимова. Следуют "кривые толки, шум и брань". Культ Довлатова отзывается нападками на его многолетнего товарища и советчика: как смел вычитывать нотации гению, обижаться, ссориться с ним тогда и обнародовать переписку сейчас! Горькую книгу о писательском одиночестве впихивают в склочный контекст.

Объявлена тройка лауреатов премии Аполлона Григорьева (учреждена Академией русской современной словесности и Росбанком; награждается лучшее произведение минувшего года) - Николай Кононов (роман "Похороны кузнечика"), Вера Павлова (сборник стихов "Четвертый сон"), Алан Черчесов (роман "Венок на могилу ветра").

В ДН Ольга Славникова анализирует прозу-2000: "Произведения лучше литературы". Как всегда. И в 2001 году так будет. Но и читаем мы не "литературу", а стихи, рассказы, романы...

Февраль

После многолетних скитаний по редакциям опубликован роман Михаила Кононова "Голая пионерка, или Секретный приказ генерала Зукова. Батально-эротическая феерия, о восьми главах огнедышащих, с бодрой войной и гордой блокадой, с чистой любовью и грязным сексом, с громом психопропедевтических выстрелов генерала Зукова в упор и навскидку, а также зафиксированным явлением Пресвятой Богородицы и стратегическими ночными полетами АБСОЛЮТНО ГОЛОЙ ПИОНЕРКИ!" (СПб., "Лимбус Пресс"). Череда возмущений, сарказмов и восторгов.

Читатели (исключая фанатов) недоумевают над "Пиром" Владимира Сорокина (М., Ad Marginem): сколько раз можно подавать одно и то же блюдо?

"Амфора" (СПб.) открывает серию "Поколение Y" романом журналиста Ильи Стогоff'а "Мачо не плачут". Поколение, как водится, потерянное. Мачо (полухиппи, полуяппи) плачут постоянно. А также "делают секс", пьют, голодают, ходят по роскошным кабакам, ширяются, слушают музон, халтурят, обличают мировую неправду и ездят в Индию. Примерно о том же можно узнать из сочинений Анастасии Гостевой "Travel-агнец" (односерийна Stogoff'у) и "Притон просветленных" ("Вагриус"). Осенью "Амфора" продолжит stogoff'ский проект компилятивной, безграмотной и воинственно инфантильной книгой о молодежном экстремизме - "Революция сейчас".

Еще один "крутняк" - роман литературного критика Вячеслава Курицына "Акварель для матадора" (СПб., Издательский дом "Нева"). Прозвище героя, похоже, восходит к слову "мат" (в смысле - ненормативная лексика). Укорененность автора в литераторско-сетевой тусовке способствует появлению нескольких рецензий. Осенью вместо обещанного "Матадора в Солнечном городе" появляется "Матадор на луне".

В НМ - окончание романа Андрея Волоса "Недвижимость" (труды и дни благородного риэлтера; вскоре издан "Вагриусом"). В "Знамени" - "маленький роман" Леонида Зорина "Трезвенник" (вошел в том зоринской прозы "Аукцион" - М., "Слово").

Историко-филологические радости: Михаил Гершензон. Избранное: в 4-х тт. (М.; Иерусалим, "Гешарим"); Андрей Зорин. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в последней трети XVIII - первой трети XIX века (НЛО).

Лауреатом "большой" премии Аполлона Григорьева стала Вера Павлова.

Названы лауреаты премии Александра Солженицына - Константин Воробьев (посмертно) и Евгений Носов.

Март

В "Знамени" - "гастрольный роман" Владимира Рецептера "Ностальгия по Японии" (переиздан "Вагриусом"); в "Октябре" - дополнительная глава к роману Анатолия Наймана "Сэр" (основная часть появилась здесь же в 2000 году; в сентябре роман выпустит "ЭКСМО").

Роль возбудителя спокойствия выпадает Дмитрию Быкову, чей роман "Оправдание" появляется одновременно в НМ и "Вагриусе" (книга опережает журнальное окончание). Герой Быкова приходит к выводу: большой террор был задуман Сталиным как большая проверка; люди, выдержавшие все пытки и издевательства, позднее выполняли важнейшие государственные задачи (спасали Россию); один из них - Исаак Бабель. Славно скроенный и небрежно сшитый, читабельный авантюрный (с культурологическим привкусом) роман вызывает завышено бурную реакцию, во многом обусловленную экстравагантной харизмой автора и его привычками "дразнить гусей" и "размазывать по столу".

