Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Легенды и сказки хантов. Томск, 1973.

03. 020-034

с.28:

[20. АТ 530 (Волшебный конь от отца)+ АТ 530 А (Трудные задачи тестя: достать перо птицы Кярес, молоко небесного коня, чернобурую лису]

ПЛИШИВАЯ ГОЛОВА

Наталья Ивановна Синарбина, род. в 1882 г., неграмотная.

Пос. Айполово Карагасокского района Томской области.

На русский язык перевела дочь рассказчицы - А.А. Федяева, род. в 1932 г., неграмотная. Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

У белого царя было три сына. Младшего звали Плешивая Голова (Калим-ох-щехмар). Однажды отец говорит:

- Возможно я скоро умру, мне поминки делайте, но обязательно в обед.

Скоро отец умер, унесли его хоронить. Похоронили, надо на поминки ходить. А отец сказал:

- Ходите ко мне по одному. Сначала пусть придет старший сын, потом средний, потом младший.

В первый день должен был старший сын идти. Он не захотел. Тогда пошел младший сын - Плешивая Голова. Пришел на могилу, разложил все, полотенце постелил. Земля треснула, раскрылась, выходит отец.

- Это ты, старший сын, пришел?

- Нет, это я, младший сын - Плешивая Голова.

- Почему же он не пришел, я хотел ему сказочного коня дать.

Поел отец, снова в землю ушел. Плешивая Голова себе все лицо, лоб, щеки, подбородок, все руками расцарапал до крови, домой пришел, говорит:

- Вот как меня покойник расцарапал, не ходите туда!

Старший сын ему говорит:

- Я говорил тебе, не ходи туда, не нужно никаких поминок, зачем ты ходил?

На другой день должен был второй сын идти. Он не захотел, пошел опять младший сын - Плешивая Голова. Братья на него

с.29:

ругаются:

- Зачем ты идешь? Тебя вчера покойник чуть не убил, сегодня ты опять собрался?

А Плешивая Голова пришел на могилу отца, пищу разложил, полотенце расстелил. Земля треснула, раскрылась, выходит отец:

- Это ты, средний сын, пришел?

- Нет, это я, младший сын - Плешивая Голова.

- Почему они не идут ко мне на поминки?

- Они боятся.

- Я хотел им волшебных коней дать. Возьми ты коней.

Старший сын должен был взять на восходе солнца в углу стайки черного коня. Средний сын должен был взять на полуденном солнце в углу стайки серого, сизого коня. Если тебе надо, обратись к ним, они тебе помогут.

Идет домой Плешивая Голова, себе лицо еще пуще расцарапал, кровь течет. Братья опять его ругают:

- Какие тебе поминки, мы тебе говорили: не ходи! В первый день тебя чуть не убили, ты снова пошел!

На третий день очередь младшего сына идти. Плешивая Голова собирается на поминки, братья его не пускают:

- Куда ты пойдешь, вчера тебя там чуть не убили, не ходи!

Плешивая Голова пошел на могилу, пищу разложил, полотенце расстелил. Вот земля треснула, раскрылась, выходит отец.

- Кто пришел? Это ты, младший сын?

- Конечно это я, младший сын - Плешивая Голова. Сам за себя пришел, кто же еще придет?!

Отец ему говорит:

- Будет стоять на вечернем солнце в углу стайки белый конь. Это тебе. Будет нужда, обратись к нему, он поможет.

На этот раз он себе лицо не расцарапал, пришел, на печку залез.

с.30:

В другом городе царь отдает замуж свою младшую дочь. Повесил на высокой мачте кольцо, кто кольцо достанет и снимет, тот в жены младшую дочь царя получит. Братья договариваются:

- Поедем, может достанем кольцо.

- Плешивая Голова говорит:

- Я тоже поеду.

- Куда тебе, Плешивая Голова, на могилки-то ходил, чуть тебя покойники не убили?

Сели братья на коней, поехали. Плешивая Голова вышел, садится на жеребенка задом наперед, будто бы поехал. А вечером на закате солнца пришел в стайку, там в углу черный конь стоит. Плешивая Голова хочет его взять, а черный конь ему не дается. Плешивая Голова говорит:

- Мне тебя отец отдал.

Тогда черный конь ему говорит:

- Открой у меня уши, там в ухе уздечка, бич и белый платок. Одень узду, завяжи глаза белым платком, чтобы тебе не страшно было, и ударь меня бичом посильнее три раза, чтобы я смог выше подняться.

Сел Плешивая Голова на коня, глаза платком завязал, три раза коня сильно стегнул, в воздух поднялся. Видит, много народу. Кольцо на мачте, на жерди висит. Он взлетел на коне, задел, качнул кольцо. Домой приехал, лег на печку. Братья приехали, рассказывают, что кто-то на черном коне кольцо задел. Плешивая Голова говорит:

- Это я был?

Братья смеются:

- Лежи уж, на кладбище ходил, тебя покойник чуть не съел, на жеребёнка задом наперед садишься, чуть ему хвост не оторвал!

На другой день братья опять собираются доставать кольцо царской дочери.

Плешивая Голова говорит:

- Я тоже поеду.

с.31:

- Никуда ты не поедешь. Вчера на жеребенка задом наперед сел, чуть ему хвост не оторвал.

Поехали братья. Плешивая Голова на жеребенка задом наперед сел, будто поехал. Вот полдень настал, он пришел в стайку. Там в углу стоит серый конь. Конь говорит:

- Зачем ты меня берешь?

- Мне тебя отец отдал.

- Тогда открой мне уши, у меня там узда, бич и белый платок. Белой тряпкой глаза завяжи, меня три раза бичом посильнее ударь, чтобы я в воздух мог подняться.

Сел он  на коня, белой тряпкой глаза завязал, коня три раза стегнул. Поднялся в воздух, смотрит, народ стоит, кольцо на мачте висит. Никто его достать не может. Плешивая Голова на коне взлетал, кольцо достал, но не снял. Домой пришел  и лег на печку. Приехали братья, рассказывают, что кто-то сегодня на сером коне чуть-чуть кольцо не достал, но наверно достанет. Плешивая Голова лежит, ничего не говорит.

На третье утро братья собираются ехать кольцо доставать. Кто кольцо достанет, тот возьмет в жены младшую дочь царя. Плешивая Голова собирается:

- Я с вами поеду.

- Поезжай, только хвост жеребенку не оторви.

Поехали братья, он сел на жеребенка задом наперед, поехал. На закате солнца приходит в стайку, в углу стоит белый конь. Конь идти не хочет к нему. Плешивая Голова говорит ему:

- Тебя мне отец отдал.

- Ну тогда возьми в ушах уздечку, бич и белый платок. Глаза завяжи, чтоб не страшно было, и ударь меня посильнее три раза.

