стр. 39

     Кузнец.

     Семен Фомин. Стихи. Государств. Издат. М. 1920. 48 стр. Цена 9 руб. -

          "Отец - прадедовские полосы
          Пахал и добывал оброк...
          А дед у пекла раскаленного
          Варил хрусталь. И вот от них,
          Как от источника бездонного,
          Журчит безхитростный мой стих"...

          ("Родословная").

     Из этого первого стихотворения сборника мы узнаем, что поэт - крестьянин и что поэзия - творчество его также от крестьянства, от полей, от проселков:

          "Поля родные - это плоть моя..."

но... все это поэтическое родство с полями укладывается в двух-трех страницах сборника, а в остальном С. Фомин неверен себе и в творчестве идет или к молитвенности и мистике

стр. 40

Н. Клюева со старыми Микулами, Егорьями, где за "схимными хатами" "сосны ладаном кадят,"

          "Чашей неба голубого
          Причасти меня земля"...
          "Разбитая икона -
          Истерзанная Русь"...
          "Земля моя - колыбель святая
          Вкусившая оцета мать,
          С тобою Алконостом витаю я
          И скорби не в силах сдержать..."

или в большинстве своих стихов подходит к тихой лирике, но журчащей не от черноземного "бездонного источника".
     С. Фомин чувствует свою оторванность от полей и крестьянства, от быта родивших его:

          "Оторвался я от пуповины пашен,
          От твоих сосцев, земля, родная мать..."

И конечно не хочется верить, что поэт, оторвавшийся от пуповины пашен, безвольный, чья "воля - песчинка", одинокий поэт

          "отравлен ядом тленья и могил"

старого, пережитого... Но... революционная Россия для поэта встала на распутьи событий "притчей во языцех:"

          "Я верю и не верю,
          Приемлю и страшусь:
          Отверзлись миру двери,
          Иной предстала Русь".

Нет в стихах С. Фомина волнующего содержания, нет революционной от земли весенней радости крестьянских поэтов Орешина, Праскунина.
     Революция дает новое искусство, новые слова, новый ритм и образы.
     И невольно закрадывается опасение, что в творчестве поэта, оторвавшегося от Революции, от земли, от быта родивших его и в то-же время пишущего о Революции, о земле - нет и не может быть художественного выявления своего "я", и что источник крестьянской поэзии, откуда журчит его "безхитростный стих" может в одно время быть сух.
     И в последней части книги, где Война и Революция отразились лишь в шести коротких стихах, там так ярка эта бедность слов о войне и революции, эта оторванность от "пуповины пашен," и бездорожие творчества Семена Фомина.

home