стр. 31

     Л. Кулешов

     ЭКРАН СЕГОДНЯ

     Помещаемый "Лефом" отзыв кинорежиссера Л. В. Кулешова о неигровых (хроникальных) фильмах Э. Шуб и Кауфмана интересен тем, что Л. В. Кулешов - режиссер художественной кинематографии - объявляет в наши дни примат приемов неигровой фильмы и зовет учиться у нее.
     Что же касается оценок Л. В. Кулешовым этапов сегодняшнего развития игровой фильмы, то в этих оценках "Леф" видит серьезные пробелы и согласиться с ним не может.

     Максимальное кинематографическое впечатление после игровой "Парижанки" Чаплина на нашем экране производят две неигровые фильмы: "Москва", работы оператора Кауфмана, и "Падение династии Романовых", работы Эсфири Шуб.
     Обе картины, в особенности "Падение династии Романовых", смотрятся с неослабевающим интересом - от них буквально нельзя оторваться.
     Конечно, ни одна художественная фильма не была столь интересна, столь правдива и убедительна, как эти две неигровые.
     Любители кинодрам, комедий и кинопредставлений должны непременно посмотреть эти две лучшие советские киноработы, дабы убедиться, что впечатление от хроники может не только быть не ниже впечатления от художественной картины, а даже превосходить его.
     Советская хроника существует с 1918 года и "встала на ноги" с 1919/20 г. В это время над ней работали лучшие операторы и лучшие режиссеры, на нее отпускались средства, ей уделялось посильное внимание.
     Происходило это от того, что кинофабрики пустовали, производства художественных фильм не было, а хронику снимать легче и доступнее.
     Когда начали постепенно открываться ателье игровых фильм, хроника стала чахнуть, лучшие работники перешли на художественную кинематографию, - внимание к неигровой ослабело.
     С этого времени повелась борьба за утверждение демонстрации нашего быта, за хронику, в противовес художественной кинематографии, насквозь пропитанной старыми театральными приемами "художественных фильм Ермольева".
     Особую роль в борьбе за хронику играл журнал "Кино-Фото", редактируемый А. Ганом, в котором всячески проповедывалась и утверждалась неигровая демонстрация быта. Только с этого времени выступили киноки и теоретически и практически.
     Боролся и борется за неигровую фильму "Леф", и кроме него, Гана и киноков, в защиту хроники серьезно и ответственно никто не выступал, не хотел выступать и не выступает.
     Дело хроники казалось "дохлым". Но только теперь его "невыгодность" блестяще опровергнута двумя указанными фильмами Совкино.
     В выпускаемых до сих пор неигровых фильмах был крупнейший недостаток, необычайно понижающий их качество и убедительность. Недостаток их заключался в неправильном монтаже.

стр. 32

     Хроника - демонстрация заснятых событий. События должны быть показаны так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть; наиболее важные моменты должны быть продемонстрированы особо явственно, отдельно, со специальных точек зрения.
     События должны быть убедительно скомбинированы, т.-е. материал монтажем максимально выявлен, максимально обслужен и выразительно подан.
     До сих пор в наших хрониках преобладал субъективно-художественный монтаж. Хроники монтировались экспрессионистически. Монтаж не обслуживал материал с целью возможно лучшей его подачи, а был индивидуально-творческим моментом монтажера.
     Отсюда шла монтажная пестрота в хрониках. Назначение большинства кадров было в том, чтобы вызвать обостренное впечатление, эффекты чисто ритмического порядка с минимальным смысловым значением.
     Фильмы превращались в комбинацию пышных выкриков или в смену символических кадров, а не в спокойную, убеждающую материалом через монтаж, демонстрацию событий.
     Неигровая фильма не должна демонстрировать субъективное впечатление художника от событий, как бы правильны ни были его, художника, убеждения.
     Хроника должна верно демонстрировать события, и формы монтажа хроники определяются не автором, а материалом.
     В фильме "Москва" этот типичный монтажный недостаток существует еще по наследству, но в незначительной степени.
     Удивительно видеть в 1927 году ленту о "Москве". Ее следовало заснять значительно раньше.
     Я сам неоднократно предлагал подобные съемки, и всегда к ним относились скептически. То, что Кауфман уговорил сделать необходимейшую фильму, - это его большая заслуга; то, что она снята только теперь, - непростительная вина руководителей нашей кинематографии. Снимая раньше, мы могли бы увидеть советскую Москву в ее постепенном развитии, что было бы гораздо интереснее, чем смотреть ее только сегоднешней.
     Но и показанное открывает глаза на повседневную, часто видимую нами Москву; мы ходим и не обращаем внимания на замечательные места города, на большое движение, на те неожиданные кадры, которые сумел увидеть и заснять Кауфман.
     Видовая часть в картине - самая лучшая.
     Съемка сверху и снизу достигает изумительных эффектов и по новому подает видовой материал. Особо ценно то, что новые точки зрения, примененные Кауфманом, использованы не ради оригинальничания - желания показать все в обыкновенном виде, - а действительно лучше и яснее демонстрируют современную Москву.
     По качеству съемки и по умелому выбору точки зрения аппарата такие кадры, как пересечение трамвайных линий, повторяющийся кусок мостовой и панели с фонарным столбом, - замечательны не только для нас, но и для европейской и американской кинематографии.
     В этой части ленты основным недостатком является неизжитая склонность к быстрому монтажу. Лучшие куски слишком коротки: не успеваешь рассмотреть.
     Ночная Москва снята интересно.
     Но скупость Совкино, отсутствие его веры в хроникальную кинематографию явственно видны в этих ночных кадрах фильмы.
     Они сделаны без всякого подсобного света, без передвижной станции, по-любительски, без минимального использования современной кинотехники.
     Если б Совкино отпустило одну-две тысячи рублей на ночные московские съемки, фильма повысилась бы в своем качестве в тысячу раз.
     Картина лучше снята, чем смонтирована. Но ее кадрами - наряду с намечающейся простотой монтажной конструкции, - это большой шаг вперед советской кинохроники.
     Эсфирь Шуб, сделавшая "Падение династии Романовых", не только дала великолепную ленту по монтажу и содержанию, но и создала новый этап