Плешивая Голова сел на коня, завязал глаза белым платком, стегнул коня три раза. Белый конь поднялся сразу в воздух, взлетел высоко. Плешивая Голова потянулся,

с.32:

кольцо снял и на палец надел. В это время его что-то в лоб щелкнуло - это царская дочь из лучка стрельнула. Плешивая Голова пришел домой, на печку лег. Братья пришли домой, говорят:

- Царской дочери кольцо кто-то унес.

Наутро встали, собираются, говорят:

- Плешивая Голова, собирайся, царь велел всем идти.

Пошли. Там рядами всех поставили, царская дочь идет и у нее в руках стакан водки. Всем фуражки поднимает, на лоб смотрит. Дошла до Плешивой Головы, подняла фуражку, видит, у него на лбу след остался. Ему стакан водки поднесла. Все увидели, что у него плешивая голова, щелкают, смеются. Царь говорит:

- Не смейтесь, это она ему так сделала.

Женился Плешивая Голова на царской дочери. Царь говорит трем зятевьям:

- Принесите мне перо от птицы Кярэс, если не принесете, головы всем отрублю.

Плешивая Голова испугался, плачет, где взять перо этой птицы?

Жена спрашивает:

- Что ты плачешь?

- Я не плачу.

- Как же не плачешь, вон у меня на ладони твоя слеза.

- Отец сказал нам, чтобы мы достали перо от птицы Кярэс, а то он нам головы отрубит.

- Что он там надумал? Погубить вас хочет.

Два старших зятя направились днем, а Плешивая Голова - вечером. Пошел он к черному коню, говорит:

- Ты знаешь, где Кярэс живет?

Конь говорит:

- Знаю, могу тебя туда привести. Они на вершине лиственницы живут, я каждую ночь туда хожу.

Сел на коня, в воздух поднялся, над двумя зятьями пролетел, фуражки у них снес. Они говорят:

- Что за вихрь пролетел над нами?

Подлетели к лиственнице, черный конь говорит:

- Как хочешь лезь на лиственницу.

Он сначала в соболя превратился. Лезет-лезет, когти уже

с.33:

затупились, лиственница высокая. Тогда он сделался горностаем. Лезет опять. Добрался до гнезда  -  в иголку превратился. Там птенцы Кярэс живут. Он птенцам горло ленточкой перевязал, их чуть не задушил. Вдруг летит черная туча. Это старуха Кярэс возвращается. Крыльями так машет, что лиственница качается. Два куска мяса несет: кусок лосиного и кусок оленьего. Оба птенца смотрят и мясо не едят. Вот прилетел сам Кярэс, кусок оленины и кусок лосины несет, в горло опускает птенцам, а они не едят. Старик Кярэс говорит:

- Ты, старуха, посмотри, что с ними, почему они не едят, может они болеют.

Она говорит:

- Тут где-то младший зять царя должен быть, пусть он подойдет, скажет, что ему нужно, зачем он наших птенцов мучает.

Плешивая Голова подходит, говорит:

- Мне нужно перо птицы Кярэс.

Старик говорит:

- Зачем птенцов мучаешь, рви сколько надо перьев.

Плешивая Голова оторвал перышко, спускается обратно. Сначала в иголку превратился, потом в горностая, потом в соболя.

И так дошел до конца. Едет обратно. А мужики все еще на том месте идут.

- Не ходите, я уже несу перо птицы Кярэс.

Один зять говорит:

- Отдай мне перо, я тебе за него мизинец отрежу.

Плешивая Голова согласился:

- Отрезай мизинец, вот тебе перо.

Тот отрезал мизинец, отдал, руку перевязал, перо себе взял. Он хочет первый перо царю показать.

Наутро царь опять собрал всех трех зятьев, говорит:

- На небе конь большой есть. Молоко от него принесите, а то я всем головы отрублю.

Плешивая Голова послушал, испугался:

- Как это можно достать, как туда можно попасть?

Слеза у него на ладонь капнула. Жена спрашивает:

- Что случилось, что ты плачешь?

с.34:

- Я не плачу.

- Как же не плачешь, вот на ладони твоя слеза.

- Вот на небе конь есть большой, царь сказал, чтобы от него молоко принести, а как туда попасть?

- Что он опять придумал, где это взять молоко, что он, как в сказке, все придумывает.

Пролежал Плешивая Голова до вечера, вечером спрашивает у черного коня:

- Как на небо попасть к большому коню?

Черный конь говорит:

- Не знаю.

У серого спросил, тоже не знает. Белый конь говорит:

- Это моя крестная, я к ней каждую ночь летаю, молоко сосу.

Сел он на белого коня, пролетел над мужиками, фуражки с них слетели, они говорят:

- Какой-то вихрь над нами пролетел.

Конь говорит:

- Бей, сколько есть силы, чтобы вверх подняться.

Плешивая Голова ударил белого коня три раза, взлетели они. Летят-летят, вот как будто на земле оказались. Конь ему говорит:

- Прислоняй ко мне голову, чтобы крестная тебя не заметила, голову белым платком завяжи. Я буду молоко сосать, а ты мне кувшин под подбородок подставь и набери молока. Когда наберешь, меня толкни, чтобы я тоже попил.

Подъехали к кобыле, белый конь начал молоко сосать. Плешивая Голова ему под подбородок кувшин подставил, у коня молоко изо рта в кувшин льется. Полный кувшин стал, Плешивая Голова толкнул коня, он тоже молока насосался. Полетели назад. Летят, а те мужики все еще на том же месте идут. Плешивая Голова говорит:

- Я уже везу молоко коня.

Средний зять говорит:

- Отдай мне молоко, я тебе со спины жилу срежу.

- Давай жилу, бери молоко.

Тот жилу ободрал со спины, молоко взял, царю хочет первый

с.35:

молоко отдать. Царь говорит Плешивой Голове:

- Что это ты ничего не можешь сделать? Кольцо сумел достать, а перо птицы Кярэс не мог достать, и молоко коня другой зять принес, ты не мог.

Плешивая Голова помалкивает, домой пришел, спать лег спокойно. Наутро царь опять созывает трех зятьев:

- Надо мне лису чернобурую достать. Если не достанете, то всем головы отрублю.

Плешивая Голова стоит, думает:

- Где взять лису, где ее найти?

Слеза у него на ладонь капнула. Домой приходит, жена спрашивает:

- Что ты плачешь?

- Я не плачу.

- Как же не плачешь, я вижу, у меня слеза на ладонь капнула.

- Опять твой отец придумал, лису чернобурую нужно поймать, а то головы всем отрубит.

- Что он все время выдумывает. Где-то это нужно взять, куда-то нужно съездить!

