Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

с.21

СКАЗКИ (чуульдьии)

№ 1. Сказка о луне

Человек луной стал. На одном озере жило много людей [букв. живя сидели]. Там жили богатые [люди], бедные [люди], сироты. Между их домами [букв. тех людей] один человек все время ходил, еду искал. Некоторые семьи [его] кормили, у некоторых еды не было, не кормили. Так ходил; если наестся - радуется, душа его добреет. Тогда далеко уходит, сидит и смотрит.

Ходил [он] по домам этих семей и пришел просить еду в дом одной скупой женщины. Тогда та женщина говорит: "Я еще еду не сварила". Тот человек начал ждать, пока еда сварится. Ждал, ждал, так и ушел, не поев, из дома той женщины.

Потом идет, смотрит - все люди заснули. Хотел пойти к другим соседям, смотрит - все заснули. Так, не поев, голодным заснул. Так голодный, худой [букв. голодая, худым будучи, ходя] ходил в другое место еду искать. Потом откуда-то опять приходил, совсем кожа да кости стал [букв. костями и жилами став]. Его снова кормили, человеком делали.

Так его, ходящего, луной сделали. С той поры луной стал и все время так и ходит, свое озеро обходит, теперь и землю обходит. Как раньше у здешних людей ел, наедался, радовался, потом куда-то уходил и худел, так и ходит, [как] говорят все люди. Рассказывают, раньше такой человек был. На этом конец.

с.21

Ориг. с. 20.

№ 2. Луна

Одна сиротка [букв. сирота девочка] жила. Отца, матери у нее не было. У родственников жила. С ней плохо обращались [букв. плохо держали], [она] голодала. Заставляли смотреть за ребенком, рубить дрова, она ходила за водой. Так мучилась. В лунное время она все время смотрела на луну. Все время думала: "Там, должно быть, хорошо, всегда светло; мои отец и мать, наверное, туда ушли"*1.

Однажды в лунное время она пошла за водой с двумя туесами*2. Там, около проруби, стояла и, на луну глядя, заговорила с

с.21

с.23

луной: "Луна, со мной плохо обращаются [букв. плохо держат]. Там, должно быть, хорошо, тепло, светло. Я все время на тебя смотрю, когда ты бываешь. Возьми меня к себе. Со мной все плохо обращаются [букв. плохо держат]". Сказала она так, и луна приблизилась. Девочка как будто на нее ступила, ступила и исчезла. Та девочка с луной ушла.

Сейчас видно, как она, два туеса держа, прилипла*3 [к луне]. Так рассказывают, говорят: "Сиротка так к луне прилипла", -говорят.

№ 3. Почему Рысь Зайца съедает

Раньше, во времена древних людей, жил один старик на средней земле. Что ему животные и люди говорили, все делал [букв. разное все делал]. Такой ловкий мастер был тот старик. Чтобы те, у кого есть копыта, ногти, когти хорошо ходили, все делал. Рогатым хорошо, крепко делал их рога. Такой мастер тот старик был.

Заяц захотел жениться на дочери Рыси. Между собой договорились, договорились [букв. договариваясь, ходя] и сказали: "Хорошо, пусть женятся [букв. берут друг друга]". Его [Зайца] надоумили, сказали: "Какой-нибудь подарок сделай и подари своей невесте". Он, посоветовавшись, к старику пошел и говорит: "Сделай мне кольцо моей невесте".

Он в лесу жил, тот старик. Зайчик ходил к тем рысям; сколько их, как живут, кто они - видел. [У его невесты] были отец, мать, старшие братья, младшие братья и сестры, старшие сестры, бабушка, дедушка. Им всем подарок сделал и подарил [заяц]. Женщинам посуду сделал и подарил. Мужчинам копья, топоры, лыжи, щеткари, патронташи сделал, сшил и подарил. Осталось сделать и подарить кольцо своей невесте. Руку своей невесты не видел, не держал. Измерил он свои пальцы, и начали они со стариком кольцо делать. Один раз сделав, послали. Второй раз сделав, послали. Те, кто их [кольца] относили, приходили и говорили: "Не подходит!".

