Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

041 (сказка Дочь солнцы и сын пашенного)

Дочь солнца и сын пашенного

В старину богатый купец, будто, жил. Жил он, говорят, не на русской дороге, в малоизвестной местности. Следом за ним придя, много людей там поселилось. Найдя это место, разбогател; потому и назвался богатым купцом. Среди стольких людей как же не будет пашенных? У пашенного в середине зимы жена родила сына. И вскоре пашенный умер. А купец тот живет вроде царя. Как будто бы он ихний хозяин, только он и слывет советчиком; так живет. Вот сколько уж времени так они жили. У этого купца есть женщина; женщина эта ни разу детей не рожает. Вот теперь, живя вместе с нею, с женщиной своей, купец этот поспорил. Женщина его сказала:

- Солнце наше поверху ходит только.

Муж:

- Солнце наше в море спускается, под воду.

Спорят, тогда муж ее очень большого грамотея письмо заставляет читать, где сказано, будто солнце в воду уходит; а жена его: "Письму не верю!" - говорит. Таким образом, с женщиной своей повздорив, по старине присягали, говорят: побожившись, с клятвой письмо писали, - как быть тому, кто проспорил? Так значит, надо им такого найти человека, который бы разузнал, как солнце над миром ходит. Купец как подумает: если из его людей хороший человек пойдет и умрет, жалко ведь! Поэтому

с.150

выбирает наихудших из людей. За сыном пашенного одного человека послал. Вот к этому мальчику пришел тот и сказал:

- Царь твой призывает, приходи скорей.

Этого купца они называли царем.

- Зачем же он тебя зовет? - говоря, мать своему сыну: - иди, - сказала.

Сын ее к царю - купцу этому - вошел:

- Для чего ты призвал меня? - спросил.

Вместе с женщиной, вскочив с мест, рассказали те обо всем.

- Мы в жизни своей ни разу не споривши жили; вот ныне только поспорили; о путях солнца спорили. Один из нас говорит, что поверху ходит, другой -  что, понизу ходя, в воду спускается. И вот, об этом поспорив, мы поклялись, и муж, и жена; приняв присягу, присягой себя обязали. Если к солнцу на разведки отправится человек, если узнав обычаи солнца, придет, если скажет, что солнце в воду спускается, - тогда,  обязанная присягой своей, женщина-человек, я умереть должна. Если, не спускаясь в воду, поверху только ходит, - тогда в силу клятвы своей, я, мужчина-человек, должен умереть. Ради этого мы тебя призвали, сына пашенного. "Не знаю!" - не уверяй, "Не пойду!" - не говори; все равно, заставив итти, пошлем. Здесь умереть или там погибнуть - не все ли тебе равно? Если здесь умрешь, собаки съедят; если в далекой земле, на чужбине умрешь - черви съедят. Если твой ответ - не ходить, тут же голову с тебя снимаю. Ответ свой скажи, каков он? Если в назначенный день не отправишься, голову тоже сниму.

На это мальчик со слезами сказал:

- Завтра утром отправлюсь. Очень горько мне, стоя вот здесь, дать себе снять голову. Лучше уж я, заблудившись, в далекой земле умру.

Так сказав, вышел мальчик. Со слезами пошел домой. Мать спросила:

- О чем плачешь?

с.151

- Царь с женщиной своею поспорили. Один из них говорит, что солнце в воду иногда опускается, другая говорит, что солнце только поверху ходит. За решением этого спора меня посылают. Хороших людей от работы оторвав, жалеет послать, а меня, если там и умру, за собачий помет не сочтет; голову сниму с тебя, говорит, если завтра утром ты не отправишься!..

Так говоря, долго они в разных местах, плача, сидели. Бедные люди, что ж теперь будет у пашенного! Настал вечер и сказала мать своему сыну:

- Ну, спи; попробуешь утром пойти.

