стр. 155

     ФАКТЫ

     МАСТЕРСКАЯ РЕВОЛЮЦИИ.

          "Мы говорим: наше дело в области школьной есть также борьба за свержение буржуазии; мы открыто заявляем, что школа вне жизни, вне политики есть ложь - лицемерие".
          (Н. Ленин. Речь на 1-м Съезде по просвещению 25/VIII - 18 г.)

          "Нам нужен марксизм + американизм".
          (Н. Бухарин.)

          "....Было бы ошибкой сейчас, без подготовительной кампании, перестраивать весь Вхутемас и даже наиболее темное его место - живописный факультет, по этим принципам, но это совсем не значит предоставить ему изживать самого себя, тем более на государственный счет.
          Наиболее сознательному коммунистическому студенчеству нужно открывать широкую кампанию за новый путь, необходима пробная практическая вылазка на этот путь.
          Этой вылазкой и является Мастерская Революции.
          (Из доклада коммунистического коллектива на ячейке Вхутемас 12/XI - 23 г.)

     Первой и основной своей задачей мастерская считает ответить на все художественные запросы, выдвинутые революцией.
     Мастерская должна стать рупором художественно-революционной и коммунистической мысли, ее цель подготовка кадра молодых социально определившихся художников организаторов для борьбы средствами зрительного воздействия за революционные завоевания рабочего класса.
     Кадра художников агитаторов и пропагандистов, умеющих ответить на практические потребности революции.
     Кадра художников, производственников, поставивших себе целью широкое социальное и культурное воздействие на массового зрителя.
     Кадра художников, вооруженного до зубов всеми достижениями науки и техники сегодняшнего дня*1.

     Эти запросы восставшего и победившего рабочего класса, пусть их квази-ученые и образованные профессора называют тенденциозными, (тематическими, недостойными высшей школы, которая в первую голову разрешает задачи формальные. В. Фаворский) имеют свои художественные потребности, никоим образом не укладывающиеся в формы той метафизической
_______________
     *1 Более подробно хотя и попутно развивает эти вопросы тов. Джонсон, в статье Пот и Искусство - журнал Время, N 6.

стр. 156

казуистики, какие пытается установить одна из теперешних вхутемасских программ. (До такой степени метафизической, что например, на основном отделении почти все преподаватели невыполнили задания, не поняв преподаваемой программы).

     О искусстве в революции до сего времени только легонечко тугендхольдили; реально почти ничего не сделано, если даже взять наиболее заметную область плакат, да и сделать ничего невозможно поскольку на этот вопрос не ответила школа.

     Малейшая попытка в этом отношении встречала гору препятствий со стороны профессорской премудрости. С некоего незримого благословения у нас считается в моде ругнуть молодняк, с беззаветной храбростью выступающий на идеологическом фронте, это конечно чрезвычайно на руку всем сменопутчикам. А не мешало бы и им предъявить некий контр счетец, а что же вы господа хорошие за это время сделали - покажите ваши устремления, ведь вам доверили в школах новую рабочую молодежь - ничего кроме старой жвачки нет. Покажите хотя личико вашей чистой преемственной не тенденциозной, не тематической, внеклассовой культуры о которой вы так сладко иногда даже в советской прессе распеваете и этого нет. Чему же тогда вы учите? Вот в чем суть дела.

     Ученые колпаки несомненно будут обвинять нас: вы суживаете задачи "чистого" и "самодовлеющего" искусства выводя его из строя культуры и придавая ему утилитарное значение. Во-первых наши понятия о культуре диаметрально противоположны, но и с их точки зрения они стреляют впустую. Мы не отказываемся работать над формой, но ее можно изучать не только на задах натурщиц.

     НЕМНОГО ИСТОРИИ.

1923 г.
     28/II. После коротких прений по существу комячейка Вхутемас выделяет организационную тройку активных товарищей для организации молодых художников, для реальной борьбы против всякой художественной халтуры.
     1/III. Заседание тройки, тройка образует художественно-идеологический коллектив - основное ядро вокруг которого мыслима организация художественной молодежи принимающей коммунистическую идеологию.
     5/III. Принятое решение коллектива по организационному вопросу для рационального выполнения заданий ячейки, необходимо иметь твердую базу для реальной работы, это даст возможность наиболее точно формулировать платформу коллектива. Эту базу можно и должно строить в местах наиболее угрожаемых.
     18/V. Экстренное собрание коллектива, первый разбор набросков проектов мастерской.
     31/V. Коллектив формулирует основные положения, цели и задачи Мастерской Революции.
     3/VI. Первый разговор с правлением Вхутемас'а по поводу проекта Мастерской Революции, правление принципиально против "тематического искусства", но для окончательного отказа нет кворума.
     10/VI. Правление рассматривает поданную коллективом записку о Мастерской Революции, решение откладывается до предварительных переговоров и предоставления не суммарных программ.
     25-27/VI. Доклад коллектива на бюро ячейки о ходе работы. Резолюция бюро ....считать своевременным и необходимым организацию при Вхутемасе специальной Мастерской Революции.