Неподходящие кольца девушка-рысь отдавала четвероногим животным. Поэтому у оленя, лошади, коровы, белки, лося, лисы, росомахи, медведя как будто сделанное пестрое кольцо прилипло на боку, на лбу, на груди, на ногах, на носу.

с.23

с.24.

Так делали Зайчик вместе со стариком с утра до вечера [букв. с утра до солнца], пока ночь не наступала. Так и заканчивали, ничего не сделав. Сделают кольцо - не подходит. Однажды старик говорит: "Давай начнем делать ночью. Ночью, может быть, правильно сделаем. Пойдем на берег нашего озера, так начнем делать. Вода рядом будет. Свет луны тоже будет". Все взяли: того старика железо для ковки, молотки, меха, чурки, клещи, кочергу; отнесли на берег того озера. Так начали делать кольцо. Стемнело [букв. солнце кончалось], они работали ночью при свете луны. Лунный свет в воде отражается, им очень светло работать. Как будто два света светит - с неба и с воды.

Однажды в такую ночь дошла [до них] весть: дочь Рыси вышла замуж за Росомаху. Услышав это известие, весь заячий народ, обманутый [букв. сделанный], начал шаманить. От [их] шаманства зайчика вместе со стариком-кузнецом и наковальней на луну унесло. Сразу же там прилипли, виднеются [там].

Сейчас рысь зайца ловит и ест [букв. ловя, кушая, ходя], кости его [зайца] оставляет, [чтобы] росомаху кормить.

№ 4. Женщина и медведь

Во времена древних людей одна женщина заблудилась. Шла, шла и нашла какую-ту дыру. В ту дыру вошла, а это берлога медведя. Там медведь лежал. Ту женщину не убил [букв. не приласкал] медведь. Она не знала, куда идти, с тем медведем легла. Зимой ходя, замерзла, в тепле заснув, ожила. Когда проснулась, проголодалась. Когда она проснулась, медведь свою лапу лизал, женщине тоже дал лизать, от этого [она] наелась.

Так на протяжении зимы с медведем пролежали в медвежьей берлоге. Весной вышли из того дома. Медведь отнес женщину в ее дом, где она жила. Родственники женщины обрадовались, когда женщина пришла. Все думали, что [та женщина] умерла, заблудившись.

Живя у своих родственников, как человек, однажды та женщина родила. Ее ребенок вырос и медведем стал. Однажды тот медвежий ребенок убежал от людей.

с.25

с.27

Несколько лет прошло. На земле, где жили эти люди, жил один человек, который ходил на промысел. Он девяносто девять медведей нашел и убил [буrв. приласкал]. Ему один медведь остался, один до ста. Однажды, пойдя на охоту, тот человек увидел медведя. Сказал про себя: я сотого медведя нашел; сказал, свое ружье зарядил и нацелился в медведя. Медведь, человека увидев, к земле начал кланяться человеку, увидев его, как будто здоровается. Увидев это, человек посмотрел и думает, почему так кланяется [медведь], думает. У его родственников, у одной женщины сын был медвежонком; "наверное, это он", - подумал человек и позвал его по имени. Когда медведя по имени позвали, [он] вверх подпрыгнул, к человеку подбежал; подбежав к человеку, обрадовался медведь. Человек тоже обрадовался, сказал: "Я своего родственника встретил, чуть не выстрелил из ружья. Хотя он и медведь, он мой родственник".

№ 5. Свадьба птиц

Однажды птицы между собой говорить стали: Сова жениться хочет, дочь Маленького гуся взять [в жены] собралась! Поэтому птицы со всех сторон [букв. оттуда отсюда] собрались на то место, где будет свадьба. Собрались, пришли издалека и из близких мест, спрашивают: "Кто хочет жениться, когда будет свадьба?" -так говорят пришедшие издалека. "Правда, Сова дочь Маленького гуся возьмет [в жены]?". Говорят: "В середине того лета, когда все соберутся, соединятся [букв. друг друга возьмут]".

