стр. 32

     ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД ПРОЛЕТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ.

     С 18 окт. по 21 окт. в Москве, в помещении Дома Печати состоялся 1-й Всероссийский Съезд пролетарских писателей.
     Разбросанные на всех фронтах Р. С. Ф. С. Р., пролетарские писатели наконец получили возможность заложить основание организации сил, создание единого фронта пролетарской коммунистической литературы, а также разрешить назревшие вопросы в области творчества и пролетарской культуры.
     По докладу мандатной комиссии, на Съезде присутствует всего 142 чел.: с решающим голосом - 95, с совещательным - 47.
     Представительство имели города: по 1 - Ташкент, Грозный, Вологда, Саратов, Кашира, Скопин, Волынь, Иваново-Вознесенск, Двинск, Тверь, Оренбург, Орел, Баку, Сердобск, Рязань, Калуга, Одесса, Варнавин, Кострома, Вятка, Алтайск, Киев, Екатеринослав, Майкоп, Дмитров. Затем Пятигорск - 3, Тамбов - 5, Харьков - 4, Челябинск - 2, Ростов н/Дону - 2, Воронеж - 2, Самара - 2, Омск - 2, Владимир - 2, Петроград - 21 и Москва - 69.
     По составу: от Пролеткультов Москвы, Петрограда и провинции присутствовало - 39, от Ц. К. Пролеткультов - 6 чел. от кружков и союзов пролетарских писателей и поэтов - 27. Секция пролетарских писателей Москвы - 15, от Ц. К. Р. К. П. - 7, от Отнароб - 12 чел., от редакций газет - 5, от Коммунистического Союза молодежи - 1, от Союза журналистов - 2, персонально - 28 чел.
     В политическом отношении коммунистов - 93, анархист - 1, левый с.-р. - 1, сочувствующих комм. партии - 8 и беспартийных - 39.
     Возраст: от 19 до 30 - 54 чел., от 30 до 40 лет - 47, свыше 40 лет 17 чел., остальные не указали.
     Поэтов и беллетристов, работающих в литературе по времени печатания своих произведений: свыше 30 лет - 8 чел., от 20 до 30 - 9 чел., от 10 до 20 - 15 чел., от 1 г. до 10 - 42 чел.
     Имеющих книги своих сочинений - 47 человек.
     Подвергалось репрессиям в царское время - 54 чел., из них: тюрьмам, ссылкам в Сибирь, Нарымский край, Якутскую область, каторжным работам от 1 г. до 12 лет подвергалось 35 чел., арестам, высылкам и различным наказаниям - 19 чел.*1.
     После доклада мандатной комиссией был избран президиум Съезда в составе: председателем т. В. Кириллов, товарищами председателя т.т. Герасимов и Садофьев, секретарем Съезда т. С. Обрадович, членами т.т. Александровский, Шувалов, Маширов-Самобытник и Поморский.
_______________
     *1 Недостаток места не позволяет нам привести полнее эти интересные статистические данные анкет 1-го Всерос. Съезда пролетарских писателей, хотя и нужно было бы сделать это для редакции московского журнала "Творчество", тиснувших в N 7-10 хотя и безвредную, но желчную статью некоего С. Ш. о задачах Съезда и составе его; считаем, что редакция журнала "Творчество" впредь будет осмотрительнее относиться к такого рода заметкам старого репортерского пошиба.