В статье Ирины Роднянской "Гамбургский ежик в тумане. Кое-что о плохой хорошей литературе" (НМ) произносится суровый приговор пестрой компании писателей, что нелюбезны сердцу критика. А на этом основании - всей сегодняшней словесности. Куда при этом девать авторов, которым Роднянская явно благоволит, а также тех, что критиком проигнорированы (ибо под концепцию "плохой хорошей литературы" не подходят и, видимо, не нравятся как-то иначе), в статье не сообщается.

Издательство "Время" выпускает четырехтомное Собрание сочинений Михаила Жванецкого.

Историко-филологические радости: Никита Муравьев. Письма декабриста. 1813-1826 гг. (М., "Памятники исторической мысли"; издание подготовила Э. А. Павлюченко); Исайя Берлин. Философия свободы. Европа (НЛО; позднее появится второй том - "История свободы. Россия"); Б. М. Эйхенбаум. Мой временник. Художественная проза и избранные статьи 20-30-х годов (СПБ., "ИНАПРЕСС"); Наталья Иванова. Борис Пастернак: Участь и предназначение (СПб., Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ); Борис Дубин. Слово - письмо - литература. Очерки по социологии современной культуры (НЛО).

В канун традиционной ярмарки "Книги России" организован "Российский книжный союз", объединивший ряд издательств (в том числе - крупнейших). Ползут страшные слухи о переделе рынка, вторжении "монстров" в "некоммерческую" словесность, обреченности малых издательств.

Новым президентом Академии русской современной словесности (сообщество литературных критиков) избран Андрей Василевский.

Апрель

В ДН - чистая и строгая повесть Владимира Курносенко "Свете тихий". В НМ - главы из "очерков изгнания" Александра Солженицына "Угодило зернышко промеж двух жерновов".

Ad Marginem предает тиснению роман Бояна Ширянова "Низший пилотаж" (опус из жизни наркоманов, висящий в Сети года два минимум). Книгу "громогласно" убирают с прилавков московского "Библио-Глобуса", Министерство печати шлет грозные предупреждения. Защитники Ширянова выдвигают контраргументы: а) роман - шедевр чистого искусства и к реальности отношения не имеет; б) как бы плох роман ни был, свобода печати священна; в) Ширянов не пропагандирует наркоту, а описывает трагические судьбы "подсевших", тем самым отвращая молодежь от пагубы. Вопрос о том, организована ли вся эта свистопляска издателями, оживленно муссируется, но ответа не получает. Другой маргинально-радикальный гостинец от той же фирмы - "Ногти" Михаила Елизарова.

В Большой серии "Новой библиотеки поэта" (СПб., Гуманитарное агентство "Академический проект") выходят "Стихотворения" Булата Окуджавы, первое издание поэта второй половины ХХ века с прицелом на академизм. Том, подготовленный В. Н. Сажиным и Д. В. Сажиным, вызывает протесты вдовы поэта и некоторых знатоков его творчества.

Проходит чествование лауреатов премии Александра Солженицына ("Слово..." учредителя опубликовано в майском НМ). Премией Александра Блока (за вклад в русскую поэзию) награжден Олег Чухонцев.

Московский Музей Герцена отмечает двадцатипятилетие.

Главным редактором "Литературной газеты" становится прозаик Юрий Поляков. Старый анекдот склоняют на новые нравы. Пессимист: Хуже, чем сейчас, "ЛГ" делать нельзя. Оптимист: Можно, можно, можно! Пессимист будет посрамлен.

Май

В ДН - роман Валерия Исхакова "Читатель Чехова" (мягкий, уютный постмодернизм); в НМ - подборка рассказов Бориса Екимова; в "Звезде" - полный текст пьесы Иосифа Бродского "Демократия!".

Лимбус-пресс" выпускает роман Юрия Мамлеева "Блуждающее время" (философско-устрашительный, конечно, но с дрейфом к фэнтези), а "Аграф" - "Роман с языком, или Сентиментальный дискурс", первый опыт известного критика Вл. Новикова в "беллетристическом" роде (впрочем, роман вполне филологичен и сопровожден тремя эссе).

"Книжное обозрение" отмечает тридцатипятилетие. И заодно годовщину (приблизительно) обновленного бытия - под руководством Александра Гаврилова.