Собирались на ту свадьбу [птицы], прихорашивались [букв. себя хорошо делая], помогали друг другу, собирались, друг на друга смотря. Некоторые птицы далеко были, их позвать послали Кукшу. Кукша знала язык восемнадцати птиц*2, поэтому ее послали птиц позвать. Все собрались.

Скоро говорить будут, тогда скажут, когда будет свадьба. Птицы друг друга раскрашивали, собирались, времени у них не было. Все птицы пришли - по лесу ходящие, с теплых и холодных земель птицы.

Ворона с Гагарой сидели, собирались, друг друга раскрашивали. Ворона кончила раскрашивать Гагару, потом Ворона говорит Гагаре: "Теперь ты меня раскрась". Гагара говорит: "Раскрашу Утку-

с.27

поганку, потом тебя раскрашу. Подожди". Закончив [раскрашивать] Утку-поганку, Гагара Ворону раскрасила, плохо раскрасила: поперек, в длину, крестом черной и белой краской намазала. Ворона тогда разозлилась, с Гагарой поссорилась, драться начали.

Ворона Гагару с Уткой-поганкой побила, все поясничные кости им сломала. Гагара с приятелем [Уткой-поганкой] насилу до воды добрались, спаслись. Ворона одна осталась, думала, сидела и решила [букв. до ума ее дошло]: "Я сама себя раскрашу". Сказала так и раскрасила себя с головы до ног черной краской, высохла, встала на берегу реки [букв. воды] и смотрит на себя: "Я почернела. Пусть так будет".

После этого пошла туда, где собрались птицы. Дойдя туда, видит: много птиц собралось, слышен их разговор. Слышит  [Ворона] их голоса, они [птицы] поют, танцуют, соревнуются друг с другом. Собираются, ищут певцов, танцоров, бегунов, силачей. Тогда Вороне говорят: "Ты умеешь петь, ты будешь петь". Что тут делать? Собралась петь [Ворона], стала гордо прочищать [букв. гордо делать]. Ворон ей говорит: "Съешь печень зайца и пой". Ворон принес Вороне печень зайца, сварил и дал. Ворона ее съела, чтобы голос шел, чтобы петь - голос не идет. Собралась петь и перестала, как удавленник хрипит, мучается*3, тогда прекратила пение. Другие большие и маленькие птицы запели, хорошие места заняли. Очень хвалили песню Утки-савки, ей большой подарок дали. После нее маленькую летнюю птичку хвалили. Здесь и там пение слышится; не видя их [птиц], не узнаешь, кто так поет. Так пели. Потом танцевали птицы; говорили, что хорошо танцуют Лебедь, Стерх, потом Утка-савка.

Говорят, что силачами [были] Ястреб-тетеревятник, Скопа, Орел. Так сидели, и начальники, князья собравшихся здесь птиц смотрели на сидящих жениха-Сову и дочь Маленького гуся и между собой говорили: "Как он в холоде все время бывший, со своей женой в теплую землю пойдет?".

В это время бабушка дочери Маленького гуся так сказала, глядя на сидящих: "Плохой [жених], как с такой шеей нашу дочь в жены возьмет?". Тогда дочь Маленького гуся посмотрела, своего жениха разлюбила, много хороших птиц-парней увидела. "Как я с ним вместе жить [букв. сидя жить] буду?".

с.29

с.31

С обеих сторон говорят, со стороны Совы и со стороны дочери Маленького гуся. Птицы собрались около них послушать, разожгли огонь, сели. Там Кукша сзади Лебедя оказалась. Впереди него сесть {желая], говорит: "Старший брат, я впереди сяду. У тебя шея длинная, ты сзади меня увидишь". Тогда Лебедь рассердился, Кукшу пинком ударил, в огонь бросил. Перья загорелись, едва спаслась [Кукша]*4. Тогда Кукша закляла: "Если старшие братья придут, пусть твоя длинная шея видна будет, хотя ты будешь прятаться"*4.

