стр. 375

     Б. Андреев.

     ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ОТДЕЛА ГОСИЗДАТА.

     Потребность в популяризации естествознания у нас огромна. В хорошей доступной естественно-научной книжке нуждается и наша деревня, целиком еще находящаяся во власти авторитарно-религиозного мировоззрения, не осмыслившая до сих пор даже те трудовые процессы, которыми она занята из поколения в поколение с давних времен; нуждается в ней и городской рабочий, стоящий сейчас у кормила власти, для которого расширение кругозора и скорейшая ликвидация проклятого наследия старого - темноты и невежества является вопросом жизни и смерти; - нуждается в ней комсомолец, рабфаковец, сельский учитель, лектор партийной школы; небесполезна она будет и для каждого, окончившего нашу прежнюю среднюю, а то даже и высшую школу, ибо по части естествознания таковая оставляла желать весьма и весьма многого.

стр. 376

Особенное же значение приобретает распространение естественно-научных знаний именно теперь, когда в связи с Нэп'ом; изо всех щелей ползет загнанная было в подполье буржуазная идеология, столь иногда с виду невинная и столь в то же время опасная для молодых неокрепших или неискушенных голов. Этой идеологии с успехом может противостоять лишь крепкое, цельное материалистическое миросозерцание, выковать которое без знакомства, и довольно основательного, с естествознанием невозможно. И все это показывает, насколько важна и насколько сложна в наше время работа по подысканию, изданию и распространению хороших книг научно-популярного характера.
     Наша дореволюционная литература по этой части сильно хромала. Популярно-научных книг было немного и большинство из них, гонясь за доступностью, вульгаризировало науку или, будучи иной раз доступными по форме изложения, являлись далеко не доступными по характеру обработки содержания: стоит только вспомнить книжки "Для народа" небезызвестного В. Лункевича. Поэтому-то так трудно теперь найти, да просто перепечатать хорошую книжку по естествознанию, и мы видим, что среди изданных Научно-популярным Отделом книг почти половина написана вновь, переизданное же старое тщательно проредактировано и из него удалено все несоответствующее современному состоянию достижений науки.
     Каждый, кому приходилось работать в школах взрослых или в области антирелигиозной пропаганды, знает, что первыми возникающими у слушателей вопросами являются вопросы о происхождении мира и человека. Поскольку лектору удается дать простые, понятные и толковые ответы на эти вопросы, поскольку ему удается натолкнуть слушателя на дальнейшее самостоятельное исследование их, постольку можно быть уверенным, что этим нанесен решительный удар религии и схоластике и заложен крепкий фундамент материалистического мировоззрения. Поэтому вопросам о строении, жизни и эволюции вселенной, вопросам о происхождении истории земли и о происхождении жизни (в частности, человека) на земле издательством научно-популярной литературы должно быть уделено особое внимание. Затем идут вопросы о "душе", о сущности жизни и смерти, о том - как идет жизнь; вопросы о силах, действующих в природе - на все эти вопросы так же должна дать понятный и в то же время вполне научный ответ популярная книжка. Необходимо кроме того научно осветить и осмыслить явления обыденной жизни, трудовые процессы, выяснить настоятельную необходимость личной и социальной гигиены и т. п. И, наконец, нужно дать всякому мало-мальски подготовленному читателю, но не специалисту в той или иной области, - возможность следить за последними важнейшими успехами науки, держать его в курсе последних ее достижений. Если все это сделано и сделано хорошо, то можно сказать, что издательство разрешило свою задачу и оправдало свое существование. Выпущенный Научно-популярным Отделом материал является вполне достаточным для того, чтобы судить, насколько удовлетворяет он вышеуказанным требованиям, и мы перейдем теперь к рассмотрению результатов работы Отдела. Предварительно сделаем, однако, еще одно замечание. Ко всякой научно-популярной книжке следует пред'явить два требования: во-первых, она должна быть доступна не только по форме, но и по содержанию для малоподготовленного читателя (в то же время, конечно, изложена по возможности интересно и увлекательно) и, во-вторых, она должна быть строго научна, - никакая фальсификация или вульгаризация науки в популярной книге недопустимы. За выполнение второго требования нам ручаются имена научных сотрудников Отдела*1, а поэтому (за некоторыми
_______________
     *1 См. журн. "Печать и революция" 1921 г., кн. 3, стр. 305.

