стр. 27

     Жорж Гросс.

     К МОИМ РАБОТАМ.

     Сейчас искусство абсолютно второстепенное дело.
     Каждый, кто захочет видеть дальше, большей частью, очень индивидуально поставленных границ своей мастерской - в этом сознается. И все-таки искусство - дело, требующее полной сознательности от того, кто им занимается. Далеко не безразлично - кто ты в этом производстве, как ты относишься к проблеме: масса, - которая не является уже проблемой для людей зрячих. На стороне ли ты эксплуататоров или на стороне массы, добирающейся до шкуры этих эксплуататоров.
     В этом вопросе не отделаешься старым шарлатанством о возвышенности и святости художественного творчества. Художника покупает сегодня дорого платящий спекулянт или меценат. Это посредничество называется в буржуазном государстве - поощрением культуры. Сегодняшние художники и поэты ничего знать не хотят о массах. Как объяснить иначе, что мы ничего не можем предъявить, отражающее хоть сколько-нибудь идеалы, стремления, волю этих рвущихся вперед масс.
     Революции в искусстве, конечно, эстетически значительны, но все-таки это, в лучшем случае только проблемы мастерской. Некоторые художники, серьезно страдающие, впадают в неслыханный буржуазный нигилизм, так как, пребывая в индивидуалистическом художественном самоокапывании, они не в состоянии осознать революционные проблемы. Слишком мало над этим работают. Есть даже революционеры в искусстве, которые и сейчас не освободились от изображения Христа и апостолов.
     Сейчас, - когда в революционную обязанность входит - вести удвоенную пропаганду за очистку мира от сверхъестественных сил, бога, ангелов, для того, чтобы снова обострить человеческий взгляд на реализм окружающего. Давно изношенные символы и мистические восторги глупейшего религиозного шарлатанства, которым полна современная живопись, - для чего они нам еще? Жизнь сильнее всего этого разрисованного сброда.
     Что вам делать? Какое содержание должны вы вкладывать в ваши картины?
     Пойдите на пролетарский митинг и смотрите и слушайте, как там люди, такие же как вы, толкуют о мелких улучшениях жизни.
     Поймите, это те самые массы, которые работают над организацией всего мира. Не вы. Но вы можете принять участие в строительстве. Можете помогать, если только захотите.

стр. 28

[] 2. Работы конструктивиста Жоржа Гросса

стр. 29

[] 3. Работы конструктивиста Жоржа Гросса

стр. 30

     Тогда вы научитесь давать вашим художественным работам содержание, созвучное революционным идеалам трудящихся.
     По поводу моих работ я хочу сказать следующее: я опять пробую дать абсолютно реалистическое изображение мира. Я стремлюсь быть понятным каждому, без неизбежной сейчас "глубины", в которую никогда не спуститься без водолазного костюма, наполненного кабалистическим обманом и метафизикой.
     Краску я отменяю. Линию веду индивидуально-фотографически; конструирую для того, чтобы дать скульптурность. Устойчивость, построение, целесообразность - спорт, инженер, машина.
     Вводится контроль над линией и формой. Не в том уже дело, чтобы наколдовать на полотне экспрессионистические обои. Вещественность и ясность инженерного чертежа, более поучительная картина, чем бесконтрольная болтовня кабаллы, метафизики и священного экстаза.
     Невозможно вполне исчерпывающе и точно написать про свою собственную работу, в особенности во время продолжительной тренировки, когда каждый день приносит новую ориентацию, новое открытие. Одно я хотел бы сказать: развитие живописи я вижу в будущих мастерских, в чистом ремесле - не в "святом" храме искусства. Живопись такое же ремесло, как и всякое другое; оно может делаться хорошо и плохо. Сейчас у нас, как и в других отраслях искусства, культ великих людей. Это пройдет.
     Фотография будет играть большую роль; уже сейчас гораздо лучше и дешевле дать себя сфотографировать, чем написать; тем более, что современные художники искажают вас каждый на свой манер, страдая своеобразным отвращением к сходству.
     Экспрессионистический анархизм должен прекратиться. Сегодня он невольно нравится художникам - они еще не прозрели, не связаны с рабочим людом. Придет время, когда художник не будет богемным, мягкотелым анархистом, а светлым и здоровым работником в коллективе. Пока эта цель рабочими массами не достигнута - духовная жизнь будет полна невероятного цинизма. С победой пролетариата искусство вырвется из тесного русла, в котором оно малокровно просачивается сквозь "сливки общества" и только тогда придет конец монополии капитала на все духовное.
     Только коммунизм, обогащая и развивая, поведет человечество к настоящей неклассовой культуре.

home