Пошел Плешивая Голова к черному коню, черный конь не знает, где чернобурая лиса. Белый конь тоже не знает. Серый конь говорит:

- Садись на меня, доставай бич и белый платок, поедем, я знаю, где она пасется.

- Вот они полетели, низко пролетели, фуражка у мужиков сбили. Те говорят:

- Вихрь над нами пролетел.

Залетели на небо. Серый конь говорят:

- Тут лиса бегает!

Гоняли-гоняли, сбили ее. Привязал он лису на коня, вниз полетели. Спустились, обратно летят, а мужики все еще на том же месте идут. Плешивая Голова говорят:

- Что вы идете? Я уже везу чернобурую лису!

Первый зять говорит:

- Отдай мне лису, я тебе свое ухо отрежу и отдам.

- Давай, режь.

с.36:

Тот ухо отрезал, отдал. Плешивая Голова ему лису отдал.  К царю приехали, царь говорит Плешивой Голове:

- Что такое, ты ничего не можешь привезти: ни перо, ни молоко, ни лису. Голову тебе отрубить надо.

Плешивая Голова обиделся, достает из кармана:

- Вот мизинец, старший зять за перо птицы Кярэс мне его отдал. Вот жила, средний зять ее из спины вырезал и мне за молоко отдал. Вот ухо, мне его первый зять за лису чернобурую отдал.

Царь говорит:

- Зачем вы себя казнили-мучили? Можно было так отдать.

Плешивая Голова достал ухо, приложил, потер рукой и приросло ухо. Достал из кармана жилу, к спине среднего зятя приложил -  приросла. И мизинец прирастил. Стал с царской дочерью жить-поживать, дочерей в другое царство отдавать, а сыновья все женились, на месте стали жить.

21. [Поучение. Обиженный огонь]

ОБИЖЕННЫЙ  КОСТЕР

Гриша Каткалев, род. в 1959 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

- Жила-била бабушка и у нее были сыновья. Другая бабушка одна жила. И сыновья бабушки всегда бревнышки костра царапали*1. И песок в нем царапали.  Другая бабушка пришла к ним и говорит:

- Смотри, что твои сыновья делают!

- Пускай!

Она пошла домой. Ночью костры друг с другом разговаривают:

Один говорит:

- Что-то у меня на уме плохо. Они издевается надо мной. Пусть они сгорят!

И этот дом сгорел. А та бабушка с костром стали  жить-поживать.

_____________________

*1. Обычай запрещал прикасаться острыми предметами к месту для очага и загородке вокруг него.

с.37:

22 [АТ 315 «Звериное молоко». Из тела сожженного Сэвсики - комары и мошки]

ЗОЛОТОВОЛОСАЯ ДЕВОЧКА

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

В одном прекрасном месте жили старик со старухой. У них выл мальчик. Он вырос и ушел, сказав:

- Не приду больше!

Совсем его потеряли старики. Жили-жили. Потом у них родилась дочь. У нее волосы были - одна половина простая, другая - золотая. Красивая-красивая. Старик говорит старухе:

- Эту девчонку не надо ростить, от нее нам неприятности будут. Надо отнести ее в ту сторону, где людям головы отсекают. Если не унесешь, я тебе голову отрублю.

Старуха говорит:

- Такая красивая девчонка, как ей голову рубить?  Жалко ведь, как я ее буду убивать?

Старик снова:

- Если не унесешь, я тебе голову отрублю.

Старуха понесла девчонку туда, где людям головы отрубают. Идет-идет, вдруг навстречу парень. Оказывается, это сын встретился с матерью.

- Мама, я вас так давно не видел!

- Ты жив?

- Жив. Куда ты идешь?

- Старик велел дочку отнести туда, где людям головы отсекают.

- Не отсекай, такая красивая девочка, отдай ее мне!

- Он меня заставил ложку ее крови принести.

- У меня есть собачонка, я тебе могу ложку ее крови дать.

Убил он собаку, старуха принесла старику ложку крови. Старик стоит, ждет:

с.38:

- Ну что, убила дочь?

 - Да, убила, вот кровь.

Остались старики жить-поживать. А сын идет, несет девчонку.  А он уже где-то женился, жена  у него была. Приносит девочку, говорит жене:

 - Ростить будешь, это моя сестренка.

- Не желаю ее ростить.

Потом девочка ей понравилась, стала ее ростить. Опять жена  говорит один раз:

- Не надо мне ее!

Он говорит:

- Я тебе, сестренка, дом построю, живи одна, я буду  помогать.

Стала сестренка жить одна. Брат куда ни пойдет, ей что-нибудь принесет. Однажды она сидит, слышит, в подполье кто-то стонет:

- Ой, меня запусти.

- Кто ты?

 - Запусти меня, если не запустишь, я тебя съем.

А это был Сэвсики. Выходит, говорит:

- Давай вместе жить, выходи за меня.

Она не хотела, во куда ей деваться? Она стала с ним жить.

Он говорит вдруг:

- Ты брата куда-нибудь девала бы, чтобы он сюда не ходил.

- А что я могу сделать?

- Ты сегодня будто заболей и пошли его, пусть он к медведю  за молоком сходит.

Брат пришел, сестра говорит ему:

 - Ой, а что-то болею, ты бы к медведице за молоком сходил.

Я очень болею!

Пошел он за медведицей. Идет-идет, вдруг встречается медведь  и по-человечески ему говорит:

 - Что тебе надо, молодой человек?

- Знаете, меня послала сестра, мне молока медведя надо. Я боюсь.

 -  Не бойся, подойди, бери молоко.

с.39:

Он подоил медведя. Медведь говорит:

 - Посмотри у меня в ушах, там пуговица, возьми ее, никому не показывай, не говори.

Принес он молоко сестре. Назавтра Сэвсики говорит:

 - Пошли его к лосю за молоком. Медведь его не убил, может лось убьет.

А жена брата ничего не знает, куда он ходит. Опять пришел. Сестра говорит:

- Ой, я болею так, ты сходи, принеси молоко лося!

Опять пошел лося искать. Идет-идет, вдруг лосиха лежит и спрашивает:

- Что тебе надо, молодой человек?

- Меня сестра послала за молоком, она так болеет, я боюсь.

- Подходи, не бойся, бери молоко.

Подоил он лосиху, она говорит:

- В левом ухе у меня посмотри, что там есть возьми, в несчастье может пригодиться. Если будет несчастье, под подушку положи.

Молоко принес сестре, она вышла, взяла, в дом его не пустила, чтобы он Сэвсики не увидел. Теперь брат думает:

- Что-то неладно, пойду я посмотрю, что там у сестры в доме.