стр. 377

единичными исключениями, на которые мы в своем месте укажем) мы будем оценивать выпущенные Отделом книжки, главным образом, с точки зрения первого требования.
     Научно-популярный Отдел начал свою работу с ноября 1920 года*1 при самых неблагоприятных условиях. Бумажный и типографский кризис, отсутствие сношений с заграницей, мизерная оплата литературного труда, вызвавшая массовый отлив литературных работников в другие, более "хлебные", области работы и, наконец, далеко не доброжелательное отношение со стороны специалистов к Госиздату, как государственному учреждению, питавшееся еще неизжитыми саботажническими настроениями интеллигенции после Октября - все это вначале крайне тормозило работу. Однако, несмотря на эти трудности, Отделу удалось завербовать целый ряд ценных сотрудников из авторитетных научно-литературных и популяризаторских сил, и он за два года успел выпустить около 75-ти книг и один плакат. Таким размахом работы вряд ли сможет похвалиться какое-либо аналогичное учреждение, и результаты ее заслуживают быть отмеченными в печати.
     Перейдем теперь к рассмотрению этих результатов.
     По вопросу о строении и жизни вселенной Отделом выпущены книги: Фламмарион "Общедоступная астрономия", Чижов "Звездные вечера", Эпик "Солнце", Франц "Луна", Ройтман "Форма и движение земли", Михайлов "О солнечных затмениях" и плакат "Солнечное затмение". Эти книги дают уже достаточный материал для ознакомления с вопросом. Книги Фламмариона и Чижова давно уже пользуются заслуженной известностью хороших популяризаций и могут быть даны в руки как школьнику, так и взрослому.
     Книга Эпика написана вновь и знакомит с современным состоянием наших сведений о солнце, имея в виду читателя, "единственной подготовкой которого является интерес к предмету и элементарная грамотность". Автор удачно разрешает поставленную себе задачу, трактовка предмета везде доступная, и книга, по справедливости, может быть причислена к одной из лучших популяризаций по астрономии. Не особенно удачной и уместной в научной книге кажется нам только помещенная на стр. 99 таблица, на основании которой автор пытается установить некоторую связь между массовыми революционными движениями и... количеством пятен на солнце. От таких сопоставлений и комментариев к ним лучше было бы, пожалуй, воздержаться! Книга снабжена большим количеством рисунков и фотографий на отдельных таблицах, что делает содержание ее еще более доступным и наглядным. Написанная также вновь книга Франца знакомит читателя с нашим ближайшим соседом в мировом пространстве. Главным достоинством книжки Ройтмана является исторический подход к вопросу - наиболее достигающий цели в том случае, когда нужно рассказать не только о том, чего достигла наука, но и как она этого достигла.
     Брошюра Михайлова о солнечных затмениях и соответствующий плакат, выпущенные как раз перед затмением 8-го апреля прошлого года, сыграли большую роль в деле распространения правильного понимания этого явления природы широкими массами. Написана брошюра просто и толково.
     Еще более полно, чем жизнь "неба", освещена жизнь земли. По этому вопросу выпущено: Вагнер "Рассказы о земле", Вагнер "Рассказы о воде", Вальтер "Первые шаги в науке о земле", Гейки "Физическая география", Гейки "Геология", Жадовский "Русская Сахара", Нансен "На крайнем севере", Павлов "Морское дно", Шульга-Нестеренко "Снег и лед в жизни земли", Павлов "Очерки истории геологических знаний". Популяризации Вагнера давно уже завоевали себе заслуженное признание, и переиздание их можно только приветствовать. Очень хороша книжка Вальтера: "Первые
_______________
     *1 "Печать и революция" 1921 г., кн. 3, стр. 304.

