стр. 245

     С. Малахов.

     ПОТОКИ ОКТЯБРЯ

     "ПОТОКИ ОКТЯБРЯ" Одесса. 1925 г. "Ассоциация пролет. писателей" Книга 1.
     Потоки Октября - книга роста, книга, которая показывает, что и в нашей советской провинции происходит накопление элементов новой культуры. Об'емистая (в 10 печатных листов), на хорошей бумаге, с четкими шрифтами и недурной версткой, эта книга является образцовой для провинции, по крайней мере по своей технике.
     Разбираясь в самом материале сборника, можно отметить одно общее, что мне кажется общим не только для наших провинциальных сборников пролетлитературы. Создание подлинного художественного произведения идет двумя путями: с одной стороны для стиха характерна, почти непременная двойственность - это либо хорошо сделанные по форме, но пустоватые по содержанию строки, с явными следами формального влияния Пастернака, Маяковского, Тихонова и других; либо стихи с превосходным целостным пролетарским настроением и содержанием, переданным довольно плохими, корявыми строками.
     В разбираемом сборнике можно отметить и то и другое. Технически сильно сделаны стихи С. Олендера (переложение синклеровских "Джунглей"), Иосифа Сиркеса (кстати лучшее стихотворение в сборнике), Евгения Павличенко, Татьяны Тэс и "Скотобойня" Георгия Захарова. У всех пятерых один общий недостаток: форма самодовлеет, неувязана с содержанием, а иногда и попросту невразумительна:

          "И - грязные кольца Сатурна
          Шипя, выползают колбасы".
               (С. Олендер.)

стр. 246

          "А блоки бравируют бедрами
          Машут облупленным задом,
          А бедра нахлынули ведрами
          И хлюпают кровь винограда и т. д.

     За такие строчки следует выдрать даже заумника, не говоря уже о пролетписателе.
     Не понимаем, как попало в пролетарский сборник ахматовское стихотворение Татьяны Тэс. Неужели нельзя было выплакаться в другом месте?
     Теперь несколько слов о стихах другого порядка. В них тоже много общего. Одинаково интересны по содержанию и слабы по форме стихи: В. Камира, А. Борисова, Р. Мочана и А. Шпирта.
     Построение прозы идет совершенно иными путями, здесь нет такого явного преобладания самодовлеющей формы. Развитие идет по линии накопления содержательных и безусловно интересных отрывков из эпизодов гражданской войны и кусочков советского быта. Немного публицистичны, но очень интересны "Коровины дети" Н. Матяша; остальные рассказы, примерно, равноценны. Достоинством является то, что стихи в сборнике не преобладают.
     В общем мы можем отметить, что одесские товарищи, несмотря на отмеченные недостатки, находятся на верном пути. Их недостатки - недостатки роста: при технической учобе одних и некотором избавлении от излишнего формализма других, Одесса, несомненно, обещает дать целый ряд ценных пролетарских писателей.

home