Семидесятые как предмет истории русской культуры/ Ред.-сост. К.Ю. Рогов. М.-Венеция, 1998 [="Россия/Russia". 1 (9)]. C. 29-74. Нами исправлены некоторые опечатки первой публикации. При публикации на "Рутении" текст разбит на два фрагмента: со вторым фрагментом летописи, включающим хронику за 1976-1979 гг. можно ознакомиться здесь. Для удобства навигации предлагаем читателям "Рутении" гипероглавление первого раздела Хроники: И. П. Уварова, К. Рогов
семидесятые:Понятие "семидесятые годы", как и другие подобные "годы", в значительной мере условно, и выбор границ определяется в конечном счете договоренностью. Под определенным углом зрения 70-е можно рассматривать как естественное продолжение 60-х, но можно пытаться найти "рубеж", смысловую границу, разделяющую десятилетия, - и неизбежно упереться в то же обстоятельство: ее выбор окажется более или менее произвольным. Либо 70-е начинаются в 1966 году - судебный процесс над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем действительно поменял общественный климат и имел серьезные последствия для всей культурной жизни. Но не меньше оснований для того, чтобы начинать отсчет с 1968-го, когда советские войска вошли в Чехословакию и когда горстка интеллигентов устроила демонстрацию протеста на Красной площади по этому поводу. Выбор любого хронологического рубежа может оказаться резонным; каждая подобная "веха" отмечает очередной катаклизм во взаимоотношениях власти и общественности и прямо или косвенно влияет на "направление" культуры, на ее атмосферу. Учитывая эту произвольность, относительность "логически" выбранной границы, имеет смысл остановится на строго хронологическом определении "семидесятых" как времени с 1970 по 1979-й - опереться на магию цифры. Это именно условный, оговоренный выбор и, естественно, ограниченные им годы ни в коем случае нельзя "вынуть" из общего контекста времени - отрезка отечественной истории от середины 50-х до конца 80-х: это общий процесс движения общественной жизни и культуры "послесталинской" эпохи со всеми его идеологическими перипетиями. Сам жанр "хроники" несет в себе значительную долю произвола и - в отличии, скажем, от библиографической летописи - ни в коем случае не претендует на "объективность" и "полноту"; с неизбежностью "хроника" предлагает более или менее произвольный выбор событий и фактов в качестве "исторической объективки". И все же жанр этот представляется оправданным в ситуации, когда настоящее историческое изучение эпохи еще не началось или делает лишь первые шаги. "Хроника" призвана не подвести черту, не представить итог наших знаний - некую цельную и законченную картину русской культуры 1970-х годов, но, напротив, стать своеобразным пролегоменом к ее изучению, наметив определенный - и по возможности широкий - спектр текстов и явлений, подлежащих анализу (в этом смысле "хроника" сродни жанру "семинария"). Самое важное здесь - показать событийную плотность культуры, так сказать - "тесноту исторического ряда", противопоставив отчасти этот угол зрения более традиционному тематическому отбору фактов. И в этом смысле обнаруженные читателем неизбежные пробелы "хроники" (ни в коей мере не освобождая авторов от ответственности) будут в то же время свидетельствовать о некоторой продуктивности самого начинания, провоцирующего ассоциативные ряды и достраивание контекстов. Особую и совершенно принципиальную проблему для истории русской культуры 1970-х годов - и для настоящей хроники - представляет вопрос о "неподцензурной" (независимой) культуре и ее отношении к "подцензурной" (термины "неофициальная"/"официальная" кажутся довольно неточными). Сформировавшаяся в последние годы общая модель, в которой подлинной художественной жизни "андерграунда", "независимой" культуры противопоставлена "косная", "безжизненная", "ненастоящая" "официальная", представляется упрощенной и мифологизированной, воспроизводящей отчасти идеологические установки 1970-х годов ("в советском журнале в принципе не может быть напечатано ничего хорошего, настоящий текст может быть только в сам- или тамиздате"), а отчасти - типическую риторику "нового" стиля (например, "романтиков" по отношению к "классикам" или "авангарда" по отношению к "реализму"). В настоящей хронике "подцензурной" культуре уделено, пожалуй, даже преимущественное внимание. Однако подобная перспектива кажется и исторически более корректной: в конце концов "независимая" культура формировалась именно на фоне и в отталкивании от "большой" (советской) культуры, в качестве осознанной альтернативы ей. Наконец, несмотря на значительное число публикаций, посвященных независимой культуре 1950-1980-х и существенно расширивших наши знания о ней, история русского "андерграунда" еще не написана, и едва ли эта задача могла быть решена в рамках настоящей хроники. Такая работа требует не только больших усилий по сбору и систематизации материала, но и решения целого ряда методологических проблем. "Неопубликованность" всегда остается важнейшим признаком текста этой "другой" культуры, однако отнюдь не исчерпывающим признаком. Если на рубеже 60-70-х Самиздат пополняется еще в основном за счет "вытесненных" текстов, то уже к середине десятилетия ситуация (как это видно и из материалов хроники) меняется: "независимая" культура формируется и осознает себя как особая субкультура, вырабатывающая свои установки, критерии и идеологию. "Неопубликованность" отнюдь не перестает быть глубокой драмой для автора и гуманитарным фашизмом со стороны "государства", но возникающий в результате текст - "квартирная выставка" или "рукописная" книга - уже не может быть "возвращен" в традиционную культурную инфраструктуру и воспроизведен здесь вполне адекватно. Многие механизмы и понятия литературного и художественного процесса в этой субкультуре оказываются деформированными или переосмысленными, и прежде всего - понятие "литературного (художественного) факта". Когда и какой текст становится художественным, культурным фактом? В какой момент встречи друзей-студентов, увлеченных поэзией, становятся литературным кружком (см. , например, рассказ о круге Сабурова-Иоффе в мемуарной заметке М. Айзенберга [НЛО. №25. 1997])? Маргинальность становится сознательной установкой, а отчасти - и культурным императивом, становится признаком значимого текста. Одна из чрезвычайно популярных идей 1970-х годов, многократно воспроизводившаяся и печатно (в эмигрантских журналах), и, в особенности, устно - это мысль о том, что "главный" современный текст, возможно, пишется или уже написан кем-то неизвестным. Отразившийся здесь один из важнейших мифов "независимой" культуры поздних семидесятых отчасти указывает на те специфические иерархию и организацию культурного процесса, описание которых остается весьма актуальной и пока нерешенной проблемой. Особенно сложно отразить реальную жизнь "второй культуры" в рамках "хроники" - традиционные иерархические и хронологические ориентиры, определяющие "место" культурного события, в данном случае как раз не работают. Именно поэтому был избран принцип заведомо условный, но позволяющий обойти описанные выше сложные вопросы. "Неподцензурная" литературная жизнь отражена преимущественно через публикации на Западе (в Тамиздате). Лишь в некоторых случаях они скорректированы с опорой на "Хронику текущих событий" и некоторые другие источники; подобное происходит, когда литературное событие имеет "политический" резонанс, а также в случаях, когда текст приобретал реальную популярность в Самиздате. (Следует, видимо, различать характерный для "независимой" культуры "Самсебяиздат" (первоначальный термин Н. Глазкова) и "Самиздат": в первом случае тексты не имели реального "хождения", ограничиваясь узким кругом людей, вовлеченных в субкультуру художественного и литературного "подполья", эти тексты распространялись, но, как правило, не копировались их читателями, в отличие от "Самиздата", под которым следует, видимо, понимать ситуацию "цепного" тиражирования текста. ) В целом же, тексты русской "неподцензурной" культуры с достаточной репрезентативностью печатаются в эмигрантских издательствах и журналах, что позволяет с известной степенью учтенного искажения считать эти публикации отражением истории русской "независимой" литературы; и наоборот, имеющие в Самиздате хождение