Старуха уснула или нет, только в полночь сына своего разбудила:

- Пора уж, вставай! - сказала. - Лучше уже на далекой земле погибнешь, чем здесь от руки человека умрешь.

Накормила сына, собрала одежонку, последнее свое на него надела. Кончил есть.

- Ну, выходи, - сказала.

За сыном на улицу вышла. С наружной стороны подошли к углу дома, глядящему в ночную сторону.

- Ну, слушай, буду говорить. - Мать, из кармана достав, сыну в правую руку вложила шарик. - Когда ты этот шарик бросишь перед собою на землю и он побежит назад, тогда не пойдешь; куда он покатится, туда и пойдешь. Сил своих сильно не трать, слишком за ним не гонись, тебя шарик уже не покинет. Где заснешь, там около тебя лежать будет; в сторону пути его двинешься - он зашевелится. Вот когда так за ним будешь следовать, он тебя приведет наконец к морскому мысу. Если, до берега доведя, дальше не покатится, здесь остановись. И вот там, когда землю взглядом окинешь, - вся земля будет покрыта только костями. Разглядевши, увидишь: это лосиные кости. Это будут очень древние кости, вполовину истлевшие. Собравши много этих костей, должен ты разложить их в таком порядке,

с. 152

в каком при жизни внутри зверя они находились. Это тебе обязательно нужно сделать "Как же я с этим поступлю?" думая, будешь стоять и смотреть. С места стоянки твоей в сторону леса глядя, увидишь, высокое место будет. Когда к нему подойдешь, наверху гладкий камень 6удет. Если тебе не по силу будет поднять - вот этим его приподнимешь, - так говоря, сыну железную трость подала. - Под этим им камнем будет лежать железный молот; сколько пудов в нем - не знаю; осилишь ли ты его или нет, не знаю; может и осилишь, поднимешь; тогда, за плечо закинув, к тем костям подойди и между рогами в лобную кость ударь молотом изо всей своей силы. Закидывая молот за плечи, в сторону тех костей посмотри. Кости, получивши сухожилия, соеднившись друг с другом, лягут. Если сил у тебя хватит, сильнее чем в первый раз в лобную кость ударь; потом, за плечо закинув, опять стой и смотри. Мясо заполнится, обрастет шерстью, величиною с сопку костяк этот будет. Если у тебя сил хватит, еще сильнее, чем во второй раз, ударь; только что молот твой в третий раз упадет - в четыре места опершись ногами, встанет зверь, запыхавшись, по сторонам поглядывая "С тех пор, как мир сотворен, я лежал; для какого такого дела ты меня разбудил? Слова и вещания свои скорей говори!" - скажет. "Э, я ради смертной нужды пришел. Расскажу", - скажешь ему и расскажешь. Вот и все мои слова кончены; ну, отправляйся, сынок мой милый! Когда еще буду на тебя я смотреть, брось твой шарик.

Когда сын еще шарик в руке держал, он из материи был. Когда же на землю упал, подобно солнцу  блестящим стал. Вот только и всего сделал мальчик, что пошел за ним. Зиму он узнавая по вьюгам, лето узнавая по дождям, шел и шел. Где шарик побежит, там бежит. На бегу уснет; проснется - шарик его лежит. В сторону шарика двинется, шарик опять покатится, сам знает в какую сторону. Катясь да катясь, шарик его к мысу морскому привел. К самому

с.153

берегу когда подошел, видит - только плавник; и дальше шарик его не повел, хоть и в обратную сторону его мальчик бросал в в сторону воды бросал. Помучившись так, оставил; куда же пошлет, раз не идет? Как пригляделся, то, о чем - деревья приплывшие, думал, теперь все костями оказалось. Древние кости; лежа распались, черви подтачивают. "Ну, давай это собирать!" Собирает. Если неверно суставы соединит, - другие кости подбирает. Сколько лет он так подбирал, откуда же будет знать? Может и несколько лет подбирал, неизвестно. Ну, все-таки, подобрал. Ни один сустав ошибочно не подогнал; все уложилось по его мысли. "Теперь я это подобрал", - говоря, в сторону леса стал вглядываться; там высокое место виднеется.

