стр. 7

     ОТ РЕДАКЦИИ

     Появление "НА ПОСТУ", как будто, помешало досель беспрепятственному "круго"вращению любителей "изящной" словесности. При всем нашем прискорбии по этому поводу, мы должны сказать, что ясность положения все-таки лучше пустых разговоров об "объективных истинах" и пользе классических (не классовых) святителей для необразованного пролетариата.
     А ясность эта состоит в том, что организация внеоктябрьской и ложнооктябрьской литературы под видом попутчиков идет уже открыто, не прикрываясь фиговым листочком временности и подсобничества.
     На правом фланге все реакционные по духу, враждебные революции по существу литературные силы, - от бывших графьев эмиграции до бывших мешочников Октября, от вчерашних друзей Буниных до завтрашних кандидатов в Гиппиусы, - все, при содействии некоторых наших товарищей, организованы и сплочены для борьбы с пролетарской и на деле революционной литературой.
     Более того.
     Литература этих вчерашних врагов и завтрашних мертвецов выдается за единственно-возможную и наиболее нужную в переходный период от буржуазного строя к коммунистическому обществу.

стр. 8

     Пролетарская культура объявляется лишенной права на существование. Пролетарская литература отрицается, и отвергается даже возможность ее.
     Пролетарской литературе объявлена война, на нее идут уже открытым походом.
     Этим наносится удар, прежде всего творческой воле и дальнейшим литературным достижениям пролетарской молодежи, отдаваемой не в учебу только, но и на службу, на подданство отживающей свой век буржуазной литературе.
     Вместе с тем, наряду с пролетарской литературой подвергаются нападкам и наиболее революционные группы писателей, политически давно уже ставшие на сторону Октября.
     Также отводятся на задний план те из попутчиков, которые, хотя и не определили еще окончательно свой литературный путь, все-же могут стать на нашу сторону. Об этих попутчиках говорят и пишут мало, зато вперед выпячивается группа писателей, в большинстве своем чуждых, и зачастую враждебных революции.
     Строители "Рвотных фортов" и торговцы "революционной" порнографией объявляются единственной дробью, стоящей направо от пустого нуля.
     Положение ясно.
     Вместо отдельных литературных групп, споривших друг с другом по вопросам хотя и важным, но чисто литературного и теоретического значения, лицом к лицу

стр. 9

поставлены два лагеря, две линии окопов - литературы, всеми корнями вросшей в прошлое, мнимо-революционной и лже-попутнической, с одной стороны, и - литературы пролетарской, революционной и истинно-попутнической, с другой.
     В литературе, искусстве, культуре есть теперь не правый и левый фронты, а фронты реакционный и революционный.
     Каждый писатель, каждый поэт, каждый деятель литературы должен открыто заявить с кем и за что он. Наступил момент, когда никто не может оставаться в стороне от предстоящих литературных боев.
     Нейтральных не может и не должно быть.
     В процессе борьбы за пролетарскую литературу мы сумеем отделить действительных попутчиков, приход которых в наш лагерь мы будем приветствовать, от лже-попутчиков, с которыми нам не по пути.
     Не может остаться безучастным к судьбам пролетарской литературы и читатель - рабочий.
     Мы прекрасно знаем, что, по сравнению с культурным уровнем своих западных товарищей, русский пролетариат - пролетариат

стр. 10

отсталый, что он жил, рос и боролся в стране почти безграмотной. Но не нужно и принижать культурный уровень русского рабочего класса. Тот, кто практически вел литературную работу в рабочих кружках, студиях, клубах, тот знает с каким пониманием и чуткостью уже сейчас разбираются активные слои пролетариата в вопросах литературы и искусства.
     На фабриках и заводах пролетарская литература имеет друзей больше, чем это некоторые предполагают.
     И друзья эти не останутся безразличными в развертывающейся литературной и культурной борьбе.
     Менее же всего нейтральной в вопросах литературы и искусства может остаться наша партия.
     Понятно, партия не может декретировать те или иные литературные направления, но поддержка ее должна быть на стороне литературы пролетарской и тех действительно революционных писателей, которые с последней идут.
     В отношении к художественной литературе партия должна укрепить свои старые традиции и оставаться на своем славном посту.

home