тексты иногда очевидным образом восходят к западным изданиям. Кроме того само существование "тамиздата" как постоянного процесса, как культурного института меняет положение авторов "здесь". Аналогичное положение и в художественной среде: с 1975-1976 гг. выставки художников нон-конформистов на Западе приобретают систематический характер, имена многих художников становятся известны. Это обеспечивает относительную поддержку художнику, чье имя по возможности замалчивается в отечестве. Но самое важное, как представляется, - это именно новый статус "непечатного писателя" или художника, не состоящего ни в каких союзах. Это уже профессия, признаваемая, если не государством (что тоже в неявной форме случается), то по крайней мере "образованным" обществом. Нон-конформистское искусство уже не ощущает непроходимой границы между родиной и прочим миром, но напротив - постоянную связь с происходящими "там" событиями. Таковы акции ленинградских нон-конформистов, приуроченные к открытию венецианской Бьеннале в 1977 г. , или акция "Получасовая попытка материализации Комара и Меламида" группы "Гнездо" (М. Рошаль, Г. Донской, В. Скерсис), приуроченная к открытию выставки Комара и Меламида в Нью-Йорке в 1978-м. Более подробно освещена в хронике литературная жизнь, что, в целом, отражает иерархические предпочтения культуры; причем, здесь представлены как произведения, ставшие несомненными художественными событиями, так и тривиальный фон литературы, входивший в поле зрения среднего "интеллигентного читателя", и, наконец, образцы "союзписательского" фундаментализма - "большого стиля" брежневской эпохи, в особенности те, которые обрели жизнь в масскультуре (П. Проскурин, Ан. Иванов, Ю. Семенов). Поскольку литературные журналы играли особенно значительную роль: под их знаменами группировались авторы и читатели определенной общественной ориентации, - именно журналы вынесены в хронике в качестве "рубрик", прежде собственно самих произведений и авторов. Вместе с тем эти "репутации" в течении десятилетия все больше размываются и имеют скорее инерционный характер. В работе, помимо первоисточников, использованы следующие издания и материалы: "Синхронистическая таблица" (подготовлена по материалам Л. А. Васильковой) // Киноведческие записки. №11, 1991; "Другое искусство". Москва 1956-1976. К хронике художественной жизни. 1. - Художественная галерея "Московская коллекция". СП "Интербук". М. , 1991; А. Баташев Панорама джаза (1970-1982). Хроника и комментарии // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера. М. : "Советский композитор", 1987; Л. Алексеева История инакомыслия в СССР. Новейший период. - "Весть. " Вильнюс - Москва (VIMO). 1992. 1 "Хроника 1970-х" начинается 1 января 1970. Вместе с тем в общественной и культурной атмосфере конца 1960-х уже ясно проступают те явления и идеи, которые во многом определят атмосферу наступающего десятилетия, возникают вещи, которым суждено стать атрибутами и знаками "семидесятых". Начинает издаваться подпольная "Хроника текущих событий", консолидировавшая диссидентское движение начала 1970-х, а на первой программе телевидения появилась программа "Время" (1968). Исключение А. Солженицына из Союза писателей и закрытие театральной студии МГУ "Наш дом", статья "Против чего выступает "Новый мир"" в "Огоньке" (1969. №7), статья В. Жукова "Васисуалий Белинков избирает воронью слободку" ("Литературная Газета", 14 августа 1968), а с другой стороны - фестиваль бардов в Академгородке и триумфальное выступление Галича на нем (1969; в том же году в Германии вышла первая книга песен Галича - Песни. Frankfurt/M. , "Посев". 1969). 1969-й - это выход на широкий экран "Андрея Рублева" А. Тарковского и "Цвет граната" С. Параджанова, а также - фильмы "Белое солнце пустыни" В. Мотыля и "Бриллиантовая рука" Л. Гайдая. На излете 60-х появляются в печати целый ряд произведений, говоря сегодняшним языком, - культовых для первой половины 1970-х: "Глухая пора листопада" Ю. Давыдова ("Мол. гв". 1968. Кн. 1; в рец. "Нового мира" (1968. №12, Ф. Светов) обращается внимание именно на общественную атмосферу, описанную Давыдовым - "ночь после битвы", сменяющее "бурную" эпоху безвременье), "Три минуты молчания" Г. Владимова (НМ. 1969. №7-9), "А зори здесь тихие" Б. Васильева (Юность. 1969. №8), "Горячий снег" Ю. Бондарева (Знамя. 1969. №9-11), "Неделя как неделя" Нат. Баранской (НМ. 1969. №11), "Обмен" Ю. Трифонова (НМ. 1969. №12). Кроме того - переводы: "Час пик" Е. Ставинского (ИЛ. 1968. №4), "Посторонний" А. Камю (ИЛ. 1969. №9), "Игра в бисер" Г. Гессе (М. : "Худ. лит." 1969). В 1969 г. С. В. Викулов (один из "подписантов" письма против редакции "Нового мира") становится главным редактором журнала "Наш современник", к этому же времени относится ряд статей В. Чалмаева в журналах "Наш современник" и "Молодая гвардия", обозначивших одну из центральных идеологических коллизий грядущей эпохи (ср. место, уделенное им Солженицыным в поздних прибавлениях к книге "Бодался теленок с дубом"). ВК1968 г. написана работа А. Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", обозначившая во многом "либеральные" идеалы следующей эпохи. Наконец, в 1969 в Амстердаме была издана работа А. Амальрика "Просуществует ли Советский Союз до 1984 года?" (Amsterdam. Фонд им. Герцена) - первая попытка в футурологическом жанре определить внутренний сюжет и даже хронологические границы наступающей эпохи, воспринятая, впрочем, читателями как слишком экстравагантная. Присуждение Нобелевской премии по литературе А. И. Солженицыну. 100 лет со дня рождения В. И. Ленина. Юбилей отмечается как государственное торжество, окрашивая официозную культурную жизнь (см. , например, поэму Евг. Евтушенко Казанский университет - НМ. №4 или советский павильон на "Экспо-70" в Японии (автор Конст. Рождественский), где "все средства воздействия направлены на образное раскрытие ленинских идей"). А против Солженицына развернута газетная компания ("Правда", "Известия", "Литературная газета", "Советская культура"). Разгром редакции "Нового мира" и отставка А. Т. Твардовского. Без ведома главного редактора из редколлегии "Нового мира" выведены И. Виноградов, А. Кондратович, В. Лакшин, И. Сац. - А. Т. Твардовский уходит с поста главного редактора. Визит Вилли Брандта. Начало еврейской эмиграции в Израиль. Событие, имевшее большое значение для всей общественной и культурной атмосферы 70-х. Параллельно формируется движения "отказников". В конце года в Ленинграде прошел процесс "самолетчиков" - группы евреев, пытавшихся захватить самолет в аэропорту "Смольный" и бежать в Швецию. В Москве создан независимый Комитет прав человека в СССР (А. Твердохлебов, А. Сахаров, В. Чалидзе, позднее - И. Шафаревич). "Новый мир": Чингиз Айтматов Белый пароход (После сказки) (№1), Федор Абрамов Деревянные кони; Из рассказов Алены Даниловны (№2), Василь Быков Сотников (№5), Фазиль Искандер Богатый портной и другие (№6), Василий Шукшин Рассказы (№7), Б. Васильев Иванов катер (№8-9); Юрий Трифонов Предварительные итоги (№11). "Наш современник": В. Распутин Последний срок (№7-8). "Юность": Арк. и Бор. Стругацкие Отель "У погибшего альпиниста" (№9-11). "Ангара": пьесы А. Вампилова 20 минут с ангелом (№4); Утиная охота (№6). Кроме того: "Наш современник" печатает в течение года заметки В. Астафьева Затеси (№1, 11), стихи Н. Рубцова и А. Жигулина, рассказы Е. Носова и Вл. Солоухина; в "Знамени" продолжает печататься эпопея А. Чаковского Блокада (№1-3), первые книги романа Г. Маркова Сибирь (№7), роман К. Симонова Последнее лето, стихи В. Шаламова, Ю. Левитанского (№1), рассказы Ю. Нагибина; в "Юности" - поэма А. Вознесенского Лед-69. Из дневника полярного геолога (№9), стихи А. Жигулина, Ю. Мориц, Варл. Шаламова, Ю. Левитанского, А. Кушнера, Григ. Остера, Б. Ахмадулиной (№7-8), повести - Анат. Рыбаков Неизвестный солдат (№9-10), получившая премию как лучшее произведение для детей и юношества, - литературная обработка одного из важнейших официальных идеологических мифов 1970-х (о "неизвестном солдате"), Бор. Васильев Самый последний день (№11); в "Звезде" - повести Д. Гранина Кто-то должен (№1) и И. Грековой Маленький Гарусов (№9); в "Москве" - роман А. Иванова Вечный зов (№4-7); в "Авроре" - П. Киле Птицы поют в одиночестве (№4), рассказы - Б. Вахтин Портрет незнакомца, Валер. Попов Смелее и стихотворения Д. Бобышева (все - №12). Поэтические сборники, наиболее активно обсуждавшиеся критикой: А. Жигулин Прозрачные дни (М. : "Сов. пис."); Н. Рубцов Сосен шум (М. : "Сов. пис."); Д. Самойлов Дни (М. : "Сов. пис."); Ю. Левитанский Кинематограф (Илл. В. Сидура. М. : "Сов. пис."); Ю. Мориц Лоза (М. : "Сов. пис."); А. Вознесенский Тень звука (М. : "Мол. гв."). В критике - дискуссия о "смене вех" в поэзии, начавшаяся еще в конце 1960-х. В рецензии на сборник Ан. Жигулина "После боя" Л. Аннинский писал, что "после боя, после шумных схваток, в которых сталкивались гремящие воинственно-непримиримые поэтические характеры начала шестидесятых годов, будто замерла поэзия", и если "лет восемь назад" стихи Жигулина "показались бы "традиционными кирпичиками" из XIX века", то "сегодня рядом с этой простотой кажутся суетными сдвинутые линии и краски "современного стиля"" (Наш совр. №3). А также: А. Гладилин Евангелие от Робеспьера (М. : "Политиздат", Сер. "Пламенные революционеры"); В. Шукшин Земляки. Рассказы (М. : "Сов. Рос."). К. Воннегут Бойня № 5 или крестовый поход детей ("Новый мир". №3-4) и Колыбель для кошки (М. : "Молод. гв. ") в переводах Р. Райт-Ковалевой; Г. Г. Маркес Сто лет одиночества (ИЛ. 1970. №6-8); Кл. Манн Мефистофель. (Пер. с нем. К. Богатырева. М. "Мол. гв."); М. Фриш Пьесы (М. : "Иск-во"). Вик. Шкловский Тетива. О несходстве сходного (М. : "Сов. пис."); в серии "Семиотические исследования по теории искусства": Ю. М. Лотман Структура художественного текста, Б. А. Успенский Поэтика композиции (М. : "Искусство"); в серии "Жизнь замечательных людей": Н. Эйдельман Лунин (М. : "Сов. пис."). В журналах: "Вопросы литературы": М. Бахтин Эпос и роман (№1), С. Аверинцев Аналитическая психология К. -Г. Юнга и закономерности творческой фантазии (№3); "Вопросы философии": Л. С. Выготский Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии (№6); Клод Леви-Стросс Структура мифов (№7); М. К. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Швырев Классическая и современная буржуазная философия. Ст. 1 (№12); в "Новом мире" опубликована статья Н. Эйдельмана Обратное провидение (№5) - заглавная формула изъясняет его понимание отношения истории и современности; там же статьей М. Бахтина Смелее пользоваться возможностями открылась дискуссия о проблемах литературоведения (НМ. №11); кроме того широко обсуждается тема "миф в литературе" - С. Аверинцев, А. Дорошевич Миф в литературе XX века (Вопросы литературы. №2-3), Ст. Лем Мифотворчество Томаса Манна (НМ. №6), Д. Затонский (ИЛ. №6), Вл. Межинков Миф или бегство от жизни? (Октябрь. №10), полемика о "Белом пароходе" Ч. Айтматова в летних номерах "Литературной газеты". По данным "Хроники текущих событий" (№12, 16, 17) в Самиздате распространяются Воспоминания Надежды Мандельштам (изд. - N.Y. изд-во им. Чехова) и Все течет... В. Гроссмана (Frankfurt/M. "Посев"), а также памфлеты и отклики на роман Вс. Кочетова Чего же ты хочешь?, статья Вл. Осипова Площадь Маяковского, статья 70-я (Грани. 1971. №80), сб. статей Г. Померанца Неопубликованное (изд. - Frankfurt/M. "Посев". 1972), сборники материалов об А. Солженицыне (Слово пробивает себе дорогу и Его послал бог гнева и печали). Венедикт Ерофеев в январе-марте пишет Москва-Петушки; написана повесть Юза Алешковского Николай Николаевич. И. Бродский Остановка в пустыне (N.Y. Изд-во им. Чехова). Кроме того: А. Амальрик Нежеланное путешествие в Сибирь (N.Y. , Harcourt Brace Jovanovich); Н. Горбаневская Полдень. Дело о демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади (Frankfurt/M. , "Посев"); Анатолий А. (Кузнецов) Бабий Яр. Роман-документ (Frankfurt/M. "Посев"). В журнале "Грани" (№№74-77) - стихи Б. Ахмадулиной, Г. Айги, И. Бродского, Н. Горбаневской, поэма Ю. Даниэля А в это время, Арк. и Бор. Стругацкие Сказка о Тройке, рассказ Ф. Горенштейна Старушка, рассказы В. Шаламова. Театр на Таганке: "Час пик" В. Ставинского, реж. - Юрий Любимов, худ. - -Д. Боровский (премьера - декабрь 1969). Театр на Малой Бронной: "Ромео и Джульетта", реж. - Анатолий Эфрос, худ. - В. Дургин, худ. по костюмам - А. Чернова. "Сказки старого Арбата" А. Арбузова, реж. - А. Эфрос, худ. - Д. Боровский. Олег Ефремов назначен главным режиссером МХАТа. Первая столичная постановка Вампилова - "Свидания в предместье" в Ленинградском Областном театре драмы и комедии (реж. - Е. Падве, худ. - Э. Кочергин), под названием Старший сын пьеса вышла также отдельным изданием в изд-ве "Искусство". Гастроли балетной труппы "Гранд-опера". По данным ВУОАП, самыми популярными пьесами в 1970 г. в Советском Союзе были: "С легким паром!" Э. Брагинского, Э. Рязанова (сыграна 2780 раз в 74 театрах), "Соловьиная ночь" В. Ершова и "Десять суток за любовь" В. Константинова и Б. Рацера. "Начало" Глеба Панфилова, в гл. роли Инна Чурикова. "Сюжет для небольшого рассказа" С. Юткевича. А также: "Корона Российской империи" Э. Кеосаяна; "Огненная дуга" и "Прорыв" - первые фильмы киноэпопеи "Освобождение" Ю. Озерова. В институте Курчатова - выставка М. Ларионова, Н. Гончаровой (из собраний московских коллекционеров). Л. Талочкин собрал выставку "На открытом воздухе" во дворе особняка американского журналиста Э. Стивенса: Б. Козлов, Л. Мастеркова, В. Немухин, Д. Плавинский, Л. Кропивницкий и др. Выставки О. Целкова и М. Шемякина в Доме Архитекторов. Образование группы "Арго" (Ф. Инфанте, Н. Горюнова, В. Осипов, Д. Ненароков, И. Забавников, В. Николаев). Выставка "Russische Avantgarde in Moskau heute" в Кельне (А. Брусиловский, М. Гробман, В. Яковлев, В. Янкилевский, И. Кабаков, Э. Неизвестный, Д. Плавинский, Ю. Соостер). Ансамблю "Мадригал" запрещено исполнение русской духовной музыки. Большой джазовый фестиваль в г. Горьком, организованный горкомом ВЛКСМ. "Камерные вечера" в ЦДРИ: Э. Денисов ("Посвящение Шостаковичу"), А. Шнитке ("Серенада для кларнета, скрипки, контрабаса, фортепьяно и ударных"). Бендж. Спок Ребенок и уход за ним. (М. : "Медицина") интеллектуальный бестселлер, манифест вестернизации семейного быта, перевод - с купюрами; ср. "анти-городской" манифест В. Белова Воспитание по доктору Споку (Север. 1974. №7); другой бестселлер: Вс. Овчинников Ветка Сакуры (НМ. №2-3) - о том, как живут японцы. Памятная записка академика А. Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу. XXIV съезд КПСС. "Памятная записка" содержит практически всю сумму предложений, которые начали осуществляться лишь в годы "перестройки": амнистия политическим заключенным, гласность, свобода убеждений, свободный выезд из страны, восстановление прав сосланных народов, отказ от применения оружия массового уничтожения. Тем временем партия, очевидно, в порядке подготовки к съезду заранее чистила свои ряды от инакомыслящей интеллигенции, при этом весьма облегчала переход творческого интеллигента-шестидесятника из рядов партии - в разряд диссидентов, хотя отнюдь не все становились политическими деятелями. По материалам "Хроники текущих событий" за два года до съезда исключены из партии художник Б. Биргер, литературовед и публицист Ю. Карякин, строгий выговор получили театровед К. Рудницкий, художник Н. Андронов, поэт П. Антокольский, лишились работы Л. Копелев, Л. Пажитнов, Б. Шрагин, тоже предварительно лишившись партбилетов, из Союза писателей исключен А. Галич. Список на самом деле огромен. Основной криминал - "подписантство", подписи под письмами в защиту осужденных, преследуемых и депортируемых, ставшие основной формой политического протеста. "Новый мир": Юрий Трифонов Долгое прощание (№8); А. Арбузов Выбор, пьеса (№9). "Дружба народов": А. Вознесенский Повесть под парусами ("Авось!") (№10); Булат Окуджава Мерси, или похождения Шипова. Старинный водевиль (№12). "Наш современник": Гавр. Троепольский Белый Бим черное ухо (№1-2), Вик. Астафьев Пастух и пастушка (№8), Вас. Шукшин Характеры - рассказы (№9); Конст. Воробьев Вот пришел великан (№9-10). "Аврора": А. Битов Колесо. Записки новичка (№9), Арк. и Бор. Стругацкие Малыш (№8-11). "Юность": Ф. Искандер День Чика (№10). "Театр": Мих. Рощин Валентин и Валентина (№12). "Сибирские огни": Вас. Шукшин Я пришел дать вам волю. Степан Разин (№1-2).
