стр. 22

     Сергей Володин.

     ПЕРЕПУТАННЫЕ СТРОКИ.

     Семинарий для начинающих по вопросам житейской практики футуризма.

     Вы, должно быть, заметили, что у нашей партии с футуризмом довольно странные отношения. И если вы заметили, то наверняка уж призадумались над "шишкой", что "под самым носом у алжирского бея". Впрочем, алжирский бей здесь не причем, да и не сдан ли он в архив революции, но шишек действительно кто-то футуристам наставил и в количестве очень изрядном.
     В чем дело? Вы строите гримасы недовольства? Вы глазеете по сторонам? Ах, да! Простите, пожалуйста. Я совершенно забыл... 284.069 - занесено на счет принадлежности к футуризму.

     ОТСТУПЛЕНИЯ.

     1. В одном губернском городе честнейший и преданнейший член партии тов. А. забаллотирован при выборах на том лишь основании, что он "человек не серьезный - футуризмом занимается".
     2. А где-то на безголосой окраине, или в Пошехонском уезде, совершился факт изгнания тов. В. за "дезорганизацию партии, выразившуюся в пропаганде футуристических идей".
     3. Здесь у нас вызвали тов. С. и убеждали - "пока еще не поздно - бросить

          футуро
                    кубо
                           родченские
бредни".

     Вывод: А + В + С равняется партийному многочлену.
     Неутешительно и, пожалуй, неубедительно.
     Поэтому нужно продолжить исследование дальше.

     ГОЛЫЙ ФАКТ.

     Вопрос о левом фронте искусства ни разу широко не дебатировался, и в программе нет ни одного пункта с изложением точки зрения партии на искусство.
     Следовательно, взгляд наш на эту самую зыбкую часть идеологической надстройки не скристаллизовался. Партия, верная себе и здесь, зорко всматривается, погруженная в стадию суммирования опыта. И только некие бездарные самоуверенные бюрократы упрямо гнут свою линию. И никто в толк не возьмет - зачем это? Кому нужно их равнение на мещанина?

     ДАЖЕ

     лучший друг молодежи, всегда смелый и новый в мыслях, немного мрачный и внутре-огненный Степанов-Скворцов сразил всего

стр. 23

Мейерхольда за какого-то "рогоносика". Подставил огромную шишку огнедышащему левофронтовцу, чье имя славили целые отряды красноармейцев и рабочей молодежи в итоговом представлении на подмостках Большого театра.
     Стало-быть, держи правее!
     Счастье наше, что неудержимо прет расплавленная лава из вулканических недр, потрясенных октябрем.

     А ВЫ ПОМНИТЕ?

     Словами величайшего такта обмолвился Владимир Ильич про футуризм:
     Я не поклонник Маяковского, хотя признаю себя в этой области не компетентным, но мне понравились его стихи.
     Речь шла о "прозаседавшихся".
     Видели ль вы когда-нибудь большую скромность: уж кто-кто, а он имел безусловное право дать прямую безоговорочную оценку. Ведь, он же буквально в компетенции всего на свете. Мимо него никогда ничто не проходит. Это какая-то необыкновенная губка, впитывающая в себя с жадностью всю "мировую влагу".
     И все-таки оговорился.
     Да, как не во всем мы бываем похожи на своих вождей.
     Все-таки запомните эти прекрасные слова, вы, всезнайки, "гнущие линию". Расшейте золотом и обрамьте их.
     И поставьте к себе на письменный стол.

     ВЫДЕРЖКИ ИЗ МАРКСИСТСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ИСКУССТВА.

     Первая в защиту формы футуризма:
     "Если писатель вместо образов оперирует логическими доводами или если образы выдумываются им для доказательства известной темы, тогда он не художник, а публицист, хотя бы он писал не исследования и статьи, а романы, повести и театральные пьесы".
     Плеханов. "Искусство", изд. Новая Москва, 1922, стр. 146.
     Вторая, оглушительная:
     "Нынешние новаторы в искусстве не удовлетворяются тем, что было создано их предшественниками. В этом ровно нет ничего плохого. Напротив: стремления к новому очень часто бывают источником прогресса. Плеханов, там же, 185.

     НА МИНУТУ ПРИМЕНИМ МЕТОД СРАВНЕНИЯ.

     Реалисты - где они? Там, где Бунин, где злобствующая дворянская реакция бешено апплодирует прославленным художественникам за "Иванова", за "Дядю Ваню", за "Трех сестер" - за весь позор нашей предреволюционной расслабленной интеллигенции.
     Это, может быть, из них "одна и грустна" в качестве археологической достопримечательности периодически маячит на страницах "Красной Нивы" Баркова, о которой все думали, что она уже умерла.