стр. 32/1

[] 5. Фото А. М. Родченко "Кино-фабрика"

стр. 32/2

[] 6. Оборудование рабочего клуба. Выполнено по проектам А. М. Родченко. Модель подарена французской компартии

[] 7. Оборудование рабочего клуба. Выполнено по проектам А. М. Родченко. Модель подарена французской компартии

стр. 33

в развитии неигровой фильмы. - Ее вещь должна рассматриваться как одна из ступеней нашей кинематографической культуры.
     Главное достоинство фильмы Шуб - монтаж высокой техники, - культурный, использованный не как эстетический прием для передачи субъективных переживаний монтажера, а как выразитель и организатор материала, выявляющий его тематическую сущность.
     Вот почему царь, церкви, попы, заснятые в свое время с блеском и убедительностью, превращены монтажером в яркую агитационную ленту.
     Только монтажем и умелым подбором материала можно было суметь сделать "Падение династии Романовых" такой значительной фильмой.
     Материал, из которого пришлось Шуб делать ленту, очень беден кинематографически: плохо снят, плохо сохранился, чрезвычайно запутан, и проделанная ею работа по отбору кусков является основной заслугой монтажера.
     Кадры "династии" не только не уступают кадрам современных художественных, но в большинстве случаев превосходят их по выразительности и умелой съемке.
     Кускам военных кораблей, пушек, взрывов и т. п. может позавидовать прославившийся подобными съемками оператор Тиссэ. Но это частность. Преобладающее количество предоставленных Шуб кусков, не только не прекрасно по съемке, а просто-напросто плохо.
     Какова же проделанная монтажером работа, давшая в результате великолепный набор лучших даже для нашего времени кадров.
     Ни один актер под руководством самого лучшего режиссера не сумеет столь убедительно показать несостоятельность царя и царского окружения, как это делает в фильме Николай II своей подлинной персоной.
     Мазурка в исполнении дочерей "самодержца" с вытиранием пота после танца - сцена, могущая служить образцом для сатирических светских кусков Эрика Строгэйма, специалиста по подобным кадрам.
     Уменье автора картины монтировать более всего видно в эпизоде с калужским губернатором.
     Имелись невыразительные куски губернатора с женой и бульдогом, спускающегося с лестницы и завтракающего в саду.
     Комбинируя их с деревней, плавающими в прудах лебедями и помещиком, тыкающим палкой в обрабатываемую крестьянином землю, Шуб выразительно продемонстрировала не только сфотографированного губернатора, но и всю его социальную связь с окружающими.
     Губернатор, т.-е. помещик, хозяин земель, совершенно ясен в правильном монтаже перечисленных кусков.
     Самое сильное кинематографически место картины - война. Она смонтирована не как хаос или сумма экспрессионистских впечатлений, а как логически развивающееся действие.
     Смысловой монтаж в этом случае оказался самым удобным и великолепно выполнен автором ленты.
     Так же, как и Николай II, убеждают чисто актерски сюжетно "эффектные" депутаты думы, раздающие на фронте подарки сереньким тусклым солдатам. Поразительные по гнусности кадры!
     В художественных картинах наших режиссеров на то, что здесь показано так коротко и так убедительно фронтовыми подарками, потребовалась бы не одна часть целой картины при достижении сомнительного результата.
     Победа Шуб - победа кинематографии, оперирующей реальным материалом.
     Холодное отношение к неигровым фильмам и грубая неумелость делателей игровых упорно сводят советскую кинематографию на низы выразительности и культуры.
     Материал кино - не игра, не театральное представление, а реальность: хроника или демонстрация поведения человека в окружающем его быту.
     Увлечение игрой, представлениями, перевоплощением из-за непонимания основ кино и некультурности работников киноруководителей, достигло у нас максимального развития.

стр. 34

     Актер не дает развиваться натурщику, игровая теснит до исступления хронику.
     Даже такой преданный правильной кинематографии мастер, как Пудовкин, сдает в первой же своей работе позиции новой кинематографии.
     Исполнительницу главной роли "Матери" он показывает перед картиной еще хорошенькой женщиной, - посмотрите, мол, как она перевоплотится!
     Слишком театральный прием даже для художественной кинематографии!
     Надо снимать натурщика, потому что он сам по себе, такой, как есть, представляет материал для засъемки и демонстрации поведения.
     В игровой надо работать, как работает Чаплин сам с собой и как он показал работу с натурщиками в "Парижанке".
     Победа наших неигровых фильм учит кинематографщиков правильному пониманию материала. А материал кинематографии - действительные события, реальные вещи, реальный человек и демонстрация его поведения в окружающем быту.

home