Кроме того: в "Дружбе Народов" проза Вл. Солоухина, Д. Гранин Повесть об одном ученом и одном императоре (№1), Я. Кросс Четыре монолога по поводу Св. Георгия (№4); в "Авроре" стихи А. Кушнера, Э. Межелайтиса, А. Вознесенского, проза В. Шефнера, А. Володин Стыдно быть несчастливым (N4), В. Аксенов Рандеву (№5), проза П. Киле (№6-7), рассказы Валер. Попова, Вик. Голявкина; в "Знамени" продолжают печататься - Г. Марков Сибирь (№3-4), К. Симонов Последнее лето (№1-2) и А. Чуковский Блокада (№6-8); в "Нашем современнике" - рассказы Ю. Нагибина, Вл. Солоухина, С. Залыгина, В. Белова (Случайные этюды - №7), стихи Н. Рубцова и А. Жигулина; в "Новом мире" - роман О. Смирнова Эшелон (№2-3), Д. Гранин Священный дар. Дневник писателя (№9), стихи О. Чухонцева, Л. Мартынова, А. Вознесенского, Р. Гамзатов "Мой Дагестан" (№11-12); в "Звезде" - роман В. Каверина Перед зеркалом (№1-2), рассказы Д. Гранина, В. Токаревой и В. Шукшина (№9), стихи А. Кушнера; в "Юности" стихи Б. Окуджавы, Н. Рубцова, С. Куняева, Вл. Корнилова, Ф. Искандера; в "Октябре" романы Ю. Семенова Бриллианты для диктатуры пролетариата (№1) и Арк. Первенцева Секретный фронт (№8-10); в "Москве" - повесть Вл. Маканина Безотцовщина (№12), стихи Ан. Жигулина, А. Вознесенского и Н. Рубцова. За исключением "Авроры", переживающей определенный подъем, журналы явно беднеют по сравнению с предшествующими годами. Излюбленные темы журнальной критики: малые, "камерные" жанры прозы (статьи Ю. Суровцева - Звезда №2; С. Залыгина Рассказ и рассказчики - Наш совр. №11, Ад. Урбана - Звезда. №12 и др. ) и "неомещанства" (Д. Тевекелян Преодоления - ДН. 1971. №5), полемика о "Белом пароходе" Айтматова, а также продолжающаяся полемика о новом поколении в поэзии, связанном преимущественно с "Нашим современником" (А. Жигулин, Н. Рубцов, В. Соколов, С. Куняев), которое противопоставляется поэтам 60-х (Ад. Урбан Называя имена - Звезда. №5; Вл. Огнев Поиски "духовности" или боязнь реализма? - НМ. №7; Л. Лавлинский О "тихой" лирике - Юность. №10 и др. ). Кр. того в журналах популярны очерки впечатлений о зарубежных командировках советских писателей и вообще обсуждение проблем современной Западной культуры, особенно в рубрике "Нового мира" "На зарубежные темы" (Э. Розенталь Хиппи и другие - №7; Г. Бакланов No parking - №8-9; Т. Вл. Балашова Действенность культуры и нигилизм "левого действия" - НМ. №10, см. также книгу М. Туровской Герои "безгеройного времени" (М. : "Искусство"), посвященную феномену "масс культуры"). Мотив социальной фрустрации и "отчуждения" разрабатывается в такого рода публицистике с особенной эмоциональностью, придавая официозной теме "буржуазного общества" легкий либеральный подтекст. Вик. Астафьев Последний поклон (Роман-газета. 1971. №6(672)); А. Арбузов Сказки старого Арбата (М. : "Искусство"); А. Вампилов История с метранпажем. Комедия в 1 д. (М. : "Искусство"); кроме того в серии "Пламенные революционеры" (М. : "Политиздат"): Вас. Аксенов Любовь к электричеству (Повесть о Леониде Красине); Б. Окуджава Глоток свободы (Повесть о П. Пестеле). Стихотворные сборники: Н. Глазков Творческие командировки; Н. Рубцов Зеленые цветы (обе - М. : "Сов. пис."). Зигфрид Ленц Уроки немецкого (ИЛ. №5-7); Арт. Хейли Аэропорт (ИЛ. №8-10); Тортон Уайдлер Мост короля Людовика Святого (НМ. №12). А. Цветаева Воспоминания (М. : "Сов. пис."). Л. Гинзбург О психологической прозе (Л. : "Сов. пис."). 150-летие Ф. М. Достоевского: Ю. Карякин Перечитывая Достоевского... (НМ. №11). Том "Литературного наследства" Неизданный Достоевский (Том 83. М. : "Наука"). В журналах: "Вопросы философии" - М. Г. Мамардашвили, Э. Ю. Соловьев, В. С. Шевырев Классическая и современная буржуазная философия (№4); Е. Мелетинский Мифологические теории XX века на Западе (№7); в "Новом Мире" продолжается дискуссия на тему "Наука о литературе сегодня" (в выступлениях В. Шкловского и И. Андронникова (НМ. №1, 6) высказывается мысль, что литературоведение должно осваивать телевизионные жанры, как самые массовые и наиболее действенные). А. Солженицын Август четырнадцатого: (10-21 августа ст. ст. ). Узел I (Paris, YMKA-Press); Вл. Максимов Семь дней творения (Frankfurt/M. , "Посев"); Ю. Даниэль Стихи из неволи (Библиотека самиздата. №3. Амстердам. Изд-во им. Герцена). Кроме того: в "Новом журнале" (№№102-104) началась публикация Колымских рассказов В. Шаламова; в ж-ле "Грани" - Дм. Эвус Город Солнца (№81), Никто Дисангелие от Марии Дементиной (№82). Начал выходить машинописный "русский патриотический журнал" "Вече" (№1-3) под ред. В. Н. Осипова, ориентированный на продолжение традиций русского славянофильства (см. ХТС, №18, 20, 22). Театр на Таганке: "А зори здесь тихие" Б. Васильева, реж. - Ю. Любимов, худ. - Д. Боровский. "Гамлет", реж. - Ю. Любимов, худ. - Д. Боровский, в главной роли - Вл. Высоцкий. Театр на Малой Бронной: "Человек со стороны" Игн. Дворецкого, реж. - Ан. Эфрос. Театр Сатиры: "Темп-1929" по мотивам пьес Н. Погодина, постановка М. Захарова. Наиболее популярная пьеса в театрах - "Неравный брак" В. Константинова и Б. Рацера (сыграна 3490 в 62 театрах). "Король Лир" Г. Козинцева. "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани. "Белорусский вокзал" А. Смирнова. А также: "Дядя Ваня" А. Кончаловского; "Бег" А. Алова и В. Наумова; "Двенадцать стульев" Л. Гайдая. VII Московский международный кинофестиваль (приехал А. Куросава, вне конкурса показывался его фильм "Под стук трамвайных колес"; кроме того показаны "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" С. Поллака, "Генералы песчаных карьеров" Холла Бартлета, "Березняк" А. Вайды). Г. Козинцев Глубокий экран (М. : "Иск-во"). Выставка графики Пикассо в ГМИИ. В Доме Архитекторов развесили выставку Олега Целкова и тотчас сняли. В Копенгагене - выставка "10 Kunstnere fra Moskva" (А. Зверев, В. Калинин, О. Кандауров, Б. Козлов, В. Кропивницкая, Л. Кропивницкий, В. Немухин, Д. Плавинский, О. Рабин, А. Харитонов). Джаз-фестиваль в ДК "Москворечье". Гастроли в СССР Дюка Эллингтона. На эстраде появляется Алла Пугачева. Умер А. Т. Твардовский. Умер М. И. Ромм. 50-летие образования СССР. Постановления ЦК КПСС "О литературно-художественной критике", "О мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии". Юбилей отмечен всеми журналами (в "Новом мире": Анастас Микоян Торжество ленинской национальной политики). Постановления одобрены всеми творческими Союзами и журналами (в журнале "Театр": "Слабо привлекаются к работе печати ведущие специалисты в области марксистско-ленинской эстетики", в "Искусстве кино": Марк Донской "Мы - пропагандисты партии!"); постановление по кинематографии имело следствием ужесточение цензурной политики Госкино, одним из результатов постановления о "критике" стало учреждение журнала "Литературное обозрение", который начал выходить с 1973 г. Визит Никсона, договор ОСВ-1 - начинается детант. "Новый мир": Вас. Быков Обелиск (№1), Вал. Катаев Разбитая жизнь или волшебный рог Оберона (№7-8). "Север": Вас. Белов Кануны (№4-5). "Нева": Вас. Быков Дожить до рассвета (№11). "Наш современник": Ф. Абрамов Алька (№1). "Аврора": Арк. и Бор. Стругацкие Пикник на обочине (№7-10). "Театр": Ион Друцэ Птицы нашей молодости (№1). Кроме того: в "Нашем современнике" - А. Скалон Живые деньги (№1), повесть высоко оценена вКрецензии В. Шукшина (НМ. №11) и популярна у критиков; Вал. Распутин Вниз по течению (№6), рассказы Вл. Солоухина из книги Олепинские пруды (№9) и Вас. Шукшина Страдания молодого Ваганова и др. (№10); в "Новом мире" - "роман-фельетон" Л. Лиходеева Я и мой автомобиль (№1-3), повесть Ю. Крелина От мира сего (№4), стихи Б. Ахмадулиной (№5), Вит. Семин Женя и Валентина (№11-12); в "Знамени" - К. Симонов Двадцать дней без войны (Из записок Лопатина) (№9-10), рассказы Ю. Нагибина; в "Дружбе народов" - рассказы Гранта Матевосяна (№2), А. Адамович Хатынская повесть (№9); в "Авроре" - Ф. Искандер Ночные тайны (№6), В. Соснора Из стихов о Франции и Греции (№2), рассказы А. Володина, "грузинский" очерк А. Битова (№5) и "литературный дебют" Л. Петрушевской (Рассказчица; История Клариссы - №7); в "Москве" - П. Проскурин Судьба (№8-11), О. Гончар Бригантина (№11), стихи А. Вознесенского, С. Куняева. В критике обсуждается производственная тема, "Человек со стороны" Игн. Дворецкого, в "Новом мире" - проблемы "молодой" современной прозы (М. Чудакова, Вал. Гейдеко, А. Марченко). Сборники