стр. 32

     Иг. Терентьев

     "ХОЧУ РЕБЕНКА"

     (План постановки)

     Форма спектакля

     Были дискуссионные спектакли, но до сих пор еще не было "спектакля-дискуссии", то есть особой формы театрального действия, которое ежеминутно может быть остановлено зрителем для получения ответа со сцены по вопросу, возникшему в связи с текущим моментом спектакля.
     Для этого центральным местом в монтировке пьесы "Хочу ребенка" должна быть подвесная застекленная комната - "Штаб театральных действий" - с дежурной машинисткой, стенографисткой и дикторшей внутри, назначение которых - получать из зрительного зала (по радио) вопросы и передавать ответы.
     Основное количество возможных со стороны зрителя вопросов предусматривается и фиксируется в процессе постановочной работы. Художественно-политический совет театра и ряд общественных просмотров дополняют основные вопросы и выправляют окончательную редакцию ответов. Дискуссия ведется строго, в пределах таким образом заранее установленных вопросов и ответов, не вступая на путь импровизационного конферанса. Характер вопросов определяется фактически могущими возникнуть у публики (в редакционном и тематическом отношении); характер ответов - не парадокс, не шутка, а простое краткое объяснение по существу вопроса.
     Общий тон, степень напряжения и ритм спектакля - показательная хирургическая операция: учет малейшего шума на сцене и в зале, смех, как мгновенная разрядка, тут же погашаемая всей совокупностью лабораторной обстановки, включением новых ориентировочных раздражителей и темпом спектакля, проходящего не останавливаясь на комических полустанках темы.
     Это уравновешивается упомянутыми выше остановками в моментах серьезной дискуссии.
     Работа с актерами должна пойти в направлении четкого разделения игры: тематической и эмоциональной.

стр. 32/1

[] 3. Фото А. Родченко - Стереотипы

стр. 32/2

[] 4. Фото А. Родченко - памятник Тимирязеву

стр. 33

     В первом смысле за актера говорит "штаб" (дикторы), оставляя актеру игру движений; во втором случае элемент зрелища осуществляется кино-проекцией - при этом сам актер ведет речевую часть своей роли; третий случай (единство темы и эмоции) - актер говорит, двигается сам (без радио и без кино). Таким образом формальные элементы, организующие "спектакль-дискуссию", входят органическим составом во все части спектакля, то есть в систему игры актеров и материальную конструкцию сцены.
     Спектакль "Хочу ребенка" представляет собой продолжение моей работы над аналитическим зрелищем; первой работой в этой области был спектакль "Наталья Тарпова".
     Прием игры на авторских повествовательных ремарках "Тарповой" должен иметь дальнейшее развитие в "Хочу ребенка" и вырасти из частного случая в систему аналитического спектакля, организующего ориентировочную активность, а не созерцательность зрителя.
     В структуре подобного спектакля исключительно важное значение имеет музыка в качестве самостоятельного элемента монтажа, то есть ни в коем случае не иллюстративная, не настроенческая, а доводимая в смысловых своих возможностях до высоты речевой техники. Музыка эта написана для "Хочу ребенка" композитором Кашницким (автор музыки в "Тарповой") для 13 литавр, настроенных в хроматическую гамму (6 исполнителей) и составляющих основу оркестровой партитуры спектакля.
     Основой монтировки является дом в форме буквы "П" (вроде дома Наркоминдела) и насквозь проникающие этот строящийся дом отдельные куски - участки общего строительного фронта; показательное поле (деревня), клиника, вуз и т. д. - человеческий муравейник и химическая лаборатория.

Целевая установка

     Цель спектакля: дать виды и способы сублимации полового (и не только полового) инстинкта, то есть картину переключений инстинктов на целевую работу строительства жизни.
     И, вместе с тем, ликвидировать все виды вульгарной постановки половой проблемы: 1) заведомо безрезультатное морализирование, под прикрытием чего обычно происходит смакование чужих интимностей (пример пьесы "Константин Терехин" или "Квадратура круга"), 2) биологическая псевдо-научная проблематика; этой формой цветет сексуальная сенсация и экзотика, пример - книги доктора Фридлендера и бесчисленные диспуты; 3) реакционнейшая предпосылка о "естественном" мужском приоритете в половых взаимоотношениях.
     Мысль, которая ложится в основу спектакля, состоит в следующем: половое вожделение (или потребность) представляет собой факт биологический, но вся дальнейшая судьба этого вожделения есть область социологии. Сексуальную симпатию (влюбленность) неправильно рассматривать только со стороны биологической.

