стр. 345

     А. Воронский.

     ИЗ БЕЛОЙ ПРЕССЫ.

     ОТ НАРОДНИЧЕСКОГО УТОПИЗМА К КОНТР-РЕВОЛЮЦИОННОЙ КУЛАЦКОЙ ИДЕОЛОГИИ.

     ("Современные Записки". Ежемесячный общественно-политический и литературный журнал, издаваемый при ближайшем участии Н. Д. Авксентьева, И. И. Бунакова, М. В. Вишняка, А. И. Гуковского и В. В. Руднева, Париж).

     В обращении к читателю от редакции говорится:
     "Редакция полагает, что границы свободы суждения авторов должны быть особенно широки теперь, когда нет ни одной идеологии, которая не нуждалась бы в критической проверке при свете совершающихся грозных мировых событий. Как журнал общественно-политический, "Современные Записки", орган внепартийный, намерены проводить ту демократическую программу, которая... была провозглашена и воспринята народами России в мартовские дни 1917 года". ("Современные Записки" N 1 "От редакции".)
     Помимо правых эс-эров в журнале принимают участие бывший кадет Полнер, гробокопатель Л. Шестов, "марксист" Загорский, "внепартийные" поэты и писатели Бальмонт, А. Н. Толстой и др. Тем не менее политическое руководство остается за группой правых эс-эров, входящих в состав редакции. Внутреннее обозрение ведет М. Вишняк, эс-эр; Бунаков, Авксентьев и др. помещают руководящие статьи "К текущему моменту", так что по сути дела мы имеем дело с журналом народническим.
     Журнал интересен в том отношении, что он подтверждает наличность вполне определившейся и уже в значительной мере завершенной политической эволюции правых эс-эров в сторону кулацкой контр-революции. Неопределенный народнический революционизм, туманное народолюбие и социальный утопизм - все это по мере развития в России жесточайшей классовой борьбы все более стиралось, линяло и теперь в лице правого крыла эс-эров нетрудно увидеть идеологов российского крупного кулачества и интеллигенции, отброшенных октябрем в лагерь открытой буржуазной реакции, наученной "горьким опытом" русской революции. Раньше эс-эров называли либералами с бомбами; но тогда эти бомбы предназначались для министров самодержавного строя; теперь это - тоже либералы с бомбами, но их бомбы направлены против диктатуры пролетариата. В этом - "смысл философии всей" и той "критической проверки при свете совершающихся грозных мировых событий" идеологии, о которой пишет редакция.
     "Критическую проверку" мы видим на каждом шагу.
     В статье "Patriotica" Николай Авксентьев пишет: "Родина, как здоровье: их начинаешь действительно ценить только, когда потеряешь... Многие причины привели Россию к тому состоянию, в котором она находится сейчас. Но основной, главной, которая лежала в корне всех... было отсутствие национального самосознания, патриотизма в глубоком, высшем смысле и значении" ("Современн. Записки" N 1).
     Словечки "о глубоком высшем значении" ни в какой мере не устраняют факта, что эс-эр Авксентьев говорит о причинах нашего военного поражения и революции в таких же выражениях, как Струве, Милюков, как любой врангелевский соратник и сподвижник. Так же, как Деникина, Врангеля и Колчака, такое "объяснение" русских событий приводит Авксентьева к провозглашению "единой великой России", - лозунгу, так позорно провалившемуся в гражданской войне последних лет. Лозунг этот был в устах Деникина, Колчака и других черносотенных генералов внутренне противоречив, фальшив, ложен уже по одному тому, что все эти "патриоты" вели войну с Советской Россией на деньги Антанты, жаждавшей получить долги и т. д. Это известно Авксентьеву, и потому он скорбит.