повестей - А. Битов Образ жизни (М. : "Мол. гв."); Ф. Абрамов Деревянные кони (Л. : "Сов. пис."); а также - В. Аксенов Мой дедушка - памятник (М. : Дет. Лит-ра); А. Вампилов Прощание в июне: Пьесы (М. : "Сов. пис."); В. Солоухин Славянская тетрадь (М. : "Сов. Россия"); Вл. Войнович Степень доверия (Повесть о В. Фигнер) (М. : "Политиздат", сер. "Пламенные революционеры"); сборники стихов - Д. Самойлов Равноденствие (М. : "Худ. лит."); В. Шаламов Московские облака (М. : "Сов. пис."); Евг. Евтушенко Поющая дамба (М. : "Сов. пис."); Ан. Жигулин Свет предосенний (М. : "Совр.") и Чистое поле (М. : "Сов. пис."); Вик. Соснора Аист (Л. : "Сов. пис."). Крометого: Ал. Иванов Не своим голосом. Литературные пародии (М. : "Сов. пис."); Вал. Пикуль Пером и шпагой. Три романа и миниатюры. (Л. : Лениздат). Кендзабуро Оэ Футбол 1860 года (ИЛ. №1-2); Мик. Антониони Забриски-Пойнт. Киносценарий (ИЛ. №2); Фр. Саган Немного солнца в холодной воде (ИЛ. №3); Р. Мерль За стеклом (М. : "Прогресс"). А. Я. Гуревич Категории средневековой культуры (М. : "Искусство"); Ю. М. Лотман Анализ поэтического текста (М. : "Просвещение"); В. Э. Вацуро, М. Гиллельсон Сквозь умственные плотины (М. : "Книга"); М. Чудакова Мастерство Юрия Олеши (М. : "Наука"). Начало выходить академическое Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского (тт. 1-4). В журналах: "Декоративное Искусство" - Лев Гумилев Искусство и этнос (№1); "Вопросы литературы" - М. Бахтин Слово в поэзии и в прозе (№6), П. Гайденко Философия культуры Карла Ясперса (№9). А. Галич Поколение обреченных (Frankfurt/M. , "Посев"), А. Гладилин Прогноз на завтра (Frankfurt/M. , "Посев"), Арк. и Бор. Стругацкие Гадкие лебеди (Frankfurt/M. , "Посев"); Л. Чуковская Спуск под воду (N.Y. Изд-во им. Чехова); также изданы - А. Бек Новое назначение (Frankfurt/M. , "Посев") и А. Платонов Чевенгур (Paris. YMCA-press). По сообщениям "Хроники" (ХТС. №24-26) в Самиздате появляются №4-5 журнала "Вече", а также - А. Московит (И. М. Ефимов) Практическая метафизика, Лев Венцов Поэзия Александра Галича и отклики на "Август четырнадцатого" (публикации этих материалов - Вестник РСХД. №104/105; Грани. №87/88; изд. Вольное слово. Самиздат. Избранное. Вып. 9-10. "Посев". 1973). МХАТ: "Сталевары" Ген. Бокарева, реж. - О. Ефремов, худ. - И. Сумбаташвили. Большой театр: балет Родиона Щедрина "Анна Каренина", постановка Майи Плисецкой, худ. - В. Левенталь. Театр на Малой Бронной: "Брат Алеша" (пьеса В. Розова по "Братьям Карамазовым" Ф. Достоевского), реж. - Ан. Эфрос, худ. - В. Паперный. БДТ (Ленинград): "Ревизор" Н. Гоголя, режиссер и сценограф Георгий Товстоногов, в гл. роли - О. Басилашвили. Самыми репертуарными в 1972 стали по данным ВУОАП пьесы: "Сослуживцы" Э. Рязанова, Э. Брагинского (сыграна 7030 раз в 128 театрах), "Трибунал" А. Макаенка (3729 раз в 95 театрах), "А зори здесь тихие" Б. Васильева, "Валентин и Валентина" М. Рощина. Открылся Камерный Музыкальный театр Б. Покровского ("Не только любовь" Р. Щедрина и "Много шума ... из-за сердец" Т. Хренникова). Открылся Молодежный Театр-студия на Красной Пресне, режиссер - Вячеслав Спесивцев. "Солярис" А. Тарковского. "А зори здесь тихие... " Р. Ростоцкого. Положены на полку "Проверка на дорогах" А. Германа и "Долгие проводы" К. Муратовой. А также: "Джентльмены удачи" А. Серый. Р. Хамдамов приступил к съемкам фильма "Нечаянные радости" (первоначальная сценическая заявка написана Ф. Горенштейном и А. Михалковым-Кончаловским, в работе над реальным сценарием Р. Хамдамова принимал участие Е. Харитонов, работа над фильмом прервана в 1974 г. по требованию руководства "Мосфильма"). А. Баташев Советский джаз (М. : "Музыка"). Эмиграция И. Бродского. В мордовском лагере умер Ю. Т. Галансков (см. самиздатский сб. Ю. Т. Галансков, поэт и человек, перепечатан - Грани. №89-90. 1973). Исключение Б. Окуджавы из партии за отказ осудить публикацию своих произведений на Западе (ХТС, №25). Визит Брежнева в США. Советско-Американское соглашение о предотвращении ядерной войны. Вручение Брежневу Ленинской премии "За укрепление мира между народами". Открытое письмо А. И. Солженицына Вождям Советского Союза. Выход в Париже первой книги Архипелага (А. Солженицын Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Опыт художественного исследования. 1-2. Paris - YMKA-Press). Международные события: военный переворот в Чили, окончание Вьетнамской войны, начало бурного роста цен на нефть. "Новый мир": Вл. Тендряков Весенние перевертыши (№1), Ф. Абрамов Пути-перепутья (№1-2), Ю. Трифонов Нетерпение (№3-5), Вал. Катаев Фиалка (№8), Ф. Искандер Сандро из Чегема (№8-11), Бор. Можаев День без конца и без края (№9). "Наш Современник": Вас. Белов Над светлой водой, пьеса (№1), С. Залыгин Южно-американский вариант (№1-2), Вл. Тендряков Три мешка сорной пшеницы (№2), Вас. Шукшин Калина красная (№4). "Сибирь": А. Вампилов Прошлым летом в Чулимске (№3). Кроме того: в "Юности" - Б. Васильев Не стреляйте в белых лебедей (№6-7), проза В. Токаревой, стихи Варл. Шаламова и А. Кушнера; в "Авроре" - дебют Ан. Кима - два рассказа (№1), Булат Окуджава Александрина. Глава из романа (№8), Вас. Белов Целуются зори (№11), рассказ Вас. Шукшина Осенью (№7), стихи В. Сосноры, Ст. Куняева и одно стихотворение Евг. Рейна (№11); в "Дружбе народов" - К. Симонов Незадолго до тишины (№1-2), повесть М. Рощина Река (№5), Ф. Абрамов Сказки старой лошади (№6), Грант Матевосян Мать едет женить сына (№10), С. Залыгин Оська - смешной мальчик (№9), рассказы Ан. Кима (№5) и Л. Петрушевской (№10); подборки стихов Ст. Куняева Я вновь услышал гул земли (№2) и О. Чухонцева Воробьиная ночь. Из новой книги стихов (№4); в "Звезде" - А. Битов Солдат (Из воспоминаний о семействе Одоевцевых) (№7) и Образ (№12), рассказы Вас. Шукшина (№2), Нат. Баранской (№9), воспоминания Ариадны Эфрон (№3); в "Нашем современнике" - повесть Евг. Носова Не имей десять рублей... (№8), рассказы Вас. Белова, Вас. Шукшина, Вл. Солоухин Прекрасная Адыгене (№8-9), Л. Мартынов Воздушные фрегаты (№10-11); в "Новом мире" - поэмы С. Наровчатова Василий Буслаев (№2) и Нов. Матвеевой Шпалы (№3), Аф. Салынский Летние прогулки (№10); в "Театре" - В. Панова Свадьба как свадьба (№1), Р. Ибрагимбеков Женщина за зеленой дверью (№2), В. Розов Ситуация (№5). В критике обсуждаются "московские" повести Ю. Трифонова - полемика о "быте", а также "деревенская" проза (статьи Ф. Кузнецова в НМ. №6 и В. Чалмаева в "Нашем современнике"); чрезвычайно популярна тема НТР - научно-технической революции: в "Дружбе народов" целая дискуссия Литература и НТР, см. также статью И. Грековой Полемика и ее издержки (По поводу спора "Машина и творчество") (НМ. №7). В "Вопросах литературы" обсуждение повестей В. Быкова (№5), Сталеваров Г. Бокарева (№6), кинофильма "Солярис" (№1). В. Шукшин Характеры. Рассказы (М. : "Совр."); Ю. Казаков Север сокровенный (М. : "Сов. Россия"); Ф. Искандер Время счастливых находок (М. : "Мол. гв."); Вл. Корнилов Сказать не желаю... Повесть о В. Обнорском (М. : "Политиздат", сер. "Пламенные революционеры"); Б. Можаев Лесная дорога (М. : "Совр."); Вл. Солоухин Олепинские пруды (М. : "Сов. пис."); сборники стихов - Н. Рубцов Последний пароход (М. : "Совр."); Ю. Друнина Не бывает любви несчастливой... (М. : "Мол. гв."). В "Библиотеке поэта" вышел том О. Мандельштама, а в издательстве "Художественная литература" - Три романа М. Булгакова. М. Пруст По направлению к Свану (Пер. Н. Любимова, М. : "Худ. лит."); У. Фолкнер Шум и ярость (ИЛ. №1-2); Г. Бель Групповой портрет с дамой (НМ. №2-6); Фр. Дюрренматт Играем Стриндберга (ИЛ. №4). Д. Самойлов Книга о русской рифме (М. : "Худ. лит."); Ю. Лотман Семиотика кино и проблемы киноэстетики (Таллин); Н. Эйдельман Герцен против самодержавия. Секретная политическая история России XVIII-XIX веков и Вольная печать (М. : "Мысль"). В "Литературном наследстве" в 2-х книгах выходит Бунинский том, включающий эмигрантские произведения писателя (Том 84. Иван Бунин. М. : "Наука"). В "Вопросах литературы" - С. Аверинцев На перекрестке литературных традиций (№2), О. Фрейденберг Происхождение Греческой лирики (№11). А также - Гр. Козинцев Пространство трагедии. Дневник режиссера (Л. : "Иск-во"), В. Шкловский Эйзенштейн (М. : "Иск-во"). Н. Горбаневская Побережье (Ann Arbor, Ardis); Вл. Максимов Карантин (Frankfurt/M. , "Посев"); Вл. Войнович Путем взаимной переписки (Грани, №87/88); А. Терц (Синявский) Голос из хора (London, Oversease publ. ); А. Якобсон Конец трагедии (N.Y. Изд-во им. Чехова). Продолжает выходить журнал "Вече" (№№6-9; Вольное слово. Самиздат. Избранное. Вып. 17-18. Из журнала "Вече" №7-9. "Посев". 