Брат дома положил пуговицы под подушку, утром встал, кто-то по-человечески разговаривает. Посмотрел: лосенок с медвежонком. Еще у него была собака. Это его три верные друга, они потом всегда вместе были. Пришел он к избе сестры, слушает. Там говорит Сэвсики:

- Ничего ему не сделалось, что теперь будем делать?

Брат думает:

 - Вот что! Отец правду говорил, что ей голову нужно отсечь.

Брат к  сестре зашел и говорит:

- Завтра я не приду, буду отдыхать.

На другой день приходит тайно, спрятался, за деревом стоит. Она то находит, то заходит. Не ждет его. Сэвсики с двумя головами выходит. Он не знал, что его брат видит. Брат выстрелил из ружья, Сэвсики упал. Еще другая голова осталась. Второй раз

с.40:

выстрелил, вторая голова свалилась. Брат сестре говорит:

- Быстрее дрова неси, сожгем его.

Сожгли его. Пепел остался и от него полетели мошки, комары , и слышно, как пищат:

- Дальше я вашу кровь тоже пить буду!

Пошел он домой охотиться. Сестра со снохой помирились, дружно стали жить. Сестра пошла туда, где Сэвсики горел, там в золе его зубы остались, не сгорели. Несет их домой. Сшила подушку красивую, наволочку из угольничков, зубы в подушку зашила. Вот хороший подарок брату! Приносит и говорит снохе:

- Кому сшита подушка, тот пусть и спит. Ты не ложись на подушку, пусть он ложится.

Вечером брат приходит домой, жена ему говорит:

- Хороший подарок тебе сестра принесла.

Он лег на подушку, уснул, а ночью зубы ему в ухо залезли, он умер. Жена плачет:

- Куда его девать?

Сестра говорит:

- Давай поставим его в избу, где семь комнат.

Занесли в избу, где семь комнат, поставили без гроба. На каждую комнату замок повесили. Пока они его хоронили, собака, лосенок и медвежонок спрятались. Собака с лосенком разговаривает:

- Как так, куда наш хозяин потерялся?

Медвежонок говорит собаке:

- Ты ведь дух его знаешь, понюхай, куда след ведет.

Собралась она Трое и пошли. Собака впереди, след хозяина нюхает. Дошли до дома, где семь замков. Собака бегает вокруг дома и говорит:

- Здесь след, дальше нет следа.

Как им сломать семь замков?

- Попробуй ты, собака, зубами, зубы у тебя крепкие.

Собака ломала-ломала, не может сломать.

- Попробуй ты, медвежонок, ты сильный.

Медвежонок тоже не мог сломать.

- Лось, может ты сможешь?

Лосенок как разбежался, задней ногой все семь замков

с.41:

сломал. Они туда заходят, он мертвый лежит. Медвежонок его туда-сюда  переворачивает - не встает. Лось его нюхает - не помогает. Собака его нюхала-нюхала, в ухе зуб нашла, вытащила. Он встает:

- Кто это меня разбудил, я так крепко и долго спал!

- Это мы, твои друзья.

Пришли они домой, пришли к сестре. Она испугалась: как так, покойник пришел! И умерла сразу. Пришел к жене. Собака, лосенок и медвежонок сзади. Жена от страха тоже умерла. Он остался с ними троими. Может, потом женился.

23 [Две сестры обретают мужей - хорошего и плохого. Выбор худшего]

ДВЕ СЕСТРЫ И БАБА-ЯГА

Анна Николаевна Анжина, род.  в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Вот жили две сестры, старшая и младшая, в одной избе. Младшая сестра красивая, старшая не сильно красивая. Прибегает младшая сестра к старшей и говорит:

- Сестра, я хочу сегодня идти.

- Куда?

- Куда глаза глядят, скучно что-то, не по себе.

Идет-идет. Вдруг - такая красивая песочная дорога. Шла-шла по ней, уже захотела есть. Думает:

- Сейчас пообедаю, пойду дальше.

Собирает дрова огонь делать. Гнилой пень обломала. Вдруг снизу слышит, кто-то говорит под землей:

- Кто это мне трубу сломал, иди сюда!

Зашла под землю, там в избе старуха шогмаш-пюнким (баба-яга). Она спрашивает:

- Пустишь ночевать меня?

Ночуй, только трубу наладь, дров принеси, воды принеси, пол помой.

Она трубу наладила, воды принесла, пол помыла, стала ночевать. Старуха спрашивает:

- Куда ты, девушка, отправилась?

- Просто пошла, куда глаза глядят.

с.42:

- Пойдешь дальше?

 - Пойду дальше.

- Ты мне хорошо сделала, я тебе тоже хорошо сделаю. Завтра пойдешь по дороге, потом две дорожки будут, одна направо, другая налево. Иди по левой. Иди-иди, там амбар старый в лесу. Заходи туда, там стоят ящики: золотые и грязные. Ты бери самый последний, плохой, золотой не бери. Обратно пойдешь, тебе все белки и ронжи кричать будут:

- Покажись нам, какая ты есть!

Ты иди своей дорогой, не оглядывайся, с ними не разговаривай.

Вот она идет-идет, видит две дорожки, одна направо, другая налево. Она пошла по левой. Вдруг в лесу амбар стоит. Она зашла, там много ящиков, золотые и всякие. Она взяла самый плохой.  Идет обратно, ронжи ей кричат по-человечески:

- Девушка, загляни на нас, покажись какая ты есть!

Она слова не сказала, идет дальше. Шла-шла, пришла к бабушке, рассказала ей все.

- Молодец, что так сделала.  Домой придешь, ящик под подушку положь, никому не говори.

Она пришла домой, к сестре не зашла, уснула. Утром спит крепко, слышит, кто-то ее будит:

- Вставай, я есть хочу.

Она думает:

- Кто такой?

Встала - такой красивый парень сидит! Она обрадовалась, что такого красивого парня встретила, стала его целовать, обнимать. Сварила, покормила его.

Старшая сестра видит, что дым из трубы идет, прибежала, спрашивает:

 - Где ты такого красивого жениха достала?

Она говорит:

- Иди к бабушке, она тебе все расскажет.

- Отдай мне парня!

- Нет, не отдам!

Начали они драться. Старшая сестра младшую всю поцарапала. Он стал заступаться за младшую:

с.43:

- Я все равно не буду с тобой жить, уходи!

Ушла старшая сестра, потом пришла мириться. Эти двое стали жить.

Старшая сестра тоже пошла. Идет-идет, такая красивая песчаная дорога. Дальше идет, уже есть захотела. Думает:

- Сейчас дров соберу, огонь сделаю.

Стала гнилой пень ломать, слышит голос из-под земли:

- Кто это мне трубу сломал, иди сюда!

Зашла под землю, там старушка в избушке живет, шогмаш-пюнким. Она спрашивает:

- Пустишь ночевать меня?

