стр. 249

     Н. Сказин.

     МУДРОСТЬ ПРОСТОТЫ.

     Выставка стенных газет. Москва, Дом Союзов.

     На выставке стенных газет единая тема - смерть Ильича - об'единила весь материал. В статьях - глубокое понимание живого ленинизма. Воспоминания рабочих освещают жизнь и деятельность вождя.
     Отдел художественной литературы заслуживает особенного внимания. Здесь творчески -

          Образ Ильича столь пламенно любимый
          Запечатлен в душе народной навсегда*1
_______________
     *1 "Красный фабзавучник" - газ. при шк. М.Б.Б., автор Н. Киселев.

стр. 250

     Мысль воплощена в художественную форму. Это содержание и форма для нас представляют сугубый интерес, т.-к. стенных газет в республике тысячи, а пишут в них десятки тысяч. В обыденной обстановке на заводах, между дел формируются новые творческие силы. Будущее принадлежит им.

     * * *

     Видное место занимают стихи.
     Вот, напр., в газете "Эхо", б. Моск.-Каз.ж.д. -

          Четыре дня.

          Шел инвалид и шла старуха,
          И мать с ребенком шла туда,
          Где так торжественно и глухо
          Тоскующий оркестр рыдал.

Дни эти вечно будут тревожить память.

          ... Весть отравленным кинжалом
          Глубоко нам ранила сердца.
          Не словам измерить нашу жалость,
          Наша скорбь и жалость без конца.

     Массовое вступление в партию было лучшим выражением любви и веры в учение Ленина. - Откликом на строки М. Шорина проходит ряд стихов, выражающих мысль Вас. Коренева:

          Будет бить сильней рука,
          Пока не станет океаном
          На целый мир Октябрь-река.

     Таков вывод. Результаты понятны. Но и это не все...

          ...Он умер,
          Но мысль его сквозит весь мир,
          Как молний блеск во мраке ночи.

          ...Трудно о Ленине писать,
          Возможно-ль все о нем пересказать,
          Не хватит красок и пера,
          Не хватит бедного ума.

говорит в "Регуляторе" кружок политсобеседования женщин-работниц. В газете это единственные стихотворные строки. Они, конечно, не поэтичны в современном понимании поэзии. Но то чувство, которым они полны, действительно, невыразимо, если автор ставил себе целью сказать о Ленине все, дать образ Ильича подлинный, а не тот, о котором писал Мих. Герасимов:

          Твой голос -
          Грозный гром стихии,
          Прибои миллионных толп...

     Никто из поэтов не воплотил в слове любимый образ так, как он "запечатлен в душе народной". Больше: многие признали

стр. 251

свое бессилие побороть волну чувств. В "Экране" яркий пример - стих. "Когда сообщили газеты":

          Знаю: запретно плакать,
          Членский нося билет.
          Скажут: ну, и слякоть
          В 28 лет.

          Не разрешу задачу
          (Партбилет, прости),
          Малым ребенком плачу...

     Или еще пример: "По телеграфу" из другой газеты.

          Только и было, что слово по проводу.
          Только и было, что бюллетень...
          А потом, товарищи, слово по поводу,
          По поводу... смерти...
          Проклятый день!..
          Хочешь сказать... Надо... А разве выскажешь.
          Даже вожди были во власти чувств:
          По телеграфу диктует нервами Троцкий.

     В стихах у многих дана картина классовой скорби. Так, в "Красной Пресне" Устинов рисует:

          Под музыку шагов, в метель, в мороз трескучий,
          На площадях топчась,
          Шли граждане тяжелой, темной тучей
          Ко гробу Ильича.

     Рубен Агбальян передает, как труд в эти дни был насыщен печалью.

          Стучите!..
          Стучите молотки
          И паровые молоты.
          Выстучите
          Миру клич.
          Умер гениальный
          Учитель,
          Умер
          Дорогой
          Ильич.

     Итак, образ вождя, личная печаль и классовая скорбь - три основных момента в стихах газет. Кроме них, есть четвертый вид, схожий с надгробными надписями.

          Ушел наш вождь Ильич.
          Навек заснул он крепким сном,
          Зачем так рано наш учитель
          Сиротами оставил ты сынов.

     Кто видел на кладбищенских крестах подобные надписи, тот, вероятно, отметил в них простоту и безыскуственность. Мотив

стр. 252

их - смерть близкого человека, где обычно указывается на печаль покинутой семьи.
     В приведенном примере семья - рабочий класс, единокровная семья борцов за ленинскую революцию.

     * * *

     Рядовой пример прозы из воспоминаний "Первая весть".
     Утро. Комсомольцы собрались в комячейке подготовиться к вечеру 9-го (22) января. Появилась балалайка, пошло веселье. Но вот входит в ячейку парень. Лицо его бледное. Пораженный нашим весельем, насилу выговорил.
     - Что вы делаете?... Ведь Ильич умер. Смех сразу прекратился. Балалайка выпала из рук.
     Неужели правда?... Мелькает надежда, что он пугает...
     Да нет, этим шутить нельзя.
     Бросились к телефону.
     - Занят.
     Бегом в райком.
     Неожиданно поразила весть. Передана просто, без прикрас и космических сравнений в форме понимания автора и его товарищей по предприятию.

     * * *

     Во всех газетах поражает их любовное украшение заголовками, рисунками и портретами. На ряду с городскими, где применяется монтаж и в провинциальных чувствуется большой вкус в гарнировании газетного листа с общим содержанием.

     * * *

     Отрывки приведенных стихов можно рассматривать, как образец литературного слога. В них он расчленяется на три типа: безыскусственные строки, когда автор пишет, будучи совершенно незнаком с техникой стиха; искуственные, где автор, как Агбальян, подражает; и третий - своя особенная форма. Суть ее в том, что не ухищряясь в ритмах и рифмах, не перегружая стихи до запора образами, автор занят только содержанием. В разработке его инстиктивно создается соответствующая ему форма целого произведения.
     Стенных газет тысячи, а пишут в них десятки тысяч. Шаг за шагом одолевается грамота будущими пролетарскими художниками слова. Первый смотр дал блестящий результат. Идут подлинные творцы пролетарской культуры. Уже сейчас их строки отмечены простотой мудрости и силой классового сознания.

home