стр. 14

     А. Родченко

     ПРОТИВ СУММИРОВАННОГО ПОРТРЕТА ЗА МОМЕНТАЛЬНЫЙ СНИМОК

     Мне пришлось спорить с одним художником о том, что фотография не может заменить живопись в портрете. Он говорил очень основательно о том, что фотоснимок есть случайный момент, а портрет живописный есть сумма наблюдаемых моментов, да еще и самых характерных для этого человека. К слову, художник никогда не давал объективную сумму данного человека, а всегда индивидуализировал его и идеализировал, и давал то, что он сам представлял о нем, так сказать, сумму личную; но об этом я не буду спорить, допустим, что он давал сумму, а фото этого не дает.
     Фото дает документально точный момент.
     Вопрос о суммовом портрете необходимо выяснить, иначе будет та путаница, которая сейчас идет. Одни говорят, что портрет должен быть только живописным, другие, ища в фотографии возможность дать эту сумму, идут по очень фальшивой дорожке и, подражая живописи, делают туманные лица, обобщая и смазывая детали, что дает портрет внешне похожий не столько на данного человека, сколько на картины Рембрандта и Карьера вообще.
     Каждый интеллигентный человек вам будет говорить о несовершенстве фото перед живописным портретом, каждый будет говорить о характере Монны Лизы и каждый забывает, что живописные портреты писались, когда не было фотографии, и писались не со всех интеллигентных людей, а с богатых и властных. Даже людей науки и тех не писали.
     Не ждите, интеллигенция, вас и сейчас Ахрры не будут писать; правда, они не только сумму, но и 0,001 момента не изобразят.
     Теперь сравните вечность в науке и технике. В старое время открывал ученый истину, и эта истина стояла законом лет на двадцать. И заучивали это, как непреложное и неизменяемое.
     Составляли энциклопедические словари - и обслуживали они целые поколения своими вечными знаниями.
     Существует ли теперь нечто подобное?.. Нет.
     Теперь не энциклопедией живут, а газетой, журналом, каталогом статей, проспектом, справочником.
     Современная наука и техника ищут не истин, а открывают области для работы в ней, изменяя каждый день достигнутое.
     Теперь не открывают общих истин - "земля вертится", а работают над проблемой этого верчения.
     Возьмем: авиация,
              радио,
              омоложение и т. д.
     Это не общие законы, а области, в каждой из которых тысячи работников делают свои эксперименты, расширяя эту область и вглубь и вширь.

стр. 15

     Это уже не один ученый, это тысячи ученых и десятки тысяч сотрудников.
     И поэтому никогда не будет вечных самолетов, приемников и одной системы омоложения.
     Будут тысячи самолетов, авто и тысячи способов омолаживать.
     Эта та же моментальная фотография.
     Вот пример первого крупного столкновения искусства с фотографией, бой вечности с моментом, при этом фотография была случайна, а живопись навалилась на нее со всей своей тяжелой и легкой артиллерией и сорвалась...
     Это Ленин.
     Снимали его случайные фотографы. Часто снимали где нужно, часто - где не надо. Было некогда, была революция, и он был первым в ней, а потому не любил, когда ему мешают.
     Все же мы имеем большую папку фотографий с В. И. Ленина.
     Теперь втечение 10 лет, всячески поощряемые и вознаграждаемые, художники всех мастей и талантов, чуть не по всему миру, не только в СССР, понаделали его художественных изображений, в тысячу раз по количеству покрывая папку фотографий, часто пользуясь ею вовсю.
     И укажите мне, где и когда и про какое это художественно-суммированное произведение можно сказать, - это вот настоящий В. И. Ленин.
     Этого нет. И не будет.
     Почему же? Не потому, как думают многие, что "еще не сумели, еще нет гениального, но некоторые уже кое-что сделали".
     Нет и не будет потому, что имеется папка фотографий, и эта папка моментальных снимков не дает никому идеализировать и врать на Ленина. Эту папку каждый видел и каждый, сам того не замечая, не позволит признать художественное вранье за вечного В. И. Ленина.
     Правда, многие говорят, что нет ни одного снимка абсолютно похожего, но каждый в своем роде немного похож.
     Утверждаю, что суммы о Ленине нет, и быть не может суммы о Ленине для всех одной и той же... Но сумма о нем есть. Это - представление на основании фотодокументов, книг, записок.
     Нужно твердо сказать, что с возникновением фотодокументов не может быть речи о каком-либо едином непреложном портрете. Больше того, человек не является одной суммой, он - многие суммы, иногда совершенно противоположные.
     Всякую художественную сумму, сделанную одним человеком про другого, мы можем развенчать фотографией и другими документами.
     Так не позволяем мы врать искусством на Ленина.
     Искусство в борьбе с фотографией на Ленине сорвалось.
     Ему осталось только увеличивать фотографии, ухудшая их.
     Чем меньше о человеке подлинного, тем человек этот романтичнее, интереснее.

стр. 16

     Вот поэтому часто современные художники так любят изображать дела давно минувших дней, а не сегодня. Вот почему, изображая современность, художники пользовались меньшей популярностью, - их критикуют, им трудно врать в глаза... и таких признают после, когда вымрут современники.
     Скажите честно, что нужно, чтобы осталось о Ленине:
     художественная бронза,
     масляные портреты,
     офорты,
     акварели,
     дневник его секретаря, воспоминания друзей -
     или
     папка фотографий, снятых во время работы и отдыха,
     архив его книг, блок-ноты, записные книжки, стенограммы,
     киносъемки, граммофонная запись?
     Я думаю, выбора нет.
     Искусству нет места в современной жизни. Оно еще существует, поскольку есть романтическое маньячество и живы люди красивой лжи и обмана.
     Вести борьбу против искусства как опиума должен каждый современный культурный человек.
     Не лгите!
     Снимайте и снимайтесь!
     Фиксируйте человека не одним "синтетическим" портретом, а массой моментальных снимков, сделанных в разное время и в разных условиях.
     Пишите правду.
     Цените все настоящее и современное.
     И мы будем настоящими, а не игровыми людьми.

home