стр. 378

шаги в науке о земле" и поневоле завидуешь тем школьникам, учитель которых догадается использовать эту книжку для ознакомления их с жизнью нашей планеты. "Геологией можно заниматься, строго говоря, только в природе, - говорит автор в предисловии, - к этому должны вести прилагаемые для упражнений задачи... Небольшие весы, стакан на треножнике, спиртовая лампа и немного соляной кислоты - вот все наши инструменты". Затем идут ясно, сжато и толково изложенные параграфы, в конце каждого из которых даются интереснейшие задачи. Они легко и с увлечением будут выполнены каждым учащимся и дадут ему незаменимую практику в усвоении методики познания природы. Эта книжка непременно должна побывать в руках у каждого учителя и каждого учащегося.
     Удачно составлены также обе книжки Гейки, и чтение их не требует никакой подготовки. Хорошо разработан вопрос о роли снега и льда в жизни земли в книге Шульга-Нестеренко, которая, благодаря образному и простому языку, читается очень легко. Исключительное место по своим достоинствам занимает книжка проф. Павлова "Морское дно", которую по талантливости популяризации смело можно сопоставить с классическим трудом К. Тимирязева "Жизнь растений". На шестидесяти с небольшим страницах мастерски набросана такая яркая картина жизни моря и происходящих в нем геологических процессов, которая читателем этой книжки никогда не забудется. Хорошие рисунки и таблицы в красках еще более дополняют яркость впечатления. Занимательная книжка Нансена рисует жизнь за полярным кругом и читается с большим интересом. Книжка Жадовского "Русская Сахара" представляет собой одно из увлекательнейших описаний исследованных самим автором Туркестанских пустынь, в котором приводятся примеры удивительной приспособленности растений и животных к тяжелым условиям существования в безводных песках и намечаются пути, посредством которых эти пустыни "могли бы быть не менее пригодны и для постоянного пребывания здесь человека". Книга снабжена большим количеством оригинальных фотографий и рисунков. Книга проф. Павлова "Очерки истории геологических знаний" выпущена к 35-ти летию профессуры автора и дает ценный материал интересующемуся историей геологии. Чтение ее требует некоторой предварительной подготовки.
     Вопросу о происхождении жизни на земле посвящены книжки: Алексеев "О происхождении животных и человека", Анучин "Происхождение человека", Гессе "Происхождение видов и дарвинизм", Костычев "О появлении жизни на земле", Елачич "О происхождении птиц и вымерших птицах", Елачич "О вымерших животных" (пресмыкающихся) и Павлов "Ископаемые слоны". Все эти книжки представляют собой уже вполне достаточный материал для первоначального ознакомления с современным состоянием наших сведений о зарождении и развитии жизни на земле. Брошюра Алексеева является введением в вопрос, написана просто и доступно, недостатки ее заключаются в краткости и отсутствии иллюстраций, благодаря чему изложение много теряет в наглядности. Книжка Анучина разбирает вопрос более подробно, особенно в части, касающейся происхождения человека. Вполне ясное и доступное изложение, а также исторический подход к вопросу делают ее очень ценной, жаль только, что издательство не снабдило ее иллюстрациями и не напечатало на лучшей бумаге. Очень удачным является издание труда Гессе "Учение о происхождении видов и дарвинизм". В наше время нередко приходится слышать, что дарвинизм "устарел" и что наука будто бы отказывается от теории Дарвина и такие заявления льют, конечно, воду на поповскую мельницу. Гессе в своей книжке приводит целый ряд фактов, которые показывают, что если "дарвинский опыт об'яснения, по меньшей мере, был оценен слишком высоко", и "если теперь... можно услышать, что дарвинизм является... преувеличенной точкой зрения, это относится не к учению о происхождении