стр. 33

     Почетными председателями - т.т. В. И. Ленин, А. В. Луначарский и М. Горький.
     Были посланы приветствия Красной армии, т. Ленину, Луначарскому, М. Горькому и Коммунистическому Интернационалу.
     Затем были заслушаны приветствия: от Петроградского Пролеткульта, Литературной студии Моск. Пролеткульта, Международного Бюро Пролеткульта, от Московской секции пролетарских писателей, от Дома Печати, от Ц. К. Пролеткультов от Лито Н.К.П., от Союза латышских пролетарских писателей, от еврейских пролетарских писателей, от Самарского "Дома Печати" и проч. провинциальных литературных организаций.
     Утро второго дня было посвящено докладу т. В. Кириллова: "Текущий момент и задачи пролетарской литературы":
     Пред лицом диктатуры пролетариата умолкла дореволюционная русская литература, поскольку последняя являлась выразительницей идеологии чуждой, а порою и враждебной классовому коммунистическому мировоззрению. Художник старой формации не в состоянии стать выразителем нового общества. Поскольку неизбежна победа коммунизма, настоящее и будущее литературы принадлежит исключительно литературе пролетарской.
     Название "пролетарское искусство" - условное, временное. С уничтожением деления общества на классы, пролетарское искусство естественно становится общечеловеческим или коммунистическим.
     Деление искусства на "чистое" и "тенденциозное" - пережиток старого, пережиток капиталистической эпохи; коммунистическое общество будущего даст возможность художнику свободного выявления своего творчества, без тенденций, политических и общественных.
     Искусство - высшая форма производства и от художника мы должны требовать специализаций, мастерства, а задачей художника специалиста - помочь организовать массовое художественное творчество.
     Условие среды и положение в обществе художника определяли его и идеологию его творчества. Но было ошибкой думать, что товарищ, оторвавшийся от завода, не может уже выявлять идеологию своего класса. С богатым жизненным опытом, мы должны не только усовершенствовать старую литературу, но и захватить новые области в творчестве, а захватывая - открывать новые приемы и достижения.
     Пред нами встает вопрос о новых методах, о новых приемах; мы должны учиться не только у классиков, но и у современных, более поздних писателей, даже и враждебных нам идеологически, ибо одним из условий расцвета пролетарской литературы - есть специализация. Объединение пролетарских художников и предоставление им возможностей исканий и выявлений новых форм пролетарского искусства - есть одна из задач Всероссийск. Съезда пролетарских писателей. Новые формы пролетарского искусства еще в зародыше, поэтому объединение пролетарских художников должно происходить по классово-идеологической линии, а не по художественным или по общественным группировкам, ибо объединение должно оставлять

стр. 34

полную свободу для борьбы внутри за новые формы пролетарского искусства.
     Сохраняя в полной мере идеологическую чистоту, мы должны стремиться к вовлечению в свою работу художников других общественных слоев, ассимилируя и подчиняя их своему идеологическому влиянию.
     Объединение должно пойти с того ядра искусства, которое получило уже идеологическое пролетарское оформление и естественно оно должно начаться с художников слова, ибо только пролетарская литература определенно показала свои классовые черты; по мере оформления других отраслей искусства они постепенно вливаются в существующее объединение пролетарских художников.
     Касаясь создания Всер. Союза Прол. писателей и согласованности деятельности с Пролеткультами, докладчик указывает, что связывать объединение пролетарских писателей с организацией, как Пролеткульт, было бы ошибкой: являясь последователями пролетарской коммунистической идеологии, мы должны входить в работы Пролеткульта, сохраняя свое объединение от влияния чуждых элементов, объединяющихся порою в Пролеткультах.
     После оживленных прений в которых приняли участие т.т. Озоль, Гильдин, Деев-Хомяковский, С. Родов, Ольминский, Владимирский, Львов-Рогачевский, Оков, Степной, Колосов, Шувалов и Садофьев, и заключительного слова докладчика, сделавшего вывод из всего сказанного выступающими, что - пролетарским писателям необходима прочная организация для защиты его в материальном отношении, для того-же, чтоб дать в своем творчестве больше и ценнее, необходимо изучение литературы прошлого и настоящего и методов творчества, для общей работы необходимо привлечение и крестьянства, идеологически сходного с нами - была принята резолюция:
     Резолюция по докладу тов. Кириллова. "Текущий момент и задачи пролетарской литературы".
     1) Заслушав доклад тов. Кириллова, Съезд признал необходимым немедленно учредить Всероссийский Союз Пролетарских Писателей.
     2) Признавая, что создание пролетарской литературы возможно лишь при наличии всесторонне образованного пролетарского писателя, владеющего всеми достижениями как прошлой так и современной литературы, Съезд считает неотложной мерой - освобождение талантливых пролетарских писателей от работы, чуждой литературному творчеству, и предоставлении им условий, благоприятных для их художественного развития.
     3) Признавая, что пролетарская литература, несмотря на большие художественные достижения, не успела еще выявить своих вполне оригинальных форм, Съезд считает, что объединение пролетарских писателей должно вестись по линии классово-идеологической, оставляя полную свободу внутри Союза за новые художественные формы.
     4) По вопросу о крестьянских писателях Съезд признает возможным допущение в Союз писателей из крестьян, при условии если творчество их не носит характера, враждебного пролетарской идеологии.