стр. 157

     Июль. Правление имеет принципиальное суждение "по поводу"; кворум есть; принципиального отношения нет.
     19/IX. Правление принципиально "за"; нет кворума.
     21/IX. Кворум правления есть, но кворум спешит на поезда, вопрос откладывается до вторника.
     23/IX. Расширенное собрание коллектива: не сдадимся, выдержим, победим.
     24/IX. Коллектив принимается за созыв кворума, но...
     25/IX. Вторник, кворума правления нет.
     27/IX. Объединенное заседание правления и бюро ячейки; в принципе Мастерская Революции принимается, но для "окончательного" решения вопрос снова переносится в правление.
     28/IX. Правление в кворуме; окончательная информация о Мастерской Революции, дается обещание об окончательном ответе в...... новый вторник.
     2/X. Вторник, в правлении ни кворума, никого нет.
     4/X. Правление... хотя... во... с другой стороны... все же... во всяком случае предлагает принять участие в програмной комиссии.
     Середина октября. Правление на всякий случай, на всякий верный случай, закрепляет декоративное отделение (где предполагалось устроить Мастерскую Революции) за Лентуловым и Куприным.
     31/X. Доклад коллектива на бюро ячейки о программе мастерской. Резолюции бюро... подтвердить постановление бюро о необходимости организации мастерской революции.
     12/XI. Доклад коллектива на общем собрании ячейки о программе и методах мастерской революции. Из резолюции считать организацию мастерской революции желательной... мастерская должна стать идеологическим маяком ячейки... Практическое проведение поручить бюро ячейки.
     Итого 22 заседания в течение 8 месяцев и 15 дней, а всего 1 год, 1 месяц и 12 дней и мастерская революции пока еще правлением не утверждена.

     НЕМНОГО ТЕОРИИ.

     Над программой Высшей Художественной Школы бьются около пяти лет, срок хотя и не большой но совершенно достаточный для бесчисленного провала всевозможных программ и программочек. Эти провалы обуславливаются главным образом тем, что почти ни одна из них не ставит и тем самым не отвечает на основные вопросы, без разрешения которых, строго говоря, и не может быть никаких программ. Эти вопросы о роли Высшей Школы в Советском Государстве (строящееся преимущественно по типу профессионально технической - приспособленной для непосредственного обслуживания практически хозяйственных и бытовых нужд страны. Ходоровский) и о роли искусства в революции и производстве в органической их связи; или говоря проще применительно к нашему случаю, о той совершенно конкретной производственной деятельности, в которой будет работать обучающиеся по данной программе.

     Бросается в глаза и другой факт - это необычайная перегруженность программ. У нас сейчас мода впихивать в программу массу предметов совершенно к данной специальности не относящихся. Такая перегрузка является результатом полного непонимания элементарных основ и школы и программы и неумения мало-мальски критически подойти к вопросу. Вследствие огромной массы этих теоретических предметов, никоим образом не связанных с практически производственным обучением, происходит то, что мы и наблюдаем хотя бы на примере Вхутемаса - полный отрыв теории от практики.

стр. 158

     Когда такой теоретический отрыв сокращает нам практическое обучение, он необходим, но когда он отрывает нас ради самой теории, какими бы названиями она не прикрывалась будь то "государственное право" читаемое во Вхутемасе или какая-нибудь теория мнимостей, (тоже протаскиваемая во Вхутемас) все равно, если она не связана с практической деятельностью, будет вредной учобой.

     Таким образом мы ясно становимся на одну позицию: беспощадно сокращать всякую схоластику, всякий балласт, ни на минуту не упуская из виду практической цели обучения, применяя все научные методы ускоряющие достижение поставленной цели.

     Побольше практической работы над конкретными производственными заданиями в условиях сегодняшнего дня.

     В нашу непосредственную задачу не входит общий разбор программ Вхутемас'а, их пока еще не (и хотя бы по этому наша мастерская не может ломать Вхутемас с его необычайной, по мнению некоторых стройностью), но попутно можно указать, что Вхутемас как и показывает его название Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские имел когда то стремление революционизироваться в указанном выше направлении, но в силу многих обстоятельств его стремления так и повисли в воздухе, все более теряя под собой реальную почву. Спереди (по названиям) блажен муж, а сзади (по фактическому состоянию дела) вскую шаташеся. То обстоятельство что, начав с лаборатории и объективного метода преподования с определенно взятым производственным уклоном, докатились до ученических рассуждений супрематистов (смотри формулировку программ цветового и графического концентра) служит лучшим доказательством отрыва Вхутемаса от его задач.