стр. 379

видов как таковому, а лишь к данной попытке об'яснения. Учению о происхождении видов этим никакого ущерба не наносится". С этой книжкой полезно познакомиться каждому знающему об естественном отборе или по наслышке, или в лучшем случае по "Рубакину"; она хорошо выявляет всю глубину вопроса и дает превосходный материал для борьбы с вульгарными "опровержениями" дарвинизма. Хорошим дополнением к ней является книжка Костычева "О появлении жизни на земле", разбирающая вопрос о самозарождении и излагающая другие предположения о начале жизни на земле с точки зрения современной науки. Книжки Елачича и Павловой подробнее трактуют об отдельных ветвях родословного дерева живых существ и читаются с большим интересом. Понимание их облегчается целым рядом хорошо исполненных рисунков.
     Вопросу о сущности жизненных (в частности душевных) явлений посвящены книжки: Беркова "Жизнь, ее проявления, происхождение и развитие", Шефер "Жизнь, ее природа, происхождение и сохранение", Синицын "Лекции по биологии" (ч. 1-я Законы жизни), Аркин "Мозг и душа", Елачич "О душевной деятельности животных" и К. Тимирязев "Значение науки" (Луи Пастер).
     Книжка Берковой представляет собой очень сжатый, но в то же время ясный и картинный очерк отличительных признаков живых существ, их состава и строения, условий, необходимых для жизни, а также затрагивает вопросы о происхождении и развитии жизни, о старости и смерти. Чтение книжки не требует никакой подготовки. Небольшой очерк проф. Шефера на тему о природе жизни намечает общее направление современных биохимических исследований. Глубоко интересный по своему содержанию, он, кроме того, дает яркий образчик двойственности положения современного буржуазного ученого-естествоиспытателя, которому, с одной стороны, приходится при научных исследованиях стоять целиком на материалистической точке зрения, а с другой, благодаря своему классовому положению зазорно открыто признать себя материалистом. Трудно удержаться от соблазна и не привести несколько характерных выписок. В предисловии автор, между прочим, говорит: "Наука о природе... никогда по-настоящему не может быть двинута вперед, если к ней будет примешиваться "сверх'естественное" или если мы для раз'яснения научных проблем, не поддающихся немедленному разрешению при помощи обычных научных методов, станем апеллировать к метафизике. Поэтому... во всех вопросах, представляющих предмет научных изысканий, нам надлежит устранять всякие соображения, предполагающие вмешательство сверх'естественных сил. Это не материализм, а здравый смысл" (курсив наш). И в тексте у нашего автора "не материалиста" попадаются такие заявления: "...все вообще изменения в живой субстанции вызываются обычными физическими и химическими силами...". "В лучшем случае, витализм ничего не об'ясняет, а понятие "жизненная сила" свидетельствует о невежестве... Ничуть не подвинимся мы... если заменим термин "витализм" - "неовитализмом", а "жизненную силу" - "биотической энергией". "Новый пресвитер - тот же старый поп, только пишется другими буквами". "...мы не должны закрывать глаза на возможность того, что... вопрос о наследственности также относится к числу вопросов, разрешения которых мы должны ожидать от химиков"... "Происхождение и отправление высших способностей у человека обусловливаются чисто химическим действием продукта выделения". Да, ведь, после этого нам, заскорузлым материалистам, право, весьма по пути с господином профессором, и Научно-популярный Отдел очень хорошо делает, что знакомит широкие массы с его "не материалистическими" взглядами, тем более, что они так талантливо изложены.
     Книга Синицына "Лекции по биологии" обнимает вопросы о химических и физических свойствах живого вещества, его формах и устройстве, об отношениях между живой и мертвой природой,

