АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)


— ученый, писатель, организатор науки. Родился в семье поморского крестьянина-рыбака. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1730–35), Академическом университете (1736), в Германии (в Марбурге, 1736–39, и Фрейберге, 1739–40). В 1741 возвратился в Петербург и начал службу в Академии наук, с которой связана вся его дальнейшая деятельность. В 1745 — профессор химии, принимает активное участие в работе различных академических департаментов (истории, географии и др.), первым из академиков начинает читать лекции на русском языке (с 1745). В 1757 назначен одним из советников канцелярии Академии наук, осуществляет руководство ее учебной и научной деятельностью, много внимания уделяет Академической гимназии и университету, в 1759 составляет их устав. Идеи Ломоносова легли в основу создания Московского университета (1755). Всегда стремясь к практической деятельности, Ломоносов в 1753 основывает первую в России фабрику мозаики, сам создает несколько мозаичных картин. Всецело преданный науке, Ломоносов отличался бескомпромиссностью и неуступчивостью, что создавало ему множество врагов, в полемике с которыми Ломоносов часто бывал резок. Научное творчество Ломоносова отличалось редким многообразием. Ученый-энциклопедист, он выступал как химик, физик, астроном, геолог, географ и т.д., внеся крупный вклад в развитие русской науки. Много внимания Ломоносов уделял также гуманитарным наукам и литературному творчеству, с которым в сознании современников и были связаны его заслуги перед Россией. Он автор ряда исторических сочинений («Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого...», 1754–58, и др.), в которых, в частности, оспаривал норманскую теорию происхождения русского государства, а также филологических трудов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739), развивая идеи В. К. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонического стихосложения в «Кратком руководстве к красноречию. Книга первая, в которой содержится Риторика» (1748) разработал свод правил построения художественной речи и предложил теорию тропов. В нее он включил свои стихотворные произведения и переводы античных и западноевропейских авторов, благодаря чему «Риторика» знакомила читателя с разнообразными направлениями европейской мысли и литературы. Важную роль в истории литературного языка сыграло «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где, выделяя на основе риторической традиции «три штиля», Ломоносов разграничивает старославянскую и русскую языковые стихии, систематизирует лексику, определяет стилистическую окраску «штилей» и их функции. Нормативно-стилистический подход характерен и для «Русской грамматики» (1755–57) — одной из первых научных книг о русском языке в собственном смысле слова. В своих торжественных речах («Слово похвальное... государыне императрице Елизавете Петровне...», 1749, «Слово похвальное... государю императору Петру Великому», 1754–55 и др.) на практике воплощал свои теоретические идеи. Начало поэтического творчества Ломоносова датируется 1739. Писал в разных жанрах, основное место в его творчестве занимали торжественная и духовная оды. В торжественных одах, посвященных царствующим монархам, Ломоносов рисует эпический облик России – «шестой части света» – связанной и с Западом и с Востоком. Образ адресата (монарха) имеет в них характер идеала, к которому до́лжно стремиться. Важное место в торжественных одах занимают также темы мира («Ода на день восшествия на... престол... государыни Елизаветы Петровны», 1747) и просвещения, наук. Последняя затрагивалась Ломоносовым и в других жанрах («Письмо о пользе стекла», 1753). Генетически связанные с торжественным красноречием, торжественные оды Ломоносова отличаются сложной образностью и метафоричностью стиля, им свойственны «лирический восторг» и «парение». К торжественным одам примыкает и неоконченная героическая поэма «Петр Великий» (1756–61). В духовных одах Ломоносова развиваются мотивы страданий человека (переложение псалмов) и одновременно идея гармонии Вселенной, разумность которой искупает людские горести («Ода, выбранная из Иова», 1743–51). В «Утреннем размышлении о Божием величестве» и «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743) соединил проблематику духовной оды с изложением своих научных теорий. Ломоносов также автор трагедий «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1750–51). Литературная репутация Ломоносова была необычайно высока, его сочинения в 18 в. переводились на многие европейские языки. При жизни Ломоносова в России дважды выходили собрания его сочинений (1751, 1757–59).


Список трудовЖизнь и творчество Прочесть тексты Внешние ссылки
ЛитератураДополнительно Назад в библиотеку Главная страница