Говорят собравшиеся птицы: "Дочь Маленького гуся не выходит за Сову". Сова шаманом была, рассердилась и начала шаманить*5. Взяла свой бубен, ударила [в бубен], перья на крыльях водяных птиц сами по себе полиняли. Перья на теле тоже. Лесные птицы на деревьях с перьями остались, поэтому птицы теперь линяют.

Водные птицы из теплой земли - гуси, лебеди - все линяют. Всех бывших на той свадьбе со стороны Маленького гуся наказала [Cова]. Из лесных птиц своим другом Кукушку назвала, ей Сова говорит: "Ты ходи, смотри, разговаривай, летай. Как начнут линять [птицы], так ты перестанешь".

Так договорились. Поэтому, как Кукушка перестает говорить, так в ту пору птицы линяют. Конец.

№ 6. Как Глухарь, Каталка*1 и Щука друг с другом воевали

Один Глухарь прилетел и уселся на высокое дерево. Сидит и смотрит. Вниз смотрит. Внизу видит - озеро. В том озере Щука и Каталка ходят. Он [Глухарь] их увидел и говорит: "У-у! - говорит, - смотри! Как хорошо этим рыбам! Они всегда в воде ходят. Я никогда воду не вижу. Всегда на дерево сажусь!".

И вот видя это, очень рассердился. Рассердившись, стрелы взял. Ну, и начал стрелять в Щуку и Каталку. Стрела попала Щуке в бок. Тогда он [Глухарь] снова выстрелил в Каталку. Каталка убежать хотела. Туда бежит, сюда бежит. Никуда убежать нельзя. Тут Каталка запела:

"Река поперек закрыта!

Река поперек закрыта!"*2

с.31

с.33

Каталка свои стрелы взяла. Щука тоже взяла свои стрелы. И стали стрелять в Глухаря. Стрелы Каталки и Щуки попали Глухарю в бок и в голову.

Теперь когда Глухаря убьете, увидите: Глухарь весь белыми точками разрисован. Это следы стрел Каталки и Щуки. Каталку если убьете, увидите: хвост Каталки - сплошные кости. Щуку если убьете, увидите: вся белыми точками разрисована. Это следы стрел Глухаря.

На этом конец.

  7. Кукушка*1

Раньше, во времена древних людей, в тундре [букв. в пустынной поляне] жили и кочевали люди. У тех живших, кочующих людей одна женщина больная лежала. Ее муж оленей пас, ходил с ними, долго там бывал, [потому что] олени далеко уходили.

Женщина двух детей имела. Они, играя, весь день на улице далеко бегали. Когда отца не было, они матери не слушались [букв. матери слово не слушали]. Мать им говорит, просит: "Пожалуйста, принесите мне воду, разожгите огонь, принесите еду". Они этого не послушались.

Так мучаясь, лежит [женщина] и видит: кто-то, похожий на птицу*2, пришел, возле нее сел и так сказал: "Пойдем со мной". Та женщина говорит: "Куда я пойду едва живая". "Я тебе летающую шерсть дам", - сказал и подул (похожий на птицу]. Тогда женщина птичьим пером покрылась, крылья появились [букв. вставились]. Женщина, недолго думая [букв. долго не будучи], свою кутиэ*3 взяла, свернула, попалам разорвала. На свои крылья надела, она [кутиэ] перьями стала. Взмахнула крыльями [женщина], чуть-чуть не улетела: хвостового пера нет. Тогда свою нинба*4 взяла, ее на хвостовые перья прицепила. Взмахнула крыльями и так улетела.