Главный редактор журнала "Золотой век" Владимир Салимон проводит веселые поминки по прекратившемуся изданию и сулит новые чудеса.

Первым лауреатом премии "Национальный бестселлер" становится занятный ретродетектив Леонида Юзефовича "Князь ветра" (ДН, 2000, No No 1, 2). За него проголосовали двое из пяти членов жюри (остальные соискатели получили в лучшем случае по голосу). Главным конкурентом "Князя ветра", по слухам, было "Оправдание" Быкова.

Пушкинскую премию (фонд Альфреда Тепфера награждает honoris causa) получает Юз Алешковский. Отныне она будет вручаться раз в два года (а не ежегодно).

Июнь

В НМ - "ВМБ" Анатолия Азольского (крепкий и страшный детектив; время действия - 1954 год, место действия - базы Черноморского флота, герои - соответствующие); в "Октябре" - "Бессмертный. Повесть о настоящем человеке" Ольги Славниковой (повесть тоже настоящая). В "Знамени" - подборка стихов двадцатишестилетнего Бориса Рыжего. Увы, посмертная.

В "серой" серии "Вагриуса" выходят сборники прозы Юрия Малецкого ("Привет из Калифорнии") и Юрия Петкевича ("Явление ангела"), книги "негромкие", но тонкие и трогательные.

"Захаров" пополняет суперпроект Бориса Акунина диптихом "Любовник (-ца) смерти". Эраст Фандорин борозды не портит.

Александр Солженицын обнародует первый том исследования "Двести лет вместе. 1795-1995" (М., "Русский путь"), посвященный русско-еврейским отношениям в досоветский период. Книга получает "неоднозначную оценку" пылких публицистов (не всегда ее прочитавших). И вызывает устойчивый читательский интерес.

В Малой серии "Новой библиотеки поэта" выпущен томик Бориса Садовского - "Стихотворения. Рассказы в стихах. Пьесы" (первое репрезентативное издание поэзии Садовского подготовил С. В. Шумихин).

Отставка "Независимой газеты" от ее основателя и главного редактора Виталия Третьякова заставляет печально задуматься о будущем приложения к газете ("Ex libris НГ"), ИНГ (опасения не сбылись) и премиального пакета "Антибукер" (кажется, все тоже обошлось).

Главным редактором издательства "Большая Российская энциклопедия" после долгой внутрииздательской борьбы назначен "человек со стороны" - Сергей Кравец. Перспективы продолжения уникального словаря "Русские писатели. 1800-1917" (издано 4 тома) остаются туманными. По сей день.

Лауреатами Государственной премии по литературе стали Владимир Войнович (роман "Монументальная пропаганда") и Андрей Волос (роман в новеллах "Хуррамабад"), за просветительскую деятельность награжден пушкинист Валентин Непомнящий. Пушкинскую премию (от государства для поэтов; не путать с соименной, что от фонда Тепфера!) получил Александр Кушнер.

Июль

"Звезда" начинает публикацию романа Игоря Ефимова "Суд да дело" (в ноябре он будет выпущен издательством "Азбука-классика" с должным подзаголовком - "Лолита и Холден двадцать лет спустя"). Здесь же - посмертная подборка стихов Бориса Рыжего.

В НМ - рассказ "Связистка" и подборка "Затесей" (лирических миниатюр) Виктора Астафьева. Кажется, это его последняя публикация.

Специализирующийся на Василии Аксенове "Изограф" выпускает роман мэтра "Кесарево свечение". (Видимо, для избранных. В магазинах книга появится осенью.) Типичный поздний Аксенов: неряшливый, самоупоенный, комплексующий, поспешающий за молодняком и сам тому смеющийся. Наивный. Раздражающий. Живой и хороший.

Впервые собраны вместе рассеянные по старым журналам "фермерские" очерки Афанасия Фета - "Жизнь Степановки, или лирическое хозяйство" (М., "Новое литературное обозрение"; издание подготовил В. А. Кошелев). В книге "А за мною шум погони... Борис Пастернак и власть" (М, "РОССПЭН") представлены секретные документы об организации травли автора "Доктора Живаго". Впервые издан объемный том Германа Плисецкого (1931-1992) - "От Омара Хайама до Экклезиаста. Стихотворения, переводы, дневники, письма" (М., "Фортуна Лимитед"). Появился первый качественный (хотя и спорный) учебник по истории русской литературы второй половины ХХ века - трехтомник Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого (М., УРСС).

