стр. 132

     Борис Кушнер

     ИЗОПОВЕСТЬ

     В городском быту
     кино,
     как только вышел из стадии изобразительного курьеза, тотчас же занял должность
     суррогата театра.
     И потому, что театр не отличался и не отличается доступностью для пролетариата и малоимущих слоев городского населения, и потому, что он мертв и замена его чем либо более живым и жизнеспособным стала давно насущной потребностью.
     На безрыбьи и рак рыба.
     При полной неудовлетворительности театра и невозможности пользоваться им, можно принять вместо него и кино.
     Но, по совести, -
     какой же кино театр?
     Совсем неважный.
     Главного рессурса театральной техники - речевой передачи роли - в нем нет.
     Не может кино претендовать на театральность и по линии пантомим.
     Во-первых, пантомима - не театр, а цирк.
     Во-вторых, в кино пантомим не бывает.
     Пантомима строится на молчаливом разыгрывании, исключительно помощью жеста и действия.
     Кино отнюдь не молчалив. Персонажи кинодействия всегда не прочь поговорить, побалагурить. Они лишены не дара речи, как персонажи пантомимы, а лишь дара звукового ее воспроизведения.
     Быть может кино заменяет звукоречь иными приемами, доступными его технике и позволяющими ему достигнуть театральных результатов.
     Кино богат приемами.
     Однако, самое тщательное исследование не найдет среди богатства этого ничего, что могло бы само по себе, или в комбинации с другими элементами, заменить рессурс непосредственной звуковой передачи речи.

стр. 133

     Театральные возможности кино безнадежно ограничены в отношении, быть может, самого сильного средства сцены.
     Своим могуществом и обаянием, кино, обязан не присущим ему убогим театральным талантам, а его выдающимся и совершенно оригинальным повествовательным способностям.
     Качества кино, как изумительного, остроумного и увлекательного рассказчика, развертываются перед нами вполне при самом беглом даже обзоре исторического развития кинорепертуара.
     Начало -
     картины научные и видовые
     - тут преемственность от солидного ученого и любознательного диапозитива волшебного фонаря и от пронырливого, бестолково-любопытного "все видящего и все знающего", как Патэ, кодака.
     Искусственное разведение рыб,
     сплав леса на Амазонке,
     виды норвежских фиордов,
     и пр. в таком же духе -
     все это, конечно, повествования, в простой и ясно выраженной форме.
     После поучительных рассказов о рыбе и прочем пришел на экран анекдот, из которого кино, с присущим ему талантом, быстро выработал весьма своеобразный, динамичный и современный вид занимательного повествования -
     комическую фильму.
     За анекдотом вслед, смыкаясь с ним, потянулись экранные транскпозиции литературно-повествовательного, беллетристического материала.
     И лишь в четвертую очередь пышно взошла на экран с подмостков
     захватывающая кинодрама.
     В 500 метров.
     В 1.000 метров.
     В 2.000 метров.
     В 4.000 метров.
     В 10.000 метров...
     Кинодрама лихорадочно нагоняла километры, пока, растянувшись в пространстве и сжавшись во времени, она не

стр. 134

потеряла всех признаков драматического действия и не превратилась в сплошной нескончаемый
     бульварный кинороман,
     или в наиболее совершенное и современное его видоизменение, в
     американский детектив.
     Схема истории кинорепертуара:
     рассказ о чудесах природы,
     анекдот,
     бульварный роман,
     детектив.
     От поучительных сцен из жизни земноводных и до соблазнительного быта парижских апашей, вся деятельность кино: сплошь одно
     повествование.
     В кино ходят не видеть, а лишь просмотреть мастерски и напряженно преподнесенный рассказ, точнее
     изоповесть.
     С точки зрения научной, термин "изоповесть" вполне законен.
     Изобразительность требует материальной фиксации форм в пространстве и, согласно закона о непроницаемости, допускает одновременность явлений при недопущении их одноместности.
     Повествовательность фиксирует явления во времени и лишь к времени применяет закон непроницаемости.
     Повествовательность допускает одноместность и вводит понятие временной последовательности.
     Приемы фильмы сообщают явлениям на экране как одновременность, так и одноместность, одинаково используя последовательность пространственную и временную.
     Результат этого двойного приема - та крайняя концентрация явлений, которая достигнута кино.
     Кино повествует приемами изобразительности.
     В этом сила его техники и секрет его могущества.
     Литераторам-повествователям не худо бы многому поучиться у кино.

home