стр. 45

     НАМ ПИШУТ

     О "Новом лефе" и "Новой генерации"

     Отзываясь на статью В. Тренина N 8 "Нового лефа" "Тревожный сигнал друзьям", П. Вер и Б. Шабер пишут нам:
     "В. Тренин, в основном подходя диалектически к работе лефов, оказался тем же диалектиком не до конца. Он упустил из вида, что укрлеф в 1928 году работает и борется в условиях, аналогичных условиям работы московских лефов в 1924 - 25 гг. Футуризм в украинской литературе еще продолжает играть положительную роль, эпатируя любителей штампа".
     Разделяя взгляды "Нового лефа" на беллетристику и противопоставляемую ей литературу факта, авторы подчеркивают, что:
     "Украинский Леф в области прозы переживает этап бриковской "Непопутчицы" и бабелевщины. В атмосфере острого помешательства на "живом человеке", "левые" романы и повести являлись тем пожаром, который зажигают в степи, чтобы остановить движение огня, тем более, что лефовская проза и в Москве только зародилась и находится в поисках путей".
     Нам думается, что в настоящее время "Новая генерация" возьмет твердый и бесповоротный курс на примат литературы факта, отмежевавшись от "романтических" утверждений Ол. Полторацкого и Ланского.
     Информационная роль "Новой генерации" в деле освещения левых работ Сезана, Пикассо и т. п. вызывалась почти полным отсутствием каких бы то ни было прогалин в натуралистическом лесу украинской живописи.
     Однако сейчас мы считаем себя вправе требовать от редакции "Новой генерации" не превращать орган украинских лефов в иллюстративный путеводитель по эстетическому кладбищу "левых" станковистов.
     Фото, фотомонтаж, текстильный рисунок, обложка полиграфпрома, кооперация изо и жизни должны заменить в полной мере на страницах "Новой генерации" эклектизм станковистов.
     Не Пикассо, а Сотник.
     Лефовская линия не должна содержать искривления - уступки традиционным жанрам.
     Одновременно мы выдвигаем вопрос о необходимости установления дружеского контакта, единого боевого фронта обеих редакций и "Нового лефа" и "Новой генерации".

     Наши разъяснения

     1. Футуристический эпатаж - запугивание обывателя трюком, - бывший хорошим тактическим приемом для утверждения новых художественных вкусов в дореволюционное время, в наше время может оказаться пустым хулиганством, поддерживать которое вредно.

стр. 46

Если в дореволюционное время новатор должен был бить стекла, чтоб звоном их обратить на себя внимание и заставить себя выслушать, то сейчас, став в общую шеренгу советских изобретателей, он должен убеждать в своей правильности рабочую массу хозяев Советского союза иными способами.
     Думается, что футуристические приемы работы, сохранившиеся не только у украинских лефов, но и у грузинских (а по слухам и у белорусских), существуют лишь по инерции, а не в силу их полезности.
     2. Традиционную форму пассеизма надо бить не нетрадиционной формой футуризма, а социально целесообразной формой Лефа. Заменять акмеизм заумью значит заменять одно художество другим художеством. А мы бьемся над тем, чтоб увести слово из художественных (эстетических) высот и поставить на службу социальной утилитаристике.
     3. Если "диалектически" оправдывать заумь на Украине ее якобы отсталостью, не обрекает ли это Укрлеф на какой-то непрестанный хвостизм? Не обязательно каждый пройденный этап должен быть пережит индивидуумом. Есть случаи, когда об нем надо только знать.
     4. Этап "Непопутчицы" и бабелевщины в Лефе были периодом смутных поисков. "Непопутчице" не сопутствовала отчетливая теория.
     "Новый леф", утверждая примат литературы факта, утверждал не сумму новых стилевых или жанровых признаков прозы, но лишь некую целевую установку. Леф литературу факта не выдумал. Он предсказал ее рост, подчеркнул конкретную значимость ее для нашего периода, обосновал примат ее перед беллетристикой и позвал работать по поднятию качества этой литературы.
     Вот почему неправильна формула "лефовская проза в Москве только зародилась и находится в поисках путей". Никакого особого "сорта" прозы Леф не изобретает. Его открытие в том, что все думали, будто самая высокая и нужная проза - это художественная, выдуманная, обобщенная, а он установил, что нужнее ее публицистическая, фактическая, конкретная проза газет, журналов, мемуаров, путешествий, обследований, монтажей, биографий и описаний.
     Мало того - читатель подтверждает мнение Лефа, предъявляя на документ все повышающийся спрос.
     А "левый" или "правый" роман? Оба хуже. Оба отвлекают писательские силы от журнально-газетной публицистики.
     5. Говоря о внедрении фото и фотомонтажа на страницы "Новой генерации", мы хотели бы предупредить об огромной опасности так называемой "станковой фотографии", когда фото является лишь сортом картины.
     Мы настаиваем на фото как орудии фиксации фактов. Есть опасность "станковизации" фотографии, особенно если она идет в экспериментальном порядке и интерес сосредоточивается не на том, что на ней отображено, а на формальных признаках - как изображено, без учета назначения, т. е. для чего изображено. Тогда естественно выплывают вкусовые оценки и восхищения, и

стр. 47

фото превращается в ту самую станковую картину, которой оно должно было противостать.
     Между редакциями "Нового лефа" и "Новой генерации" существует дружеский контакт и обмен материалами.
     Намечено производственное совещание работников этих журналов.

home