стр. 34

     Общественный анализ влюбленности, проделанный Львом Толстым в "Анне Карениной", дает четкую и правильную схему: Левин сначала влюбился в колонный особняк графа Ростова, потом в мать, потом в старшую дочь, потом в среднюю и только в заключение (когда поле социального обогревания сузилось до точки) Левин влюбился нестерпимо в самую младшую из сестер Ростовых, в Кити.
     Фокус социальных лучей собрал к сравнительно ничтожной силе первоначального биологического источника пучок социальных линий, и так получилась "высота, глубина и охват" классической влюбленности (результат довершенной классово-бытовой формы).
     Этот пункт должен быть введен в полтиграмоту наравне с пунктом об относительном значении факторов производственных отношений над географическими факторами. Приоритет производственных отношений также марксистски бесспорен и ясен, как в вопросе о влюбленности должен быть бесспорен приоритет социального подбора над биологическим.
     Наши культурные ценности едва начинают конкретизироваться, и потому каждый малейший культурный вклад, успех, достижение есть ценнейший фундамент для социального подбора новых советских пар.
     Культурные заявки, сделанные Сергеем Третьяковым в "Хочу ребенка", в сильнейшей степени могут способствовать тому, чтобы угасала тоска нашего молодого поколения по "золотому веку" дворянских влюбленностей, как о невозвратном и навеки утерянном секрете счастья и любви.
     Вопрос в новой культуре и в переводе половых процессов с биологических рельс ("чубаровщина") на социальные это есть не наслажденчество, а целеустремленность.
     Педантка Милда со свойственной ей прямолинейностью заявляет: "Хочу ребенка". Милда - женщина-советский спец - имеет излишки заработка, воспитана вся вне семейных традиций - она смотрит на вещи с максимальной схематичностью и не видит ничего кроме цели, которая так или иначе перед нею возникла. В этом есть оттенок нашей культуры, но есть и та экзотика крайнего рационализма и утопизма, что от прошлого, а не от будущего.
     Милда не идеал, но и не объект для издевательства и насмешки. Это - носительница проблемы о новой социальной организации полового инстинкта. Состояние влюбленности для Милды заменено общим строительным, производственным напряжением мозга. В этой атмосфере целевого личного труда открывается Милдина индивидуальная возможность без влюбленности (обычной) взять мужчину. Рефлексология учит об иррадиации возбуждения. Здесь мы имеем именно этот процесс - очень страшный со стороны, но субъективно для Милды оправданный абсолютно точно и верно.
     Милда - абстрактный человек по типажу, и ей противостоит в пьесе конкретная Липа.

стр. 35

     Идеологического разнобоя в них нет, но практически столкновение неизбежно, т. к. система Милды годится только для Милды и представляет общий интерес только как проблема и перспектива с необходимостью многих поправок. Липа, как говорится, - "вся в быту", в семейной традиции, но она есть тот сегодняшний положительный тип, который в комбинации с утописткой Милдой внятно говорит о социальных перспективах любви.
     Строится детдом. Когда будет построен - исчезнут Милды, изменятся Липы - будет та форма, которая нам неизвестна, хоть и явится она в результате нашего труда.
     Ласкова - отрицательный тип, модель буржуазного разрешения половой проблемы с помощью женщины-холостяка, т. е. право женщины на половую дезорганизованность мужчины. И Милда и Липа есть отрицание Ласковой. Тип рабочего есть просто хороший, здоровый средний парень. Он нужен для того, чтобы снизить мужчину вообще как "повелителя", для того, чтобы указать, что половые взаимоотношения могут быть упорядочены не милостью мужчины, а культурной организованностью женщины (на почве экономической независимости, разумеется).
     В связи с изложенным ряд спорных вопросов сам собою ставится на место: 1) вопрос об евгенике: ни в коем случае темой спектакля не может быть евгеника в биологическом смысле. Это Фридлендер. Нам нужна социально понятая евгеника. 2) Вопрос о поросенке: биологически поросенок - антитеза в вопросе о "человеководстве"; социально, т. е. в связи с рационализацией хозяйства поросенок - одна из параллелей в пьесе. 3) Выбор мужчины Милдой по совету врача (а не "по сердцу") - не центр проблемы, а подробность в характеристике Милды (культурная привычка обращаться к науке, а не к бабке).
     "Хочу ребенка" в целом означает "Хочу во всем быть результативным".
     Финал спектакля - выставка реальных достижений соввласти в области охраны материнства и младенчества.

home