стр. 18

     Вит. Жемчужный

     ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ТЕАТРЕ

     "Леф" - журнал маленький*1. Тема моей статьи большая. Поэтому: не статья, а только конспект. Этим объясняется алгебраичность изложения и отсутствие примеров. Тема разрабатывалась давно, но повод для написания появился только теперь.

     ПОВОД

     За последний год в области клубных зрелищ наметился некоторый поворот от живой газеты, инсценированного доклада, обозрения, разнообразных форм клубной эстрады к пьесе, добротной пьесе в нескольких "актах" с законным количеством любвей, с "правдиво изображенными типами", с "павильоном" и прочим антуражем
_______________
     *1 Не по своему влиянию, а по своему объему.

стр. 19

большого "классического искусства". На совещании по вопросам клубно-художественной работы, созванном культотделом ВЦСПС, руководители клубного дела усиленно приглашали театральных "аков" помочь клубам на поприще "служения искусству". Кое-где драмкружки уже перешли на "классический репертуар" и наладили работу "под Малый" и "под Художественный". На клубной сцене запели "Русалку". "Комсомольская правда" напечатала восторженную рецензию о постановке в орехово-зуевском клубе "Потонувшего колокола", снабдив ее подзаголовком - "Комсомольцы на передовых культурных позициях".
     Это реставраторское, реакционное поветрие обычно оправдывается тем, что пролетариату необходимо "усвоить культуру прошлого", что без овладения техникой буржуазного театра нельзя строить свой и что МХАТ и Малый это и есть та самая печка, от которой, как известно, начинают танцовать.
     Рассуждая так, одни ошибаются - по малограмотности, а другие - из-за желания оправдать свои личные вкусы и привычки.
     Основная ошибка заключается в том, что под буржуазным театром обычно подразумевается только так называемый "бытовой" театр, у которого и рекомендуется учиться. А между тем ведь наряду с бытовым театром существовал и другой "тип" театрального зрелища, резко отличающийся от первого и своей тематикой и своими формальными приемами. Это - театр ревю, театр варьетэ.
     И когда мы говорим о буржуазном театре, нужно говорить о двух типах театра, о двух линиях развития. Между ними нужно выбирать, когда мы говорим об учобе и преемственности. А для того, чтобы выбирать, надо понять их социальные функции и особенности их развития.

     КОНСПЕКТ СТАТЬИ

     Буржуазное общество раздирается внутренними противоречиями. Оно существует в неустойчивом равновесии, которое грозит постоянным взрывом изнутри. Противоречиями полны не только производственные отношения, но и бытовые. Одним из средств смягчения этих противоречий, средством, цементирующим общественные отношения, являлся в буржуазном обществе - театр. Наиболее очевидно это можно наблюдать на примере так называемого "бытового" театра, возникшего сравнительно недавно.
     "Мещанская драма" наряду с моралью и правом защищала идею крепкой семьи. Вся проблематика этого театра вращалась вокруг этой темы.
     "Бытовый" театр давал образчики, модели бытового поведения. Он давал тысячи вариантов поведения мужа, жены, любовника,-цы. Он указывал способы выбора партнера для брака. Он рекламировал хороший брак и клеймил плохой.
     Однако бытовой театр никогда не брался за разрешение основных противоречий, тех, которые возникали в результате влияния на быт и на семью анархической системы производства, так