стр. 380

о взаимоотношениях живых организмов, размножении их и о происхождении жизни на земле. Изложение предмета очень наглядное и доступное, и изучение книги не требует никакой особенной подготовки. Ее можно горячо рекомендовать для прочтения всем, более подробно интересующимся вопросами о жизненных явлениях; большое значение она может иметь и при использовании в нашей трудовой школе.
     Книжка Аркина "Мозг и душа" в популярной форме излагает добытые до сих пор наукой сведения о различных проявлениях нашей душевной жизни и в общем с успехом разрушает наивные представления о дуализме души и тела. Жаль только, что автор совсем обходит "условные рефлексы", ознакомление с которыми еще ярче выявило бы тесную связь "души" и тела. Читается книжка легко.
     Очерки по зоопсихологии Елачича ("Душевная деятельность животных") отличаются обычными достоинствами всех его книжек, живостью и увлекательностью изложения. Целым рядом фактов автору удается показать, что столь часто вызывающие наше удивление "ум", "сообразительность", самопожертвование и любовь к детям в мире животных являются следствием почти чисто автоматических и механических привычек, выработавшихся на протяжении длинного ряда веков в процессе борьбы за сохранение и развитие рода и проявляющихся без какого-либо участия сознания. К книге приложена статья Б. Завадовского, которая знакомит читателя с работами нашего знаменитого физиолога И. Павлова об условных рефлексах и с некоторыми опытами Леба и Ледюка, благодаря которым "совершенно стираются границы, отделяющие область чувствительности и "душевной" деятельности живых организмов от области точно исследуемых физико-химических явлений в капельках туши". Статья эта требует от читателя большей подготовки, чем сама книга.
     Брошюра К. Тимирязева "Значение науки" вышла вторым изданием и достоинства ее настолько известны, что вряд ли нужно говорить о них здесь еще раз.
     Жизнь растений и животных описывается в книжках: Вагнер "Рассказы о том, как живут и работают растения", Порецкий "Друзья растений", "Зеленый мир", "Растения-дармоеды", "Растения и свет", "Как растения защищаются от врагов", "Как растения защищаются от засухи, сырости и холода", "Хищные растения", Грун "Начатки ботаники", Тимирязев "Борьба растений с засухой", Богданов "Мирские захребетники", Вагнер "Рассказы о животных", Воронков "По пресным водам", Кайгородов "Черная семья". Все эти книжки дают прекрасный материал для нашей школы и с их помощью не получивший достаточной подготовки по естествознанию сельский учитель сумеет все-таки, отбросив в сторону прежнюю мертвящую систематику, раскрыть детям глаза на жизнь окружающей природы, показать им удивительнейшие приспособления живых существ к условиям этой жизни, собрать и составить целый ряд поучительных коллекций, приохотить детей к занятиям природоведением, провести много интересных экскурсий. Описания многих простых опытов, которые легко воспроизвести с самыми немудрящими средствами, и наглядные рисунки, по которым нетрудно узнать то или иное растение или животное, делают эти книги еще более ценными пособиями для школы и для кружков самообразования. Несколько мало материала по жизни животных, но он должен пополниться подготовляемыми к печати книжками Богданова, Кайгородова, Покровского, Пименовой и классическим трудом Фабра "Жизнь насекомых".
     По вопросам физико-химическим вышли книги: Вагнер "Рассказы о воздухе", Гильом "Введение в механику", Классен "Двенадцать лекций о природе света", Конобеевский "Как плавают в воде и как летают в воздухе" и "Что такое радий", Лермантов "О том, как работают машины и как рассчитаны их действия", Нагель "Романтика химии", Роско