Когда подошел, наверху на земле гладкий камень лежит, оказывается. Сколько дней, железной тростью под низ упираясь, сдвигал он камень, кто же это узнает? Отодвинув, увидел: железный молот лежит. Этот молот взяв, с большим трудом за плечо закинув, на землю чуть не упал - такой он тяжелый. Хорошо подготовясь, к костям направился. Подошел; между рогами лобной кости ударил и снова за плечо этот молот закинув, посмотрел, думая, что кости его, наверное, врозь рассыпались. Вот когда посмотрел, кости, все до единой связавшись сухожилиями, плотно обросши, соединились. Вот набравшись сил, снова ударил ведь, по-медвежьи заревев, по-львиному зарычав*1. За плечо молот закинув, опять посмотрел. Мясом обросши, шерстью одевшись, вздувшись, костяк лежит. Сильнее чем в прошлый раз ударил, по-волчьи завыв, по-медвежьи зарычав. Только-только молот его упал, о землю четырьмя ногами опираясь, подобно быку дикого оленя шеей потягиваясь, зверь тот вскочил. Вот этот мальчик, испугавшись, куда деваться не знает, стоит.

- С тех пор, как земля создана, я лежал. Ради кого ты меня разбудил? Слова и вещания твои говори скорее!

с.154

- Э, зачем же я зря разбужу! Все расскажу, - сказал. - Которого за царя почитаем, тем богатым купцом на смерть послан, пришел. С тех пор, как они сошлись с женщиной своей, ни по какому делу не споря жили. В недавнее же время поспорил тот человек с женщиной своей. Поспорил он с женщиной вот о чем: один говорит, что солнце иногда под воду спускается, другая говорит, что солнце только по небу ходит. Вот, ради этого царем посланный, хожу по земле. Сам по своему изволению разве бы я пришел? Женщина пашенного, госпожа матушка моя: "Чем от царя умереть, лучше, в ту страну пойдя, тебе в пути умереть", - так говоря, послала. Если правда, что солнце в воду спускается; если подсмотрев, возвратясь, расскажу, - женщина его должна умереть; и муж должен умереть, если солнце поверху ходит; так они поклялись. Вот и все, что могу сказать. Мать моя о тебе сказала: "покажет".

Так они беседовали до наступления вечера. Солнце ихнее, как только вечер настал, на землю спустилось. Тот самый зверь "Садись верхом" говоря, в воду вошел, так что только одна спина темнела. По воде проплыв, на спину мальчик уселся.

- Вот и всё; мы отправились. Вот отсюда давай смотреть; царь ведь правду сказал, солнце в воду спускается. Солнца нашего никогдa сияние не ослабнет. Ныне мы стоим на самой середине моря. Ты может быть думаешь, что мы на земле стоим? Сейчас солнце низом пройдет. Под водой вce засветится. Ну, так смотри теперь!

Когда этот мальчик смотрел сидел, солнце ихнее в воду спускалось; по дну воды солнце ихнее, век сверкая, идет. Затем миновав их, наверх поднимаясь к небу, взойдя, опять солнце стало.

- Ну, увидел ли? - зверь спросил.

- Да, увидел, - мальчик сказал.

Так говоря, вернулись в сторону мыса; на то  самое место, где они ночевали, прибыли. И тут зверь его лось попрежнему весь рассыпался: и мяса

с.155

не стало, и шерсти нет, только лежат одни кости. Мальчик снес на высоту молоток, камнем опять придавил его. Сделав так, домой решил возвращаться, шарик перед собой покатив. И через три года после ухода снова домой пришел. Как только домой пришел - уснул; ночь всю проспал, утром встал и к царю своему пришел.

- Да ты пришел, оказывается? Здорово! - этот сказал. - Ну, далеко побывавший человек, расскажи! Послушаем слова и вещания твои?

