стр. 263

     Гээл.

     МОСКОВСКАЯ АМЕРИКА.

     Д. Туманный. МОСКОВСКАЯ АМЕРИКА. Первая книга стихов (1919 - 1923 г.). "Новая Москва", 1924 г. Стр. 61.

     Книга Д. Туманного целиком посвящена современности в ее конкретных проявлениях. В стихах этой книжки перед нами встают картинки октябрьских уличных боев, переполненных поездов 1919 года, хищных рынков революционного времени, рабочих клубов, субботников. Нет ни одного стихотворения, которое не раскрывало бы перед читателем того или иного уголка революционной эпохи.
     Но при показе конкретной действительности нашей эпохи у Д. Туманного мы встречаемся с двумя недочетами. Во-первых, местами попадается безыдейный натурализм, голос копирования действительности без всякой попытки художественного синтеза, художественного вдвигания в историческую перспективу. Таковы неплохо сделанные стихи: "В вагоне", "Двадцать одно". Правдиво, верно, но вырвано из общей связи: в результате потеря перспективы.
     Между тем, достаточно было одного штриха, чтобы вскрыть смысл развернутой картины. Отсюда (а, может-быть, наоборот - первое лишь результат второго) некоторая идеологическая растерянность недоумение перед лицом бешеного бега великих и малых событий, рефлексия, так внятно и нездорово звучащая в стихотворении "Кто-то губит" и в одном месте стихотворения "Субботник".

     Каждый понял до крику ясно: "Жизнь нелепа и мир нелеп".

     Во-вторых, в стихах часто чувствуется манерная стилизация революции: поэт упивается

стр. 264

ей, как неким экзотическим ароматом, щекочущим его утонченные нервы (не на это ли намекает и название книжки?). Одним из ярких проявлений этой стилизованности является явное внешнее опьянение революционными словечками и терминами (см., например, 5-й плакат в поэме "РСФСР").
     И все-таки, несмотря на эти недочеты, книжка Д. Туманного - путная книжка. Поэт попытался дать живых людей революции и конкретный революционный быт, дать не напыщенно и казенно, и в то же время не анекдотически и карикатурно. И в лучших стихах книжки Д. Туманному это удалось. Его "Агитатор" и, в особенности, "Председатель завкома" - очень яркие и жизненные образы нашего революционного сегодня. Это - показ живых людей революции сквозь призму пролетарского мироощущения. Это - то, что сегодня нужно.
     И ради этого охотно прощаешь встречающуюся местами затасканность ритмов и метров (например, северянинский размер "Субботника") и злоупотребление составными рифмами. Если Д. Туманный освободится от безыдейного натурализма, соединенного с своеобразной эстетской стилизацией революции, он сможет дать хорошие значительные революционные вещи. "Агитатор" и "Председатель завкома" - тому порукой.

home