стр. 26

     В. А-ский.

     М. Артамонов. Земля Родная. Стихотворения. Государственное Издательство. Петроград. 1919. Стр. 128, цена 6 р. 50 к.

     М. Артамонов - не новичок в литературе. Его стихи появлялись в дореволюционное время на страницах Миролюбовского "Ежемесячного Журнала", на столбцах рабочей газеты "Правда", а в последнее время на столбцах Иваново-Вознесенского "Рабочего Края".
     Сын народа, оторванный от родной деревни условиями жизни, М. Артамонов принял, но не полюбил города с его вечным движением, заводами, машинами. Понимая всю красоту творческих достижений города, он невольно тянется из фабричного дыма к зеленым лугам, "в тихополье, на раздолье", где

          Лютики весенние,
          Луговой наряд,
          В золотом цветении
          Как огни горят.

     Почти все стихотворения М. Артамонова, где он воспевает природу, деревню, полны гармоничности с окружающим, написаны "под песню":

          В небе зорька алая
          Золотом ткана,
          Ночь прокоротала я
          Девушка одна.

     С душой несомненного художника, М. Артамонов все же не своеобразен в своем творчестве. Его краски заимствованы частью из старой народной поэзии, частью из революционных поэтов крестьян - Орешина, Ширяевца и чаще всего Клюева. Иногда эта заимствованность доходит до простого подражания, как, например, в стихотворении "Пляс", написанного на мотив общеизвестного "Камаринского":

          Ах ты, милая, красавица моя,
          Ты пройди-ка, да смени-ка ты меня -
          Проплыви-ка да пристукни каблуком,
          Не печалься, не кручинься ни о ком.
          Что печалиться, напрасно горевать:
          Будем весело до вечеру гулять.

     Хотя стихотворение и носит заглавие "пляса", но это не обязывает писать на старые мотивы, тем более уже такие затасканные, как "Камаринский". Можно, конечно, вливать вино и в старые меха, но только тогда, когда это вино лучшего качества, чем было прежде. В данном же случае этого нет.
     Все же, несмотря на перегруженность деревенских настроений, М. Артамонов не отрицает города. Он знает, что город

стр. 27

в строительстве новой жизни стоит на первом месте. И когда он возвращается к современности, он видит перед собой "Окраины", "Заводы", "Кузнеца", "Ткача". И это расслоение поэта чувствуется на протяжении всей книги.
     В общем же от книги веет Малявинскими бабами, антоновскими яблоками, безбрежностью полей.
     Книга не дорогая. Было-бы лучше, если бы не было такого безвкусного рисунка на обложке.

home