стр. 381

"Химия", А. Тимирязев "Что такое физика", Тиндаль "Звук". Кроме того вышел ряд книжек о теории относительности и о новых достижениях в области разгадки тайны строения вещества, - об них мы поговорим особо. Следует отметить, что в разбираемой серии нет ни одной книжки, в которой наглядно и исчерпывающе освещался бы вопрос о сохранении энергии; это очень жаль, ибо понимание и усвоение этого закона имеет огромное воспитательное (в смысле научном) значение. Отделу следовало бы восполнить этот пробел.
     Книжка Вагнера в самой доступной форме дает первоначальные сведения о свойствах и составе воздуха. Труд Гильома представляет собой выдающееся по яркости и талантливости изложения введение в механику. Обилие примеров из обыденной жизни, строгая логичность, естественность переходов, проникающая всю книгу любовь к научному исследованию природы, изящный легкий язык, все это заставляет читать книгу от начала до конца с неослабевающим интересом. Тем, кого в детстве и юности мучили Краевичем, трудно и представить себе, что можно так увлекательно изложить столь сухую материю, как механика. С полным правом "друзьям детей" посвящает свой труд автор, - надо приложить все усилия к тому, чтобы эта книга действительно дошла до них.
     "Лекции о природе света" - Классена требуют для своего понимания подготовки. Обе книжки Конобеевского могут быть даны, наоборот, любому школьнику, любому взрослому, не обладающему особой подготовкой. Не легко изложить популярно и в то же время достаточно полно наши сведения о радии, элементе, заставившем совершенно пересмотреть прежние воззрения на строение вещества, но Конобеевскому это в общем удается. Кому время не позволяет более подробно познакомиться с вопросом, но кто все-таки хотел бы быть в курсе главнейших результатов работы над исследованием радия, тому можно смело рекомендовать небольшую книжку Конобеевского.
     Вполне своевременно переиздание книги Лермантова "О том, как машины работают"; она будет очень полезна для каждого стоящего при машинах рабочего, который захочет понять и осмыслить работу машин. Книга, правда, читается не легко, рассчитана на читателя "знакомого с арифметикой и геометрией", но все-таки тому, кто над ней посидит как следует, она даст очень много. Для облегчения понимания в конце книги сообщаются некоторые сведения из арифметики и геометрии. Несколько портит книгу не всегда удачный подбор выражений, долженствующий, очевидно, по мнению автора, "облегчать" понимание. На стр. 21, например, говорится: "...вещество, из которого сотворены все... предметы, одарено особой способностью... вещество не любит перемены... оно хочет продолжать двигаться" и т. д. Такой антропоморфический способ выражений совершенно неуместен в научной книге. Попадаются и прямые неправильности: на стр. 23, например, сообщается, что "живая сила возрастает... как количество вещества в движущемся теле" - определение очень неудачное, - несколько далее автор приводит как пример "движущихся вечно по инерции" тел небесные тела, которые будто бы движутся "без всякого сопротивления" и движение их "может продолжаться без замедления сколько угодно". Эти недостатки по сравнению с общими достоинствами книги являются, однако, мелкими. Книжка Нагеля "Романтика химии" рисует значение и успехи прикладной химии, написана очень живым, образным языком и дает яркое представление о том, насколько тесно сплетается наука с трудовой деятельностью человечества. Что касается общей химии, то у нас почти нет по ней хороших популярных книг. Быть может, это связано с тем обстоятельством, что химию вообще нельзя изучать по книжке, не проделывая при этом опытов, а подобрать опыты, которые можно было бы проделать у себя дома при помощи простых средств, не очень-то легко. Во всяком случае, выпущенная отделом