- Ночуй, только трубу наладь, пол помой, воды принеси.

Она трубу наладила, пол помыла, воды принесла. Стали они ночевать. Утром старуха спрашивает:

- Куда путь держишь, девушка?

- Сестра мне рассказывала, что она парня красивого в амбаре достала, я тоже туда пошла.

- Ты мне хорошо сделала, я тебе тоже хорошо сделаю. По дорожке пойдешь, потом две дорожки будут, одна направо, другая налево, иди по левой. Иди-иди, там амбар старый, заходи туда, там ящики стоят всякие, золотые и плохие. Ты бери плохой, золотой не бери. Обратно пойдешь, тебе белки   и ронжи кричать будут: "Девушка, оглянись на нас!". Ты их не слушай, иди своей дорогой, не оглядывайся, с ними не разговаривай!

Идет-идет она, вдруг две дорожки, одна направо, другая налево. Она пошла по левой. Вдруг видит амбар старый. Зашла в него, увидела ящики. А там парни-невидимки жили, вон- юнги это были, красавцы, они ящиков понаставили. Она не послушала старуху  и взяла золотой ящик. Идет обратно. Ронжа ей кричит:

- Девушка, загляни к нам, покажись, какая Ты есть!

Она туда посмотрела, разговаривает, болтает с ронжой. Идет дальше. Белка кричит ей:

 - Девушка, загляни к нам, покажись, какая ты есть!

Она с белкой тоже разговаривает, болтает. Приходит к старухе:

с.44:

- Вот я какой ящик взяла.

- Ну какой взяла, такой и бери, сама выбрала.

Переночевала у старуха, пошла  домой. Пришла домой,  под подушку ящик положила, к сестре не пошла. Думает, что хорошего парня принесла. Утром ей так спать хочется, слышит, кто-то ее будит:

- Вставай, я есть точу!

Она встала, а это старый-старый старик, вся голова саргой обмотана. Это Сэвсики был. Он молодой парень, только заколдованный,  поэтому старый.

- Не хочу с тобой жить!

- Не будешь меня кормить, я тебя съем!

Осталась с ним жить, что поделаешь, жить-то хочется.

24 [Инцест матери и сына]

ПОКИНУТЫЙ МАЛЬЧИК

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

В одном прекрасном месте жила девочка. Она не знала, есть ли у нее отец и мать. Когда она спала, к ней ходил вон-юнг. Вдруг она беременная стала. Она ничего не знала, плачет:

- Какой позор, что люди скажут: одна живешь и вот беременная!

Ну ладно, родила она сына. Думает-думает:

- Что делать, куда парня девать?

Положила его в зыбку, ремнями запеленала. Весной, когда лед начал ломаться, на лед поставила. Думала, что он погибнет.

Там недалеко жил старик со старухой. Она не знала, что рядом люди живут. Раз старик говорит:

- Воды нет, старуха, принеси!

Старуха пошла по воду. Видит, лед плывет и где-то ребенок плачет. Думает:

- Подожду!

Смотрит: на льдине ребенок в люльке плывет.

- Матушки, откуда ребенок?

Она берет люльку, несет старику, говорит:

с.45.

- Старик, я ребенка в люльке нашла!

- Вот счастье, будем ростить!

Растет он, старика со старухой отцом-матерью называет. Такой красивый вырос! Каждый день на охоту ходит, добывает. Девчонка та живет. Раз говорит:

- Скучно что-то, пойду в другое место жить.

Поехала по речке. Вдруг видит, избушка стоит, собачонка лает человеческим голосом:

- Во-во, черт идет, дьявол идет!

Старуха вышла посмотреть, увидела девушку. Та заходит и спрашивает:

- Можно у вас ночевать?

Старикам девушка понравилась. Она все еще молодая была и красивая. Начала помогать им. Они ее не отпускают:

- Живи у нас, у нас сын есть, пошел на охоту, вечером придет.

Она живет. Вечером пришел сын с охоты, разговорились. Девушке парень понравился. Она осталась жить ради этого парня. Парню девушка тоже понравилась. А когда старуха мальчика подобрала, у него на голове кровь и рана была. Теперь они поженились. Стали жить-поживать. Раз он приходит, говорит:

- Поищи у меня в голове.

Она стала в голове искать, смотрит, там рана длинная.

- Что это у тебя на голове рана?

- Не помню, мама говорит, с детства шрам этот.

Он опять на охоту ушел. На другой день она у старухи спрашивает:

- А почему у него шрам на голове? .

Тогда старуха все рассказала.

- Это не наш сын, мы его ростим. Мы его маленького  нашли, в люльке сидел. Я пошла по воду, его увидела, жалко стало, подобрала, мы его вырастили.

Она узнала, что это ее сын и повесилась. Он вернулся вечером с охоты. Сперва старики ничего не говорили. Он спрашивает:

- Где она?

- Она убежала в лес, несчастье случилось. Она рассказала

с.46:

нам, что она своего сына в люльке по реке сплавила, это ты ее сын.

Он побежал, сам себя убил.

25 [Солдаты из коробочки побеждают врагов, доставляют жену. Ср. АТ 560*]

ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

Ульяна Николаевна Бардина, род. в 1913 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

На лесной речке живет вон-юнг. Это парень, сын лесного царя. Он не знает, есть ли у него отец-мать, один живет. Лежит на перине, спит, думает:

- Как мне завтра встать, худое меня ждет.

Утром встал, вышел, слышит, народ где-то внизу шумит. Там змея внизу идет, семь голов у нее. Один рот внизу по земле тащит, один рог на небо разинула. Чем спасаться?

А у него под подушкой лежит коробочка, там солдаты оловянные. Вышли, ножиками змею убили. Он баночку опять под подушку положил, спит.

Утром встал, вверху народ сильно шумит. Вода большая идет.

- Как будем спасаться, вода большая идет!

Встал, достал из-под подушки баночку, открыл. Народ оттуда вышел, ножами дырки в земле сделали, вода туда ушла. Баночку опять под подушку положил. На третий день думает:

- Мне надо березу, чтобы с одной стороны косач клевал, с другой золото капало.

Утром взял баночку, солдатики вышли. Вот растет береза, на ней косач клюет, с другой стороны золото капает.

На четвертый день думает:

- Как бы завтра так сделать, чтобы с одной елки золото капало, на другой стороне птицы сидели.

На другой день встает, баночку вытащил, солдатики вышли. Вот стоит елка, с одной стороны золото капает, с другой стороны птицы сидят. На пятый вечер думает:

- Как мне сделать такой дом, чтобы с одной стороны серебряный, с другой - золото капало?

Утром встал, баночку вытащил, вышел народ. Вот стоит дом,

с.47:

с одной стороны серебряный, с другой - золото капает. Потом ложится, думает:

 - Как бы мне жениться?