стр. 24

     Символисты? Все они в общем Белые, хотя и не все Андреи.
     Вы, конечно, ткнете в Брюсова и (доброй памяти) в Блока. Жидко.
     Кроме того, за Брюсова спасибо. Прочтите Леф N 1 статью Арватова о нем - ей богу, умри Денис, а лучше не скажешь! А о Блоке - de mortuus aut bene aut nihil. Ну, еще кого же? Акмеистов разве - да не стоит. Городецкий обидится: ведь, единственный сынок у акмеизма, да и тот, выражаясь модно, на ущербе. Да еще на каком - совсем не различишь.

     ТОЛЬКО ГОРДОЙ, СМЕЛОЙ, РЕЗКОЙ ПОСТУПЬЮ

     идут с первых же дней октября с нами футуристы. Мы говорим, конечно, о наиболее даровитой и вожденческой части российского футуризма.
     На разных полюсах, в разной обстановке они одним биением бились с революционной современностью. Маяковский, дальневосточники, В. Каменский, даже заумный Хлебников, не живший никогда в контакте ни с какой современностью, - все они в лагере пролетарской революции с начала и до конца

     без перебежек
                      без подлостей
                                         честно и открыто

ревут о стране солнцевеющей 150.000.000 глоткой революции.
     И, вместо нежной и томной слезоточивой лирики, где обязательны "любовь и кровь", "розы и грезы", от которых еще нестерпимо тошнило Пушкина -
     - "стальным соловьем" свищут нашинские бодрящие соловьи-разбойники в мрачных дебрях войной обеспокоенного производства.
     И день ото дня множатся голоса их вместе с строителями новой жизни.
     Вы спрашиваете - а Северянин? За вульгарность, конечно, извините, но при чем здесь минеральные воды? Кто вам сказал, что Северянин - футурист? Вычеркните его навсегда из вашей памяти, как поэта вообще и, в частности, футуриста. Над его именем, если оно еще где-нибудь сохранилось, давно уже красуется надпись - "фигляр и дамский усладитель". Пролетарская революция же в конец изничтожила этого пустозвонного керенского от поэзии.

     СПРАВКА.

     Большая аудитория Политехнического музея никогда не вмещает всех желающих послушать Маяковского.
     А вы знаете, из кого всегда состоит эта аудитория - извольте: вхутемасовцы, мейерхольдовцы, рабфаковцы, свердловцы, восточники и просто рабочие, красноармейцы и коммунисты. Не буду голословным и продемонстрирую факты:

стр. 25

     Маяковский производит чистку поэтов. Под оглушительный рокот одобрения "третьего сословия" летят на смарку "общепризнанные" и "академики" - бальмонты, брюсовы, ахматовы, - весь заплесневевший российский Парнас. И под тот же гул восторга поверяют и зачисляют в поэты истинно-революционных мастеров слов - Асеева, Крученых, Каменского и других, у которых каждая закорючка пера, - блестящий электромагнитный искровой разряд. И лишь жалобными голосками попискивают свои протесты случайно забредшие сюда литературные недотыкомки-белогвардейцы, которые все еще пыжутся отстоять свой старый литературный строй во главе с абсолютным монархом А. С. Пушкиным.

     Итак А + В + С + Степанов-Скворцов
     ----------------------------------
          Вхут. + рабф. + красноарм.

     Чему равняется, не знаю - мы проходили только до одночленов. И вообще это, по моему, из высшей математики (вскольз - всегда так отвечают своим ученикам репетиторы, когда не могут решить задачи).
     Несомненно только одно, что удельный вес числителя значительно меньше массы знаменателя. Литературные попутчики революции здесь становятся революционной массой.

     ПОЧТИ ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА:

     Маяковский работает в руководящем органе печати в ЦК РКП (пресбюро).
     Однако, Пильняку, пожамши ручку, давно дали возможность фактически издательствовать, несмотря на то, что всем как будто не понравилось, что у Пильняка "революция половыми органами пахнет".
     А вот Маяковскому, несмотря на то, что очень даже понравился, упорно все-таки не разрешали левофронтствовать и только теперь "сподобился".

     ЕЩЕ ОДНО ИНТЕРЕСНО.

     Почтенные академики и целомудренные хранители святого искусства никогда не пустят на свои страницы футуриста, хотя бы он и заливался "стальным соловьем". И в то же время - приют священный находят там талантливейшие идеологи православной червонной Руси - Максимилианы Волошины, и в то же время они не стесняются заниматься в своих девственно-чистых журналах производством отвратительнейшего позорнейшего шоколада.

     В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО?