- Далеко ходивший человек разве без слов будет? Кое-что имею сказать, - тот говорит. - Если я слова свои говорить буду, стоя ли будете слушать меня или сидя?

- По обоим концам стола нашего сядем, по обоим краям иконы, над которой клялись, руки свои положим.

- Чудесное я увидел, забавное посмотрел. Быстрого коня рысью пойдя, я к окраине моря, спустя зиму и лето, прибыл. На самую средину моря я на ивовой лодке приплыл. Достигнув средины, остановился. Со стороны неба солнце мое в воду спустилось. В продолжение ночи подо мною прошло, утром из воды вышло и снова настал дневной свет. Вот. господин, в все мои про это слова.

Как только это сказал, женщина в сторону мужа, хозяина своего, поклонилась, правотою его побеждена. И когда кончил мальчик рассказ о том, как солнце спускается в воду, - женщина та умерла. А они еще разговаривали, сидели. Мальчик, все слова свои рассказав, вышел. Господин их, царь, женщину свою в сторону солнца снарядил; погребли ее. И мимо ее погребения люди проходят. Кто мимо пройдет, тот пройдет, помолясь; кто мимо идет, поклонившись, проходит. "Ради того, что она умерла от рассказа про солнце, пусть солнце айыы дыхание ее приберет", - так говоря, перешептываясь, проходят.

Вот попрежнему люди живут. Вот дивятся, как он увидел, что солнце под воду приходит. Знали люди, что этот мальчик сначала очень худым человеком

с.156

был, из самых бедных; никакого учения не восприняв -  как же такой знающий человек оказывается? "Этот, науки не постигший, человек, как это, про все узнавши, пришел?" - говоря, удивляются. Таким образом, сколько-то времени прожив, царь народное собрание должен созвать. Сколько есть людей, всех собрал.

- Вот я, чтобы совет испросить, всех вас собрал. Когда госпожа ваша жива была, жил я как человек. Ныне же, даже и вам видно, если посмотреть, - разве по-человечески я живу? Вот об этом, чтобы спросить у вас, я собрал вас: посоветуйте, где в каком месте мне лучше бы было невесту найти?

- Да, действительно, правильно ты говоришь, - сказали его люди. - Куда бы ни вздумал за невестой итти, всякие мудрецы для этого есть. Если бы водою вздумал итти, водой идущий пароход сделаем; если по земле, - по земле идущий пароход сделаем. Тебе, великому, разве безымянную, 6езродную девицу подобает взять? Из безвестного песта возьмешь ты разве?

- Подобно всем людям рожденного за человека не считая, живу; так как же от человека обычно рожденная, такая женщина, как мне будет равна? Прежняя моя женщина не вровень со мною была; зато мое одно только слово сказанное услышав, не вытерпев, умерла. Поэтому я от земных людей жену брать не намереваюсь.

На это народ его сказал:

- Заветную думу свою сам выскажи; откуда намерен взять?

На это сказал:

- Вот человек, увидев, пришел рассказать, что солнце под водою ходит, - я же, древние письма читая, как солнце впервые устанавливалось, увидел: у солнца есть, оказывается, дочь, - такие письмена прочитал я. Видевшего обычаи солнца человека этого, пашенного  сына, послать за нею хочу. Если не достигнув, если не отыскав, вернется, - в тот день голову с него

с.157

я сниму. Правильно ли, люди? - говоря, у своей орды*2 спросил.

На это все до одного "Правильно!" сказывали, вскочили.

- На третий день отправляйся, - парню тому сказал. - Правильно ли я говорю, чтобы он на третий день отправлялся, орда? - сказал.

Правильно! - говоря, повскакали с мест.

Со слезами отправился пашенного сын домой. Домой со слезами вошел. Мать его:

- О чем плачешь?

