стр. 243

     Л. Г.

     CLARTE

     Clarte N 72 1 Mars 1925. Р. 100 - 142; 3 fr. 50 c.
     ("Свет", N 72, 1 марта 1925 г. стр. 100 - 142, ц. 3 фр. 50 с.).
     В мартовском номере журнала Clarte помещена обстоятельнейшая и интересная статья Виктора Серж - "Возможна ли пролетарская литература". Библиографией к этой статье послужили: "На посту" NN 1 - 5, "Октябрь" NN 1 - 2, "Нейтралитет или руководство" - заявление 8 коммунистических писателей - "Правда", февраль 1924, "Молодая Гвардия", Л. Троцкий "Литература и революция", А. Воронский "О литературе" (тезисы, представленные ЦК РКП), "Рабочая Литература" NN 5 - 6 (Вена, июнь 1924), Н. Бухарин "Наша политика в области искусства" - "Прожектор" N 10/32, Д. Бедный "О пролетарской литературе" - "Правда", январь 1925.
     Библиография достаточно солидная.
     Виктор Серж констатирует возрождение русской литературы с 1921 года и приводит слова М. Горького о том, что "никогда еще не было у нас столько молодых писателей, столь богатых обещаниями".
     Далее В. Серж пишет: "... после одного мирного года выросла целая новая литература в столицах и выдвинула ряд имен. Эта литература была, конечно, революционна, но двусмысленная, способная легко сбиться с прямого пути, направленная иногда в сторону мистицизма, иногда в сторону неонационализма, чаще всего с уклоном к буржуазному мышлению - ни пролетарская, ни коммунистическая. Это явилось неожиданностью. Коммунистические писатели, которые находились еще под впечатлением других битв, еле законченных, тотчас об'явили войну направлению этой новой литературы. Журнал "На Посту" был их боевым органом".

стр. 244

     В. Серж характеризует "На Посту", как "...один из лучших и наиболее характерных русских журналов. Прекрасно изданный, легко читающийся, со строго выдержанной идейной линией. Он ставил себе задачу большевизировать новую литературу". И В. Серж констатирует, что "задача поставлена со всей похвальной ясностью, со всей необходимой резкостью".
     Характерной чертой русских писателей на следующий день после революции, по справедливому мнению В. Сержа, было - не высказываться. Два года тому назад он же писал в "Clarte": "Если Россия развивается в сторону буржуазной демократии, то они (писатели. Л. Г.) через 10 лет станут образцовыми писаками. Если же Россия идет к социализму, то они станут коммунистическими писателями. Они будут плыть по течению".
     Далее В. Серж считает, что "идейное двумыслие Пильняка (наиболее представительного между ними) требовало отпора. Коммунистические писатели дали его, и началась настоящая литературная борьба, явно соответствующая борьбе классов в теперешней России".
     В. Серж замечает, что "это движение имело свои недостатки. Оно преувеличивало требования, по существу здоровые и законные".
     Передав далее сущность позиций т.т. Н. Бухарина и А. Воронского, В. Серж переходит к журналу "Октябрь", констатируя, что "поэты хороши (Иван Доронин "На войне", Безыменский "Война этажей", А. Гвоздев "Отрывки о войне"). Романтизм гражданской войны сохранился у них и проявляется даже в выборе сюжетов". В. Серж отмечает, что "в течение революции поэзия была гораздо богаче прозы. И теперь еще проза слаба, слишком слаба".

стр. 245

     Виктор Серж за тридевять земель от СССР правильно подметил главное в наших достижениях, то, что упорно не хотят видеть и слышать и т. Воронский и т. Троцкий: это работа рабочих лит. кружков.
     "Подумайте, пишет В. Серж, что 2/3 этих рабочих ходят зимой в русском снегу в порванных сапогах. Они не идут в кафе. Они работают, они пишут, с прекрасной чистотой детей, страстно желающих созреть... Конечно, произведение этого маленького литературного кружка (речь идет о "Вагранке" Л. Г.), от которого несет смолой, машинным маслом и металлической пылью, еще далеко не совершенно. Но не думаете ли вы, что само появление

стр. 246

такого кружка есть капитальный факт и что он обещает человеческой культуре несколько больше, чем какой-нибудь тонкий литературный парижский салон?" (Курсив наш. Л. Г.).
     Вот этот капитальный факт появления рабочих литературных кружков, зарождения рабочего литературного движения и просмотрели т.т. Воронский с Осинским вкупе.
     Оно понятно, положим: иногда за пару тысяч верст виднее, если только человек на земле, а не в "мистическом" круге.

home