стр. 194

     Г. Кор.

     ЧАПАЕВ.

     Дм. Фурманов. ЧАПАЕВ. Издание Госиздата. 1923.

     "Чапаев" войдет в историю гражданской войны, как величавая легенда. Чапаев, пожалуй, герой не революции, а именно гражданской войны. От героя революции требуется не только боевая отвага, но и высшая классовая выдержка, политический разум, умение пользоваться методами революционного марксизма и т. д. У Чапаева же, хотя он был коммунистом, военная доблесть преобладала над всем остальным. В этом отношении он очень характерен для 1918-1919 г.г. - для периода партизанщины в Красной армии.
     Чапаев считал, например, "международность" рабочего движения сплошным вымыслом, не верил и не представлял себе, что оно может существовать в организованной форме. Дальше, он считал всю возню с анархистами ненужной и глупой затеей.
     - Анархисту надо волю дать, он тебе вреда не принесет, - говаривал он.
     Таким образом, классовый характер Чапаева можно считать во всяком случае недостаточно четким.
     Однако, в жестокой борьбе русского пролетариата с "отечественным" и международным капиталом он был целиком и прочно на стороне первого. Чапаев обладал всеми качествами, необходимыми для того, чтобы быть вождем Красной армии в бою. В историю гражданской войны он вписал ряд страниц поистине легендарного героизма.
     Охватить в художественном произведении весь путь, который с безумными боями прошла дивизия Чапаева - эта задача может быть по плечу только большому художнику, ибо это значит дать целую историческую эпопею. В наши нервные дни справиться полностью с этой задачей почти невозможно...
     Фурманов дал прежде всего огромный, захватывающий материал, но, как художник, он с задачей не справился и справиться не мог. Не мог потому, что писал свою книгу тоже в обстановке гражданской войны, вернее, в обстановке боев.
     В предисловии к своей книге тов. Фурманов говорит:

     "Очерк составлен по материалам моей записной книжки. Хаотичность, а местами и очевидная противоречивость изложения - не столько от неумения "связать", сколько по соответствию с хаосом самой гражданской войны. Война - не лекция: здесь не все гладко".

стр. 195

     И дальше, в том же предисловии заявляет, что книга "не претендует на художественность обработки".
     Во всем этом много скромности, но и значительная доля правды.
     Книга Фурманова находится посредине между публицистическим очерком и художественным произведением, но так как автор, по существу, неоспоримый художник, то и перевес получился в сторону последнего.
     Публицистики (в лучшем смысле этого слова) в книге много, но есть также много мест значительной художественной силы.
     Вот, например, как описывает Фурманов внешний облик Чапаева.

     - Обыкновенный человечек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками; жидкие темно-русые волосы прилипли косичками ко лбу; короткий, нервный, тонкий нос, тонкие брови в цепочку, тонкие губы, блестящие чистые зубы, бритый начисто подбородок, пышные фельдфебельские усы. Глаза - светло-синие, быстрые, умные, немигающие. Лицо матовое, свежее, чистое - без прыщиков, без морщин. Серебряная шашка вместе с зеленой поддевкой (при приходе домой) брошена на сундук.

     Это место введено в книгу, как выписка из дневника Феодора - одного из соратников Чапаева, но дело, разумеется, не в дневнике. Это кисть Фурманова.
     Очень интересно рассказано об отношении к Чапаеву со стороны красноармейцев:

     "Отношение к нему было несколько особенное, - знаете, как иногда вот по стеклу ползает муха: все ползает, все ползает смело, наскакивает на других таких же мух, перепрыгивает, перелезает, или столкнутся и обе разлетаются в стороны, а потом вдруг наскочат на осу и в испуге - чирк - улетели. Так и чапаевцы: пока общаются между собою - абсолютная непринужденность; могут и сказать что угодно, и бросить друг в друга шапкой, плеснуть из стакана. Но лишь встретился на пути Чапаев этих вольностей с ним уже нет; не из боязни, не из неравенства, а из особого уважения".

     Фурманов прекрасно владеет диалогом (это большое достоинство всякого писателя, как художника), у него простой, ясный, приятный язык, а главное - он знает своих героев до мелочей, знает условия и обстановку, в которых они жили. Но писатель больше рассказывает, нежели показывает.
     Все же от этого рассказывания невозможно оторваться. Страница за страницей автор развертывает огромную эпопею. Эти страницы не читаешь, а буквально проглатываешь.

стр. 196

     Книга Фурманова может дать весьма ценный материал тем поэтам и писателям, которые в основу своего творчества кладут революционный эпос.
     Это лучшая книга о героической борьбе Красной армии.

home