- Если на третий день не отправлюсь, царь с меня голову снимет. Солнца дочь желая сделать своею женщиной, меня опять посылает. Если эту девушку не найдя, вернусь, все равно голову снимет.

На это мать его сказала:

- Засни; выдумал это царь, чтобы со свету сжить тебя; видно, сгубить задумал!

Вот парень заснул. В полночь мать разбудила его; чай пьет, сидит:

- Ну, что, ты наверное пойдешь в то же место, где был? - сказала. - Что я до каких пор тебя учить буду? Когда в то место придешь, те самые кости, что ты собирал, так же опять собери. Затем, как ты зверя будил, ударяя молотом, - так же вновь разбуди. "Не давая как следует уснуть, зачем меня мучаешь?" - с такими словами вскочит. На это опять слова свои расскажи. "Ради крайности великой пришел, - скажи: - если, ничего не найдя, назад возвращусь, царь с меня голову снимет. Где-то у солнца есть дочь; ее просить за себя он меня посылает. Где ни умру, не все ли равно? Мать моя, на тебя указав, направила. "Пусть мое дитя в тяжелые дни и годы под защиту свою возьмет!" - так заповедала, скажешь.

Кончила мать говорить; сын в дорогу отправился. Вот ушел и только. Век идет, опять за шариком следует. Разве долго пойдет туда, в те места? Вот там стал кости раскладывать, молотом в лоб ударил. Лось, раскрыв рот, вскочил:

с.158

- Даже и полежать как следует не давая, для чего меня разбудил? Слова и вещания свои скорей говори, если уж разбудил!

- Вот, ради приказа того царя, опять сюда прибыл. Солнце с дочерью, говорят, проживает. Царь наш, купец, дочь его за себя просить посла. "С подобною мне, с рожденною от человека, спать, говорит, не буду". С таким наказом послал. Если без нее приду - все равно голову снимет. Мать моя опять к тебе направила. "У всех людей причина смерти одна; пусть же мое дитя в тяжелые дни и годы зверь под защиту возьмет", - так заповедала. Вот так я прибыл. Если ты спрашиваешь слов моих и речей, только всего и есть.

- Ну, и я умер, и ты умер! Солнце дочь свою, если просить, не даст; разве только силой отняв, приведу. До завтрашнего рассвета жди, сиди вот на этом месте. Пройду я по тем путям, по которым солнце под землю спускается.

Сказал так лось-зверь и отправился. Только сказал  и ушел. Парень ждал, сидел. Утро засветилось. Ко времени восхода солнца из-под воды солнце в двух местах взошло. Одно солнце, как обычно, вверх по небу поднялось; другое солнце на небо не всходит, по поверхности воды сюда приближается. Как посмотрел парень - видит, из воды лося-зверя концы рогов чуть виднеются. Приближается, видит: несет. Вот к мысу подошел и спустил, говоря:

- Сын пашенного, ради большого горя твоего, сам я измучился! Другому человеку и не принес бы; силам моим приходит конец! Матери твоей донеси поклон. Расскажи, как я ходил. Только матушку твою уважая, столько муки принял, скажи.

Вот теперь девушку за руку взяв парень к дому шагает, идет. Разве будет считать, сколько идет? Верно уж опять, после того как из дому отправился, через три года пришел. К дому матери придя, вошел. Дочь солнца так и есть дочь солнца весь дом просиял, цвет одежды светлый такой, что ночью как днем чай пили, сидели! Настал вечер и спать улеглись.

с.159

От старухи-матери пошел пашеиного сын к своему царю, девушку повел. Царь сорок коров убил; на третий день хочет делать свадебный пир. "В полуденный час позову", - сказал, письма послал в каждый дом. Вот в продолжение трех дней ждали. Полуденный час настал. Время созыза прошло, солнце повечерело. Пашенного сын, как только вечер настал, заснул, в ожидании, что на свадьбу его позовут. У тром встал. Один человек начальник пришел, когда он чай кончил пить:

- Вот купец, хозяин твой, призывает тебя. Богатый купец, хозяин твой, разве же без мучений достанет себе женщину? Идем скорее, зовет тебя!

