Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

СМЭФ

Василевич

№ 30. Ворон

М. Йолигир (5). Туру

Вначале три земли было. вверху жил бог (ховоко), внизу жил старший брат его - сатана*. На средней земле бог работал, сатана тоже работал.

Бог сделал утку, сатана сделал тоже, подобно ему, гагару. Бог сделал лебедя, сатана сделал дятла; бог сделал россомаху, сатана сделал медведя; бог сделал лисицу, сатана сделал волка.

Бог дал всем имена. Все, сделанное сатаною, он запретил (не дал) людям есть. Потом бог сделал мужчину (и) женщину. Его помощник был ворон. Этот ворон (караулил) охранял творения его. Бог спрашивал его: „Что делают они?" - „Живут, детей рожают, много людей стало. Промышляют они, убивают лисиц, россомах", - говорил ворон. К ворону пришел сатана, просил: „Мне дай творения его посмотреть, я тебе дам хорошую еду - содержимое желудка дам тебе". Ворону дал. Съевши, сказал: „Вкусно". Потом бог спросил: „Как люди живут?" Ворон сказал: „Я дал их сатане посмотреть (чтобы он посмотрел)".

Бог рассердился на ворона, заставил его есть гнилье (и) помет.

______________________

* В оригинале - Хатана

с. 29-30

И. Лопаль. Д. Катонга

№ 31. Откуда смерть пришла

Бог (шовоки) делал (обрабатывал) камень (и) землю. „Пусть будет крепкая душа*", - сказал. Положил камень (и) землю на доску, сушил, собака караулила. Бог ушел, работать пошел. Сатана** пришел, сказал собаке: „Ты собака голая (есть), богом сделанные души дай мне посмотреть, я тебе кафтан дам". Посмотрел сатана на души (и) плюнул.

Вечером пришел бог, собака сказала: „Мне сатана кафтан дал". Бог сказал: „Ты что дала сатане?" - „Я души дала ему". Бог спросил: „Ты какие души дала?" - „Твое творение".

Бог заплакал, от плевка сатаны люди стали умирать.

_________________________

* Оми

** Шатана

с.30

с.31

И. Букочар. Олекма

(1929 г.)

№ 32. Два брата

Давно два брата были, земля тогда только что сделалась. Те братья друг друга не любили.

Старший очень худое делал - насекомых. Младший делал людей. Старший на нижней земле жил, младший на верхней жил.

У младшего была собака, собака была без одежды. Он (младший) делал людей костяных с мясом. Тех сделанных людей, закрывши на ключ, в амбаре положил. К другим творениям собираясь уходить, собаке отдал ключ. Ключ отдавая собаке, сказал: „Старший когда (если) придет, амбар не открывай, как бы ни говорил, не открывай". Собака дома амбар охраняла. Когда она была дома, к собаке пришел старший. У собаки спросил: „Младший куда ушел? когда придет? что сделал?" Собака сказала: „Вверх ушел, когда придет, что сделал, не знаю". Старший собаке сказал: „Амбар открой". Собака сказала: „Не открою, не стану открывать". Старший сказал собаке: „Амбар если откроешь, одежду дам, на дожде не промокнешь, в жару не нагреешься, в холоде не замерзнешь, одежду дам". Так когда сказал, собака амбар открыла. На сотворенных младшим людей подул; после того как подул, люди стали болеть. Собака с шерстью стала. Так сделавши, старший (брат) ушел.

После этой порчи, десятидневка прошла, младший пришел домой. Домой доходя, увидел с шерстью ставшую собаку. У собаки спросил: „Откуда одежду взяла?" Собака сказала: „Старший, придя, дал". - „Зачем открыла амбар?" - „Одежду дам, когда сказал, открыла". Младший в амбар вошел, люди его часть болеют, часть живут. На тех живущих дуя, „Кровяными станьте", - сказал. Те люди поправились, с кровью стали. „Собака, - сказал младший, - за людьми ходящей стань, вместе с человеком, когда убьет (он), добычу от охоты ешь".

с.32

М. Йолигир (5). Туру

№ 33. Рябчик

Вначале рябчик большой был. Бога испугал он (бог* испугался от него). Бог, человека делая, держал, тот упал на землю. Когда упал, старший брат-сатана плюнул слюною на творение его. Сатана сказал: „Пусть будут со слюною, с соплями, от этого болящими пусть будут". Бог рассердился на рябчика, разделил мясо (его). „Собаке дам от твоего мяса, куропатке дам, тайменю дам, тетереву дам, всем рыбам дам, самому чтобы немного осталось; меня бы не испугал бы, люди бы не умирали, не упали бы". Теперь люди смертными стали.

____________________

* Ховоки

** Хатана

с.32

А. Камбагир (Ин-т). Нгоконно

№ 34. Рябчик

Вначале рябчик большой был, лося больше был. Однажды шел бог*. Бога испугал рябчик. После того, как заставил испугаться, (бог) мясо рябчика рассек, бог отбавил от мяса его. Он поделил

всем живущим мясо рябчика. Поэтому сейчас рябчик маленький стал.

________________________

* Эксери

с.32.

А.Камбагир (Ин-т). Нгоконно.

№ 35. Тетерев

Вначале у тетерева не было имени. Однажды тетерев, потом сова будучи, пошли к богу*, жалуясь друг на друга. Дошли до бога, стали жаловаться друг на друга; тетерев сказал: „Сова меня хватает". Сказала сова: „Я никогда не хватала тетерева, тетерева хватает тетерев-ястреб". Тетерев сильно устыдился, в снег упал, под снегом насквозь. Поэтому теперь под снегом лазающим стал. Бог сказал: „Дикий тетерев". От этого имя (его) тетерев стало.

___________________

* В оригинале - Эксери