стр. 135

     Дзига Вертов

     КИНОКИ. ПЕРЕВОРОТ.

     "...я хотел бы только установить, что то, что мы делали в кинематографии до сих пор - на 100%% заблуждение и прямо противоположно тому, что мы должны были делать..."
          Дзига Вертов.

     +---------------------------------+
     : ИЗ ВОЗЗВАНИЯ НАЧАЛА 1922 ГОДА.  :
     +---------------------------------+

     ...Вы - кинематографисты:
     режиссеры без дела и художники без дела,
     растерянные кино-операторы
     и рассеянные по миру авторы сценариев,
     вы - терпеливая публика кино-театров с выносливостью мулов под грузом преподносимых переживаний,
     вы - нетерпеливые владельцы еще не прогоревших кинематографов, жадно подхватывающие объедки немецкого, реже американского стола -
     вы ждете,
     обессиленные воспоминаниями, вы мечтательно вздыхаете на луну новой шестиактной постановки... (нервных просят закрывать глаза),
     вы ждете того, чего не будет
     и чего ждать не следует.
     Приятельски предупреждаю:
     не прячьте страусами головы,
     подымите глаза,
     осмотритесь -
     вот!
     видно мне
     и каждым детским глазенкам видно:
            вываливаются внутренности.
            кишки переживаний
            из живота кинематографии
            вспоротого
     рифом революции,
     вот они волочатся
     оставляя кровавый след на земле,
     вздрагивающей от ужаса и отвращения.

     Все кончено.

          Дзига Вертов.

стр. 136

     +---------------------------------+
     :          Из стенограммы:        :
     :   Совету Троих - Дзига Вертов.  :
     +---------------------------------+

     ...Картина психологическая, детективная, сатирическая, видовая, безразлично какая - если у нее вырезать все сюжеты и оставить одне надписи - получим литературный скелет картины. К этому литературному скелету мы можем доснять другие кино-сюжеты реалистические, символические, экспрессионистические - какие угодно. Положение вещей этим не меняется. Соотношение то же: литературный скелет плюс кино-иллюстрации.
     Таковы почти без исключения все картины наши и заграничные...

     +------------------------------------+
     :   Из воззвания от 20/I - 23 г.     :
     : "Кинематографистам - Совет Троих". :
     +------------------------------------+

     ... Пять полнокровных лет мировых дерзаний вошли в вас и вышли, не оставив никакого следа. Дореволюционные "художественные" образцы висят в вас иконами и к ним одним устремились ваши богомольные внутренности. Заграница поддерживает вас в вашем заблуждении, присылая в обновленную Россию нетленные мощи кино-драм под великолепным техническим соусом.
     Наступает весна. Ожидается возобновление работ кинофабрик. Совет Троих с нескрываемым сожалением наблюдает, как кино-производственники перелистывают страницы литературных произведений в поисках подходящей инсценировки. Уже в воздухе носятся названия предполагаемых к постановке театральных драм и стихо-поэм. На Украине и здесь в Москве уже ставят несколько картин со всеми данными на импотенцию.
     Сильная техническая отсталость, потерянная за время безделия способность к активному мышлению, ориентация на психо-драму в 6 частях, то-есть ориентация на свой собственный зад - обрекают заранее каждую подобную попытку.
     Организм кинематографии отравлен страшным ядом привычки. Мы требуем предоставления нам возможности проэкспериментировать умирающий организм на предмет испытания найденного противоядия. Мы предлагаем неверующим убедиться: мы согласны предварительно испробовать наше лекарство на "кроликах" кино-этюдах...
          Совет Троих.

стр. 137

     +------------------------------+
     :  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ТРОИХ  :
     :      от 10/IV - 23 года.     :
     +------------------------------+

     Положение на кино-фронте считать неблагоприятным.
     Первые показанные нам новые русские постановки, как и следовало ожидать, напоминают старые "художественные" образцы в той же мере, в какой нэпманы напоминают старую буржуазию.
     Намечаемый постановочный репертуар на лето и у нас и на Украине не внушает никакого доверия.
     Перспективы широкой экспериментальной работы на заднем плане.
     Все усилия, вздохи, слезы и чаяния, все молитвы ей - шестиактной кино-драме.
     А потому Совет Троих, не дожидаясь допущения киноков к работе и не считаясь с желанием последних самим осуществить свои замыслы, пренебрегает в настоящий момент правом авторства и решает: немедленно опубликовать для всеобщего пользования общие основы и лозунги грядущего переворота через кино-хронику, для чего в первую голову предписывается киноку Дзиге Вертову, в порядке партийной дисциплины, опубликовать некоторые отрывки из книги "Киноки. Переворот", достаточно выясняющие сущность переворота.
          Совет Троих.