Летит и видит: ее дети, плача, бегут, кричат и говорят: "Мама, не оставляй нас!". Их мать говорит: "Вы не слушали мои слова; видя, как я мучаюсь, воды не принесли. Я вам не нужна!" -сказала, своих детей бросила и улетела.

Теперь еще, летая, ходит. Дети тогда бежали [за ней] без обуви. Кровь от их ног на оленьем ягеле краснеет, лежит тут и там.

с.33

с.35

№ 8. Как черт Кожэ*1 без земли остался

Среднюю землю живущие разделили между собой. Бог*2 разделил и, разделив, всем землю дал: четвероногим ходящим хозяевам; летающим птицам; хозяевам, дом которых на земле; живущим в воде хозяевам*3. "На вашей земле, как вам хорошо, так и делайте", - сказал. Они свою землю так и делали, ходили.

Еще один чей-то хозяин пришел, спросил: "Что это вы делаете?". Говорят: "Мы устраиваем для жилья землю, которую нам Бог дал. У тебя здесь нет земли, иди к Богу. У него проси", -говорят. К Богу пошел [черт], просит: "Дай мне земли! У всех есть земля, у меня нет земли". На это Бог ему говорит: "Где ты ходил на земле, там и живи".

Назад пошел. Идет и видит: там, где он раньше ходил, землю сделали и живут [другие]. Никто ему не говорит "живи здесь". Тогда тот, кого называют Кожэ, опять к Богу пошел. Богу сказал: "Всю землю взяли. Мне нужна земля, чтобы жить". Бог ему говорит: "Иди и проси у тех, у кого есть земля!".

Кожэ тогда пошел, просил, искал и плохую землю взял. Там, где он ходил, на этих местах появились ямы, бугры. Хорошие места не дали. На том месте он [Кожэ] прыгал и танцевал. Такие места называют "местом, где прыгал Кожэ". Они [такие места] бывают у подошвы горы, под бугром, в редколесье, на берегах озера, на краю тундры. Это Кожэ ходил и танцевал в своих сапогах.

№ 9. Как Христос делал жизнь на средней земле

Раньше на средней земле несколько раз потоп был. На средней земле животных много стало, людей много стало, много грешили [люди]. Видя это с верхней земли, боги посоветовались и сказали: "Надо грешников*1 на нижнюю землю отправить [букв. утопить]". Грешников потопили и на нижнюю землю отправили, на средней земле грех кончился [букв. исчез]. На нижней земле много стало грешников, не умещаются, стали они низ средней земли копать. Боги, живущие на верхней земле, это узнали, говорят: "Среднюю землю потопят". Сказали [боги]: "Надо как-то спасти живущих на средней земле". Подумав, плот сделали. Плот сделали, идут и смотрят: что еще надо сделать. Посмотрели и говорят: "Мы все сделали".

с.35

с.37

В это время другие [боги, которые не занимались плотом] ходили и смотрели среднюю землю. Ходившие и смотревшие землю говорят: "Землю скоро утопить могут [люди]". Тогда боги говорят: "Кто на этом плоту поедет?". На это говорят: "Ной поедет, он умеет по воде ездить". Ему [Ною] говорят: "Собирайся. Свой плот посмотри. Что еще сделать, что нужно?".

Ной пошел и посмотрел свой плот. Посмотрел и говорит: "Хороший, крепкий [плот], могу ехать! Мне с ним что делать?" -спросил у богов. Ему говорят, рассказывают: "На нижней земле грешники не умещаются, среднюю землю снизу копают. Скоро утонет средняя земля, поэтому мы этот плот сделали. Если утонет [земля], скоро вода убудет, дальше уйдет, земля покажется. Ты во время потопа возьми на свой плот по два зверя со средней земли и на своем плоту вози, пока земля не покажется".

Когда начался потоп. Ной сделал, как они сказали. Взял по два животных - [одного] самца и одну самку. Всю их еду взял. Во время потопа по течению так ходил. Идет и видит: земля показалась. В течении плот Ноя о гору [букв. о лицо горы] стукнулся, и там, где стукнулся, половина плота осталась; сильный ветер подул. Половина плота с животными на другую сторону пошла. Ной остался на той половине плота, которая, когда подул ветер, на другую сторону пошла. Так плавая, плот однажды на сухое место сел, тогда животные пошли на сухое место.