     КОЕ КАКИЕ ФАКТЫ.

     После того как была подана докладная записка в правление Вхутемас'а о Мастерской Революции летом прошлого года, все определенней намечается необходимость поворота курса. Сперва против нас и принципиально и практически были все за исключением небольшого количества отставшего коммунистического студенчества. Против нас были пущены все методы от сиволапинской тактики до унтерпришибеевского окрика включительно, но ничего не помогло, все явственней намечается развал Вхутемаса (само правление должно было два раза констатировать не выполнение программ преподавателями основного отделения и "признать де-юре", что никаких программ специальные живописные мастерские не имеют (за исключением двух Шевченки и Кардовского, может быть потому, что они были в комиссии осматривавшей работы живописного факультета) и не желают иметь. Все это, разумеется, не может не отражаться на настроении студенчества, то тут то там пытающегося найти выход из создавшегося положения. Эти настроения учитываются, на них дается посильный ответ, но разумеется он не достигает цели и студенчество снова бурлит.
     1. Левая профессура тоже подала проект конструктивно декорационной мастерской, по нашему мнению немного половинчатый, недодуманный до конца подход к мастерской с точки зрения своего направления конструктивистического стиля, но разумеется для правления он тоже оказался не подходящ.
     2. На собрании ячейки в августе 23 г. Фаворский в докладе об общей программе Вхутемаса "уже" считает своевременным реформу декоративного отделения с вводом туда конструкции... кино ибо это вызывается жизнью.

стр. 159

     3. Монументальное отделение живописного факультета, будучи под руководством П. Кузнецова, (под руководством очевидно идейным ибо технически Кузнецов станковый живописец) выполняло темы о богатом и бедном Лазаре, а стоило только Кузнецову уехать за границу, по инициативе студентов появляется революционная тема и студенты с большим энтузиазмом принялись за ее разработку.
     4. Тихо и абсолютно безболезненно скончались Записки Вхутемаса предполагавшие обслуживать широкое? русское общество!, утонув от слишком глубокого подхода к вопросам, как выяснилось ничего общего с коммунистической линией не имеющего.
     5. Что положение с "живописью" обстоит довольно плачевно не только во Вхутемасе, но вообще, доказывается отчетом Изо Пролеткульта. (Горн N 9) Идеологический орган партии, как себя называет Пролеткульт, в области Изо занимается подсчетом мазочков Сезанна и пассажей Левицкого, "применяя" это на практической работе?!

     ВЫВОДЫ.

     На живописном факультете Вхутемаса обучается на "гения художника", на меньшем никто не мирится, около 700 человек. Статистика говорит, что из них будет работать по специальности художника-живописца в лучшем случае пяток, остальные, за вычетом учителей рисования, будут табуреточные кавалеристы, ибо они не обучены тому, в чем есть потребность, они только умеют, да и умеют ли еще, писать зады натурщиц. Давайте приспособим их, научим их работать в интересах революции тому, в чем есть необходимая потребность, используя при этом индивидуальные наклонности каждого. Давайте поставим их на действительное творческое жизнестроение.

     Мастерская Революции наиболее полно, наиболее широко ставит вопрос об участии искусства в революции; она не ограничивается одной постановкой вопроса, а как действительно революционная мастерская со всей энергией борется за утверждение ее хотя бы на равных со всеми другими мастерскими Вхутемаса основаниях.
     Мы уверены, что через несколько лет на развалинах теперешнего Вхутемаса будут три основные факультета: Агитационный вырастет из Мастерской Революции и впитает в себя теперешние живописный и скульптурный факультеты, затем Архитектурный и Индустриальный, объединивший все производственные факультеты.
     Мастерская возникает для выполнения художественных потребностей революции, она будет пулеметом в руках рабочего класса, выпускающим красных спецов, она будет выпускать техников революции.
     Нас не устрашает ученейший писк, которым стараются прикрыть собственное убожество ученые колпаки, мы уверены, что наша мастерская не залежится под сукном, как этого многим хочется. На нас работает время. Чем дальше прячут мастерскую под сукно, тем явственней появляется она с другого конца.

     Коммунистический Коллектив

     Организаторов Мастерской Революции
          Виктор Балагин.
          Казанцев.
          Сергей Сенькин.
          Густав Клуцис.

     8 февраля 1924 г.

home