стр. 382

"Химия" - Роско не принадлежит к числу удачных попыток в этом направлении. Прежде всего она устарела и проредактирована очень небрежно, путаются в ней понятия "простого тела" и "элемента", говорится (в 1921 году!), будто "химики не могли превратить какой-нибудь из элементов в другой" и т. п. Не мало попадается также и неправильностей, очень плох перевод, неудачен метод изложения (сначала положение, а потом опыты, его доказывающие, а не наоборот). Книгу эту никоим образом нельзя рекомендовать ни для школы, ни для самообразования и издание ее мало гармонирует с общим характером деятельности отдела.
     Небольшая книжка А. Тимирязева представляет собой ряд интересных набросков из различных областей физики, показывающих, "что при настоящем состоянии науки, когда наши ощущения отступают все более и более на задний план, заменяясь точными показаниями инструментов, различие между отдельными главами сглаживаются и все яснее выступает сходство в том, что казалось несходным". Книжка дает яркое представление о тонкости современных физических инструментов и добытых с помощью их результатах.
     Известная книга Тиндаля - "Звук" является классическим и наиболее полным популярным изложением этой главы физики во всей мировой литературе. Думается, однако, что она, с одной стороны, слишком уж подробна, с другой, несколько устарела и навряд ли может быть использована в наше, требующее быстроты работы, время в школе или в целях самообразования. С ее переизданием лучше было бы, пожалуй, погодить, а вместо нее ускорить выпуск других намеченных к изданию книг.
     В области прикладных наук и описания успехов борьбы человека с природой вышли: Львов "Каменный уголь", "Соль и ее добывание", "В нефтяном царстве"; Иванов "Откуда берется чугун и железо", Морозов "Лес как растительное сообщество", Михельсон "О погоде и о том, как ее можно предвидеть", Гюнтер "Электротехник-строитель", Никитинский "Стакан воды", Анучин "Открытие огня и способы его добывания", Берен "Рассказы о борьбе человека с природой", Гербертсон "Земля и труд человека".
     Небольшие книжечки Львова и Швецова написаны в полубеллетристической форме и с интересом прочтутся детьми. Книжка Морозова дает самые первоначальные сведения о лесоводстве и в качестве введения в вопрос хорошо может быть использована при лесных экскурсиях с учениками трудовой школы и со взрослыми. Книжка Михельсона сообщает общие сведения по метеорологии, чтение ее требует некоторой подготовки. Еще большей подготовки требует изучение труда Гюнтера - "Электротехник-строитель", надо по крайней мере быть знакомым с общим курсом электричества. Книга посвящена, главным образом, описанию устройства различных электрических приборов с несложными, по возможности, средствами и будет полезна для каждого любителя электротехники, материала она дает много.
     Хороша книжка Никитинского "Стакан воды", трактующая, главным образом, о гигиеническом и санитарном значении воды и дающая в то же время сведения об ее составе и свойствах. Написана легко и прочтется с большим интересом каждым, взявшим ее в руки. Книжки Анучина, Берен и Гербертсона являются прекрасным материалом для чтения в наших школах, хорошо исполненные рисунки еще более оживляют их содержание.
     Не забыты Научно-популярным Отделом и те области науки, развитие и выводы которых возбудили в последнее время большой интерес в широкой публике. Сюда относятся: теория относительности Эйнштейна, исследования деятельности желез внутренней секреции и связанные с ними опыты по омоложению организмов, и, наконец, новейшие успехи химии в области проникновения в тайны строения вещества.
     О принципе относительности Отделом выпущены три книжки: Эйнштейн "О теории относительности",

