стр. 39

     Л. Волков-Ланнит

     МОГИЛЬЩИКИ КИСТИ

     (Первая выставка рабочих фотокружков)

     Ни один вид так называемых пространственных искусств не выполняет со столь максимальной объективностью задачи изобразительной документации современности, как это может сделать

стр. 40

фотография. Чуждое по своей технике какого бы то ни было ремесленнического индивидуализма и легко освобождающееся от временных художественных влияний, - фото идет вырвать социальный заказ эпохи у живописного станковизма.
     Первая выставка рабочих фотокружков, устроенная ОДСК - неуверенный, но остро ощущаемый удар маленького ножа.
     Около 700 экспонатов. 27 фотокружков: 12 рабочих, 10 совслужащих, 3 вузовских, 1 деревенский (ячейки ОДСК Ульяновской волости Московской губ.).
     Самые активные из профорганизаций - пищевики, давшие 8 фотокружков (фотоинструктор губотдела союза т. Терещенко).
     Положительная сторона выставки - в самом факте проявления самодеятельного массового фотодвижения.
     Отрицательная - 1) в плане организационном: слабое руководство со стороны ОДСК (отсутствуют многие кружки, например - горняков, металлистов, подмосковные, большинство вузовских, в частности старый и серьезный кружок Тимирязевской с.-х. академии, кружок Госплана и т. д.), небрежная экспозиция и оформление выставки, отсутствие широкой информации, что вызвало исключительно слабую посещаемость. 2) В плане идеологическом: - тематический отрыв большинства фотокружковцев от жизни и быта предприятий, на которых они работают, что объясняется слабым руководством со стороны соответствующих культотделов.
     Еще не вытренировалась рука могильщиков живописи и не под старым лозунгом "Спокойно, снимаю", а под "Успокойтесь! Уже снял!" Еще не объектив подкарауливает и вылавливает факты, а перед объективом они сочиняются. Последнее характерно для кружков, руководимых "именами".
     Сравни отзывы в тетради:

     " - Клуб сельскохозяйственных рабочих (руководитель М. С. Напельбаум - Л. В.-Л.) почему-то вместо того, чтобы больше отражать быт сельскохозяйственных рабочих, изображает скрипачей и каких-то барынь. (Курсант Центросоюза М.)

     или:

     - Стыдно руководителям, а в особенности т. Напельбауму подавать такие слюнявые и сладкие портретики. (Д. М-в).

     Еще вузовцы снимают кошачьи головки (кружок I МГУ) и много портретов клубных Офелий (кружок ячейки ОДСК - Внешторгбанка - "костюмные" снимки драмкружковцев).
     но...
     Уже и на этой выставке сквозь шелуху традиционной "художественности" проглядывают черты подлинно советской фотографии - как изобразительного средства бытостроения.
     "Обслуживать стенгазеты и журналы "Правды" - так заявляет о своем производственном назначении фотокружок рабкоров "Правды" (руководители т.т. Фридлянд и Самсонов).
     И кружки, именно так понимающие свои обязанности, - быть фоторепортером своего предприятия, - показывают посетителю:

стр. 41

"замах и удар у молотобойца". Снято двойной экспозицией (кружок ЦИТа); "Подсечку сосны" (кружок сельхозлесрабочих); "Ученики-повара за работой". В гостинице "Европа" (кружок Нарпита), и лучший экспонат выставки - складной фото-плакат-газета - "К отчету и перевыборам завкома" (кружок фото-изо спиртоводочного завода N 1).
     Достоинство этого простого, но целесообразно сконструированного плаката заключается в том, что в нем политически верно использован момент наиболее высокого проявления общественной самодеятельности рабочих и своевременно показаны в виде документально-иллюстрированного отчета все характерные стороны общественной жизни завода за минувший год.
     Сняты: заводские ясли, школа малограмотных, "Читка в обеденный перерыв посудного цеха", женделегатки, профуполномоченные и

     "Цеховая производственная тройка разлива-мойки, которая выдвинула предложение о деревянных перекладинах на транспортерах, в результате чего значительно сократился % боя и накладного расхода.
     Разработали вопрос экономии пробок и смолки и переоборудования очистного отделения".

     Снимать не скрипачей, а тех, кто экономит пробки, должны учиться все у кружка спиртоводочного завода N 1.
     Из отзывов - предложений посетивших*1:

     - Надо как можно больше популяризировать фотоработу через "Рабочую газету", т. е. чаще писать - и если возможно забронировать уголок фото. (Ст.)
     - Трудно смотреть. Вот почему: работы соединены по признаку кружков. От обилия сюжетов дробиться внимание. Надо бы выставку разбить по отделам: рабочая жизнь (у станка, отдых, культработа), портреты, индустрия, пейзаж, жанр и т. п. - опять-таки с указанием кружков. Это внесло бы конкурсный момент, который всегда стимулирует работу.

     И еще:

     - Выставку, тщательно пересмотрев и отобрав материал, надо двинуть на заводы, как передвижную. Это обязательно (Малахов).
     - Выставка больше бы выиграла если бы была передвижной по фабрикам и заводам (А. Михайлов).
     - Присоединяюсь (П. Глухов).
     - Выставка несомненно заставит специально клубные журналы серьезнее отнестись к работе клубных фотокружков. Надеюсь, что после нее наши журналы ("Рабочий клуб", "Клуб", "Культурный фронт" и т. д.) начнут более широкое и планомерное освещения методики и практики кружковой фотоработы (Кобылянский. Журнал "Рабочий клуб" ЦК Пролеткульта).
     - Хотелось увидеть на выставке те принадлежности фотографии, которые рекомендует ОДСК. Фото-химический трест сделал из выставки себе рекламу, но не потрудился указать сорта и названия бумаги (неразборчиво).
     - Я как агитработник заграницы мог видеть, что живых снимков из нового быта у вас очень мало. А хороший снимок служит хорошим примером для зрительной агитации (Г. Гюнтер, Секретарь агитпропа ИККИ).
_______________
     *1 Следует отдельно отметить, что из немногих отрицательных или несерьезных отзывов о выставке - большинство принадлежат работникам печати. (Из разборчивых надписей - Н. Юдин - "Комсомольская правда". М. Левин - "Беднота"; А. Журавлев - "Киногазета").

стр. 42

     - Лучше было бы, если бы надписи были непосредственно под снимком с обозначением аппарата, которым снято (Спир-ов).
     - Глаз видит лучше, чем работают руки (председатель русского фотографического о-ва С. Сах-ов).
     - Чаще нужно делать этот смотр новой культурной силе - правой руке печати (Пушенков, ЦСУ СССР).
     - Забудьте всякую художественность и дайте снимки вашего производства (А. К.).
     - Единственный фотограф, который пойдет далеко - А. Налетов. У него взяты по лефу очень хорошие по композиции и исполнению кадры (Дм.).

home