стр. 73

     Кузнец.

     Радость труда. Сборник стихотворений А. Дорогойченко, И. Кузнецова и Л. Котомки. Изд. Политотдела Ряз.-Ур. ж.д. Саратов. 1920 г. 64 стр. Цена 30 рубл.

     Нельзя сказать, что сборник имеет какую-нибудь определенность в подборе материала. Все напечатанное является каким-то случайным. Много тем, много задуманного, но и много непродуманного, скомканного какою-то поспешностью.
     Сборник открывается стихом т. Дорогойченко "Борьба", вызывающим некоторыми строками полнейшее недоумение, отталкивающее настроение и к остальным вещам сборника недоверчивое отношение.
     О борьбе ли говорят эти строки:

          "Будь беспощадно-грубым
          К напавшему зверю.
          Нечисть скорчила рожу (?),
          Обожгла мечом (?).

     И дальше через две строки по Александровскому ("взваливай больше на наши спины тяжестей, жизнь, - мы донесем". Александ.) говорит:

          "Взваливай, взваливай тяжестей жизнь,
          Я не согнусь..."

Стихотворение ученическое и место ему не в сборнике.
     В стих. "Красная армия" в каждой строфе по одному, а иногда и по два "красного" слова: красные крылья, красно летишь, краснолицый и пр. Красным от этого стихотворение не стало, а приобрело какую-то паточную слащавость и говорит о бедности языка поэта.
     Слабы стихи и требуют еще работы: "18 марта", "Родина", "Отдых", "Мы", "На позициях", "Гений завода".
     В остальных стихах тов. Дорогойченко больше художник, больше поэт. То, что он отходит от них, от "лозунговой" поэзии и переходит к творчеству "образами", ставит его творчество ценнее и выше, чем творчество двух следующих поэтов тт. Кузнецова и Котомки.
     Этот путь поэтического творчества т. Дорогойченко только начинает и, конечно, образы его не всегда ясны и четки.
     Вот примеры:

          "Ветер взмыл над водной хлябью,
          Распахнувшись в две полы". (Утро на Волге)
          Рано роняешь на землю росой. (Красная армия)
          "Смеешься смесью (?) узких улиц". (Весна).

или эта двойственность образа, разбивающая целость впечатления:

          "Полотна облаков, как льдины
          Плывут и тают без следа".

стр. 74

Но такие строки образны и удачны:

          "Гудок тревожно воя,
          В череп жирного покоя
          Клинья острые вбивал"... (Завод)
          Туман седою паутиной
          Поля пустынные заткал". (Весна)
          "Беззубая кручина...
          ...Сталью стиснуты виски,
          Перекладина решетки
          Небо режет на куски". (За решеткой).

     Стихотворение же "В церкви" по новизне темы и по оригинальности подхода и выполнения заставляет думать, что т. Дорогойченко находит свои приемы и свой путь поэтического творчества:

          "Судьба ослепшая ходила
          И зябко куталась в туманы,
          Чадило ладоном кадило
          В ее гноящиеся раны...
          ...Ненужно - гулко в своды бились
          Псалмы гнусавого диакона...
          ...Старушьи губы шелестели
          Как листья в пору листопада...
          ...Паук в божнице крепко выткал
          Свои земные паутины...
          ...Шуршат прожорливые моли
          За чудотворными иконами..." (В церкви)

     Мало приходится сказать о стихах т. Кузнецова.
     Стихи его слабы технически и идеологически. Образность отсутствует. Эпитеты затасканы. Язык не богат новым словообразованием. В каждом стих. непременно встретишь слова: красный, кровавый, свободный, восстание.
     Сплошь и рядом прозаизмы:

          Я песней вылитой из стали
          Бужу холодные сердца.
          Чтоб люди долг не забывали,
          Боролись честно до конца.
          Я песней вылитой из чада (?).
          У разъяренного огня
          Всех пролетариев из ада
          Зову навстречу дня... (стр. 52).

Или такие футуристические "выверты":

          "Рабочие вздымаются взмахи...
          В испуге пламени эшафоты
          Корчатся в последнем ахе (?).

Единственное стих, оставляющее хорошее впечатление и ритмически оригинальное, стих. "Отблески Октябрьских Торжеств".
     Из семи стихов Л. Котомки, в большинстве лирических, не вполне очерченных и не глубоких, выделяется по задушевности и простоте стих. "Простые слова" да некоторыми удачными местами стих. "Из окна вагона".
     Во всем, как у т. Кузнецова, так и т. Котомки, скользит какая-то поспешность в творчестве, неуглубленность, поверхносность мышления.
     А товарищам, пишущим уже не первый год, нужно серьезно и внимательно осмотреться на пути поэтического творчества, дабы искреннее и красочнее выявить "радость творчества".

home