Боги увидели с верхней земли, что половина плота спаслась, животные на землю пошли. [A] половина плота еще по течению потопа плавает; они [боги] увидели там Ноя вместе с животными. В это время грешники вырвались с нижней земли и в течении тонут. Грешники тонут и за плотом Ноя гоняются. Плот Ноя плывет, [но] пришел сильный ветер и закрутил [его], совсем потопил. Животные, которые на плоту были, тут и там плавают, боги видят, как они плывут. Увидив их, боги на верхней земле говорят: "Надо найти место для тех, давешних, в лес, на землю пришедших. Надо еду сделать и дать [им]. Кто пойдет на среднюю землю места делать, животных расплодить, места делить, еду давать?". На это говорит отец бывших хозяев земли: "Я пойду". Тот отец хозяев земли был Христос*2.

с.37

с.39

Так он и пошел с другими людьми - хозяевами воды, деревьев, растений*3. Пришел на средюю землю, нашел животных, сделал места, еду, ходит и делит. Увидел, нашел всех животных, которые были на спасшейся половине плота.

Христос на верхнюю землю поднялся. Дошел туда и говорит: "Мы спасшихся нашли и все места разделили, еду сделали и раздали". Оттуда глядя, говорят [боги]: "Некоторых вы не нашли. Вода ушла, там на островах застряли [животные]. Надо их найти и еще место найти. Ноя нигде нет, надо его найти". Христос тогда опять пошел на среднюю землю. Искал и нашел остальных. Ноя когда искал, на дно нижней земли вместе с рыбами пешел, нашел. Говорит ему [Ною] Христос: "Где твои другие животные?". На это Ной говорит: "Грешники с нижней земли всех к себе забрали". Христос посмотрел животных, находящихся на нижней земле, некоторых взял, забрал, некоторые умерли, некоторые совсем утонули.

Животные и птицы, которых он взял с нижней земли, на среднюю землю пришли, места не знают, еду не знают, начали друг друга есть. Христос на среднюю землю пришел, это увидел; когда ходил, пришел с нижней земли грешник Большая Острая Голова и говорит Христу: "Мы без животных остались. Поделись с нами". Христос говорит: "Я не дам, не поделюсь. Животные, живущие здесь, на средней земле, все средней земле принадлежат [букв. на средней земле находятся]. Вам их дать нельзя [букв. вам они не данные]".

В это время земля еще хорошо не появилась. Христос летает, ходит там, где земля появилась. Его люди с ним ходят, животных на земле кормят, охраняют. Боги с верхней земли говорят: "Скоро земля хорошо покажется, тогда мы все хорошо сделаем, все животные будут иметь хозяев; хозяевам дадим [животных], разделим. Сейчас там, где Ной утонул с животными, поселим, на том месте воду сделаем, дадим ему всех животных, которые по воде ходят". Ной их взял и теперь там находится. Он им всем теперь хозяин.

Христос по земле со своими людьми ходит, выращивает растения на земле, все делает, плохое исправляет. Здесь и там людей видят [Христос и его люди], учат их, помогают жить, место делают, [так] ходят. Некоторых животных людям отдали, других около себя жить оставили.

с.39

с.41

Люди жили, питаясь растениями, как животные. Христос их научил, накормил хорошей едой, людьми сделал. После человека земля хорошо показалась, они ходили и хорошо смотрели. Где животных видели - там место делали, какая еда есть - той кормили. Лошади, корове - траву, лосю - ветки тальника, дикому оленю, домашнему оленю - лишайники дали. После этого пошли и увидели горного барана, его на горе поселили: "Что на горе растет, то ешь". На средней земле были разные птички и большие птицы. Им для еды вырастили ягоды, орехи, разные ягоды - с высокими кустами и с маленькими кустами. Водным животным вырастили траву, растущую в воде. Так все ходили по земле, тут и там видели животных и птиц, которые плохо себя содержали. Этих животных и птиц к человеку приучили, научили человека, как с ними вместе жить, оберегать их, кормить. В это время человек начал жить вместе со скотом, собаками, птицами.

