[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]


И Розена барона нет?

Три месяца назад (см. «Московские новости» от 2 февраля) радовался я, что под одной обложкой собраны суждения критиков о современной поэзии, прежде появившиеся в разных изданиях. Статьи, заметки, выступления на дискуссиях вызывали, естественно, весьма противоречивые чувства, но зато весьма впечатляла установка составителя: расхождений у наших ценителей поэтического слова куда больше, чем совпадений, консенсусом и не пахнет, но в разноголосицу критического хора вслушаться стоит. Все кругом настроены разбрасывать камни (бросаться камнями), а Чупринин их собирает. Днями выяснилось, что не он один.

Максим Амелин составил (и выпустил под маркой «ОГИ») антологию «Лучшие стихи 2010». Понятно, почему представлен урожай позапрошлого, а не прошлого года — чтобы добыть потребное, потребовалось перелопатить горы разноприродного и разнокачественного материала (в книгу вошли стихи 129 авторов, публиковавшихся в тридцати журналах). Тут надобны не токмо сила воли и терпение, но и немалое время.

Басня о Петухе и жемчужном зерне здесь ни при чем. Во-первых, Амелин не случайно натыкался на тексты, а целенаправленно их искал. Во-вторых, искал он скорее «самоцветы», чем «драгоценности», тексты характерные (разумеется, для разных, но реальных направлений и индивидуальных поэтических систем), а не шедевры. Если угодно, Амелин строил (и выстроил) хрестоматию (учебное пособие, путеводитель), а не — вопреки подзаголовку — антологию. Строительство которой, на мой взгляд, дело безнадежное. Даже для Амелина, умеющего лучше многих (уж точно — лучше меня) ценить решительно несхожие поэтические голоса. Отдавая должное эстетической широте и терпимости Амелина, я не верю, что ему — или кому-нибудь другому — могут по-настоящему (хоть бы и не в равной мере!) нравиться стихи 129 поэтов.

Это касается не одной лишь современности, но любой эпохи. Хоть «золотого века», хоть «серебряного». Досягнем когда-нибудь «платинового» (мечтать не запретишь!) — и там такого изобилия не случится. Вы готовы назвать сотню действительно дорогих вам русских поэтов в диапазоне от виршетворцев XVII века до авторов, попавших в новоизданный свод? (Сходу — потому как по-настоящему любимые строки не нужно выковыривать из теснин памяти.) Составитель «Лучших стихов», может, и готов. Он Василия Ивановича Майкова (не путать с Аполлоном Николаевичем Майковым) прочувственной одой почтил. И не токмо за одного «Елисея», которого Пушкин читал охотно, а сейчас (единичные исключения опустим) одни лишь студенты гуманитарных факультетов — из-под палки. И то если достался им в лекторы (экзаменаторы) какой-нибудь замшелый (архаично-тоталитарный) долдон. Вроде меня. Которому едва ли удастся достойно ответить на собственный вопрос о «злато-сребро-бронзо-платиновой» сотне пиитов.

Зато на другой вопрос отвечаю быстро и без угрызений совести. Все ли собранные Амелиным «лучшие стихи» вызывают у меня добрые чувства? Нет, нет и еще раз нет. Книга как целое нравится — и весьма. От некоторых же вошедших в нее опусов волком завыть хочется. Хоть от катренов двусложников с перекрестной рифмой, хоть от индивидуальных новообразований (столетней выдержки). И хоть чужая душа — потемки, сдается мне, что в иных случаях Амелин составит мне дуэт.

Называть имена и приводить цитаты не буду. Ни те, что описаны выше, ни совсем другие (по большей части и прежде крепко зацепившие). Вопреки надоевшей пословице, я думаю, что спорим мы, как правило, именно что о вкусах, но сейчас на эту дорожку сворачивать (в этом болоте вязнуть) не тянет. Мне кажется, что работа Амелина должна быть освоена (внимательно прочитана, медленно продумана, использована как путеводитель в странствиях по поэтическим проспектам и закоулкам) нашим пестрым сообществом стихолюбцев. А потому совсем не хочется отпугивать кого-либо собственными суждениями. В том числе, на больную тему А почему нет Имярека. (Про одного из отсутствующих я у составителя все же спросил. И получил по заслугам: А он в 2010-м не опубликовался.)

Но нельзя же, рассуждая о поэзии, вовсе обойтись без урегулированных строк! Нехорошо получится. Что ж, приведу два стихотворения, о которых не раз вспомнил, гуляя по амелинским тропинкам. Оба, по-моему, замечательные. Но не то, чтобы у всех на слуху.

Первое написано в середине XIX века. Мне жаль, что нет теперь поэтов, / Какие были в оны дни, — / Нет Тимофеевых, Бернетов / (Ах, отчего молчат они?). / С семьей забавных старожилов / Скорблю на склоне дней моих, / Что лирой пренебрег Стромилов,/ Что Печенегов приутих,/ Что умер бедный Якубович,/ Что запил Константин Петрович,/ Что о других пропал и след, / Что нету госпожи Падерной, / У коей был талант примерный, / И Розена барона нет; / Что нет Туманских и Трилунных, / Не пишет больше Бороздна, / И нам от лир их сладкострунных / Осталась память лишь одна…

Грустно? Мне тоже. Тем более, что почти всех исчисленных сочинителей читывал. Одного — Е. Бернета (под таким псевдонимом печатал стихи бедняга, которому при рождении досталась фамилия Жуковский) — с немалым удовольствием. Не худо бы его стихи, поэмы, а заодно и прозаические повести, собрать да издать. Так овес нынче дорог… Да и творил Бернет не в серебряном веке…

Надеюсь, печаль несколько утешит второе стихотворение. Написанное сто лет спустя. Слабы, суетны, подслеповаты, / Пьяноваты, привычны к вранью, / Глуповаты, ничем не богаты, / Не прославлены в нашем краю. / Но, поэзии дальней предтечи, / Мы плетем свои смутные речи, / Погрузив на непрочные плечи / Непосильную ношу свою.

Поэтов опознали? Без яндекса и гугла? Значит, не все потеряно.

Андрей Немзер

05/05/12


[Главная] [Архив] [Книга] [Письмо послать]