стр. 20

как эти противоречия вообще неразрешимы были в условиях буржуазного общества.
     Именно поэтому возникает психологическая драма, где взамен социальной мотивировки поведения мы имеем психологическую. Подмена неразрешимых социальных противоречий борьбой страстей позволяет театру дать видимость разрешения бытовых конфликтов. Неустойчивость социальных отношений была подменена устойчивостью человеческих чувств. Через утверждение неизменности, "вечности" человеческих страстей утверждалась неизменность бытия, быта, устойчивость и неизменность вот этого общественного порядка.
     Таким путем бытовой театр затормаживал и замаскировывал влияние на быт дезорганизующих факторов капиталистической экономики.
     Именно в этой консервации быта, в утверждении статики быта в целях смягчения социальных противоречий заключалась социальная функция бытового театра. Она была глубоко реакционной.
     Естественно, что для выполнения этой функции требовалась устойчивая тематика и устойчивость формальных приемов. И действительно, бытовой театр разрабатывал одну тему - тему о семье.
     Техника бытового театра отличается исключительным консерватизмом. Перспективная живопись, система кулис и павильонов, ведущие свое начало еще с XV века, за это время ни в чем существенно не изменилась. Архитектура, техника сцены, освещение настолько архаичны, что даже такой скромный благонамеренный реформатор буржуазного театра, как Георг Фукс, должен был кричать о "революции".
     К актеру бытовой театр предъявлял в основном два требования: уметь переживать (или изображать переживание) и уметь демонстрировать навыки бытового поведения. Театр культивировал систему эмоциональных движений, тех самых, которые современным научным сознанием квалифицируются как атавизмы. Для демонстрации со сцены бытового поведения за идеал брались навыки, существовавшие в среде крупной и мелкой буржуазии. Уменье квалифицированно "носить" фрак, целовать руку, держать цилиндр и т. п. являлось совершенно обязательным для актера. И когда он играл рабочего, его рабочий и по своей "психологии" и по своим материалам оставался тем же буржуа.
     Характерно, что бытовой театр растерял ту "культуру движения", которую имели его предшественники и которую сохранил театр обозрений. Вне эмоционального жеста и бытовой сноровки актеры бытового театра постепенно разучивались квалифицированно двигаться.
     Формальные приемы бытового театра характеризуются, с одной стороны, своей крайней архаичностью, малоподвижностью, а с другой - большой специфичностью: они пригодны только для выполнения тех задач, которые стояли перед бытовым театром. Реакционные функции этого театра определили его консервативную форму.

стр. 21

     Театр обозрений, развивавшийся наряду с бытовым театром, был его полной противоположностью.
     В противоречиях капиталистического общества он существовал как открытое отрицание всего того, что утверждалось театром бытовым. Там боролись за сохранение семьи, - здесь ее практически дезорганизовывали. Там половое угнетение стыдливо прятали за уважение к жене и любовнице - здесь женщина откровенно рассматривалась как товар; там пытались загородиться от действительности ложью психологических схем - здесь последняя злоба дня заострялась куплетистом и клоуном. Там ставили проблемы - здесь показывали веселое зрелище.
     Театр обозрений точно так же содействовал сглаживанию противоречий капиталистического общества, но проделывал он это иным путем, чем театр бытовой. Он действовал не поучением, а развлечением. Понятно поэтому, что он должен был беспрестанно обновлять свою тематику и совершенствовать технику. Формальные приемы театра обозрений и варьетэ развивались под непосредственным влиянием городской, машинной техники, благодаря чему здесь во много раз быстрее совершался процесс вытеснения архаических приемов работы. Поэтому-то мы имеем здесь самое передовое, самое квалифицированное, что мог создать буржуазный театр.
     Клоуны фрателлины устраивают во время своих гастролей выставку той аппаратуры, с которой они выступали и выступают. Здесь изобретательность, безошибочный учет эффекта и точность технических расчетов дают ясное представление о характере этих приемов.
     Особенностью актерской техники является работа "вне образа".
     Воздейственный эффект достигается не смысловым значением поступка, а главным образом качеством его выполнения. Это требует от актеров большой квалификации и постоянного тренажа. Внесмысловое значение технических приемов, их обнаженность дают возможность легко переносить эти приемы для выполнения любых задач. Достаточно указать, что многое из использованного т. Мейерхольдом для освежения традиционного театра перенесено именно отсюда.
     Но этот передовой театр считался и считается "низким" видом искусства. В этом определении сказалось обычное лицемерие и ханжество буржуазии. Должно умиляться, созерцая семейный очаг, но веселиться можно только на порнографических ревю. Афишировать свои связи, однако, не следует. Варьетэ, сделавшееся сейчас в капиталистических странах наиболее распространенным видом театрального зрелища, до сих пор не включено в пантеон буржуазной культуры.
     К сожалению, и у нас многими было принято на веру это презрительное отношение к варьетэ и обозрению. И когда говорят о буржуазном театре, обычно подразумевают бытовой театр. Вольно или невольно, но здесь мы становимся соучастниками лицемерной лжи.

стр. 22

     ВЫВОДЫ

     1. Бытовой театр является наиболее отсталым по своей технике и наиболее рациональным по своим функциям. Учиться здесь нечему, продолжать его незачем. Поэтому следует решительно бороться с попытками насаждать его в клубах.
     2. Усваивать и продолжать нужно только то, что было наиболее передовым и квалифицированным в буржуазном театре. Однако и здесь речь должна итти не о механическом копировании готовых форм, а об отборе и использовании некоторых технических приемов.
     3. В живых газетах, инсценированных докладах и подобных им формах клубных выступлений был правильно использован опыт театра обозрений и варьетэ.
     Ценным является то, что отдельные приемы этих театров были использованы здесь в иной целеустановке, в результате чего были созданы новые своеобразные формы клубного зрелища.

home