В какой-то город поехал, там ему говорит народ:

- У царя дочь красивая.

Он солдатам говорит:

- Мне эту девушку принесите.

Они окно сломали, ему девчонку принесли. Он женился. Потом у него сын родился, у него голова золотая. Потом дочь родилась, красивая-красивая. Сына и дочь в другой город отдали, женились они и стали жить-поживать. И теперь где-нибудь живут.

26 [Два охотника - хороший и плохой. Жене надоело таскать мясо, безрезультатно пытается «испортить» мужа. Неудачливый охотник следит за первым; тот умирает от его взгляда. Назван рассказчицей Тором-пах - «сыном бога»]

КРЫЛАТЫЙ ОХОТНИК

Ульяна Николаевна Бардина, род. в 1913 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Жили два охотника в урмане. Один плохо охотился, другой добывает лося, оленя - все добывает. У жены уже на груди кожа ободралась от ремней мясо таскать. Жена думает:

- Что мне делать? Надоело мясо таскать.

Раз она варила, портянки немного сварила. На другой день он опять много добыл. Она ему чирки старые сварила, он опять много добывает.

Другой охотник всю ночь беспокоится:

- Не могу ничего добыть, мне что-то не верится. Сегодня я буду за ним следить.

Он пошел, второй за ним следит. Первый не оглядывается. Второй по его Следу идет, но немного в стороне, чтобы тот не увидел. Подходят к чистому болоту. Этот думает:

- Как следить буду? Чистое болото, он меня увидит.

Отошел в сторонку, с края болота смотрит. Тот поднялся, у него под крыльями пламенные крылья. Он крылатый человек был, раньше такие были. Поднялся, этого увидел и упал на землю. Потом второй рассказывал, как было дело. Домой приходит и жене того охотника говорит:

с.48:

- Ваш муж заболел.

Пошли туда, он уже умер. Это был Тором-пах - сын бога.

27 [Топонимическое предание. Две женщины и людоед. Нарушение запрета шуметь в урмане.]

КОТЕЛЬНЫЙ ЛЕС

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Нюролька речка есть. В ее вершине два брата жили. Мужья на охоту ушли, жены дома остались. У одной было двое детей, а у второй один. Она весь вечер баловалась, а ночью в урмане шуметь  и дрова рубить нельзя. А она грудь вытащит, ребенка дразнит: то даст ему, то уберет. Другая говорит:

- Здесь худое место, самое шайтанное место, ты потише!

Она вышла, думает:

- Пойду послушаю на берег.

Вышла, стоит. Ей кажется, кто-то разговаривает, это юнг:

- Мне вода до пальцев дошла.

Он лезет в воду, реку переходить хочет.

- Теперь до колен дошла. Теперь до пупа дошла. Теперь буль-буль - ртом булькает.

Она прибежала, ребятишек одного в подол положила, одного рядом поставила. Юнг зашел, в дверях сидит. Она говорит:

- Дедушка, ты маленько сторонись, я гнилушки вынесу.

Он отступился, она вышла. В обласок села скорей, один котел с собой положила. В доме уже слышит, заревели. Он задушил их, на улицу выскочил, кричит:

- Брось котел!

Она бросила. Котел присосался к земле. Пока юнг его вытаскивал,  она уехала на обласке.

А у той юнг кишки на ивас надел, ребенка проглотил. И в месте, где котел присосался, вода до сих пор кипит. Это место называется "Котельный плес". Та в Мыльджино убежала.

Мужчины выходят домой из лесу. Где снег начал таять, река голая.

- Что-то следов не видно, из трубы дым не идет!

Заходят, батюшки! Кишки и грудь висят на ивас, больше никого нет. Они сели в обласок и уехали.

с.49:

28 []

ПТИЦА КЯРЭС

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Отец парня под замком держал. Почему под замком держал - не знаю. В темном месте в подполье держал. Он как-то свет увидел, в дырочке подсмотрел.

- Какой белый свет красивый! Почему меня отец под замком держит?

Раскопал дыру, вышел на белый свет. Здесь птицы всякие летают, так хорошо!

А отец строго ему наказал не выходить. Вышел на берег, там корыто. Сел, поехал по воде. Потом снова в подпол спрятался. Отец что-то догадался, спрашивает:

- Однако, ты выходил?

- Нет!

Второй раз вышел, пошел на берег, в корыте по воде ездил.

Подходят старики, просятся:

- Увези нас, нам в город надо.

- Как я вас на корыте перевезу?

- Как-нибудь, перевези только.

Он перевез.

- Ты нас перевез, теперь тебе счастье будет. Женишься, тебе счастье будет. Пойдешь завтра, там косатая береза растет. Выкопаешь ее, поставишь, тебе каждый день будет золото.

Он пошел, увидел косатую березу. Выкопал, принес домой, поставил. Утром встал, на нее разные птицы прилетели, клюют и золото падает. Каждый день золото падает. Отец приходит:

- Опять ты выходил?

- Нет, я не выходил.

Один раз сознался:

с.50:

- Я хочу выйти на белый свет, я счастье нашел.

И рассказал все. Отец спрашивает:

- Где ты столько золота берешь?

- Вон береза, с нее золото падает, когда птицы клюют.

Снова вышел из подпола, думает:

- Сегодня я подальше пойду.

Старики ему еще баночку дали. Если ее бросить на пол -конь выйдет. Он бросил баночку, вышел вороной жеребец, чернокрылый. Поехал разгуляться. Вдруг впереди пламенный огонь. Думает:

- Вот я попал!

Конь говорит по-человечески:

- Ты не бойся, три раза меня ударь по левой стороне.

Он сделал так. Три раза ударил его по левой стороне, конь крылатый сделался, перелетел через огонь. Ехали-ехали, приехали  в одну деревню. Там все люди слепые.

- А почему вы все слепые?

- Не знаем. Куда ты идешь? Вылечи нас, тогда возьмешь царскую дочь красавицу.

- Где мне на нее посмотреть?

А они слепые, сами ее не видят. Стоит дом высокий, девушка из окна выглядывает. Красивая, косу спустила вниз. Он думает:

- Как мне выручить их? Съезжу дальше.

Им сказал:

- Доеду до одного места. Когда приеду, вам помогу.

Ехал-ехал, вдруг видит, стоит большое дерево. Там две птицы Кярэс летают, песок таскают на гнездо. Песок сыпется, его несет на деревню людям на глаза, люди слепнут.

Он залез в гнездо, там два маленьких птенчика. Он им шеи перевязал веревочками. Птицы к нему скоро пролетели:

- Помоги, у нас птенцы заболели. Может, поможешь, вылечишь?

- Вылечу, если вы гнездо уберете на другое место. Люди из-за  вас все ослепли. Буду лечить вас.

