стр. 36

     С. Оленев.

     СЛОВО И ДЕЛО.

     Роль художественной литературы, в качестве организующей человеческое общество силы, огромна. Сплачивая воедино бессознательный опыт сотен тысяч и миллионов одинаково (или приблизительно одинаково) чувствующих людей, не умеющих в художественном слове этот опыт конкретизировать, назвать, художественная литература является одним из самых действительных орудий прогресса в руках революционного и регресса, контр-революции - в руках отсталого, уходящего в бездну прошлого, класса. Вокруг идеалов, выдвигаемых в литературе представителями того или иного класса, класс этот сплачивается, получает как-бы освящение своей повседневной, почастую кажущейся бессмысленной борьбы. С другой стороны, идеалы эти, особенно, если они выдвигаются классом господствующим, действуют ослабляюще, разлагающе на чувства и волю класса-противника. Создается своеобразный, весьма важный своими результатами для нарождающегося и прогрессирующего класса литературный фронт, являющийся частью общего фронта культуры. В нашу эпоху социальной революции, в период обостреннейшей гражданской войны, борьба на этих фронтах становится особенно ожесточенной. И тем труднее эта борьба, что немало представителей старой буржуазной культуры, как верные соратники, стоят в борющихся рядах пролетариата, не будучи однако проникнуты его психологией, и что и сам рабочий во многом пропитан предрассудками и ложными представлениями отживающей культуры. Окончательная победа пролетариата в значительной степени зависит от того, сумеет ли он, как класс, не только овладеть обломками культуры старого мира, но и, преодолев ее, отбросив метлой своей рабочей критики все гнилое прошлого, выковать новую, свою пролетарскую культуру; сумеет ли он из своей среды выдвинуть творцов науки и искусства, идущих с ним нога-в-ногу в светлое царство Грядущего.
     Для нас этот вопрос отнюдь не спорный. Мы не только уверены в том, что такие творцы явятся, - мы их уже можем приветствовать на светлых путях человечества. Они уже пришли и творят, и с каждым днем число их растет. Сотни пролеткультов, тысячи студий и мастерских искусства, десятки тысяч рабочих - учеников этих студий, ясно показывают нам, что пролетариат широко понял задачу строительства пролетарской культуры. И с каждым днем завоевания его в области искусства становятся все глубже; все резче становится разрыв рабочего с культурой прошлого.
     Из достижений пролетариата в искусстве наиболее показательной является пролетарская литература, теснее, - поэзия. Начав с детски-беспомощных произведений, ограниченных кругозором боевой, революционной обстановки и призыва к борьбе, рабочие-поэты, вместе с победой пролетариата, перешли к темам, обхватывающим все категории человеческих переживаний. Одновременно богаче и разнообразнее становятся формы пролетарской поэзии, она приобретает свой собственный лик, лик рабочего, который не смешаешь с образом интеллигентско-буржуазного представителя старой поэзии.

стр. 37

     Но мы не должны забывать, что пролетарская поэзия только начала свой путь, что она идет, пусть, к единой цели, но разнообразными тропинками, не слившимися пока в широкую многоколейную дорогу. Также не нужно забывать, что мы еще ничего не дали в области художественной прозы и драмы, что нам предстоит огромнейшая и ответственнейшая работа в этой области. И нашим долгом, долгом пролетарских писателей и рабочих, является осознать свои задачи и точно наметить те условия, при которых пролетарская литература может развиваться возможно безболезненнее и плодотворнее.
     Первым условием успешного развития пролетарской литературы является организованность пролетарских писателей, их сплоченность. Организация пролетарских писателей в единый мощный Всероссийский союз - вот лозунг, брошенный Всероссийским совещанием пролетарских писателей в Москве, окончательное осуществление которого предстоит предполагающемуся в Москве в ближайшие дни Всероссийскому съезду. Какие-бы препятствия ни стояли на пути организационного бюро и других т. т., они должны быть обойдены; съезд должен быть созван, союз должен стать реальным фактом. Какие-бы группы или организации ни высказывались против самой идеи союза или его самостоятельности, они должны быть отметены съездом, как совершенно ложно представляющие себе задачи пролетарской культуры. Никакие компромиссы, никакие уступки в этом отношении немыслимы. Сама жизнь толкает пролетарских писателей на организацию союза, и никаким хитроумным дипломатам и политикам не остановить и не приглушить этого прямого требования. Нами получены сведения об образовании отделов союза в ряде провинциальных городов: Харькове, Екатеринославе, Киеве и др.; их число еще более увеличится ко времени созыва съезда, и последнему предстоит претворить в дело лозунг совещания.
     Второе условие успешного развития пролетарской литературы - это необходимость для наших товарищей иметь свободное время, досуг для литературной работы. Может быть никогда никакой писатель не был поставлен в этом отношении в такие плохие условия, как пролетарский. Громадное большинство наших товарищей не имеют совершенно времени и возможности писать, работая в партийных и советских органах, кроме того, отдавая все силы на иногда совсем незнакомую для них деятельность; еще больше их находится в рядах Красной Армии. Ясно, что при таком положении развитие пролетарской литературы невозможно. Нужно, наконец, определенно поставить и разрешить вопрос об отозвании всех литературных сил пролетариата от всех областей работы, кроме литературы и соприкасающейся с последней культурно-просветительной деятельности. Пролетарскому писателю должна быть, наконец, предоставлена возможность на деле, а не на словах только, не в тщетных надеждах и мечтах о лучших временах, осуществлять свое писательство. Понятно, что вместе со свободным временем пролетарскому писателю не должна быть предоставлена возможность свободно умирать с голоду или от болезней. Слишком малочисленны пока наши ряды и слишком тяжелые потери мы уже понесли, чтобы не повторить это еще раз, хотя кое-что в этом направлении уже делается.

стр. 38

     И, наконец, пролетарскому писателю должна быть дана самая широкая возможность выявлять себя путем печатания его произведений. Принципиально, на словах никто против этого не возражает; наоборот, к этому относятся как-будто благожелательно. На деле же в Москве, например, почти за полтора года, с весны 1919 по осень 1920, не вышла в свет ни одна книга пролетарских писателей. Не лучше обстоит и в Питере. То же и с журналами. "Грядущее" почти не появляется, "Горн" и "Гудки" совсем не выходят. "Кузница" при своих 2-х листах фактически из двухнедельника превратилась в ежемесячник. Вопрос о печатании пролетарской литературы также должен быть разрешен решительно и кардинально. Государственное Издательство должно предоставить московскому и петербургскому союзам пролетарских писателей для московских и питерских и Всероссийскому - для провинциальных писателей известное количество печатных листов в месяц, которое оно обязуется выпускать в срок.
     Кроме того, наши партийные и советские органы должны возможно чаще печатать на своих страницах произведения пролетарских писателей вместо Городецких и Годиных, как это делают некоторые. И это тоже должно стать делом.
     С другой стороны, наши товарищи должны использовать все возможности устной пропаганды пролетарской литературы путем организованных выступлений (доклады, чтения, собеседования и проч.) в рабочих клубах, на вечерах и т. д.
     Только тогда, когда организованные во Всероссийский союз, имеющие время для работы и регулярно издающие свои произведения пролетарские писатели выступят единым мощным коллективом, можно говорить о дальнейшем развитии пролетарской литературы. От слов, от благих пожеланий нужно перейти к делу, к реальному строительству.
     И если пролетарские писатели полны сознанием своего долга и ответственности перед революцией, то, мы уверены, и последняя не может и не должна выпустить из своих рук могущественного оружия - художественного слова.
     Довольно слов! К организации! К сплоченности! К делу!

home