стр. 2

     Геннадий Коренев.

     РОСТ ИНДУСТРИИ И РАБОЧЕЕ ИСКУССТВО.

     В нынешних условиях, в условиях Нэп'а, судьба рабочего класса в России зависит от того, сможет ли он в ближайшие же годы развить до большой высоты национализированную государственную промышленность, попутно выдвигая из своей среды достаточные культурные силы для руководства этой промышленностью и советским государством.
     Разрешить эту задачу - значит сделать огромный шаг к социализму, значит разрешить вопрос о создании наилучших условий жизни для рабочего класса, а судьба рабочего искусства, в нынешней стадии его развития, целиком обусловливается положением и состоянием рабочего класса.
     Прежде всего рост индустрии при диктатуре пролетариата будет все больше и больше ослаблять зависимость рабочего от буржуазной экономики, а, следовательно, и от буржуазной идеологии, да и сама буржуазия будет постепенно распыляться и растворяться в идейной и производственной атмосфере пролетарского государства.
     Кроме того, рост индустрии, развитие электричества и пара, все это - созданное человеческими руками - способствует выработке материалистического миропонимания в отсталых массах, неизбежно освобождает их от косности, от религиозных и всяких иных предрассудков.
     Отсюда вытекают те психологические предпосылки, которых пролетарское творчество в настоящее время еще не имеет, но которые ему необходимы.
     Что рабочему искусству во всех отношениях необходим огромный производственный размах страны - не подлежит ни малейшему сомнению.
     Можно было бы заглянуть в старину и показать, как старинные формы земледелия влияли на формы и мотивы народного творчества, особенно на творчество тех слоев, которые непосредственно были заняты у земли. Например:

          "А мы просо сеяли, сеяли
          Ой дид-ладо, сеяли, сеяли..."

     Но не будем заглядывать слишком далеко. Это наглядно можно показать путем параллели между Гастевым и Герасимовым, с одной стороны, и Нечаевым, хотя бы, - с другой.
     В поэзии Герасимова и особенно Гастева, мы имеем наиболее яркие и непосредственные индустриальные мотивы. В поэзии Гастева мы видим совершенно особую, грандиозную форму, как бы соответствующую масштабу наших заданий в борьбе; в поэзии Герасимова слышим подлинный железный ритм, который подчас создается даже помимо воли поэта. И здесь, несомненно, сказывается психологическое действие крупного машинного производства, с которым эти поэты близко сталкивались во время своих скитаний по западной Европе.
     Поэзия же Нечаева и по размаху, и по общему колориту отражает именно обстановку отсталого хозяйства, обстановку небольшого кустарного производства, к которому он принадлежит. В этом отношении поэзия Нечаева очень характерна и показательна...
     Но это еще не все. Рост индустрии в Советской России, всесторонне улучшая быт пролетариата, создает почву для проникновения искусства в пролетарские массы. А это главнейшее условие для развития и самоопределения рабочего искусства. Последнее еще не нашло своих путей, своих определенных форм и мотивов не только потому, что оно молодо, но главным образом потому, что рабочие массы еще не сказали по этому поводу своего слова. Пролетариат в силу многих условий еще вообще весьма слабо приобщен к искусству.
     Вот в чем трудность положения рабочего искусства, которое может жить и расти только при наличии соответственно заинтересованных рабочих масс, хотя в основе своей оно является первым камнем бесклассового общечеловеческого искусства.
     Из всего сказанного очевидно, что вопрос о развитии индустриальной промышленности в Советской России, вопрос об электрофикации - есть вопрос жизни или смерти рабочего искусства. И в связи с этим, мы в нашем творчестве в настоящее время ни в коем случае не можем и не должны отказываться от трудовых мотивов. Мы должны писать о труде, конечно, не надо раздражать усталого рабочего фальшивыми песнями о радости труда сегодняшнего дня, но о труде надо писать и, говоря о его тяжести, неустанно освещать и подчеркивать в образах его великие, действительно радостные перспективы.
     В период гражданской войны, когда каждый из нас твердо знал, что на фронте решается судьба революции, некоторые из наших поэтов и писателей посвящали значительную часть своего творчества примитивным, но потребным в тот момент революционно-боевым мотивам.
     Ошибка ли это? Безусловно нет. В этом большой исторический смысл, в этом историческое оправдание пролетарской поэзии.
     В том-то и различие между буржуазным искусством и переходным пролетарским, что последнее играет подсобную, но прямую роль в деле организации борющегося рабочего класса.
     Сейчас войны нет. Как первостепенной важности задача - выдвинута работа по развитию индустриальной государственной промышленности.
     Пролетарские писатели должны освободить свое творчество от всяких чуждых наслоений и сделать его отдыхом для трудовых масс в их тяжелой работе.

     [В середине статьи фотография писателей с подписью: "1-й Всероссийский с'езд пролетарских писателей 18 - 21 октября 1920 г."]

home