1975). Театр "Современник": "Балалайкин и Ко" (пьеса С. Михалкова по М. Е. Салтыкову-Щедрину); постановка Г. Товстоногова, худ. - И. Сумбаташвили. Театр на Малой Бронной: "Дон Жуан" Ж. Б. Мольера, реж. - А. Эфрос, худ. - Д. Боровский. МХАТ: "Соло для часов с боем" О. Заградника, реж. - Анатолий Васильев, худ. - И. Попов. БДТ (Ленинград): "Ханума" А. Цагарели (рус. текст Б. Константинова, В. Рацера), постановка Г. Товстоногова, худ. - И. Сумбаташвили. "Мольер" М. Булгакова, реж. - С. Юрский, худ. - Э. Кочергин. Театр Ленинского Комсомола: "Тиль" Григория Горина, реж. - Марк Захаров, худ. - О. Твардовская, В. Макушенко. ЦТ (телеспектакли): "Плотницкие рассказы" Вас. Белова, реж. - П. Резников, в гл. роли - Б. Бабочкин. "Всего несколько слов в честь г-на де Мольера" по М. Булгакову и Выставка сценографов в Риге (ноябрь), лауреаты - Д. Боровский, Э. Кочергин, А. Фрейберг, М. Китаев. "Печки-лавочки" Василия Шукшина. "Монолог" И. Авербаха. А также: "Здравствуй и прощай" В. Мельникова; "Невероятные приключения итальянцев в России" Эльдара Рязанова; "Иван Васильевич меняет профессию" Л. Гайдая. Центральное Телевидение: телесериал "Семнадцать мгновений весны" Т. Лиозновой, в гл. роли - В. Тихонов. Выставка "Шедевры Дрезденской галереи" в Эрмитаже. Выставка "Кинетизм - что это такое?" в Доме Художника на Кузнецком мосту (открыта на один день). В Париже выставка "Avant-garde Russe Moscou-73" (М. Архангельский, Э. Булатов, И. Кабаков, О. Рабин, В. Янкилевский). В рамках московского джаз-клуба формируется джаз-рок-ансамбль "Арсенал" под руководством А. Козлова. Создан ансамбль народной музыки Дмитрия Покровского. Фирма "Мелодия" выпустила миньон с военными песнями В. Высоцкого. Гостелерадио расформировало оркестр под управлением Вад. Людвиковского. Советский Союз присоединился ко Всеобщей конвенции об авторском праве - образование ВААП. Кампания против Сахарова в советской прессе, осуждающие коллективные письма академиков, писателей. Процесс Якира-Красина, их пресс-конференция с осуждением своей деятельности, приостановка издания "Хроники текущих событий" - кризис правозащитного движения. Из Союза Писателей исключены Вл. Максимов, Н. Коржавин, из партии - Вик. Некрасов; эмигрировали Н. Коржавин и А. Синявский. Арестован и приговорен к сроку Сергей Параджанов. Смерть Г. Козинцева. Умер Пабло Пикассо. Высылка из страны Александра Солженицына. Кампания против него в прессе. Визит Никсона в Москву. Встреча Брежнева с президентом США Фордом во Владивостоке. Начало строительства БАМа - Байкало-Амурской магистрали. "Новый мир": Бор. Можаев Старые истории (№4); Вас. Быков Волчья стая (№7); Вл. Тендряков Ночь после выпуска (№9); В. Богомолов В августе сорок четвертого (№10-12). "Дружба народов": Конст. Симонов Разные дни войны. Дневник писателя (№4-6, 11-12); А. Битов Выбор натуры. Портреты Отара Иоселиани и Эрлома Ахвледиани на фоне Тбилиси (№12). "Наш современник": В. Астафьев Последний поклон. Новые главы (№5-6); В. Распутин Живи и помни (№10-11). Кроме того: в "Новом мире" - Ю. Крелин Хирург (№4-5), стихи - А. Вознесенский, Б. Ахмадулина Метель (№6); в "Дружбе народов" - роман П. Куусберга Одна ночь (№1), проза Ю. Нагибина, А. Рекемчука, стихи А. Жигулина, Д. Самойлова (из новой книги Волна и камень), С. Куняева, Ю. Левитанского, воспоминания Л. Утесова Спасибо, сердце! (№3-4); в "Нашем современнике" - проза Ю. Казакова, В. Шукшина, В. Солоухина (Двадцать пять на двадцать пять - №11), стихи Ан. Жигулина; в "Юности" - повести Б. Васильев В списках не значился (№2-4) и Ф. Искандер Ремзик (№9), рассказ Серг. Довлатова Интервью (№6), появляются стихи Бахыта Кенжеева, Ф. Искандера, О. Чухонцева, Варл. Шаламова; в "Авроре" - Д. Гранин Эта странная жизнь... (№1-2), Арк. и Бор. Стругацкие Парень из преисподней (№11-12), рассказы М. Чулаки (№3), Вик. Голявкина (№6), Вас. Шукшина (№7), Л. Петрушевская Сети и ловушки (№4), Ан. Ким Грузин Зураб (№10) и под рубрикой "новые имена" - Евг. Попова (№12), стихи А. Кушнера, Д. Самойлова и В. Сосноры; в "Звезде" - роман В. Каверина Освещенные окна (№2-3, 12) и "повесть-сказка" Вас. Шукшина Точка зрения (№7); в "Знамени" - В. Липатов И это все о нем... (№9-11); в "Октябре" - А. Адамович, Я. Брыль, Вл. Колесник Я из огненной деревни (№9-10), Э. Володарский, Никита Михалков Свой среди чужих, чужой среди своих (№11-12). В критике особенно активно обсуждаются сборник рассказов Вас. Шукшина "Характеры" (практически все журналы откликнулись) и книга А. Битова "Образ жизни". Начавшаяся в предыдущем году полемика о повестях Трифонова и обсуждение романа С. Залыгина "Южно-американский вариант" превращаются в завуалированную полемику об "интеллигенции". При этом повести Трифонова воспринимаются как апология связываемой с этим понятием системы ценностей, а роман Залыгина как критика "интеллигенции"; соответственно, и в критике - апологетом повестей Трифонова и "интеллигенции" выступает Л. Аннинский, а его антагонистом - Ф. Кузнецов (см. его статью Духовные ценности: мифы и действительность. Полемические заметки - НМ. 1974. №1). Новым главным редактором "Нового мира" вместо В. Косолапова стал С. Наровчатов, а "Октября", после смерти В. Кочетова, - Ан. Ананьев. Трилогия Ф. Абрамова Пряслины (М. : "Совр."), получившая Государственную премию; Вл. Маканин Повесть о старом поселке (М. : "Сов. пис."); Гр. Бакланов Пядь земли (М. : "Худ. лит."); Вас. Шукшин Беседы при ясной луне (М. : "Сов. Рос."); Ю. Домбровский Факел (Алма-Ата: "Жазушы"); поэзия - Арс. Тарковский Стихотворения (М. : "Сов. пис."); Д. Самойлов Волна и камень (М. : "Сов. пис."); А. Кушнер Письмо (Л. : "Сов. Пис. "); А. Вознесенский Выпусти птицу! (М. : "Совр."); С. Куняев Вечная спутница (М. : "Совр."); Нов. Матвеева Ласточкина школа (М. : "Сов. пис."); а также - Вал. Пикуль Слово и дело (Л. : Лениздат), А. и Г. Вайнеры Гонки по вертикали (М. : "Мол. гв."). У. Фолкнер Свет в августе (пер. В. Голышева; НМ. №7-9); А. Мердок Черный принц (ИЛ. №8-11). Б. Эйхенбаум Лев Толстой. Семидесятые годы (М. : "Худ. лит."); Л. Гинзбург О лирике (Л. : "Сов. пис."); С. Бочаров Поэтика Пушкина (М. : "Наука"); П. Палиевский Пути реализма. Литература и теория (М. : "Совр."); а также - М. Бахтин Время и пространство романа (Вопросы литературы. Вторая книга Архипелага А. Солженицына (ч. 3-4. Paris. YMKA-Press). Кроме того - А. Галич Генеральная репетиция (Frankfurt/M. , "Посев"); А. Солженицын Прусские ночи (Paris. YMKA-Press); Вл. Корнилов Девочки и дамочки (Грани. №94, в 1971 была принята "Новым Миром", но не опубликована), И. Бродский Из новых стихов: Венеция и др. (Вестник РХД. №112/113). В Париже вышел первый номер журнала эмиграции "третьей волны" "Континент", редактор - Владимир Максимов. Континент. Литературный, общественно-политичекский и религиозный журнал. 1974. №1: И. Бродский, стих-я; Вл. Корнилов Без рук, без ног; Абр. Терц (А. Синявский) Литературный процесс в России; И. Голомшток Парадоксы Гренобльской выставки. О неофициальном советском искусстве; Ал. Пятигорский Заметки о "метафизической ситуации". Сборник Памяти Анны Ахматовой (Paris. YMCA-Press): Л. Чуковская Из книги Записки об Анне Ахматовой, Д. Бобышев Траурные октавы, А. Найман Семь стихотворений памяти Анны Ахматовой, И. Бродский Сретенье. D* <И. Медведева-Томашевская> Стремя "Тихого дона" (Загадка романа) (Paris. YMCA-Press). А. Солженицын Жить не по лжи (Вестник РСХД. №108/110), а также - Жить не по лжи. Сборник материалов. Август 1973 - февраль 1974 (Самиздат, Москва. 1974 - Париж, YMCA-Press. 