     В исполнение постановления Совета Троих от 10/IV с. г. опубликовываю следующие отрывки:

     1.

     Наблюдая над картинами прибывшими к нам с Запада и из Америки, учитывая те сведения, которые мы имеем о работе и исканиях заграницей и у нас - я прихожу к заключению:
     Смертельный приговор, вынесенный киноками в 1919 году всем без исключения кино-картинам, действителен и по сей день.
     Самое тщательное наблюдение не обнаруживает ни одной картины, ни одного искания правильно устремленного к раскрепощению кино-аппарата, пребывающему в жалком рабстве, в подчинении у несовершенного недалекого человеческого глаза.

     +-----------------+
     :УЗАКОНЕННАЯ      :
     :   БЛИЗОРУКОСТЬ  :
     +-----------------+

стр. 138

     Мы не возражаем против подкопа кинематографии под литературу, под театр, мы вполне сочувствуем использованию кино для всех отраслей науки, но мы определяем эти функции кино, как побочные, как отходящие от его ответвления.

     Основное и самое главное:
     КИНО-ОЩУЩЕНИЕ МИРА.

     Исходным пунктом является: использование кино-аппарата, как кино-глаза, более совершенного, чем глаз человеческий для исследования хаоса зрительных явлений, напоминающих пространство.

     +----------+
     :ДОРОГУ    :
     :  МАШИНЕ! :
     +----------+

     Кино-глаз живет и движется во времени и в пространстве, воспринимает и фиксирует впечатления совсем не как человеческий, а по другому. Положение нашего тела во время наблюдения, количество воспринимаемых нами моментов того или другого зрительного явления в секунду времени вовсе не обязательны для кино-аппарата, который тем больше и тем лучше воспринимает, чем он совершеннее.

     +----------------+
     :   ДОЛОЙ        :
     :16 снимков      :
     :     в секунду! :
     +----------------+

     Мы не можем наши глаза сделать лучше, чем они сделаны, но кино-аппарат мы можем совершенствовать без конца.
     До сегодняшнего дня не раз кино-съемщик получал замечания за бегущую лошадь, которая на экране неестественно-медленно двигалась (быстрое вращение ручки съемочного аппарата) или наоборот - за трактор, который черезчур быстро распахивал поле (медленное вращение ручки аппарата) и т. д.

     +----------------------------+
     :НЕЧАЯННОЕ                   :
     :РАЗЛОЖЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ   :
     :         РАЗЛОЖЕНИЯ.        :
     +----------------------------+

     Это, конечно, случайности, но мы готовим систему, обдуманную систему таких случаев, систему кажущихся незакономерностей, исследующих и организующих явления.
     До сегодняшнего дня мы насиловали кино-аппарат и заставляли его копировать работу нашего глаза. И чем лучше было скопировано, тем лучше считалась съемка.
     Мы с сегодня раскрепощаем аппарат и заставляем

     +----------------+
     : Не списывайте  :
     :    у глаз.     :
     +----------------+

стр. 139

его работать в противоположном направлении, дальше от копированного.
     Все слабости человеческого глаза наружу. Мы утверждаем кино-глаз, нащупывающий в хаосе движений равнодействующую для собственного движения, мы утверждаем кино-глаз со своим измерением времени и пространства, возрастающий в своей силе и своих возможностях до самоутверждения.

     +--------------+
     :   МАШИНА     :
     : И ЕЕ КАРЬЕРА.:
     +--------------+

     2.

     ... Заставляю зрителя видеть так, как выгоднее всего мне показать то или иное зрительное явление. Глаз подчиняется воле кино-аппарата и направляется им на те последовательные

     +------------------------------------+
     : СИСТЕМА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ. :
     +------------------------------------+

моменты действия, какие кратчайшим и наиболее ярким путем приводят кино-фразу на вершину или на дно разрешения.
     Пример: съемка бокса не с точки зрения присутствующего на состязании зрителя, а съемка последовательных движений (приемов) борющихся.
     Пример: съемка группы танцующих - не съемка с точки зрения зрителя, сидящего в зале и имеющего перед собой на сцене балет.
     Ведь зритель в балете растерянно следит то за общей группой танцующих, то за отдельными случайными лицами, то за какими нибудь ножками - ряд разбросанных восприятий, разных для каждого зрителя.

     +-------------------------------+
     : САМАЯ НЕВЫГОДНАЯ,             :
     : САМАЯ НЕЭКОНОМНАЯ             :
     : ПЕРЕДАЧА СЦЕНЫ -              :
     :       - ПЕРЕДАЧА ТЕАТРАЛЬНАЯ. :
     +-------------------------------+

     Кино-зрителю этого подносить нельзя. Система последовательных движений требует съемки танцующих или боксеров в порядке изложения следующих друг за другом поставленных приемов с насильственной переброской глаз зрителя на те последовательные детали, которые видеть необходимо.
     Кино-аппарат таскает глаза кино-зрителя от ручек к ножкам, от ножек к глазкам и прочему в наивыгоднейшем порядке и организует частности в закономерный монтажный этюд.