Август

Дождались светлого праздничка. "ЭКСМО" выпустило новый шедевр Александры Марининой. В двух томах. И вовсе не детектив, а сага о коммунальной квартире - "Тот, кто знает". И кто теперь не знает, что Маринина тоже писатель. (Вроде Людмилы Улицкой, кстати, издающейся тем же "ЭКСМО". Или Юрия Полякова.)

Журналы клонит к "суровой прозе". В "Знамени" - "Минус" молодого Романа Сенчина (для одних - "надежда русского реализма"; для других - воплощение угрюмой и эгоистичной злобы). В "Октябре" - "Карагандинские девятины, или Повесть последних дней" Олега Павлова (завершение трилогии, что открылась "Казенной сказкой" и продолжилась "Делом Матюшина"). В НМ - "Жизнь, которой не было" Александра Титова. Фактура всюду "черная": что мелкий сибирский городок у Сенчина, что "армейский" Казахстан 80-х у Павлова, что заброшенная деревня у Титова. "Пьют, дерутся и плачут" почти одинаково. А в итоге, по моему разумению, повесть Титова - шедевр, роман Павлова - яркая и внутренне конфликтная вещь, а "Минус" уходит в минус.

"Время" выпускает книгу Тимура Кибирова "Кто куда, а я - в Россию...", наиболее полное собрание стихов одного из самых ярких современных поэтов.

Впервые в отечестве публикуется полностью заветный труд Николая Тургенева - "Россия и русские" (М., "О. Г. И."; перевод с французского С. В. Житомирской, подробнейший комментарий А. Р. Курилкина).

Сентябрь

Шумит Московская Международная книжная ярмарка. "ОЛМА-ПРЕСС" рекламирует будущую серию "Оригинал. Литература категории А" (составитель - Борис Кузьминский; вскоре на прилавках появляются первые книги - "Фабрикантша" Натальи Смирновой и "Дайте мне обезьяну" Сергея Носова). "Амфора" хвалится "Страхом" Олега Постнова (серия "Наша марка"), загодя объявляя его одним из самых шумных романов года (ну-ну!). Оглашается лонг-лист премии Smirnoff-Букер (26 романов, изданных с июля 2000 по июнь 2001 года). Десять председателей букеровских жюри избирают из 49 романов, попадавших в шорт-листы девяти лет, "Букера десятилетия" - почетное звание обретает "Генерал и его армия" Георгия Владимова. "Народный Букер" (энтузиасты голосуют письмами в редакции газет или в Интернете) достается роману Владимира Сорокина "Сердца четырех".

Появляются яркие поэтические сборники - "Синева" Эллы Крыловой (СПб., Издательство Буковского) и "Возвращение на землю" Владимира Салимона (М., Издательский дом "АСБ-Акрополь").

НЛО выпускает пятидесятый номер одноименного журнала, с которого и начиналось издательство, рапортует библиографическим указателем о своих достижениях (три с лишним тысячи материалов в собственно НЛО, 16 номеров "Неприкосновенного запаса", 127 книг) и задает по этому поводу пир на весь московский культурный мир. К празднику выходят несколько престижных книг, в том числе "Аспекты духовного брака" живущего в Израиле Александра Гольдштейна. Этот склеенный из эссе горчайший болезненный роман-исповедь, на мой взгляд, одно из самых значительных событий уходящего года (хотя совсем не в моем вкусе).

Историко-литературные радости: "Стихотворения. Поэмы. Драмы" Аполлона Григорьева в Большой серии "Новой библиотеки поэта" (наиболее полный свод поэзии Григорьева подготовлен Б. Ф. Егоровым); переписка Андрея Белого и Александра Блока (М., "Прогресс-Плеяда"; издание подготовил А. В. Лавров - без купюр в текстах и недомолвок-передержек в богатейшем комментарии).

В большинстве журналов серым-серо. Корректности ради: переписка Сергея Довлатова с Георгием Владимовым ("Звезда" - к шестидесятилетию Довлатова); "Поющие в Интернете. Одиннадцать жизнеописаний русских банкиров, терзаемых роковыми страстями" Владимира Тучкова (ДН; кому-то эта "игра в пошлость" нравится); "Любовь к отеческим гробам" Александра Мелихова (НМ; точно знаю: нравится многим).