Пошли и к царю вошли. Когда вошли, собрал людей на собрание.

- Ну, что ты, пашенного сын, пришел, что ли? - сказал. - Вот расскажем тебе случай, садись хорошенько. Женщину получив, нескоро с женщиной буду. У моей невесты для праздничных дней и для дня, когда она замуж выходить будет, приготовленные  одежды есть, оказывается, лежат в двух коробках. В их стране надеваемая одежда и в нашей  стране нaдeвaемaя oдeждa различны, оказывается, одна от другой. Без шва одежды носят, оказывается, в той стране. "До тех пор пока одежды мои сюда не прибудут, себя не отдам - говорит. - Если ты, разыскав, принесешь их сюда, только тогда твоей женщиной буду", - говорит. Какого же еще человека выберем, иного, чем сына пашенного? Ну, попробуй, поди! Если ты, не найдя, схитришь, - голову сниму, завтрешнего дня не увидишь. Непременно завтра отправься.

Пашенного сын вышел. Со слезами домой пришел.

- О чем ты плачешь? - опять мать его спросила. - Зачем плакать? В продолжение жизни своей еще немало помучаешься! Горе твое я разумею, наверное: солнца дочь носильное платье свое позабыла? Пока оно не прибудет, над собой власти мужа не буду знать, - так сказала, наверное?

с.160

- Да, - сказал сын ее. - Если завтра в путь не пойду, царь с меня голову снимет.

- Ну, что же сидишь? спи! Разве впервой тебе выполнять наказы царя?

Заснул. В полночь разбудила мать его:

- Ну, отправляйся, - сказала, - в то же место! Как ты подбирал кости, так же подбери; как ты будил зверя, так же в разбуди! Ну, отправляйся, что же я больше скажу? Эти места хорошо знаешь, отправляйся! "Мать моя посылает низкий тебе поклон", - когда пробудится лось, так скажи!

Пашенного сын вот отправился. Вот, идя, пришел к тому месту. Как он подбирал кости, так подобрал; как он будил зверя, так разбудил. Трижды ударил молотом, и проснулся зверь.

- Даже и не давши как следует полежать, даже и не позволив как следует поспать, ради чего так мучишь меня? Речи, слова свои, говори же скорей!

- Э, скажу, - отвечал. -  Из-за суетной женитьбы царя пришел.

- Какая же крайность у него, оказывается? Говори скорей!

- Солнца дочь, та, что женщиной своей царь хочет сделать, девушка эта позабыла в родной стране нарядные свои одежды. "Пока они не будут здесь, никому над собой воли я не даю, - сказала.- Если прибудут, тогда женщиной твоей стану; приведенная к тебе, куда же я денусь?" Царь, к свадьбе готовясь, сорок своих коров убил уже; вот словами женщины этой разгневанный, меня позвать приказал. Рассказав все, - "Если завтра ты не отправишься, голову сниму", - объявил. Этого испугавшись, опять с поклоном я прибыл. Моя родная матушка: "Пусть моего сына в тяжелые дни и годы защитой станет? - так говоря, поклон тебе низкий послала. -  Если вернет тебя к жизни, пусть сделает; если убьет, пусть убьет",- сказала.

На это лось-зверь сказал:

с.161

- Что значат те муки, которые я испытал, по сравнению с этими новыми! Теперешние муки - вот это муки; теперешние несчастья - вот это несчастья! Выполню или не выполню заданное, только ради уважения к твоей матери за это возьмусь. Наверное, отправлюсь понапрасну.

Сказал так и, в воду спустившись, отправился. "Вот до полудня следующего дня жди, сиди, - только сказал.- Если даже и не найду, наверное вернусь рассказать; во что бы то ни стало вернусь. Вот теперь жди!"