стр. 140

     3.

     ... Ты идешь по улице г. Чикаго сегодня, в 1923 году, но я заставляю тебя поклониться покойному т. Володарскому, который в 1918 году идет по улице Петрограда и он отвечает тебе на поклон.

     +---------------------+
     :        МОНТАЖ       :
     : ВО ВРЕМЕНИ          :
     :     И ПРОСТРАНСТВЕ. :
     +---------------------+

     Еще пример: опускают в могилу гробы народных героев (Снято в Астрахани в 1918 г.) засыпают могилу (Кронштадт, 1921 г.), салют пушек (Петроград, 1920 г.), вечная память, снимают шапки (Москва, 1922 г.) - такие вещи сочетаются друг с другом даже при неблагодарном, не специально заснятом материале (см. Кино-Правду N 13). Сюда же следует отнести монтаж приветствий толп и монтаж приветствий машин т. Ленину (Кино-Правда N 14), снятых в разных местах, в разное время.
     ...............
     ... Я кино-глаз. Я строитель.
     Я посадил тебя, сегодня созданного мной в несуществовавшую до сего момента удивительнейшую комнату, тоже созданную мной.
     В этой комнате 12 стен занятых мной в разных частях света.
     Сочетая снимки стен и деталей друг с другом мне удалось их расположить в порядке, который тебе нравится и правильно построит на интервалах кино-фразу, которая и есть комната...
     ...............

     +---------------------------+
     :   ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КИНОКОВ    :
     :        СОВЕТ ТРОИХ        :
     :  Москва, зал Интервалов.  :
     : ------------------------  :
    :     СЕГОДНЯ СЕГОДНЯ       :
     :        апр 3 еля          :
     :       -----------         :
     :         ДОКЛАД            :
     :      ДЗВ на тему          :
     :        Комната            :
     :      Кино - ФРАЗА         :
     :    Начало в 8 ч. в.       :
     :                           :     
     +---------------------------+

     Я кино-глаз, я создаю человека, более совершенного, чем созданный Адам, я создаю тысячи разных людей по разным предварительным чертежам и схемам.

     +---------------+
     : ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ :
     :     ЮНОША     :
     +---------------+

     Я кино-глаз.
     Я у одного беру руки самые сильные и самые ловкие, у другого беру ноги самые стройные и самые быстрые, у третьего голову самую красивую и самую выразительную и монтажем создаю нового, совершенного человека...

стр. 141

     4.

     ... Я - кино-глаз. Я - глаз механический.
     Я, машина, показываю вам мир таким, каким только я его смогу увидеть.
     Я освобождаю себя с сегодня навсегда от неподвижности человеческой, я в непрерывном движении, я приближаюсь и удаляюсь от предметов, я подлезаю под них, я влезаю на них, я двигаюсь рядом с мордой бегущей лошади, я врезаюсь на полном ходу в толпу, я бегу перед бегущими солдатами, я опрокидываюсь на спину, я поднимаюсь вместе с аэропланами, я падаю и взлетаю вместе с падающими и взлетающими телами.

     +----------+
     :  СЪЕМКА  :
     :    с     :
     : ДВИЖЕНИЯ :
     +----------+

     Вот я, аппарат, бросился по равнодействующей, лавируя среди хаоса движений, фиксируя движение с движения от самых сложных комбинаций.
     Освобожденный от обязательства 16 - 17 снимков в секунду, освобожденный от временных и пространственных рамок, я сопоставляю любые точки вселенной, где бы я их ни зафиксировал.
     Мой путь к созданию свежего восприятия мира. Вот я и расшифровываю по-новому неизвестный вам мир.

     5.

     ... Еще раз условимся: глаз и ухо.
     Ухо не подсматривает, глаз не подслушивает.
     Разделение функций.
     Радио-ухо - монтажное "слышу!"
     Кино-глаз - монтажное "вижу!"
     Вот вам, граждане, на первое время вместо музыки, живописи, театра, кинематографии и прочих кастрированных излияний.
     ...............
     В хаосе движений мимо бегущих, убегающих, набегающих и сталкивающихся - в жизнь входит просто глаз.
     Прошел день зрительных впечатлений. Как сконструировать впечатления дня в действенное целое в зрительный этюд.
     Если все, что увидел глаз, сфотографировать на кино-ленту, естественно будет сумбур. Если искусно смонтировать, сфотографированное будет яснее. Если выкинуть мешающий мусор, будет еще лучше. Получим организованную памятку впечатлений обыкновенного глаза.