стр. 35

     В вечернем заседание был заслушан и принят к сведению доклад А. Богданова: "О пролетарском творчестве".
     "Две основных характеристики пролетарского творчества: это 1) осознанный коллективизм: выявление не личности самой по себе, но творящего коллектива через творческую личность и средство организации коллектива и 2) трудовой монизм: не отделяя себя по существу от "простого" труда, не приписывая себе высшей природы, а признавая свою общетрудовую природу.
     Обе эти черты ясно выражены в существующей пролетарской поэзии; революционность - результат этих двух черт.
     Очередная задача, которую надо решить - отношение "формы" к "содержанию", т. е. "техники" к "искусству".
     Значение техники различно. Одно относится к производству, другое - высшая техника - к идеологии.
     Объект техники производства - природа, ее стихийные силы. Здесь задача техники - подчинение этих сил, накопление и сбережение человеческой энергии посредством машин и т. п.
     Объект техники идеологической - живой опыт коллектива. Задача ее - приспособление этого опыта к задачам и потребностям коллектива, его организации. Здесь придется говорить о технике изложения, стихосложения, судопроизводства, религиозного культа.
     Техника в производстве может быть общечеловеческой: машина может быть и не буржуазной, и не пролетарской. Когда общество классовое и классовый коллектив противопоставляется другому, когда идеология класса есть орудие борьба, господства - техника должна быть классовой. Она может служить к развитию энергии одного класса за счет другого, к подчинению энергии классов низших: так например, развитие техники судопроизводства или техника религиозная и художественная.
     Техника производства прогрессирует с развитием производства.
     Техника идеологическая, классовая прогрессирует с развитием класса.
     Когда класс находится в периоде упадка - то техника понижается, падает, исчезает сила и гармония целого; энергия растрачивается на мелочи и частности; такова техника "декаданса". Техника весьма сложная, утонченная может быть низшей по существу.
     В новом творчестве нужно исходить от высшей техники, которая имеет за собою классиков. Пролетарский поэт, который не выработал своей техники, должен называть себя "переводчиком", наростающего жизненного революционного коллектива на чужой язык, на язык прежнего искусства.
     И передавать то, новое, что рождается в жизни коллектива, ничуть не уступая форме, ничем из содержания не жертвуя для формы, напротив жертвуя формой, - это есть лучшее достояние творчества. Борьба со старой формой, в которую нужно дать новое содержание - это и есть путь искания нового. От нового содержания к новой форме - вот лозунг пролетарского творчества.
     Утреннее заседание Съезда было заполнено докладом т. Лебедева-Полянского "О пролетарской критике". Докладчик разграничил

стр. 36

критику Чернышевского и Добролюбова, ставивших в первую очередь в произведении не художественность, а общественные отношения и пролетарскую критику, исходящей из того положения, что литература является организацией всей жизни, всего коллектива; выяснение содержания художественного произведения есть первый момент в задачах пролетарской критики; в задачи этой критики вошли также вопросы о стихе в будущем, о ритме, о художественности образов, о пролетарском романе.
     Оживленные прения вызвали затронутые докладчиком вопросы о так называемом "свободном творчестве" и о соответствии поэтических образов и символов научному современному мировозрению.
     Доклад т. Лебедева-Полянского принимается к сведению.
     Вечернее заседание последнего дня Съезда, после часового доклада т. Ольминского о задачах - работе Истпарта, посвящается обсуждению Устава Всероссийского Союза пролетарских писателей.
     После непродолжительных прений, устав союза принимается единогласно при нескольких воздержавшихся.
     По предложению коммунистической фракции Съезда принимается список членов Правления Всерос. Союза прол. писателей и ревизионной комиссии. Избраны единогласно: в Правление: тт. В. Кириллов, М. Герасимов, А. Маширов, В. Александровский, И. Садофьев, А. Поморский, П. Арский, С. Оков, И. Филиппченко, С. Обрадович, М. Волков; кандидатами: И. Шувалов, И. Логинов, А. Дорогойченко, Озоль, Бердников. В ревизионную комиссию: Злинченко, Воеводин и М. Сивачев.
     После коротких докладов о работе провинций и пожеланий, среди которых надо отметить предложение об организации в Москве "Дома пролетарской Литературы", об организации Отдела пролетарской литературы при Гос-Издате, о составлении обращения к пролетарским писателям всех стран с призывом к организации пролетарской литературы и поддержке Советской России в борьбе с международным капиталом, заключительное слово берет Председатель Съезда т. В. Кириллов.
     Первым Всероссийским Съездом пролетарских писателей за эти три дня выдвинута огромная работа по организации творческих сил пролетарской литературы и разрешении некоторых вопросов творчества. Хотелось бы, чтобы эта живая товарищеская связь, установившаяся здесь, чувствовалось бы и далее между разъехавшимися и Союзом. Нужно обмениваться о возникающих вопросах на местах, об организации. Нужно, чтобы эти нити не прерывались; чтобы то, что мы наметили здесь, было активным воплощением в каждом из нас, чтобы идеи, положенные в основу Всероссийского Союза пролетарских писателей, пропагандировались нами везде и всюду.
     Первый Всероссийский Съезд пролетарских писателей объявляю закрытым (аплодисменты).
     С пением Интернационала члены Первого Всероссийского Съезда пролетарских писателей расходятся.

home