Залез, птенцов развязал, вниз спустился.

- Вот, вылечил.

- Приедешь в деревню, все люди с глазами будут.

с.51:

Птицы улетели с этого места. Он едет назад в деревню. Все люди уже с глазами. Надо свадьбу играть. Женился, весь народ на свадьбу пришел гулять. Решил невесту домой везти.

Едут-едут, вдруг костер пламенный, все еще горит. Она говорит:

- Мы сгорим!

Конь ему говорит:

- Ударь меня как в тот раз три раза с левой стороны, сверху огонь переедем.

Он ударил коня Три раза с левой стороны, перескочили огонь. Приезжает домой с невестой к отцу. А тут золота отцу  полный стол насыпалось. Дом стоит железный-каменный, а птицы все еще золото носят. Тут они живут, сыновей-дочерей замуж отдают и снова город строят.

029

ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК

Анна Николаевна Анжина, род. в 1906 г., неграмотная.

Пос. Айполово Каргасокского района Томской области.

Жили-были старик со старухой. У них было двое ребятишек, брат с сестрой. Раз им говорит старик:

- Ну, ребятишки, идите в лес за дровами.

Они пошли. Шли-шли, дрова нарубили. Пошли дальше, там сухие. Вдруг говорят друг другу:

- Пойдем домой, дров много заготовили.

Оказалось, что они не знают, в какую сторону идти. Выбрали одну сторону, пошли. Шли-шли, дальше идти не могут, совсем запутались. Как быть? Вдруг видят маленький домик.

- Кто тут живет, это не наш дом. Есть тут кто-нибудь?

- Кто там? Что вам нужно?

Это была баба-яга.

- Пусти нас ночевать, мы заблудились.

- Заходите ночуйте. Дров принесите, у меня сил нет, некому принести.

Они все сделали, ночевали здесь.

- Как домой пойти, не знаем.

- Ну, я вам расскажу. Идите домой, я вам клубок дам ниток,

с.52:

куда покатится, идите за ним. Кончится нитка, смотайте снова и бросайте вперед, и снова идите. Всю жизнь берегите его.

Они шли-шли за клубком. Когда глубок кончается, они сматывают и бросают, снова идут. Клубок домой их привел. Мать-отец дома встречают их:

- Где вы были? Как живы остались? Погода плохая, дождик сильный.

- Мы заблудились. Вышли к избушке, там одна старушка живет, у нее остались ночевать. Она дала нам клубок ниток, мы его всю жизнь беречь будем.

030

ВОЛШЕБНАЯ ДОМБРА

Гриша Каткалев, род. в 1959 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жил-был мальчик, у него были отец и мать, и бабушка. Медведь съел отца и мать, мальчик стал у бабушки жить. Он стал охотиться, добывать других зверей. Бабушка однажды сказала:

- Далеко не ходи, а то медведь съест.

А мальчик подумал:

- Какой-такой медведь? Пойду, не съест.

Пошел далеко в лес, видит дом, а там сидит какой-то лунг и приговаривает. У него была волшебная домбра панан-юх. Поиграет лунг на домбре, и пятилетний олень к нему придет. Он нащупает его и съест. Он жирное мясо в сторону откладывает, а мальчик подбирает его. Лунг говорит:

- Кто мое жирное мясо подбирает? Я, наверно, его в котел бросил.

Мальчик домой вернулся, переночевал у бабушки. Утром опять туда пришел. Лунг опять на панан-юх играет, опять к нему пятилетний олень приходит, он его съедает. Жирные куски в сторону откладывает, мальчик их подбирает. Потом лунг догадался:

-Наверное, это мальчик, у которого я отца-мать съел. Сейчас мне попадешься!

Мальчик домой прибежал. Бабушка спит. Он бабушке на шею камень привязал и себе на шею камень привязал. Вдруг они

с.53:

поднимаются и полетели, в трубу залетели и в котел к этому медведю попали. Он говорит:

- Все, я их съем!

Сжарил их, из котла вывалил, ест и говорит:

- Что это у них такое крепкое мясо?

Мальчик пошел оттуда и панан-юх украл, дома стал играть. Мальчик бабушке сказал, чтобы она на крыше пешню привязала. Бабушка так и сделала, и он стал играть на домбре. А медведь поднимается, полетел на крышу, на пешню наткнулся, разбился. Мальчик с бабушкой стали жить.

031

СТАРИК И МЕДВЕДЬ

Гриша Каткалев, род. в 1959 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жил-был дедушка. Он поймал маленького медведя. Притащил его домой, стали они вместе жить. И вот медведь большой стал. Однажды вдруг медведь рассердился, и старик испугался и подумал:

- Сейчас медведь на меня налетит.

Медведь перепрыгнул костер и выбежал на улицу, там с другим медведем подрался. Старик тоже выбежал и кричит:

- Сынок, отойди!

Старик выстрелил в того медведя, говорит своему:

- Иди домой.

Старик с медведя шкуру снял и потом мясо стал есть. Он разбудил своего медведя:

- Теперь ты ешь!

Они жили-жили, и как-то раз старик медведю сказал:

- Иди куда хочешь.

Привязал к руке цепь и добавил:

- Люди будут в тебя стрелять, руку подними.

И он ушел, и лежит в берлоге. Охотники пришли, стреляли, он руку поднимал все время. Пять рогатин сломал.

с.54:

СМЕРТЬ СТАРИКОВ

Саша Каткалев, род. в 1959 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жили-были старик со старухой. У них было два мальчика. Когда старик в лес уходил, мальчики стали учиться стрелять из луков. Потом они вышли на берег, сели в облас. Видят, старик едет. Они облас выдернули на берег и спрятались за пнями. Тут старик подъехал. Один мальчик выстрелил, старик перевернулся. Потом говорит другому:

- Теперь ты стреляй.

А он говорит:

- Я не умею, может быть не попаду.

Тот мальчик говорит:

- Ладно, я сам стреляю.

Потом они старика вытащили на берег, старик умер. Взяли у него нож, пошли домой. А старуха варит суп. Они пришли, говорят:

- Дедушка умер.

А старуха не верит. Они снова:

- Ики пыпэл.

А старуха все еще не верит. Тогда они нож достали и воткнули в бревнышко у костра. Бабушка сразу себя горячей водой облила.  Она умерла. Мальчики стали жить.

033

ЗАЯЦ И ВОРОНА

Сергей Каткалев, род. в 1959 г., грамотный.

Пос. Королики Нижневартовского района Тюменской области.

Жили в лесу рядом заяц и ворона. Заяц все время охотился, а ворона дома сидит. Однажды воронята пришли к зайчатам в гости. Зайчата мясо едят, спрашивают у них воронята:

- Где ваша мать мясо достает?