стр. 383

Ауэрбах "Пространство и время", "Материя и энергия" и Ленар "О принципе относительности, эфире и тяготении". Каждый, давший себе труд познакомиться с этими книжками непредубежденный читатель, сумеет сделать два важных вывода: во-первых, теория относительности является далеко еще не прочно установленной и разработанной и, во-вторых, - даже при условии ее полного признания, она ни на иоту не колеблет материалистического мировоззрения. Эти выводы очень важны, ибо в наше время нет недостатка в попытках притянуть эту теорию для "омоложения и продления жизни" умирающей идеалистической философии, - к сожалению, здесь не место подробнее останавливаться на этом интересном вопросе.
     Книжка Эйнштейна, несмотря на ее подзаголовок "общедоступное изложение", доступна только читателю с образованием несколько выше среднего. То же самое нужно сказать и об "элементарном" введении в теорию Ауэрбаха. Но и такой читатель многое должен будет принимать на веру, ибо общая теория относительности представляет собой логически-математическое развитие двух опытных фактов - постоянства скорости света и принципа относительности, и эта математическая формулировка совсем не поддается популярному изложению. Более доступна книжка противника теории относительности - известного немецкого физика Ленара, который ярко выявляет слабые места этой теории. Каждому интересующемуся вопросом на-ряду с трудами основоположников и защитников теории непременно нужно прочесть книжку Ленара, ибо только тогда он сумеет составить себе правильное представление о современном состоянии вопроса. Прекрасно сделал Отдел, предоставивши в выпускаемой им литературе место обеим точкам зрения по отношению к теории относительности.
     Вопросам о деятельности гормонов и опытам по омоложению посвящены две книжки: Немилов "Внутренние двигатели человеческого тела (гормоны)" и Каммерер "Омоложение и продление личной жизни". Обе книжки вполне доступны и почти исчерпывающе (в об'еме интересующем не-специалистов) знакомят с вопросом.
     Отчет о новейших достижениях химии и физики дают книжки: Шмидт "Проблемы современной химии" и Конобеевский "Строение вещества". Книжка Шмидта изложена живым, блестящим языком, хорошо сохраненным в переводе, и прекрасно рисует картину "жизни" атомов, поскольку она выяснена современной наукой. Читатель найдет здесь много материала по диалектике природы, в которой "все живет и изменяется, все находится в вечном течении, все преобразуется, все развивается - мир химических элементов, как и мир организмов". Для понимания книги нужна некоторая подготовка. Более полно и систематически излагает картину строения вещества рассчитанная на "интеллигентного читателя, уже размышлявшего над основными проблемами материи", книга Конобеевского. Шаг за шагом постепенно вводит автор читателя в тайны вещества, и добросовестно, вдумчиво следующий за ним читатель не пожалеет о потраченном времени, ибо он узнает о том, "что лежит в основе вещества, что создает собою его свойства и отличия, из чего и как построены все тела, столь прихотливо разнообразные по своему внешнему облику и в то же время столь близкие друг к другу, как в смысле единого плана их строения, так и в смысле материала, служащего для этой постройки".
     Наш обзор закончен, остается сказать лишь о внешности изданий и вкратце формулировать выводы. Большинство книжек изданы прекрасно, особенно печатавшиеся в Берлине. Не на много отстают от них и московские издания последних лет, и лишь издания 1919 и 1920 годов оставляют желать лучшего.
     Насколько же удовлетворяет деятельность Научно-популярного Отдела изложенным в начале обзора требованиям, которые следует пред'явить к научной литературе, предназначенной для массового распространения?
     Мы видели, что в общем и целом требования эти удовлетворены. Освещены все области естествознания, имеющие значение

стр. 384

для выработки правильного взгляда на мир и понимания основных законов природы, даны хорошие руководства для работы по усвоению методики познания природы, затронуто не мало чисто практических вопросов, не забыто ознакомление широких кругов с последними достижениями науки. Все книжки, за единичными исключениями ("Химия" Роско), вполне научны и свободны от вульгаризации в ущерб этой научности, большинство из них вполне доступно для мало подготовленного читателя. Целое море света и знания внесут эти книжки во мрак нашего невежества, неоценимый материал дают они учителю, лектору, пропагандисту, культурнику, и Научно-популярный Отдел, - надо признать, - несмотря на трудные условия, сумел выковать острое орудие для борьбы с нашей исконной русской темнотой.
     Теперь дело за нами. Печать, агитпропы, культурные учреждения и организации, парткомы, комсомол, коммунисты, культурники, учителя, одним словом все, кому дороги интересы просвещения масс, должны неустанно стремиться к тому, чтобы эти книги дошли до масс, попали в каждую фабрично-заводскую, сельскую и красноармейскую библиотеку, были бы под руками у каждого учителя. Мало еще сделано нами в этом направлении, долго еще остаются прекрасные книги валяться на полках книжных магазинов, иной раз непонятно долго ищут они даже эти полки, но будем надеяться, что мы, наконец, расшевелимся и издания Научно-популярного Отдела найдут своего читателя.
     Они стоят того.

home