Христос со своими людьми по земле ходит, много разного делает, устраивает, изменяет [букв. по другому ставит]. Некоторым животным ноги сделал, [чтобы] от плохого убегать, спасаться, другим - рога сделал. Сделал им места, чтобы прятаться от плохого, другим [животным] - зубы, большие когти. Птицам еще крылья сделал, чтобы летать, по лесу ходить, по воде ходить. Человеку ум увеличил. Подумал, что он [человек] после на земле будет все видеть, устраивать, охранять и так ходить. Животным мало ума дал: они не знают, что им надо умирать, страшного не боятся, не разбираются. Таких животных человек держит. Тем животным, которые сами себя охраняют, дал немного больше ума, чем скоту, который человек держит; они все знают - как спасаться от плохого, как жить, охранять детей, делать еду, место для жилья.

Однажды так ходили и своего человека потеряли, пошли его искать и видят: некоторые животные без еды, некоторые друг друга едят. Еду сделали и всем им дали. Они ее съели и ожили. Некоторые потерялись, спрятались, другие евшие друг друга животные перестали друг друга есть; [им] сделали и дали другую еду. Они стали ее есть и так жить. Своего человека не нашли [Христос и его люди]. Спросили у животных: "Где вы видели нашего человека?". Тогда Дятел рассказал: "Медведь, Белка, Мышь и Бурундук съели того человека". Христос их "благословил". Медведь и Бурундук от этого зимой спят. Белка и Мышь не спят. Христос им

с.41

с.42

сказал: "На том месте, где вы человека спрятали, пусть прилипнет человечье мясо, теперь так не будете, это в уме держите! Человека никто не будет есть!".

Однажды, когда Христос ходил и смотрел землю, он встретил Медведя, который говорит: "Мне Собака покоя не дает, все время меня рвет. Сделай мне большой палец. Тогда я, палку держа, собаку ударю и убью". Христос говорит медведю: "Ты что думаешь [букв. держишь], на этой земле всех убьешь?". Медведь говорит: "Я только собаку ударю, если она меня тронет". Христос ему говорит: "Я собаке ружье дам". Медведь испугался и говорит: "Не давай ей ружье!". Христос говорит: "Тогда я тебе не сделаю большой палец". Медведь говорит: "Ладно".

Когда Христос со своими так ходил, грешники с нижней земли пришли и взяли всех животных Ноя, думая: "Христа на кресте распяли, сейчас его нет. Он обманом наших животных взял, нас без животных оставил. - Так думали. - Одного из людей Христа нашли на кресте распятым".

Христос это услышал, увидел и говорит: "Не так. Я живой. Среднюю землю от нижней земли отделю". Сказал и пошел на верхнюю землю к богам. Пришел туда и все рассказал, что случилось. Тогда все боги собрались, среднюю землю от нижней земли отделили, вверх подняли. Христос после этого землю хорошо видел. А Ной остался на нижней земле с утонувшими животными.

Однажды так ходили, и человек Христа говорит: "Нас ищут убийцы-грешники". Стали они искать место, чтобы спрятаться, пришли в коровник. Христос спрятался там, в сене у коровы. Корова стояла и ела это сено, повернулась и навоз выпустила [букв. сделала], а потом легла рядом. Когда лежала, грешники туда пришли и начали искать. Увидели, что около коровы сено лежит, сено с навозом не тронули, дальше пошли.

Человек Христа говорит: "Не нашли, побрезговали коровьим навозом". Тогда Христос встал, корову благословил и сказал: "Ты всегда в тепле будь, пусть человек тебя хранит. Твой верх пусть будет грязным. Пусть тебе хорошую еду выращивает [человек]".