Они отвечают:

- Мы не знаем. Она, как день наступает, в лес уходит.

Зайчата их угостили. Воронята пришли домой, рассказали, что те едят мясо. На другое утро ворона собралась, пришла к зайцу,

с.55:

чтобы вместе на охоту идти. Спрашивает:

- Можно вместе на охоту идти?

Заяц говорит:

- Ты такая крикливая, та меня выдашь!

Ворона долго уговаривала, заяц согласился, отправились вместе. В лесу Сэвэс на нартах возил бобров, и заяц говорит:

- Хоть бы одни слетел с нарт!

Когда Сэвэс проходил мимо, один свалился.  Заяц взял и опять домой принес. Домой пришел, воронята спрашивают:

- Где наша мать?

Заяц говорит:

- Она жирного бобра тащат, никак домой не может прийти.

Они домой побежали, воды в котел налили, чтобы она закипела. Подождали, опять прибегают:

- Где наша мать?

Заяц говорит:

- Ваша мать погибла. Сэвэс ее шкуру дочери на перину взял.

Долго не думая, воронята опять домой пришли. Старшая дочь таганок вытащила, воду в ямку вылила и сама туда спустилась. Там ходит, плачет. Вдруг она заметила березу и стала бересту снимать. Оттуда ведьма:

- Ты зачем мой дом разрушаешь?

Подозвала к себе, стала ее угощать. А та ничего не ест, не привыкла к такой еде, свою пищу ест. Угостила малость, вечером стали ложиться спать. Ведьма говорит:

- Твою одежду вниз положи, а мою наверху.

Так и сделала. Она специально так сделала, чтобы убежать от нее. Когда дочь вороны уснула, ведьма ее одежду одела и ушла на подволоках. Та проснулась - одежды нет, все ведьма унесла. Говорит:

- Пусть одна лыжина вперед скользит, а другая назад. Палка пусть по лицу бьет, рукавица пусть царапает везде.

Одела одежду ведьмы и по ее следам пошла. Вдруг замечает по следу, что одна лыжина у ведьмы вперед катится, а другая назад. Еще идет, видит кровь на дороге. Увидала ее ведьма, подошла к ней, говорит:

с.56:

- Что такое, сначала хорошо шли, а потом одна лыжина вперед, а другая назад, и палки стали бить по лицу, и рукавицы меня до крови царапают.

Та отвечает:

- Ты в другой раз не одевай чужую одежду!

Переоделись они в свои одежды. Вдруг видят, два парня катаются с горы. У одного колени железные, у другого деревянные. Ведьма стада кататься с парнем, у которого были деревянные колени, а та с парнем, у которого железные колени. Вышли за них замуж. Так пожили в том месте и начали мужьям шубы шить. Эта женщина шьет, а ведьма прибегает:

- Как тут скроить?

Та показывает. Ведьма снова прибегает:

- Как тут склеить?

Она, оказывается, клеила одежду. Парни пошли кататься, и у мужа ведьмы одежда расклеилась.

У обеих скоро по ребенку родилось. Поехали они в гости. По дороге ведьма своего ребенка проглотила, а та спрашивает:

- Где ребенок?

- Не знаю куда девался.

Та женщина с мужем на лошади впереди ехали, а ведьма с мужем сзади и кричат:

- Как вы проехали, там  такие скалы?

А те отвечают:

- Скачите сильнее!

Поехали те на всем скаку и разбились. Подъехали к великанам Сэвсэт. Женщина говорит:

- Ты не пей, муж, чересчур много.

Зашли в дом. Сэвсэт вино пьют и начали их угощать. Женщина не пьет, за воротник выливает, а муж пьет. Опьянели Сэвсэт, мужа Б лес унесли, гвоздями ладони и ноги к дереву прибили. А жена с ребенком осталась у великанов. Ее муж проснулся - прибитый. Попросил птицу Варас гвозди вытащить. Она вытащила, и он к этой деревне пришел. Когда пришел, его жена собак кормила. Они поговорили. Сэвсэт в доме догадались, что она с мужем разговаривает. Она зашла, они ее спрашивают:

- С кем ты разговаривала?

с.57:

Она отвечает:

- С собаками!

Во время разговора муж сказал ей, чтобы она в  люльку положила игольницу, чтобы ребенок укололся и плакал, чтобы Сэвсэт ничего не слышали. Сэвсэт разговаривают, а он на крышу залез и слушает, что они говорят. Ребенок плачет. Старый Сэвэс говорит:

- Что-то мы давно свои сердца не смотрели. Там есть Заячья речка, там находится заяц, а в нем утята. Эти утята - сердца Сэвсэт.

Он эти слова услышал и отправился на ту речку зайца искать. Встретил зайца и из лука выстрелил. Распорол его, оттуда утята вылетели. Всех собрал и возвратился в деревню. Залез  на крышу и смотрит в трубу чувала. Одного задавит утенка и один Сэвэс валится, потом другого - другой Сэвэс валится. Так всех передавил. Потом они начали жить-поживать.

034

ВОРОБУШЕК И СЕСТРЕНКА

Прохор Прасин, род. в 1957 г., грамотный.

Пос. Корлики Нижневартовского района Тюменской области.

Жил-был воробушек и его сестренка. Раз воробушек пошел сети проверять. Он поймал большую щуку. Он делает нарту сосновую, потом березовую, все у него ломается. Потом делает железные санки. Он щуку положил на нарту, кое-как домой привез.  Домой принес и говорит сестренке:

- Свари рыбу, мне оставь голову и внутренности.

А сестра все съела, простую рыбу оставила. Потом воробушек влетел:

- Тя-тя-тя, здравствуйте вам!

Не стал рыбу есть, улетел. Прилетел к дому медведя Сэвсики. Он увидал тарелку с маслом, стал есть масло, потом еще раз поел и не может подняться, сел в уголок. Потом приходит медведь:

- В моем доме что-то темнеется.

Медведь его поймал  и хотел зажарить. А воробушка ему говорит:

с.58:

- Не жарь меня, я тебе дам в жены свою сестрёнку.

Медведь ему говорит:

- Ты полетишь, а я как увижу, куда ты летишь?

А воробушек ему говорит:

- Одним крылышком по земле бороздить буду и догоняй.

Потом воробушек пришел домой и говорит:

- Сестренка, я тебя отдам медведю.

Сестренка заплакала, и воробей ей говорит:

- Приготовь топор, постель и мою шпагу (т.е. пальму). Двери сделай маленькие!

Потом пришел медведь и стал заходить, говорит:

- Что у вас двери маленькие?

А сестра говорит:

- Заходи, ничего не маленькие.

А его сестренка схватила топор, как стукнет его. А воробей его шпагой поронул, и он умер, и его подожгли.