стр. 167

     "НА ПОСТУ" - "МОЛОДОЙ ГВАРДИИ"

     Братский привет "Молодой Гвардии" - соратнику и сотоварищу по борьбе на идеологическом фронте.
     Среди литературных шатаний и разноголосицы "Молодая Гвардия" была единственным журналом, твердо проводившимъ пролетарскую линию в литературе.
     Наша чуткая коммунистическая молодежь сумела подсказать руководителям своего органа правильное направление и прямой путь.
     "Молодая Гвардия" дала возможность сгруппироваться и выявиться тем элементам пролетарской литературы и литературного молодняка, которые стояли и стоят НА ПОСТУ художественного участка идеологического фронта.
     Редакция "На Посту" в своей ответственной работе и борьбе рада видеть своим союзником МОЛОДУЮ ГВАРДИЮ, чья организованная поддержка служит гарантией успеха нашего дела, и уверена, что молодежь и ее орган не опустят знамен пролетарской литературы и в дальнейшем.
     Привет "Молодой Гвардии", ее активным работникам и ее аудитории!

стр. 167

     ГОДОВЩИНА "МОЛОДОЙ ГВАРДИИ".

     27-го мая журнал "Молодая Гвардия" отпраздновал свою первую годовщину. Самый вечер, посвященный именинам журнала был чрезвычайно знаменателен. Он объединил старых партийцев (Г. В. Чичерин, П. Н. Лепешинский, М. Павлович и др.), комсомольцев (Шиллер, Шацкин, Далин и др.), поэтов "Октября" (Родов, Лелевич), "Молодой Гвардии" (Кузнецов, Малахов), "Рабочей весны" (Исбах, Доронин), "Кузницы" (Кириллов, Герасимов, Александровский); "Лефа" (Маяковский, Третьяков, Асеев). Это объединение всех революционных сил идеологического фронта на юбилейном вечере является как бы символом

стр. 168

чрезвычайно важной работы, проделанной "Молодой Гвардией".
     В нашем журнале читатель найдет не мало примеров возмутительного разброда в области литературы, разброда, ведущего к сдаче литературных позиций нашим классовым врагам. При помощи некоторых наших редакторов буржуазные и мелкобуржуазные идеологи захватывают в свои лапы командующие высоты литературы и обрабатывают мозги читателей в сторону либо реставрации, либо беспринципной обывательщины. При этом наши высокоученые попустители не устают доказывать, что предоставление читателя "на

стр. 169

поток и разграбление" Пильнякам и всяким другим Никитиным - неизбежно, ибо пролетарская литература еще не в состоянии занять основные командующие высоты литературы.
     "Молодая Гвардия" на практике показала, что все эти разговорчики гроша ломаного не стоят. "Молодая Гвардия" - журнал, основной кадр литературных сотрудников которого рекрутируется из рядов пролетарской литературы. А вокруг этого ядра группируются подлинно революционные элементы попутчиков.
     Безыменский, Либединский, Костерин, М. Голодный, А. Неверов и др., а вокруг - Асеев, Третьяков.
     Только в случае преобладания пролетарской литературы попутчики действительно

стр. 170

помогают нам дезорганизовать сознание противников и не дезорганизуют нашего сознания. Когда же Казин и Герасимов служат затычкой к Пильнякам, Эренбургам, Инбер, Волошиным, Ходасевичам и К°, - тогда, кроме разложения сознания читателей, ничего получиться не может.
     В следующем номере "На Посту" мы дадим обстоятельный разбор литературно-художественного и литературно-критического отдела "Молодой Гвардии".
     А пока остается пожелать, чтобы журнал попрежнему объединял вокруг себя все здоровые силы пролетарской литературы и, в первую очередь, талантливого литературного молодняка, чтобы следующие именины журнала были не менее внушительной демонстрацией единого литературного фронта рабочего класса.

стр. 169

     Л. ТРОЦКИЙ - "МОЛОДОЙ ГВАРДИИ".