1975). Полемика по поводу Письма вождям Советского Союза А. Солженицына (Paris. YMKA-Press). Написанное в 1973, "письмо" распространено в Самиздате в нач. 1974 и вызвало интенсивную полемику, обозначившую размежевание "почвеннического" и "либерального" крыла оппозиционной общественной мысли: см. А. Д. Сахаров О письме Александра Солженицына "Вождям Советского Союза", самиздатский сборник Что ждет Советский Союз?, статьи - Р. Медведева, Вл. Осипова, А. Янова, сборник откликов на "Письмо" М. Агурского и др. (ХТС. №32, 34, 35; Вестник РСХД. №111-113). Сборник Из-под глыб (Paris. YMKA-Press): А. Солженицын, И. Шафаревич, М. Агурский, Е. Барабанов, В. Борисов. Начал выходить "Московский сборник" под ред. Леонида Бородина, вып. 1-3, 1974-75, радикально "правый", в терминологии эпохи, сборник, центральное место занимали здесь статьи Геннадия Шиманова (см. ХТС, №36). о. Д. Дудко О нашем уповании: 11 бесед, Москва 1974 (Paris. YMCA-Press. 1975). Театр Ермоловой "Прошлым летом в Чулимске", постановка В. Андреева, реж. - Ф. Веригина, худ. - А. Окунев, в роли Шаманова - С. Любшин. БДТ (Ленинград): "Прошлым летом в Чулимске" А. Вампилова, реж. - Г. Товстоногов, худ. - Э. Кочергин, в роли Шаманова - К. Лавров. "Энергичные люди" В. Шукшина, реж. - Г. Товстоногов, худ. - Э. Кочергин. БДТ, Малая сцена: "Бедная Лиза" М. Розовского по повести Н. Карамзина, постановка М. Розовского. Театр "Современник": "Провинциальные анекдоты" А. Вампилова, реж. - В. Фокин, худ. - П. Кириллов, муз. - В. Дашкевич. Театр на Таганке: "Деревянные кони" Ф. Абрамова, постановка Ю. Любимова, худ. - Д. Боровский. Камерный музыкальный театр: "Сокол Федериго Дельи Альбериги" Д. Бортнянского. "Скупой" В. Пашкевича. "Нос", опера Д. Шостаковича по пов. Гоголя, реж. - Б. Покровский, Н. Кузнецов. Театр Ленинского комсомола: "Тиль" Г. Горина по мотивам Ш. де Костера, реж. - М. Захаров. Театр Сатиры: "Маленькие комедии большого дома" А. Арканова, Г. Горина. Центральное Телевидение (телеспектакль): "Страницы журнала Печорина" по М. Ю. Лермонтову, реж. - А. Эфрос, в гл. роли - О. Даль. Самыми репертуарными пьесами (после "Чебурашки", занимающего первую строчку) по данным ВААП стали - "Проходной бал" В. Константинова и Б. Рацера и "Родственники" Э. Рязанова и Э. Брагинского, 7-я позиция - "Старший сын" А. Вампилова. Гастроли театра "Арена стейдж" (США). Открытие нового здания МХАТ на Тверском бульваре. "Калина красная" Вас. Шукшина. "Зеркало" Андрея Тарковского. Критика фильма "Зеркало" на совместном заседании коллегии Госкино СССР и секретариата правления Союза кинематографистов СССР. А также: "Романс о влюбленных", реж. - А. Кончаловский, музыка и вокал - А. Градский; "Свой среди чужих, чужой среди своих" Ник. Михалкова. Телефильм "Таня" (по пьесе А. Арбузова), реж. - А. Эфрос, в гл. роли - О. Яковлева. Первое исполнение Первой симфонии Альфреда Шнитке в г. Горьком, дирижер Геннадий Рождественский. Концерт ансамбля "Арсенал" в ДК Института онкологии. Начало профессиональной деятельности трио Вяч. Ганелина при Литовской филармонии. ВЫХОД "французского" диска В. Высоцкого в Париже. Выставка Марка Шагала. "Бульдозерная выставка" Попытка группы художников (О. Рабин, В. Немухин, Л. Мастеркова, Н. Эльская, О. Целков, Ю. Жарких, А. Брусиловский, В. Комар, А. Меламид, И. Холин и др. ) явочным порядком без официального разрешения провести выставку работ на пустыре в Беляево 15 сентября. Выставка разогнана с помощью переодетых милиционеров и бульдозеров (см. Искусство под бульдозером. Синяя книга. Сост. А. Глезер. London. Overseas publ. 1976). Последствиями этого события стали, с одной стороны - консолидация художников-нонконформистов, с другой - некоторое смягчение политики властей по отношению к ним, отразившиеся в "разрешенных" выставках конца года. Разрешенная выставка художников-нонконформистов в Измайлово; кроме того в ежегодную выставку-отчет Центрального Дома работников искусств (ЦДРИ) включены работы Л. Мастерковой, В. Немухина, Д. Плавинского, О. Кандаурова, О. Рабина. Выставка Ленинградских художников во Дворце культуры им. И. И. Газа. Выставка ленинградских художников на квартире Л. Кузнецовой. Центр Испанского землячества: выставка работ Ф. Инфантэ и группы "Арго". Установка памятника Н. С. Хрущеву работы Э. Неизвестного на Новодевичьем кладбище в Москве. Студия Э. Белютина потребовала от М. А. Суслова отказаться от руководства идеологией в стране. Исполнение 1-ой симфонии А. Шнитке не дозволено в Москве. Эмигрировал Э. Неизвестный, а также художники - Л. Мастеркова, О. Рабин, И. Жарких, О. Целков, А. Комар, В. Меламид, Л. Нусберг и др. Из Союза Писателей исключены В. Войнович и Л. Чуковская, а Вл. Сидур исключен из партии за портрет Солженицына. Эмигрировали Вик. Некрасов, А. Галич, Вл. Максимов. В Ленинграде - обыски, а затем - аресты составителя 5-томного собрания сочинений И. Бродского Вл. Марамзина и автора предисловия к нему М. Хейфеца ("дело №15"), служебные преследования консультировавшего их Е. Эткинда (ХТС, №32,34). В связи с преследованиями КГБ ("дело №38") на №10 прекращено издание журнала "Вече", в конце года редактор журнала Вл. Осипов арестован (ХТС. №32, 34). Умер Василий Шукшин; умер Геннадий Шпаликов. 30-летие победы в Великой Отечественной войне (широко отмечено всеми журналами и учреждениями культуры). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки). Нобелевская премия Мира академику Сахарову. Золотая медаль им. Маркса АН СССР вручена секретарю ЦК КПСС, члену политбюро М. А. Суслову. Советско-американский космический полет "Союз-Аполлон". ЖУРНАЛЫ "Новый мир": Ю. Трифонов Другая жизнь (№8); Ч. Айтматов Ранние журавли (№9); В. Катаев Кладбище в Скулянах (№10). "Наш современник": Ю. Бондарев Берег (№3-5); С. Залыгин Комиссия (№9-11). "Дружба народов": А. Битов Под знаком Альбины. Из хроники семейства Одоевцевых (№7). "Звезда": В. Шукшин Позови меня в даль светлую, киноповесть (№6). Кроме того: в "Новом мире" - драма в стихах Ф. Энгельса Кола ди Риенци (пер. Л. Гинзбурга, №9), роман Г. Бакланова Друзья (№2-3), Ан. Ананьев Годы без войны (№4-6), стихи Ю. Друниной, Вл. Солоухина (Лозунги Жанны д'Арк - №8), П. Антокольского (Конец века - №11); в "Авроре" - А. Битов Что было, что есть, что будет... (История однолюба) (№1), Ан. Ким Поклон одуванчику (№5-6), Ан. Приставкин Северная история (№8-9) и Валер. Попов Большая удача (№9), рассказ В. Шукшина Приезжий (№6), проза Вас. Белова (№6) и Ф. Искандера (Чегемские сплетни - №7); в "Нашем современнике" - посмертные публикации Вас. Шукшина (До третьтих петухов. Сказка про Ивана-дурака... - №1, А поутру они проснулись... - №6) и К. Воробьева (повесть ... И всему роду твоему - №12), проза Л. Мартынова Лукоморье (№1), рассказы Ю. Нагибина, стихи Ан. Жигулина; в "Знамени" продолжает печататься Блокада А. Чаковского (№1-5), рассказы В. Астафьева (№1), Ю. Нагибина (№6) и подборка Новые стихи Б. Ахмадулиной (№1); в "Дружбе народов" - К. Симонов Разные дни войны. Дневник писателя (№1), роман Я. Кросса Небесный камень (№5-6), рассказ Ан. Кима Невеста моря (№7), рассказы Вл. Солоухина (№11), Ю. Нагибина; стихи - А. Вознесенский Дама треф. Оп-опера-детектив в гражданских актах, картинах и иконах (№2), Б. Окуджава Музыка Арбатского двора (№4); в "Юности" - рассказы И. Гофф, Б. Васильева, В. Токаревой, Ф. Искандер Чаепитие и любовь к морю (№6), отдельные стихотворения С. Липкина и Евг. Рейна (№2), повесть Ан. Рыбакова Выстрел (№9); в "Звезде" - повести Д. Гранина Однофамилец (№3), М. Чулаки Слесари, слесари, слесари... (№9), стихи А. Кушнера и Л. Мартынова; в "Москве" - Приговор. Лирический репортаж и Посещение Званки Вл. Солоухина (№1, 7), роман С. Крутилина Кресты (№7-8); в "Октябре" - стихи Н. Матвеевой, Б. Ахмадулиной (Из цикла "Женщины и поэты" - №3, Отрывок из маленькой поэмы о Пушкине - №6), Ст. Куняева (№10), С. Бабаевский Странница (№6-8), С. Михалков Пена. Комедия нравов (№10). В периодике все больше места занимают юбилейные кампании и репортажи с "подшефных" строек - т. н. "литературные посты" журналов на стройках и заводах, отчего "литературный процесс" в них приобретает окончательно бюрократический вид. Большинство журналов горячо откликнулись на смерть Вас. Шукшина и поместили статьи о его прозе (И. Дедков - ДН. №4, Л. Аннинский - НМ. №12 и др. ). У критиков весьма популярно сравнение прозы 60-х (Аксенов, Гладилин) и 70-х, причем, исключительно в пользу последней: И. Дедков апологетически определяет ее (В. Распутин, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Белов) как "провинциальную" (Наш совр. №7), другие критики выделяют как ее отличительное качество "внутренний монолог" (Ал. Овчаренко - НМ. №7) и "взросление героя" ("Герой