стр. 8

     М. А.

     СУД НАД ПРОЛЕТАРСКОЙ ПОЭЗИЕЙ.

     О пролетарском творчестве вообще и о пролетарской поэзии в частности не мало писалось и говорилось. Показательным в этом отношении был состоявшийся нынче весной в Свердловском университете, при огромном стечении учащейся молодежи, суд над пролетарской поэзией, кстати сказать, нигде не отмеченный.
     Пролетарским поэтам, в частности "Кузнице" было пред'явлено обвинение в том, что поэты в своих произведениях дают старое содержание, пользуются старой формой и не достаточно ярко отобразили послеоктябрьскую жизнь пролетариата.
     Под конвоем приводят на сцену обвиняемых - группу пролетарских писателей. Им пред'являют обвинение и приступают к допросу.
     - Обвиняемый Герасимов.
     - Я.
     - Ваше имя отчество?
     - Михаил Прокопьевич.
     - Расскажите о себе, - кто вы такой, ваше отношение к революции, давно ли начали писать и что побудило вас к творчеству?
     - Начал участвовать в революционной борьбе с 16 лет. В 1907 г., когда мне было 18 лет, пришлось эмигрировать за границу от царской полиции. В 1917 г. был членом первого ВЦИК'а. Писать начал с 1913 г., хотел отразить движения, надежды, радости и чаяния рабочего класса, из которого я сам происхожу, так как то, что я читал, не затрагивало мою душу. По мере сил своих я и стараюсь это сделать. Вот какие мотивы побудили меня писать.
     - Чем, по вашему мнению, отличается пролетарская поэзия от буржуазной?
     - Главным образом, содержанием и стремлением отобразить душу нарастающего класса.
     - Владимир Тимофеев Кириллов.
     - Ученик сапожной мастерской, - отвечает он на вопросы, - матрос, ссыльный. В 1905 г. участвовал в мятеже черноморских матросов, помилован, как несовершеннолетний, от смертной казни и сослан на три года в ссылку. По партийности соц.-рев., но в ссылке ознакомился с марксизмом и с той поры марксист.
     Обвинитель. Можно ли пользоваться для описания революции державинской одой?
     - Но разве все достижения остановились на Державине? Дело не в форме, а в том, как сказано.
     - Сколько ваш союз насчитывает членов?
     - 50 действительных членов, работающих по всей России, а с кандидатами до 200.
     - Обрадович. Ваше имя отчество?
     - Сергей Александрович.
     - Ваше слово.
     - По профессии типографский наборщик, накладчик, стереотипер. Принимал участие в революции пропагандой; будучи на фронте, вел агитацию против империалистической войны, за что был осужден. Пишу с 1908 г.
     Покончив с обвиняемыми, суд допрашивает свидетелей. Первым выступает токарь по металлу Гончаренко.
     - Понятна ли вам пролетарская поэзия?
     - Понятна.
     Свидетель Середняк, токарь-инструментовщик. В 1918 г. работал в Тамбове в пролеткульте.
     - Знакомы ли с пролетарской поэзией? - спрашивает суд.
     - Знаком.
     - Понятна ли?
     - Вполне.
     - Удовлетворяет ли?
     - Удовлетворяет. Да что говорить, - замечает он, - я услыхал стихотворение "К оружию", оно меня глубоко тронуло, я взял винтовку и пошел. Меня ранили, но я не раскаиваюсь, что пошел. Когда началась разруха, пролетарские поэты и тут нас будили, они не давали нам тянуться.
     Допрашивается книгоиздатель.
     - Кого вы печатаете? - спрашивает суд.
     - Бальмонта, Блока, Северянина.
     - Печатаете ли пролетарских поэтов?
     - Нет.
     - Почему?
     - Мы печатаем те произведения, на которые спрос на рынке.
     - А на пролетарское творчество спроса нет?
     - Этого сказать нельзя, но... для нашей публики не подходит.
     Речи обвинителя и защиты тянутся больше двух часов. Дается последнее слово подсудимых. В зале, битком набитом студентами и молодежью, где их собралось до тысячи человек, тишина. Появление подсудимых встречается бурными аплодисментами. Герасимов, Кириллов, Родов, Обрадович и другие иллюстрируют свои речи чтением своих стихотворений. Из залы летят просьбы читать еще и еще. В зале гул одобрения по адресу пролетарской поэзии. Снова гром аплодисментов. Председатель ставит вопрос на голосование: "кто за пролетарскую поэзию?". И тысячи рук поднялись над головами.
     А в коридорах ловили выходящих поэтов и качали на руках.

home