![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
17.09.2001
На первой лекции А.Л. Осповат отметил, что в спецкурсе речь пойдет не о круге исторических источников "Капитанской дочки", а о комплексе исторических аллюзий и реминисценций, присутствующих в повести и создающих дополнительный смысловой уровень текста. "Капитанская дочка" не принадлежит к числу произведений, "непрозрачность" которых провоцирует поиск скрытых смыслов - повесть кажется исключительно понятной уже при первом чтении. Утверждение о том, что в "нагой" пушкинской прозе каждое слово значимо, уже кажется трюизмом, однако исследования этого аспекта поэтики слишком нечасты. Тем более ценен опыт такого анализа. В первом абзаце "Капитанской дочки", анализу которого была почти целиком отведена лекция, задаются семантические пунктиры всего последующего повествования. За биографическими сведениями о родителях Гринева в экспозиции повести, встает длинный ряд исторических, литературных и бытовых подтекстов: устные и письменные мемуары XVIII - первой трети XIX вв., произведения Карамзина, Сумарокова, Шекспира, Вальтера Скотта и др., самого Пушкина, события государственной и военной истории России. Продолжение следует И.Ф., Т.Ф. |