Христос с теми [людьми] дальше пошел по земле. Когда шли, очень большая птица пролетела, они от испуга чуть не умерли. Это был рябчик, самая большая из всех птиц. Христос говорит: "Чем будет питаться такой большой? Людей испугав, убьет. Я

с.43

с.45

уменьшу эту птицу". Так уменьшил, разрезал его [рябчика] мясо и другим птицам приставил. Тех птиц, которые не летают, дал человеку, другим хорошие крылья сделал и дал, чтобы они [птицы] летали.

Идут дальше и видят [Христос со своими людьми]: опять грешники за ними гонятся, приближаются. Стали искать, где спрятаться, вошли за какую-то изгородь. Там была привязана лошадь, [она] траву ела. Он [Христос] в траву спрятался [букв. вошел]. Он лежит, а лошадь свою траву ногами загребает, Христа показывает. Потом к лошади за едой пришла свинья, траву, которую лошадь сгребла, обратно подвинула своим носом [свинья] Христа закрыла. Поела, повернулась и легла около Христа.

Грешники туда пришли, начали искать: "Здесь его [Христа] следы. Как, куда он пошел?" Так грешники искали. Один грешник говорит: "Здесь его нет, наверное, дальше пошел". Они пошли дальше. Когда они ушли далеко, Христос со своими [людьми] вышли, оттуда убежали. "Ты меня от смерти спасла", - сказал [Христос] свинье. Христос свинью благословил: "Пусть твое лицо будет грязным, твой верх тоже. Пусть твоя душа покроется сверху жиром и салом, пусть человек тебя выращивает". Лошади говорит [Христос]: "Ты всегда ходи и ешь, всегда копить [землю]".

Пошли дальше [Христос со своими людьми]; грешники опять их следы нашли, вот-вот догонят. Тогда Христос поднялся на стоявший деревянный крест, [встал] к кресту спиной, свои руки поперек вытянул. Прилетели шмели и сели по-одному Христу на лоб, на ладони, на сердце. Когда он так стоял, пришли грешники, посмотрели и говорят потом: "Его [Христа] уже раньше нас на кресте распяли". Воскликнули [грешники]: "Скорей пошли на нижнюю землю! То, что [там] делят, нам не оставят!" - [так] сказали и ушли.

Христос шмелей благословил: "Всегда, если вас человек увидит, пусть скажет: это священники, они, проповедуя, ходят. Пусть вас никто не трогает". Так сказав, Христос закрыл дыру*5, где ходят грешники; потом полетел на верхнюю землю вместе со своими людьми.

с.45

{Бог не дает медведю большой палец. Бог, напуганный взлетевшим рябчиком, делит его мясо между другими птицами}

с.47

№ 10. Щука и Каталка

Каталке нравилось [место, на котором она живет]; она Щуке свое место не отдает. Щуке ее [Каталки] место понравилось. [Щука] воткнулась головой в плавник, ждет.

Так лежала [Щука] и ела маленьких рыбок. А Каталка - она шаман, рыбий шаман. Начали драться [Каталка и Щука], стрелами друг в друга стрелять. У Каталки кончились стрелы. Она вошла в плавник, [только] хвост виднеется. Щука выстрелила ей в хвост. Щука победила. И осталась на месте Каталки.

Поэтому у Каталки хвост - сплошные кости. А стрелы Каталки все у Щуки в мясе, насквозь кости [в мясе у Щуки].

Они снова захотели драться. Окунь говорит: "Не деритесь! Будете драться - будет большой скандал. Прекратите! Каталка пожалуется человеку. Человек тогда сделает заездок. Тогда мы все умрем в заездке. Тогда, если все рыбы умрут, ни одной [букв. одной] рыбы не будет".

Окунь - начальник для рыб. Рыбы слушают все слова Окуня.

с.47.