стр. 38

     Кузнец.

     Твори. Журнал студий Московского Пролеткульта, N 1, 24 стр. Декабрь 1920 г. и N 2 1921 г. 36 стр.

     "Надо творить самим" бросают лозунг студийцы в редакционной статье I-го N. Золотые хорошие слова, но для первого N они были забыты студиями пролеткульта. В Отделе "Творимое": знакомая читателям "Кузницы" лирика Обрадовича и Александровского, затем не дурный и живо написанный рассказ В. Плетнева "В Троицын день" и затем в отделе статей - сухо, не ново и не глубоко написанные статьи Ст. Кривцова "Наши пути" и "Мадам Анго", более определенно говорящие о

стр. 39

путях Театрального Пролеткульта статья Е. Арватова "На повороте" и, его же статья о постановке Принцессы Брамбилы в Камерном, статья, которая могла бы итти в любом и не пролеткультовском журнале. Ни одной статьи, ни одной заметки от студийцев. Чувствуется, что журнал "состряпан" наспех и неумело.
     Выгоднее отличается N 2. На ряду со стихами М. Герасимова, В. Александровского, Н. Полетаева, С. Обрадовича и Г. Санникова уже намечающих свои творческие дороги, имеющих каждый свое поэтическое лицо, свой метод в разработке стиха и композиции сюжета, надо отметить не лишенные интересной задуманности стихи Н. Щекутьева и С. Долныкова. Стих. "Городское" А. Соколова не "выношено", не продумано и является лишь материалом для хорошего лирического картинного стихотворения о городе.

          "Пространство синей площади
          Вымощено яркими камнями.
          Туча неуклюжей лошадью
          Движется брызгая слюнями.
          Просиял прожектор лунный
          Прогрохатали грузовики огнеметно.
          На улицах городской комуны -
          Деревья намокшие метлы".

Еще раз приходится напомнить старую истину: в художественном поэтическом творчестве надо знать о чем пишешь, с чего начал и чем кончишь...
     Более слабы стихи И. Шершнева и А. Мишенькина.
     Отдел прозы представлен полнее. На первом месте рассказ В. Плетнева "Кара", рассказ бытовой, из дореволюционной жизни: на завод поступил провокатор из рабочих. "О приходе его в мастерскую знали задолго. Знали и ждали с злорадным нетерпением". А когда пришел в мастерскую, то "собрались черной кучкой, переглядывались, глухо смеясь, мерили глазами невзрачную жалкую фигуру человека, переступившего порог великого единства, нарушившего безмолвную клятву верности классу". И над ним начинается методическая мучительная суровая пытка, приводящая его к уходу из завода. Рассказ написан ровно, сжато, даже скупо, и в том месте, где провокатор в холодный день, пригретый у горна, задумывается, хочется полнее чувствовать-переживать мучительное одиночество провокатора.
     Рассказ "Агитаторы" Мих. Волкова, знакомого читателям "Кузницы" своим импрессионистическим методом разработки сюжета, здесь также дает яркие, образные живые мазки современной жизни, добродушно посмеиваясь над злоключениями молодых агитаторов-гимназистов из Союза молодежи, ничего неимеющих общего с массой и непонимаемых деревней.
     Приходится только предостеречь автора от часто повторяющейся анекдотичности темы, поверхности зарисовки картин и пожелать более глубокого взрыхления психологии быта.
     В рассказе Мих. Дикова "Игнахина судьбина" чувствуется еще неумелость композиции, схематичность, но отдельные места удачны.

стр. 40

     В журнале есть две статьи: "Об индустриальных ритмах пролетарской поэзии" Бориса Перелешина и "О пролетарской беллетристике" И. Пчелинцева. Конечно, "определенной определенности" в них не найдешь, но хорошо то, что эти темы начинают разрабатываться нами, пишутся студийцами. Вопросы о ритме, метре, образе, стихе и прозе - все вопросы наболевшие и о них нужно много и долго нам поговорить.
     В отделе библиографии - недурно написанная статья о "Кузнице", но к сожалению... не студийцем.
     Хроника составлена живо и интересно. Хорошо, что по примеру далеких отзвучавших "Гудков" 1919 года, журнала - предшественника "Кузницы", даются отчеты о литературных собеседованиях, хорошо и то, что в конце помещена декларация группы "Кузницы" с присоединенными подписями студийцев: в единстве - сила...

home