Хорошо в "Знамени". "Маленький роман" Леонида Зорина "Кнут" (саркастичный "портрет" московской культурной тусовки; вошел в том зоринской прозы "Аукцион"). Давно нужная статья Светланы Хазагеровой "У них там были забавные представления о писательстве..." (формально - пристрастная критика "Оправдания" Дмитрия Быкова; по сути - серьезное размышление о кризисе редакторской культуры и участи писателя, оставленного на самого себя). И, наконец, удивительный "Гимн" Инны Лиснянской, подборка стихов во славу возлюбленного.

19 сентября исполнилось 90 лет Семену Израилевичу Липкину, поэту, переводчику, прозаику, мемуаристу, одному из самых благородных русских писателей. В этом году С. И. выпустил перевод вавилонской поэмы "Гильгамеш" (СПб., "Пушкинский фонд").

Октябрь

В журналах так же серо ("Знамя" сравнялось с конкурентами). И не делает погоды рассказ Владимира Маканина "Однодневная война" (НМ) - вымученная притча об одиноких президентах, мстительных массах, всевластии прессы, добрых собаках и тотальной мифологизации вообще всего и всего вообще.

Зато "Вагриус" выпустил "Бестселлер" Юрия Давыдова (три части романа - одного из лучших за последние годы - печатались "Знаменем" в 1998-2000 годах; за первую часть автор был награжден "большой" премией Аполлона Григорьева).

Впервые в России издана "Повесть о пустяках" художника Юрия Анненкова - увлекательный ироничный "роман с ключом" о судьбах русской художественной элиты в годы революции (СПб., Издательство Ивана Лимбаха; издание подготовил А. А. Данилевский).

Одновременно появляются две биографии самого культового классика: ИНГ выпускает перевод монографии Брайана Бойда "Владимир Набокова. Русские годы", а "Молодая гвардия" - книгу Алексея Зверева (серия "Жизнь замечательных людей").

В Москве успешно проходит Второй Международный фестиваль поэтов. Его премии "Москва-Транзит" получают Светлана Кекова (honoris causa) и Алексей Денисов (за яркий дебют).

На Форуме молодых писателей России вице-премьер правительства РФ Валентина Матвиенко публично обещает помочь возрождению журнала "Волга" (приостановлен из-за нехватки средств в прошлом году).

Объявлен шорт-лист премии Smirnoff-Букер: "Хозяйка истории" Сергея Носова, "Сэр" Анатолия Наймана, "Кысь" Татьяны Толстой, "Казус Кукоцкого" Людмилы Улицкой, "Венок на могилу ветра" Алана Черчесова, "Ложится мгла на старые ступени" Александра Чудакова. В соискатели не попал ни один роман первой половины 2001 года.

Ноябрь

В НМ - главы из книги Вл. Новикова "Высоцкий" - романтически увлеченное повествование о "последнем романтическом гении", выдержанное в тональности несобственно прямой речи (почти от лица героя) и подборка стихов Олега Чухонцева "Фифиа". В "Октябре" - роман философа Александра Пятигорского "Древний человек в городе" (как всегда у Пятигорского, "сдвинутый" и затягивающий неведомо куда) и "Морские помойные рассказы" Людмилы Петрушевской (ох, на любителя). В "Знамени" - очаровательная история Феликса Светова "Чижик-пыжик" (как надо в солидном возрасте любить, выпивать и ездить в Питер) и изощренная повесть Николая Кононова "Источник увечий".

"ЭКСМО" и "Знамя" учреждают премию имени Ивана Петровича Белкина (покойного, но вечно живого) - за "повесть года". Результаты - в феврале-марте 2002 года. Подтверждаются вести о кончине Антибукера, а "Национальный бестселлер" намерены вручать и впредь (результат - в мае 2002 года).

