стр. 27

     А. Родченко

     ТЕХНИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ

     Техническое рисование мною ведется в Вхутеине на дерево- и металлообрабатывающем факультете, как подсобный предмет для проектирования вещей. Зачастую студент не может использовать ряд современных конструкций вещей, которые он видел, он не разглядел принципов их устройства. Механизм современной вещи должен знать не только студент, проектируя новую вещь, но должен был бы знать и всякий человек, оканчивающий школу первой ступени.
     У нас учат рисовать цветочки, пейзажи и головки, но не учат рисованием раскрывать и рассказывать объект. Вот почему когда встал вопрос на факультете, как учить старших студентов рисованию, которое было бы полезно и нужно ему для проектировки, я взялся вести такой предмет, назвав его "техническое рисование" и составил программу.

Программа для III и IV курсов Дермета ВХУТЕИНА

     Техническое рисование рассматривается как обучение студента видеть и запоминать принципы механизмов современных вещей, их рабочую функцию, систему их устройства и возможность применения этих принципов на своей практике.
     Практика технического рисования должна развить в будущем инженере-художнике способность быстро схватить в попадающихся ему современных вещах принципы их устройства, форму и материал.
     Работник по современной вещи должен хорошо знать возможно большее количество вещей, выпускаемых на рынок, знать их, чтобы, производя другие вещи, пользоваться достигнутой культурой, улучшать и усовершенствовать.
     Курс проходится на практических занятиях в виде зарисовок обследованной вещи по вышеозначенному методу, для чего заводится студентом альбом, куда все это зарисовывается, и этот материал кроме зачета будет использовываться для проектов и моделей.
     Каждый урок (2 часа) делается один рисунок, в учебный год делается 60 рисунков. Зачет для III курса - 60 рисунков, для IV - 60 рисунков.
     1. Зарисовка вещей, принесенных на урок, с ясно видным, открытым и простым устройством и способ зарисовки. Напр., перочинный нож, стул.
     2. Зарисовка вещей, принесенных на урок, с наполовину скрытым устройством. Напр., письменный стол, гармонь.
     3. Зарисовка вещей, принесенных на урок, с совершенно закрытым устройством. Напр., самопишущее перо, электрическая печь.

стр. 28

     4. Зарисовка вещей по памяти, которые студенты много раз видели до урока. Напр., штепсель, электрическая кнопка, патрон, табурет.
     5. Зарисовка вещей, показанных на уроке на очень короткий срок.
     6. Зарисовка вещей и их принципов по фотографии.
     7. Зарисовка вещей во время экскурсии и после.
     Примеры.

Все пользуются:

     Ножом перочинным.
     Электрическим выключателем.
     Трамвайными дверями.
     Автобусными дверями.
     Английским замком.

Зарисуйте принцип их устройства на память

     Культура вещи и ее усовершенствование вытекает из ряда других вещей, может быть, из совсем далеких отраслей.
     Например. - Мех гармонии и мех фотоаппарата.
     Вибрирующее устройство мембраны граммофона, телефона и громкоговорителя. Замки и запоры разных систем на всевозможных вещах и т. д.
     На зачетных уроках проверяется умение студентов разбираться в современных вещах, их функциях и принципах.
     Примеры:
     1. На принципе устройства ножниц, кусачек и т. п. спроектировать устройство новой вещи подобного типа (для металлистов).
     2. На принципах устройства автобусных дверей нарисовать устройство ворот, ширм и т. п. (для деревообделочников).

home