СОДЕРЖАНИЕ От составителей 7 I Религиозные практики в России: основные контуры и методы изучения Александр Агаджанян, Кати Русселе. Как и зачем изучать современные религиозные практики? 11 Никола де Бремон д’Арс. Религиозные практики во Франции и их изучение: подходы и методы 33 Александр Львов. Кровь и маца: тексты, практики, смыслы 51 Борис Дубин. «Легкое бремя»: массовое православие в России 19902000-х годов 69 II Религиозные институты и неформальные практики Виталий Безрогов. Власть дискурса и религия в воспоминаниях о детстве 89 Ксения Сергазина. Динамика возрождения русской религиозной культуры 106 Николай Митрохин. Архимандрит Наум и «наумовцы» как квинтэссенция современного старчества 126 Ольга Сибирева. Современный священник и «народное православие» 149 Инна Налётова. Современные православные ярмарки как выражение православной веры вне храма 178 Михаил Рощин. Религиозные практики современного суфизма в Дагестане (заметки полевого исследователя) 199 III Святые и святыни Александр А. Панченко. Иван и Яков странные святые из болотного края (религиозные практики современной новгородской деревни) 211 Владимир Бобровников. Родовые святилища рутульцев: гибридная религиозность у мусульман Дагестана 236 Оксана Филичева. «Народное православие» в городе и деревне: священник и ожидания паствы (религиозные праздники в 20012004 годах) 254 Петр Чистяков. Почитание чудотворных икон в современном православии (Бронницкий список Иерусалимской иконы Богоматери) 273 Андрей Мороз. Народный культ преподобного Никиты Стопника, переславского чудотворца 290 IV Религиозные практики и идентичность Софи Низар. Инкорпорированные воспоминания: пищевые обряды и практики в современном иудаизме 313 Ольга Белова. Религиозные практики евреев глазами этнических соседей 325 Елена Данилко. Замкнутый социум в современном мире: проблемы самосохранения старообрядческих общин Южного Урала 342 Сергей Петров. Особенности религиозных практик еговистов-ильинцев как фактор консервации их идентичности 356 V Изобретение новых практик Марина Грива. Новый культ камней в Коломенском 371 Борис Кнорре. «Опричный мистицизм» в религиозных практиках «царебожничества» 384 Summary 398 |