[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


Отличную пятерку уже вижу

Оглашен длинный список соискателей премии за роман года

На девятнадцатую премию за лучший роман на русском языке («Русский Букер») сорок семь издательств, девять журналов, четыре университета и пять библиотек выдвинули девяносто пять сочинений. То есть на тринадцать опусов больше, чем в прошлом году. Очень похоже, что через год число соискателей перевалит за сотню. Но регламент остается неизменным: публике предъявляют не весь перечень претендентов, но его сильно сокращенный вариант — «длинный список», в коем может значиться не более двадцати четырех позиций. На этой волшебной цифре и остановилось жюри, которое ныне возглавляет безусловно замечательный (хоть и не отмеченный громкими премиями) прозаик и опытнейший редактор, член редколлегии «Нового мира» Руслан Киреев. Под его началом в судейской коллегии работают литературовед Марина Абашева (Пермь), критик Мария Ремизова, кинорежиссер Вадим Абдрашитов и прозаик Валерий Попов (Санкт-Петербург). Профессиональные (писатели — критики — деятели культуры), территориальные (Москва — Питер — провинция) и даже гендерные квоты выверены с завидной точностью, все — люди известные (по крайней мере — в кругу специалистов), в особой «страстности» никто из судей прежде замечен не был да и на пресс-конференции они благородно демонстрировали симпатию к писателям-соискателям, заботу о судьбах родной литературы, мягкий, но уверенный оптимизм и прочие необходимые высоким арбитрам изящества благородные качества.

С особой гордостью судьи говорили о совершенных ими открытиях — романах прежде неведомых авторов, увидевших свет далеко от столицы, а потому не обруганных (и не обласканных) штатными зоилами. К таковым были отнесены трилогия Ариадны Борисовой «Земля угданок» (Якутск, НКИ «Бичик», 2010), «Цветочный крест» Елены Колядиной («Вологодская литература», 2009, № 7; пытливой публике сообщили, что действие романа разворачивается в XVII столетии, главный предмет его — любовь, причем вполне телесная, а в языке доминирует стилизованная непотребная брань; признаться, сразу стало интересно) и «Хроника семьи Петровых» Александра Рулева-Хачатряна (Черповец, ИД «Принт», 2010). В том же ряду таинственных незнакомцев судьи представили Андрея Иванова («Путешествие Ханумана на Лолланд» — Таллинн, «Авенариус», 2010), но были неоспоримо опровергнуты Натальей Ивановой. Критик хоть не родственница жительствующего в Эстонии прозаика, но знает (и в том не одинока), что Иванов в 2009 году получил вторую «Русскую премию» в номинации «крупная проза» за роман «Горсть праха». Конкурс там был весьма серьезным: высшую награду стяжал прекрасный роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» (М., «Книги Гаятри», 2009), а третью — «Белая голубка Кордовы» (М., «Эксмо», 2010) любимицы приятных во всех отношениях дам и оборотистых издателей Дины Рубиной. (Оба этих сочинения тоже попали в букеровский шорт-лист.) Так что, хотя новый роман Иванова не слишком доступен, в «темные лошадки» его автора записывать никак не след. Но даже если признать Иванова «новым писателем» и наделить тем же титулом автора «Серафима» (Н.-Новгород, «Вертикаль», 2010) Елену Крюкову и создателя «Бульдозера на якоре» (М., «Черная белка», 2009) Александра Логинова (их романов я не читал и имен не слышал, что, впрочем, не лучшим образом меня характеризует), все равно никаких невиданных перспектив новый Русский Букер не открывает.

Потому что несколько новых имен в длинном списке любой премии не «событие», а норма (нарушать которую непристойно). Как и одно-два таких имени в списке коротком. Дальше «дебютантов» не пускают — как правило, имея на то основания, хотя иногда от того становится тоскливо. Так до сих пор больно, что прошлогоднего Букера не получил роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой». Теперь прибавилась и новая тоска: второй роман этой писательницы «Против часовой стрелки» (хоть и продолжение, но первому не уступает!) не вошел в короткий список «Большой книги» (номинировался ли он на Букер — не знаю, если был выдвинут, то судьи большой грех на душу взяли).

Нет, не «новые имена» задают тон в премиальных раскладах. Среди потенциальных букероносцев-2010 семь соискателей «Большой книги»: Михаил Гиголашвили («Чертово колесо» — М., «Ад Маргинем», 2009), Олег Зайончковский («Счастье возможно» — М., «Астрель», 2009), Евгений Клюев («Андерманир штук» — М., «Время», 2010), Павел Крусанов («Мертвый язык» — «Октябрь», 2009, № 6, отдельное издание — СПб., «Амфора»; роман входил в группу финалистов «Национального бестселлера»), «Асистолия» Олега Павлова («Знамя», 2009, № 11, 12; отдельное издание — М., «Время»), Виктор Пелевин («Т» — М., «Эксмо», 2009 — а вы как думали?), Герман Садулаев («Шалинский рейд» — «Знамя», 2010, № 1, 2). Плюс финалистка прошлой «Большой книги» и, как сказано выше, лауреат «Русской премии» Мариам Петросян. Плюс «Люди в голом» (М., «Ад Маргинем», 2009) Андрея Аствацатурова, побывавшие в шорт-листах НОСа и Нацбеста. Да и присутствие в списке Бахыта Кенжеева («Обрезание пасынков» — М., «Астрель», 2009), Дины Рубиной, Алексея Слаповского («Победительница» — М., «Астрель», 2009; мне кажется, что только что выпущенный тем же издательством роман «Поход на Кремль» ярче прошлогоднего, но, возможно, ему предстоит бороться за лавры в будущем букеровском цикле), Антона Уткина («Крепость сомнения» — М., «Астрель», 2010) никого, кто хоть как-то за текущей словесностью следит, удивить не может. Как и прорыв в группу претендентов романа Маргариты Хемлин «Клоцвог» (М., Центр книги ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, 2009; захватывающая и с удивительным тактом рассказанная история великолепной, сверхвитальной, «победительной», совершенно бессовестной и глубоко несчастной стервы). На этот роман хочу обратить особое внимание читателей, дабы хоть немного искупить свою вину: книга вышла на исходе прошлого года, вовремя я о ней не написал, а теперь — поздно. А вот о свежем («Знамя», 2010, № 6), но успевшем вспрыгнуть на подножку отходящего букеровского поезда романе Тимура Кибирова «Лада, или Радость» напишу непременно.

В премиальных прогнозах я никогда силен не был — не буду гадать и сейчас. А вот назвать своих фаворитов не постесняюсь — благо, если не шестерку, то пятерку вижу четко. (Но ведь и на «“неизвестных” лошадок» есть смысл надеяться.) Хочется же мне 6 октября услышать, как председатель жюри произносит: Олег Зайончковский («Счастье возможно»), Тимур Кибиров («Лада, или Радость»), Мариам Петросян («Дом, в котором…»), Алексей Слаповский («Победительница»), Маргарита Хемлин («Клоцвог»).

Андрей Немзер

02/07/10


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]