     +---------------+
     :  ОРГАНИЗАЦИЯ  :
     :  НАБЛЮДЕНИЙ   :
     : ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО :
     :    ГЛАЗА.     :
     +---------------+

стр. 142

     Глаз механический - кино-аппарат, отказавшись от пользования человеческим глазом, как шпаргалкой, отталкиваясь и притягиваясь движениями, нащупывает в хаосе зрительных событий путь для собственного движения или колебания и экспериментирует, растягивая время, расчленяя движения или, наоборот, вбирая время в себя, проглатывая годы, этим схематизируя недоступные нормальному глазу длительные процессы...

     +---------------+
     :  ОРГАНИЗАЦИЯ  :
     :  НАБЛЮДЕНИЙ   :
     : МЕХАНИЧЕСКОГО :
     :    ГЛАЗА.     :
     +---------------+

     +----------------------------+
     : РАЗЛОЖЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ  :
     :     ЗРИТЕЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ.    :
     +----------------------------+

     ... В помощь машине - глазу кинок-пилот, не только управляющий движениями аппарата, но и доверяющий ему при экспераментах в пространстве, в дальнейшем - кинок-инженер, управляющий аппаратами на расстоянии.

     +------------+
     :    МОЗГ.   :
     +------------+

     Результатом подобного совместного действия раскрепощенного и совершенствуемого аппарата и стратегического мозга человека, направляющего и наблюдающего, учитывающего - явится необычайно свежее, а потому интересное представление даже о самых общих вещах...
     ...............
     ... Сколько их - жадных к зрелищам, протершим штаны в театрах.
     Бегут от будней, бегут от "прозы" жизни. А между тем театр почти всегда только паршивая подделка под эту самую жизнь плюс дурацкий конгломерат из балетных кривляний, музыкальных писков, световых ухищрений, декораций (от намалеванных до конструктивных) и иногда хорошей работы мастера слова, извращенной всей этой белибердой. Некоторые театральные мастера разрушают театр изнутри, ломая старые формы и об'являя новые лозунги работы на театре; на помощь привлечены и био-механика (хорошее само по себе занятие) и кино (честь ему и слава) и литераторы (сами по себе недурные) и конструкции (бывают хорошие) и автомобили (как же не уважать автомобиля) и ружейная стрельба (опасная и впечатляющая на фронте штука), а в общем и целом ни черта не выходит.
     Театр и не больше.
     Не только не синтез, но даже не закономерная смесь.
     И иначе быть не может.

стр. 143

     Мы, киноки, решительные противники преждевременного синтеза ("к синтезу в зените достижений!") понимаем, что бесцельно смешивать крохи достижений: малютки сразу же погибают от тесноты и беспорядка. И вообще -

     АРЕНА МАЛА

     Пожалуйте в жизнь.
     Здесь работаем мы - мастера зрения - организаторы видимой жизни, вооруженные всюду поспевающим киноглазом.
     Здесь работают мастера слов и звуков, искуснейшие монтажоры слышимой жизни. И им осмеливаюсь я также подсунуть механическое вездесущее ухо и рупор - радио-телефон.
     Что же это такое?

           +---------------+
     Это   : КИНО-ХРОНИКА  :
           +---------------+
           
           +---------------+
     и     : РАДИО-ХРОНИКА :
           +---------------+

Я обещаю исхлопотать парад киноков на Красной площади в случае выпуска футуристами 1-го номера смонтированной радио-хроники.
     Не кино-хроника "Патэ" или "Гомон" (газетная хроника) и даже не "Кино-Правда" (политическая хроника), а настоящая киноческая хроника - стремительный обзор расшифровываемых кино-аппаратом ЗРИТЕЛЬНЫХ событий, куски ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ энергии (отличаю от театральной), сведенные на интервалах в аккумуляторное целое великим мастерством монтажа.
     Такая структура кино-вещи позволяет развить любую тему: будь то комическая, трагическая, трюковая или другая.
     Все дело в том или ином сопоставлении зрительных моментов, все дело в интервалах.
     Необыкновенная гибкость монтажного построения позволяет ввести в кино-этюд любые политические, экономические и прочие мотивы. А потому
С СЕГОДНЯ в кино не нужны ни психологические, ни детективные драмы,
С СЕГОДНЯ не нужны театральные постановки снятые на киноленту,
С СЕГОДНЯ не инсценируется ни Достоевский, ни Нат Пинкертон.
     Все включается в новое понимание кино-хроники.
     В путаницу жизни решительно входят: 1) кино-глаз, оспаривающий зрительное представление о мире у человеческого глаза и предлагающий свое "вижу"! и 2) кинок-монтажор, организующий впервые так увиденные минуты жизнестроения.

home