стр. 153

     Вл. Силлов.

     ПРОФЕССОРСКАЯ ХАЛТУРА.

     (Литературные манифесты. I. Россия. От символизма до "Октября". Изд. "Новая Москва". Составили Н. Л. Бродский и Н. П. Сидоров. Тираж 3000 экз. Стр. 303. Цена 2 р. 30 к. 1924 г.).

     Имя составителя книги - проф. Н. Л. Бродского, казалось, должно бы гарантировать серьезный, если не научный, подход к собранию манифестов и деклараций различных литературных школ и групп, выступивших за минувшие двадцать пять лет.
     Цель сборника - материал "для студий, кружков, стремящихся оформить свое литературное мировоззрение" - заслуживает всяческого уважения, как пионерская попытка дать первую главу по истории новейшей русской литературы, могущую быть использованной в плане учебном и культурно-просветительном на рабфаках, в вузах и рабклубах.
     Несмотря на все эти данные, сборник представляет собою бессистемные перепечатки из различных изданий, к собранию и расположению которых составитель не приложил никаких критериев. Механическая выборка материалов и расположение их в хронологическом порядке - вот в чем выразилась "работа" составителей.
     В сборник вошли манифесты и декларативные статьи и стихи, следующих "школ":
     Символизм, акмоизм, футуризм (эго, кубо и леф); имаживизм, экспрессионизм (Ип. Соколов); биокосмизм, люминизм (?); ничевоки, форм-либризм (?); классицизм (точнее т.-н. "нео-классицизм" А. Эфрос и пр.); Серапионовы братья, эмоционализм (?); фуизм (!); конструктивизм (Чигерин, Чигагова и пр.) и пролетпоэзия ("Кузница", "Октябрь" и "Литературный фронт").
     Всему этому винегрету предшествуют (на торжество "научному" объективизму, повидимому) две статьи: В. Соловьева "Общий смысл искусства" и Г. В. Плеханова "Экономика и искусство" (идеалистический и марксистский подход к искусству).

стр. 154

     В предисловии "от составителей" - юмористическая благодарность Е. Ф. Никитиной и В. Львову-Рогачевскому, "передавшим в наш сборник рукописный манифест люминистов".
     Рискуя быть обвиненными в невежестве, мы должны сознаться, что впервые услышали о существовании этой "школы" и "знаменосцев люминизма" поэтов Кисина, Майзельс, Рещикова, Мачтета и Кугушевой.
     Если бы мы гнались за профессорской благодарностью, мы могли бы удвоить, учетверить, удесятерить эту книгу, передав составителям кипы деклараций и манифестов, авторы которых не нашли для себя типографий, ограничившись чтением своих произведений родным, знакомым и Львову-Рогачевскому.
     В какой мере декларации люминизма, форм-либризма, биокосмизма, эмоционализма, фуизма и других семейных объединений характерны для тенденций современной литературы?
     Неужели проф. Бродский серьезно думает, что эти декларации могут пригодиться для студий и кружков, могут помочь "оформлению литературного мировоззрения", а не в конец запутать его?
     Совершенно непригодной в учебном плане делает книгу отсутствие всяких хотя бы самых элементарных примечаний и критических комментарий. Снесите эту книгу в литкружок любого рабклуба, рабфака, вуза - там не сумеют даже приступиться к ней, а не то что использовать ее. Статьи Вл. Соловьева и Плеханова не спасут положения; мы считаем вредным, совершенно недопустимым с точки зрения полит-просветительной работы пускать в кружки указанных типов метафизические статьи Вл. Соловьева, Брюсова и Вяч. Иванова без соответствующих разъяснений о их философии и эстетически-реакционной сущности.
     Можно было бы привести много примеров изумительной неряшливости составителей. Так например, в отделе футуризма из 70 страниц более половины занимает Северянин и его эго-футуризм, а заумь, кубо-футуризм и леф умещаются на 30 стр., включая сюда и стихотворные "приказы" Маяковского.
     То, что парфюмерно-кондитерский "эгизм" Северянина умер еще до революции, а группа кубо-футуристов, переформировавшихся в леф, и в настоящее время является наиболее активной и наиболее вызывающей интерес в передовых кругах коммунистического молодняка - это обстоятельство ни мало не учитывается маститыми составителями.
     Обилие программных стихов Белого, Брюсова, Северянина и ни одного стихотворения Безымянского в отделе пролетпоэзии!..
     Так под маркой псевдо беспристрастности и псевдо научности халтурят профессора, выпуская книги под своим именем, не проделав никакой работы над собранным материалом.

home