     Сотрудникам и читателям по поводу годовщины журнала.

     Журнал "Молодая Гвардия" занимает исключительное по своей важности место: он встречает у порога пробужденного к сознательной жизни представителя молодого поколения и вводит его в царство коммунистической мысли. В царство это приходится подниматься по ступенькам, - и отсюда вытекает главная трудность в ведении журнала. Нельзя замыкаться в тесном кругу наиболее развитых представителей молодежи, - это привело бы к недопустимому умственному аристократизму, - но нельзя и, гоняясь за популярностью, обходить сложные вопросы коммунистического миропонимания. Разрешение противоречия состоит в том, чтобы охватывать всю лестницу восхождения, т.-е. считаться с молодыми читателями разных уровней развития. Не принижать вопросы до ступени отсталого, а соответственным подбором и группировкой статей помогать отсталому подниматься со ступени на ступень. Насколько я понимаю, таков именно метод работы "Молодой Гвардии".

стр. 170

     Позвольте несколько подробнее остановиться на чисто литературной стороне дела - на форме. Я говорю не о беллетристическом отделе журнала, а о каждой его странице, начиная с оглавления. На вопросы литературной формы мы в прошлом не приучились обращать внимание, - не до того было. Статьи писались почти на-спех, неряшливо, нередко на колене. Поскольку эта неряшливость отражала бешеную горячку тех дней и годов, она сама становилась литературной формой, выражая душу своей эпохи. Но поскольку неряшливость входит в привычку и грозит стать школой писательства, ей надо объявить истребительную войну. Писательство есть искусство, в котором можно достигнуть разных высот, но которое требует величайшего внимания, кропотливого труда и высшей добросовестности к слову.
     Разумеется, неоспоримым культурным завоеванием является каждый такой факт, когда полуграмотный вчера пролетарий становится сегодня рабочим корреспондентом.

стр. 171

Но это вовсе не значит, будто задачи писательства ограничиваются с нашей точки зрения кое-каким, хотя бы приблизительным выражением мысли. Нет, техника писательства есть самостоятельная область, значительная и ответственная. В соответствии с духом всей новой культуры, современное писательство имеет тенденцию к точности и простоте. Но эти качества, точность и простота, не даются от рождения, в том числе и от классового пролетарского рождения, а берутся с боя, постоянной критической и самокритической работой над собственным идейно-словесным материалом. Простота и точность могут пролагать себе дорогу разными путями, в зависимости от вопроса и от индивидуальности автора. Они ни в каком случае не исключают образности и живописности речи. В тех случаях, где образ вытекает из внутреннего развития мысли и лучше всего смыкает два ее еще разобщенные звена, там образ сам становится орудием простоты.
     Слов, более или менее близких и сродных, много в словаре, но из них только одно выражает тот оттенок, который в данном случае нужен. Первая и самая важная

стр. 172

задача писательской техники состоит в том, чтобы найти это слово - такое, которое не допускает замены. Развить тему в статье вовсе не значит зашвырять читателя дюжиной или сотней фраз, приблизительно выражающих разные стороны вопроса. Когда мысль, не выпихиваемая автором неряшливо, как это нередко бывает, а развертывающаяся "из себя", добросовестно ищет для себя точного выражения, тогда фраза органически вырастает из фразы, повинуясь динамике мысли. Тем самым фраза перестает быть "фразой", т. е. бюрократически обезличенным или мещански расцвеченным выражением мысли или... ее отсутствия. Писательство есть искусство, дорогие друзья! Не перенимать, не увековечивать обездушенную от времени неряшливость призвано молодое поколение писателей, а изучать, развивать и повышать мастерство писательства. Молодые должны писать лучше стариков. Научиться и научить этому - тоже немаловажная задача "Молодой Гвардии".
     Желаю вам всякого успеха!

     Ваш Л. ТРОЦКИЙ.

     1 июня 1923 г.

home