     А дело вот в чем. Когда однажды Гегелю указали на противоречие историческим фактам его диалектических выводов, он изрек

стр. 26

знаменитое: там хуже для фактов. Вот, мне и кажется, что некоторые так и не перевернули до сих пор с головы на ноги гегелевской диалектики, и они тоже, когда им указывают на противоречащие их взглядам факты, убежденно повторяют: - тем хуже для фактов, тем хуже для фактов, тем хуже для фактов.

     НЕДАВНЕЕ.

     В дни, когда взвыл британский меморандум и наши глаза сверкали гневом и жутью, это новый общественный, если хотите, футуризм рука об руку с красной общественностью со статуи Свободы "разворачивал в марше" революции искусства дефилирующие колонны российского пролетариата.
     В комнате трое. Я спорю с ответственным партработником о Маяковском. Главный его аргумент - "непонятен массам". Прочли о голоде - говорит: понятно, но... крик беспомощности, не больше. Вступился яростно рабфаковец и начал тоже грызть Маяковского, главным образом, за то, что "ерундовскую поэму о солнце написал в такую тяжелую годину". Прочел "о дряни", - на лице первого блаженная улыбка: "вот это ловко". А рабфаковец каким-то образом с книжкой очутился за столом и старательно втихомолку вписывал к себе в блок-нот прочитанные стихи.
     Больше ничего.
     Клуб Сталина. Народищу тьма. Докладчик чистит на все корки Маяковского. Без всякой аргументации - так, просто, как все (ставил в вину даже то, что "денег много загребает").
     Не вытерпела аудитория, в большинстве красноармейцы, пролетарские поэты и комунисты-работники из ЦК. Шумно протестовала. Тогда выступил пролетарский писатель Ляшко и сказал:
     - Товарищи, будем дисциплинированными даже и при такой пошлости, какую приходится слышать от докладчика.
     И еще выступил приехавший из провинции рабочий и сказал попросту, что Маяковского знают и понимают даже они, провинциалы, и поэтому ему чрезвычайно странно в Москве слушать такие доклады.
     Эта несуразность была, между прочим, отмечена в пожеланиях культкому клуба Сталина.
     Больше тоже ничего.

     СТЫДНО.

     все-таки, что у нас целые книги выпускают о "белых", ахматовых и т. п. отставных генеральчиках от литературы. А вот о футуристах молчат, хотя о них должны быть написаны целые горы литературы. Издатели упорствуют, неудобно, говорят, как-то, не в почете.
     И лишь изредка какой-нибудь молодой критик поощрительно похлопает по плечу Маяковского: ничего, дескать, пиши, у тебя выходит...

стр. 27

     Литературный и общественный футуризм предвоенной эпохи были синонимами. Социологически, общественный футуризм имел свою почву и свое оправдание, как малосознанный протест против затхлой обывательщины, "классической" косности и социального удушья. Желтая Кофта была нужна. Дыр, бул, шыр - был прямо-таки необходим. Слишком невыносимо было атмосферное давление. И вполне понятно, что правящие сферы сильно косились тогда на футуристов, а иногда и прямо преследовали их.
     От косности, обывательщины и социального удушья общество ныне расковано. Тому общественному футуризму места ныне нет.
     Верный закону диалектических процессов, старый футуризм умер, породив из себя новый революционный литературный футуризм - который всегда

                    буен
                           стремителен
                                           ищущ
          как комсомольцы
          и пролетарски осмыслен как
                       величайший октябрь.

     А почему же теперь косятся - мы этого не проходили.
     Нынешний РСФСР-овский футуризм - это, прежде всего, передовая, поистине пролетарская, поэзия сегодняшнего дня с заострением в будущее, плюс филологические и стилистические изыскания, иначе сказать: плюс революционизирование языка. Нынешний левый фронт - это авангард красной армии производственного искусства. На него непохожа ни одна литературно-художественная группа. Даже лучшие из них - официально признанные пролетарские поэты, плетясь в хвосте за футуристами в обработке формы, имеют своим литературным вождем представителя "социально-художественной реакции" В. Брюсова.
     Пожалуй, довольно. Вы разочарованы. "Алгебраическую" формулу, дескать, не решил, а все остальное сами знаем.
     Знать-то знаем, да далеко не все это. До октября, ведь, очень многие знали, что на земле хорошую рабочую республику можно организовать, а вот обдумала-то это одна РКП.
     Тоже и здесь - пусть не только знают, но и обдумают. Правда, другого октября не измыслишь, но досадных ошибок на свете будет меньше. А у футуристов пройдут шишки на лбу.
     Как вы там ни говорите, а все-таки шишки уродуют человека.
     А кроме того, не пора ли вопрос о левом фронте искусств поставить на широкую коммунистическую дискуссию, хотя бы на страницах "Лефа", если уж другие зоны запретны.

home