стр. 346

     Он пишет:
     "Мучит и волнует болезнь русской общественности. Страшна эта болезнь, ибо если в самой сердцевине появляется гниение, тогда действительно плохо дело.
     Польша объявила войну России. Начались бои. Захвачены были русские области, города. Пал Киев. Было ясно, что не с большевиками воюет Польша или во всяком случае не только с большевиками, но с Россией... А русская общественность в значительной части или робко молчала перед событиями, или - еще хуже - тайно или явно сочувствовала им. Больше того. Находились такие, которые считали возможным сочувствовать тому, чтобы русские отряды шли вместе с польским войском бить Россию. В этот момент считали за честь быть принятыми Пилсудским..."
     "Большой русский писатель И. А. Бунин недавно написал что испытываешь горькую радость, что хоть в одном была милостива к нему судьба: "избавила меня, - говорит он, - от позора и муки дышать одним воздухом с хозяевами "Красной" России" (стр. 130 - 132).
     "Большой русский писатель" давно уже в стане махровых контр-революционеров и пишет черносотенные статьи и фельетоны.
     Дело "с патриотизмом русской общественности" обстоит довольно скверно. Тем не менее Авксентьев уверен, что наступила пора реабилитации патриотической идеологии.
     Статья Авксентьева вызвала со стороны "Русской Мысли" - органа Струве - ряд лестных реплик: достигнуто сладостное единение, события последнего времени не прошли бесследно для народничества и т. д.
     Это истинная правда.
     Еще более эту правду подтверждают статьи И. Бунакова "Пути России".
     Здесь целый ряд "откровений", весьма своеобразно звучащих в устах старого эс-эра.
     Откровение первое:
     "Капиталистический захват рынков, колониальный раздел мира, империализм - только новые формы распространения западной цивилизации" (N 4, стр. 249).
     Такими ламентациями о новых формах распространения западной цивилизации империалисты всех стран оправдывали и оправдывают любые захваты колоний, грабежи, истребление туземного населения и т. д.
     Утвердившись в положении "о новых формах", И. Бунаков естественно приходит и к другому откровению.
     "... - Впечатление, которое западная цивилизация произвела на народы Востока, было огромно. Она разбудила Восток... Вся Азия бродит... Вся Азия охвачена большим национальным подъемом... Азия начинает чувствовать свое единство и противоположность Западу. И в этом - громадная опасность для Запада. "Желтая опасность", "нашествие азиатских варваров" перестает быть пустой фразой. В ней звучит реальная угроза. Восток и Запад снова встают друг против друга" (стр. 255).
     Разгорающаяся борьба восточных народов с западно-европейским империализмом превращается у эс-эра Бунакова в "желтую опасность". Народы Востока поднимаются потому, что их существованию грозит смертельная опасность от капиталистического Запада, а социалист-революционер "пужает" желтой опасностью, этой выдумкой империалистов для дураков и слабоумных мещан. Поистине в таком социализме, употребляя старое выражение, нет ничего революционного, и в такой революционности нет ни грана социализма.
     Впрочем, и Бунаков надеется, что Запад устоит, хотя уверенности у него нет.
     "Грядущие судьбы западной цивилизации еще не ясны... События последних лет, мировая война, революционные перевороты нанесли престижу Западной Европы страшный удар... Подозрительно, что духовное утомление больше других охватило страну, где родилась и вырасла цивилизация Запада. Может показаться неслучайным, что Франция, самая старая страна западной цивилизации, культурный центр Запада, первая и острее других являет признаки духовной апатии и культурного пресыщения. Не указывает ли это на то, что другие страны Запада, менее насыщенные культурой,

стр. 347

культурно моложе Франции, но что процесс увядания западной цивилизации уже начался... Но каковы бы ни были ответы, можно, во всяком случае, утверждать одно: западная цивилизация будет еще существовать долгие века и ей еще предстоит большое культурное творчество. Великие цивилизации не умирают в несколько десятилетий. (стр. 252)
     Что касается путей "России", то Бунаков полагает, что прежде всего России еще надо осознать себя; утвердить свою индивидуальность; внести новое в западную культуру. И затем итти к тому, к чему стремятся лучшие умы человечества - к примирению Востока и Запада (стр. 284).
     Из статьи Авксентьева мы уже знаем, что значит "утвердить свою индивидуальность".
     Позорной и постыдной является статья В. Ладыженского "Церковь и государство в Советской России".
     Автор жалуется:
     "Все Исполкомы и Совдепы считают своей обязанностью заниматься активной антирелигиозной пропагандой во всех ее видах" (стр. 298. N 4)
     Какой ужас!
     Далее следуют примеры: "грубой прямолинейности", "насилья", "вмешательства в дела церкви" и т. д.
     Откуда достал обличительные материалы г. Ладыженский?
     В подстрочном примечании читаем:
     "Оригиналы цитируемых в данной статье документов имеются среди материалов так называемой "Комиссии по расследованию злодеяний большевиков при главнокомандующем на юге России" (стр. 300). Прекрасный источник для эс-эра!
     Зимой учредиловцы, т.-е. эс-эры, вступили в коалицию с кадетами милюковского толка, на так называемом Парижском Совещании членов Учредительного Собрания. "Современные Записки" - документ, свидетельствующий, что вполне создана и имеется идейная основа для этой коалиции.
     Вполне правильно заметила "Правда", что эс-эры необычайно быстро превращаются в партию контр-революционной сельско-хозяйственной буржуазии, "их социалистическая вывеска есть то же, что аналогичная вывеска у так называемых радикалов-социалистов во Франции ("Правда" N 144).
     Критическая проверка идеологии идет на всех парах".

home