стр. 105

     О. Б.

     В ПРОИЗВОДСТВО!

     Родченко был беспредметником. Стал конструктивистом и производственником. Не на словах, а на деле.
     Есть художники - они быстро усвоили модный жаргон конструктивизма. Вместо "композиция" говорят "конструкция"; вместо "писать" - "оформлять"; вместо "творить" - "строить". Но делают все то же: картинки, пейзажики, портретики.
     Есть другие - эти не пишут картинок работают в производстве, тоже толкуют о матерьяле, о фактуре, о конструкции, но выходит опять таки стародавнее украшательство, прикладничество, петушки и цветочки или кружки и черточки.
     И еще есть - они и картинок не пишут, и в производстве не работают, они "творчески познают" "вечные законы" цвета и формы. Для них реальный мир вещей не существует, им нет до него никакого дела. С высоты своих мистических прозрений они презрительно глядят на всякого, кто профанирует "святые догмы" художества работой в производстве, или другой области матерьяльной культуры.
     Родченко - не таков. Родченко понимает, что в абстрактном познавании цвета и формы задача художника, а в уменье практически разрешить любое заданье на оформленье конкретной вещи. Родченко знает, что нет раз навсегда данных законов конструированья, а что каждое новое заданье надо решать по новому, исходя из условий вот этого индивидуального случая.
     Родченко знает, что сидя у себя в мастерской ничего не сделаешь, что надо итти в реальную работу, нести свой организаторский дар туда, где он нужен, - в производство.
     Многие взглянув на работу Родченко скажут: "какой же тут конструктивизм? чем он отличается от прикладничества"? На это отвечу: прикладник украшает вещь, Родченко ее оформляет. Прикладник расматривает вещь, как точку приложения своей орнаментальной композиции. Родченко видит в вещи подлежащий оформлению материал. Прикладнику нечего делать, если нельзя вещь украсить, - для Родченки полное отсутствие украшательства необходимое условие целесообразного построения вещи.
     Не эстетические соображенья, а назначенье вещи определяет организацию ее цвета и формы.

стр. 106

[] 4.   РАБОТЫ КОНСТРУКТИВИСТА РОДЧЕНКО   Обложки к книгам

стр. 107

[] 5.   РАБОТЫ КОНСТРУКТИВИСТА РОДЧЕНКО   Проэкты кино-автомобилей

стр. 108

     Трудно приходится сейчас конструктивисту-производственнику.
     Художники от него отворачиваются. Хозяйственники досадливо отмахиваются. Обыватель таращит глаза и испуганно шепчет: "футурист!"
     Много надо выдержки и силы воли, чтобы не вернуться в тихое лоно канонизированного художества, не начать "творить", как художники "чистовики", или стряпать орнаменты для чашек и платков, или малевать картинки для уютных столовых и спален.
     Родченко с пути не собьется. Ему плевать на художников и обывателей, а хозяйственников он прошибет и докажет им, что только производственно-конструктивный подход к вещи дает высшую квалификацию производству.
     Конечно, это будет не скоро. Это будет тогда, когда на первый план выдвинется вопрос о "качестве"; а теперь, когда все сосредоточено на "количестве", о какой квалификации может быть речь!
     Родченко терпелив. Он подождет, - пока он делает, что может: - революционизирует вкус, расчищает почву для будущей не эстетической, а целесообразной матерьяльной культуры.
     Родченко прав. Всякому зрячему видно, что нет другого пути художеству, как в производство.
     Пусть посмеиваются господа "чистовики", всучивая эстетствующим мещанам свои размалеванные холсты.
     Пусть радуются "прикладнички" сбывая фабрикам и заводам "стильные орнаменты".
     Пусть отплевывается обыватель от железной конструктивности Родченковских построений.
     Есть потребитель, которому не нужны ни картинки, ни орнаменты, который не боится железа и стали.
     Этот потребитель - пролетариат. С его победой победит и конструктивизм.

home