прозы 60-х годов учился, оканчивал институт, устраивался на работу. Он знакомился с девушкой, влюблялся <... > Герой 70-х годов работает, ссорится и мирится с начальством <... > У него семья, дети, он не высыпается, когда дети болеют, по утрам он ворчит на жену. " - Вал. Гейдеко, НМ. №3). Вышли сразу несколько сборников и 2-х томник В. Шукшина; кроме того - А. Вампилов Избранное (М. : "Иск-во"); в серии "Пламенные революционеры" - Ю. Давыдов Завещаю вам, братья... и Н. Эйдельман Апостол Сергей. Повесть о С. Муравьеве-Апостоле (М. : Политиздат). Поэтические сборники - Б. Ахмадулина Стихи (Предисл. П. Антокольского, М. : "Худ. лит."); А. Вознесенский Дубовый лист виолончельный (М. : "Худ. лит."); Ан. Жигулин Полынный ветер (М. : "Мол. гв."); Ст. Куняев В сентябре и в апреле... (М. : "Мол. гв."); А. Кушнер Прямая речь (Л. : Лениздат); Ю. Левитанский Воспоминание о Красном снеге (М. : "Худ. лит."); Вл. Солоухин Венок сонетов (М. : "Мол. гв."). К. Воннегут Завтрак для чемпионов (ИЛ. №1-2); М. Фриш Назову себя Гонтенбайн (пер. с нем. С. Апта; ИЛ. №4-6); Ирвин Шоу Вечер в Византии (ИЛ. №9-10); Теннеси Уильямс Сладкоголосая птица юности (Театр. №12); кроме того - Т. Манн Письма (изд. подготовил С. К. Апт. М. : "Наука") (в рец. М. Харитонова на эту книгу (НМ. №6) противостояние национал-социализму и искушению интеллигенции сближением с ним выделяется как главная тема). М. Бахтин Вопросы литературы и эстетики. Иссл. разных лет (М. : "Худ. лит."); В. С. Библер Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) (М. : Политиздат); Олжас Сулейменов Аз и я. Книга благонамеренного читателя (Алма-Ата: "Жазушы"). Отповедь Сулейменову - Д. С. Лихачев Гипотезы или фантазии в истолковании темных мест "Слова о полку Игореве" (Звезда. 1976. №6). Структуризм: "за" и "против". Сб. статей (М. : "Прогресс"). В журналах: 150-летие восстания декабристов - отмечено большинством журналов, наиболее интересны - тематический номер "Звезды" (Н. Эйдельман, Я. Гордин, М. Гиллельсон, Я. Левкович) и эссе Ю. Домбровского И я бы мог... (НМ. №12); в "Вопросах литературы" - обсуждение книги П. Палиевского Пути реализма (№8), статья С. Аверинцева Поэзия Вячеслава Иванова (№8); в "Вопросах философии" - статьи об экзистенциализме (Э. Ю. Соловьев Экзистенциализм и франкфуртская школа, И. М. Кутасова Альбер Камю: нигилист против нигилизма - №4,7) и экологии; в "Иностранной литературе" - Т. Григорьева И еще раз о Востоке и Западе (№7). Г. Владимов Верный Руслан (Грани. №96); Вл. Войнович Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (Paris. YMCA-press); Вл. Марамзин История женитьбы Ивана Петровича (Континент. №2) и сборник Блондин обеего цвета (Ann Arbor, Ardis), Арк. Ровнер Гости из области (Mnchen), Г. Айги Стихи. 1954-1971 (Mnchen, Verlag Otto Sagner), Н. Горбаневская Три тетради стихотворений (Bremen, K-Presse), стихи и поэма Вечерние прогулки А. Галича (Континент, №2, 5; Грани, №95, 98), И. Бродский Посвящается Ялте (Континент, №6), Памяти Т. Б. (Вестник РХД. №115) и 20 сонетов к Марии Стюарт (Russian Litterature Triquarterly. №11), Вик. Некрасов Записки зеваки (Континент, №4), рассказы Ю. Мамлеева (Новый журнал, №120); сб. Freiheit ist Freiheit. Inoffizielle sowjetische Lyrik (Zrich), на рус. и нем. яз. , где представлены Вс. Некрасов, Г. Сапгир и др. А. И. Солженицын опубликовал третью книгу Архипелага ГУЛАГ (ч. 5-6. Paris. YMKA-Press), а также - Бодался теленок с дубом: Очерки литературной жизни (Paris. YMKA-Press) и Ленин в Цюрихе (Paris. YMKA-Press). В Тель-Авиве начал выходить эмигрантский журнал "Время и мы". А. Терц (Синявский) В тени Гоголя и Прогулки с Пушкиным (обе - London. Overseas Publ. ); Л. Копелев Хранить вечно (Ann Arbor, Ardis). А. Сахаров О стране и мире (N. Y. "Хроника"). Окончательное оформление "западнического" и "почвеннического" направлений оппозиционной общественной мысли в процессе обсуждения Письма вождям (А. Солженицын Сахаров и критики "Письма вождям" - Континент, №2) и сборника Из-под глыб (статьи Евг. Терновского, С. Левицкого, А. Михайловского в "Континенте" (№4-5) и Д. Поспеловского в ж. "Грани", №97). Статьи Е. Барабанова Судьба христианской культуры (Континент, №6) и Раннехристианская эстетика (Вестник РХД, №116; продолж. - Вестник РХД, №119-121). Попытка издать антологию "непечатной" ленинградской поэзии Лепта представлены - Л. Аронзон, Р. Мандельштам, В. Кривулин, Конст. Кузьминский, Ю. Вознесенская, Б. Иванов, О. Охапкин, Евг. Рейн, Серг. Стратановский, Ел. Шварц, Вл. Эрль, Вл. Гаврильчик, А. Драгомощенко, Б. Куприянов, Е. Вензель, М. Еремин и др. ; сборник был "забракован" в Лениздате, а составителей приглашали на беседы в КГБ (см. Н. Кононова Лицо Петербурга - Ковчег. Париж. 1978. №18; Л. Рудкевич, Н. Кононова "Дело" Юлии Вознесенской - Грани. 1978. №108). После неудачи с Лептой ленинградские поэты пытались отметить 150-летие восстания декабристов несанкционированной акцией и чтением стихов на Сенатской площади (ХТС, №38). Большой театр: балет "Иван Грозный" на музыку С. Прокофьева, реж. - Ю. Григорович, худ. - С. Вирсаладзе. БДТ (Ленинград): "История лошади" по повести Л. Толстого "Холстомер". Инсценировка М. Розовского. Стихи Ю. Ряшенцева. Постановка Г. Товстоногова, реж. - М. Розовский, худ. - Э. Кочергин, в гл. роли - Е. Лебедев. "Три мешка сорной пшеницы" В. Тендрякова, постановка Г. Товстоногова, худ. - М. Ивницкий. Театр на Таганке: "Вишневый сад", реж. - А. Эфрос, худ. - В. Левенталь, Раневская - А. Демидова, Лопатин - В. Высоцкий. Театр на Малой Бронной: "Женитьба" Н. Гоголя, постановка А. Эфроса, худ. - В. Левенталь, муз. - В. Дашкевича. Театр Ленинского комсомола: "Иванов", реж. - М. Захаров, художники - О. Твардовская, В. Макушенко. МХАТ: "Заседание парткома" А. Гельмана, реж. - О. Ефремов, худ. - И. Попов. Гастроли Шведской Королевской оперы - "Кольцо Нибелунгов" Р. Вагнера. Открылся театр-студия О. Табакова. Ан. Эфрос Репетиция - любовь моя (М. : "Искусство"). "Раба любви" Н. Михалкова. "Чужие письма" И. Авербаха. "Прошу слова" Г. Панфилова, в гл. роли - И. Чурикова. "Афоня" Г. Данелия, в гл. роли - Л. Куравлев. А также: "Сто дней после детства" С. Соловьева; "Звезда пленительного счастья" В. Мотыля; "Бегство мистера Мак-Кинли" М. Швейцера, песни Вл. Высоцкого; "Они сражались за Родину" С. Бондарчука; "Дерсу Узала" А. Куросавы (Япония-СССР) - фильм получил первый приз IX Московского международного кинофестиваля. Центральное Телевидение: Премьера телефильма "Старший сын", режиссер В. Мельников. Телефильм-бенефис А. Райкина "Люди и манекены". "Ирония судьбы, или С легким паром" Э. Рязанова, в гл. ролях - А. Мягков и Б. Брыльска, песни исполняют - А. Пугачева и С. Никитин. Выставка "Русский портрет XIX - начала XX вв. ". "Сто картин из Метрополитен-музея". Выставка 20-ти художников-нонконформистов в павильоне "Пчеловодство" на ВДНХ (П. Беленок, А. Зверев, О. Кандауров, Д. Краснопевцев, Л. Мастеркова, О. Рабин, А. Харитонов и др. ). Выставка ленинградских художников-нонконформистов в ДК "Невский". В ЦДРИ - выставка О. Кандаурова, О. Рабина. "Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке" (домашние просмотры живописи в среде нонконформистов, рассматривавшиеся ими как подготовка к Всесоюзной выставке независимых художников). 21-30 сентября большая выставка художников-нонконформистов в павильоне "Дом культуры" ВДНХ. эмигрировавший А. Глезер в кон. 1975-1976 гг. устраивает серию выставок современной русской живописи в городах Западной Германии (Kunststamt Charlottenburg. Graphotek. "Nonkonformistische Russische Maler" и др. ) Клуб камерной музыки в ФИАНЕ: авторский вечер А. Шнитке. Калининградская филармония придает профессиональный статус джаз-рок-ансамблю "Арсенал". Ген. Хазанов - лауреат V всесоюзного конкурса артистов эстрады. Эмиграция Н. Горбаневской. Умер М. М. Бахтин; умер Д. Д. Шостакович. ПРИМЕЧАНИЯ: 1 В библиографических описаниях используются следующие сокращения: 1) издательства: "Советский писатель" - "Сов. пис.", "Молодая гвардия" - "Мол. гв.", "Художественная литература" - "Худ. лит.", "Советская Россия" - "Сов. Рос.", "Современник" - "Совр.", "Искусство" - "Иск-во" 2) журналы: "Новый мир" - НМ, "Наш современник" - Наш совр. , "Иностранная литература" - ИЛ, "Дружба народов" - ДН, "Хроника текущих событий" - ХТС. |