На исходе месяца (перетекая в декабрь) открывается Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction 3. Торгуем, шумим, гремим, проводим круглые столы, материализуем духов и раздаем слонов. Премии Андрея Белого получают Василий Филиппов (за поэзию), Андрей Левкин (за прозу), Валерий Подорога (за гуманитарные исследования), Владимир Сорокин (за все хорошее). НЛО презентирует сборники поэтов, вошедших в "белый" шорт-лист прошлого года (Игорь Вишневецкий, Григорий Дашевский, лауреат Ярослав Могутин, Николай Кононов, Михаил Сухотин). Последним Малым Букером (в этом году - за перевод с английского) почтен Виктор Голышев. Учрежденные посольством Франции премии имени Мориса Ваксмахера (за перевод) и Анатоля Леруа-Бойе (за исследование французской культуры) достаются (соответственно) Вере Мильчиной и Георгию Косикову. Вне ярмарки (но об ту же пору) премирует переводчиков и журнал "Иностранная литература" (совместно с Конверсбанком): "ИЛюминатор" получает Евгений Солонович, "Инолит" - Юлиана Яхнина, а "Иннолитл" - Наталья Ванханен.

Собственно книжные радости non/fiction: сборник прозаика-дебютанта Андрея Геласимова "Фокс Малдер похож на свинью" ("О. Г. И."), полная версия романа Александра Чудакова "Ложится мгла на старые ступени" ("ОЛМА-ПРЕСС", серия "Оригинал"), книга Бенедикта Сарнова "Наш советский новояз" (М., "Материк"), сборник статей Александра Агеева "Газета, глянец, Интернет" (НЛО).

Декабрь

Лауреатом премии "Триумф" становится Татьяна Толстая, что упрощает жизнь членам жюри премии Smirnoff-Букер. Она достается Людмиле Улицкой ("Казус Кукоцкого"). Реакции разные: от заливистого восторга и ученых рассуждений о пользе "мейнстрима" (теперь будем знать, что "мейнстрим" - это проза "Работницы" брежневских времен) до трезвой констатации - "никогда еще Букер не падал так низко". Никогда не говори "никогда".

НМ, борясь со "Знаменем" за Романа Сенчина, публикует его рассказ "В обратную сторону". "Знамя" радует главами из книги Марины Вишневецкой "Опыты". В "Октябре" по традиции разбита "площадка молодняка". "Вагриус" в самый канун праздников успевает выпустить в "серой серии" сборник замечательного прозаика из Днепропетровска Александра Хургина "Ночной ковбой" (кроме прочего, в книге перепечатана незабываемая "Страна Австралия").

Во второй раз вручены премии "Дебют", поощряющие писателей, что не перешагнули двадцатипятилетие.

Предварительные итоги года подводят литературные критики - члены АРСС, называя своих кандидатов (каждый - одного) на премию Аполлона Григорьева. Итоги окончательные выявит жюри - Игорь Виноградов, Станислав Рассадин, Евгений Сидоров, Карен Степанян, Евгений Шкловский. А пока - список претендентов (жанр и издательство указывается в том случае, если сочинение прежде на этой странице не упоминалось):

Борис Акунин. Пелагия и черный монах
И. Борисова. Разве бывают такие группи? Рассказы. СПб., "Борей Арт"
Гриша Брускин. Прошедшее время несовершенного вида. М, "НЛО"
Дмитрий Быков. Оправдание
Андрей Волос. Недвижимость
Андрей Дмитриев. Дорога обратно
Леонид Зорин. Трезвенник
Валерий Исхаков. Читатель Чехова
Аркан Карив. Переводчик. Роман. ДН, No 6
Михаил Кононов. Голая пионерка
Владимир Маканин. Однодневная война
Ирина Машинская. Стихотворения. М., Издательство Елены Пахомовой
Олег Павлов. Карагандинские девятины
Олег Постнов. Страх
Алексей Пурин. Новые стихотворения. Прага, СПб., URBI
Владимир Рецептер. Ностальгия по Японии
Роман Сенчин. Минус
Ольга Славникова. Бессмертный
Олег Чухонцев. Фифиа
Елена Шварц. Non dolet. "Знамя", No 8
Баян Ширянов. Низший пилотаж
Глеб Шульпяков. Щелчок. Книга стихотворений. М., ИНГ

Я номинировал повесть Андрея Дмитриева "Дорога обратно". Имена в списке преобладают достойные. Жаль, что вне поля зрения коллег остались "Аспекты духовного брака" Александра Гольдштейна, "Свете тихий" Владимира Курносенко, "Жизнь, которой не было" Александра Титова, сборник стихов Владимира Салимона "Возвращение на землю". Совсем, однако, не плох был 2001 литературный год.

P. S. Премий для литературных критиков у нас по-прежнему нет. Если б была, присудил бы Александру Агееву - за книгу "Газета, глянец, Интернет" и прочие публикации.

28/12/01


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]