стр. 5

     ОТ РЕДАКЦИИ

     Куда обращено теперь внимание советской страны? Если отвечать обще: на хозяйственное строительство. Но разве не писал Ленин, что путь социалистического развития лежит через кооперацию, как через то очередное звено, за которое мы должны ухватиться?! Разве не писал Ленин, что кооперацию-то мы имеем, но для того, чтобы она была действительно социалистической, нам не достает лишь культуры. Вот почему, если вся наша революция была периодом величайшего культурного под'ема, наше сегодня мы вполне можем назвать эпохой культурной революции. Мы строим новое хозяйство, постепенно догоняем, и не так далеко время, когда обгоним довоенную экономику. На основе народно-хозяйственного роста расширяется дело народного образования, расширяется широта и глубина позиций, захваченных культурничеством. Наша страна вплотную занята строительством социализма, но строить социализм могут лишь люди, стоящие на плечах положительного наследства прежней культуры.
     Раньше и прежде всего - искоренить безграмотность. Раньше и прежде всего развить и обеспечить самые элементарные школы, избы-читальни, клубы, различные массовые культурные учреждения. Но значит ли это, что мы должны довольствоваться усвоением старой культуры, а не перерабатывая ее, строить культуру пролетарскую? Значит ли это, что мы должны быть безразличны к более сложным идеологическим надстройкам, значит ли это, к примеру, что нашу партию не должны интересовать вопросы искусства? Махаевщиной и антимарксистским

стр. 6

вульгарным упрощенством было бы отмахиваться от этих вопросов. Это практически невозможно для борющегося класса, ибо развитие культурной революции означает обострение классовой борьбы в художественной литературе, в живописи, в театре, даже в музыке, ибо развитие культурной революции, подымающее интересы все большего числа трудящихся все выше и выше, увеличивает значение и искусства, как непосредственного орудия классовой борьбы. Вот почему мы создали "На Посту", орган этого фронта, вот почему мы сейчас возобновляем его выход. И если раньше мы занимались только художественной литературой, то теперь мы обязаны вместе с нашим читателем расширять нашу критику по мере развития пролетарского творчества в других областях искусства, по мере создания в них классовых пролетарских отрядов.
     Ровно год тому назад вышел последний номер нашего журнала. Ровно год не выходил "На Посту". Однако поставленные им вопросы, обсуждавшиеся им темы и данные им ответы, продолжали привлекать к себе внимание общественного мнения нашей партии. И даже если бы каждый новый день не приносил с собою новых подтверждений правильности развивавшихся в "На Посту" взглядов, страстность непрекращающейся полемики могла бы служить наглядным подтверждением почвенности, жизненности наших суждений.
     Перед XIII с'ездом партии вышел пятый номер нашего журнала. С'езду предшествовала продолжавшаяся более года ожесточенная полемика по вопросам художественной литературы.

стр. 7

     - Держите курс на массового рабочего и крестьянского писателя, ибо в них будущее нашей литературы, ибо из них, сегодня только учащихся, лишь вчера начавших писать, придут настоящие писатели нашей революции.
     - Партии не безразлично то, что происходит в художественной литературе, партия должна присмотреться к происходящим здесь процессам, партия должна уметь и с'умеет воздействовать на развитие нашей литературы - это сказал XIII с'езд. И разве это постановление с'езда, высшей партийной инстанции, не дает нам права сказать, что этим постановлением нанесен тягчайший удар тем, кто боролся против пролетарской литературы, по тем, кто из-за попутнических деревьев не видел могучего леса растущей пролетарской литературы, тем, кто разговорами о "нейтралитете" и "невмешательстве" на деле тормазит строительство рабочим классом своей культуры, тем, кто, может быть и помимо своей роли, ударял по гигантски восходящим росткам нового, тем, которые в борьбе против напостовцев имели на своей стороне открытое сочувствие и поддержку всей внутренней и внешней эмиграции.
     1924 год во всех отношениях обогнал предвидения самых крайних оптимистов. При этом направление развития, пройденный за год путь пролетарской литературой и попутчиками, всей массой писателей нашей страны целиком подтвердили напостовской прогноз. Между тем, антинапостовцы самой жизнью были сбиты со своих позиций, принуждены были день за днем пересматривать свои взгляды, вносить поправки в свои предсказания, отказываться от своих точек зрения. Пролетарская литература все более отчетливо становилась основной силой современной литературы. Даже антинапостовцы, после долгой эволюции, принуждены были признать ее ядром нашей литературы. 1924 год ВАПП'ом, АХРР'ом, ВАПМ'ом и в особенности рабкоровскими литкружками кричит нашим противникам о их идейном банкротстве. Пролетарская литература чрезвычайно выросла за этот год и качественно и количественно. На наших глазах растет ее значение, как художественного фактора. Но это только начало, только первые шаги. Пролетарской литературе предстоит громадная творческая и теоретическая работа, которая будет выполнена, которая приведет

стр. 8

ее к действительной гегемонии. В истекшем году окончательно оформилась Всесоюзная ассоциация пролетарских писателей, неуклонно развивающаяся на базе рабселькоровского движения. Состоявшаяся в начале текущего года Всесоюзная Конференция пролетписателей была яркой демонстрацией силы движения и правильности напостовских взглядов. С особым удовлетворением мы отмечаем такие важные достижения пролетарской литературы, как блок с наиболее революционными попутчиками, как союз с крестьянскими писателями. "Лицом к деревне" - этот лозунг ко многому обязывает и пролетарскую литературу, и наш журнал.
     Идет и будет итти борьба между нами и буржуазной идеологией. Под'ем деревни, расширение в ней культурной революции, должны особенно серьезно поставить перед нами задачу культурной гегемонии пролетариата. Грамотная, культурно растущая деревня должна итти за пролетарской, а не за буржуазной культурой. Пролетарское искусство должно гораздо больше места, чем раньше, уделить отражению жизни деревни. Пролетарское искусство должно с'уметь стать орудием в руках социалистического города и занять не последнее место в деле осуществления смычки между рабочим классом и крестьянством.
     Велики трудности на пути развития пролетлитературы, пролетискусства. Далеко не окончена, а кое где только начинается борьба с мелкобуржуазными уклонами различных товарищей, работающих в области искусства. "На Посту" будет попрежнему резко разоблачать и бичевать врагов и недоброжелателей рабочей и крестьянской литературы, врагов пролетарского искусства, какими бы "словечками" они не прикрывались. Велики трудности, повторяем мы. Но они не страшны, ибо наша партия все чаще, больше, систематичнее начинает уделять внимание вопросам партийной политики в художественной литературе. "На Посту" было и остается верным орудием большевизма, Ленинизма. "На Посту" - орган ортодоксально-марксистского искусствоведения, продолжатель большевистских литературных традиций.
     Дело культурной революции идет вперед!
     В борьбе за пролетарское искусство мы - попрежнему на посту.

home