Вот полночь настала. Вот утро наступило, вот полдень приблизился. Совсем уж полдень стал; смотрит в сторону воды, на поверхности воды что-то засветилось. Опять лося-зверя рога, подобно островам выдаваясь, по воде приближаются. Когда приблизился, видно стало, - как будто с чем-то плывет. На мыс выбрался. Когда приблизился, видно, что два короба несет:

- Знающему меня человеку, матери твоей, поклон! Вот эти скорей забирай, - сказал. - Только и сил у меня хватило, - сказал и рассыпался, так сказав.

По коробу в каждую руку взяв, пашенного сын обратно домой пошел. С того времени, как он отправился, на третий год домой прибыл. Около царского забора поставил два короба. Насытясь, поевши, дома заснул, "Пусть нужное свое подберут!", говоря. Царь вскочил, по коробу в каждую руку взял, поднять попытался; никак с земли не поднимет! Лошадью заставил тянуть, и лошадь не подняла. Людям посредством рычага поднять приказал; не подняли, от земли не отделили. Так и день и ночь промучились; на другой день, выбившись из сил, зовут сына пашенного. Когда позвали, пришел. "Какими чарами заколдовав, принес? Если ты и есть принесший это человек -  в дом внеси. Если же не внесешь, голову сниму". Со слезами вышел, оба короба взял, принес и на пол поставил. Вышел и домой пришел. Когда сидел дома, под вечер один человек за ним пришел.

с.162

- Царь на пятый день хочет устроить свадьбу. Тех, что сначала сорок коров убили, тех зря съели; теперь пятьдесят коров убьем. Вот, в продолжение этих пяти дней еды наготовить должны. На шестой день настоящее свадебное пиршество 6удет.

Вот жили пять дней; шестой день настал. Вот в этот шестой день на пир должны призвать; призыва час наступил; день этот весь прошел. Пашенного сын, тщетно прождав, заснул. Встав ото сна, как только кончил пить чай, - человек за ним пришел: "Богатый купец, хозяин наш, зовет! То, что пять десятков коров убили, чтобы свадьбу сыграть - в огне спалить собирается. Девушка, которую царь желает сделать своей женщиной, большое богатство имеет, оказывается.

- То, что убито пять десятков коров, я за еду не считаю, - так говорит. -Что же вы, люди этой страны, что за еду поедая, зажили! Когда в своей земле и стране я была, вот тогда еду я отборную действительно ела! Если бы было здесь, из чего ту еду приготовить! Хоть и не для всех это угощение, но все же половине народа мою пищу дала бы попробовать. Пищу дающую мать-корову имела я дома, в родной стране. Здесь ничего не имея, одна оказавшись, только кровью своей женщиной быть не хочу. До тех пор, пока ту корову мою не приведете, женщиной не стану, как видно. Если же моя корова прибудет, я, на этой земле будучи, куда же денусь? - так говорит эта девушка.

Царь наш на это сказал:

- Кого же найдем; разве только пашенного сына найдем? Если в завтрашний день не отправишься, голову снимем.

Пашенного сын опять со слешами в дом свой вошел.

- О чем снова плачешь? - спросила мать его.

- Сказала дочь солнца: "Мясо коровы, земною травою вскормленной, для меня нечисто. Пищу дающая мать-корова была у меня в родной стране; если только ее приведут - твоею женщиной буду, - так

с.163

сказала царю. - Если корову мою не приведете, женщиной твоей не буду", - так говорит. "Если завтра не пойдешь, голову сниму", - объявил мне царь. Этого испугавшись, плачу.

На это мать его сказала:

- И действительно ты пропал, видно; завтра в путь отправишься. Теперь усни.

Заснул. Мать его в полночь разбудила. Кончила поить чаем.

- Ну, отправляйся, светлым айыы помолившись!

Оба вышли вместе с матерью. Снаружи к правому углу дома подошли. В правую руку золотой шарик вложила, в левую руку - с двойным перехватом медную трость подала.

- Ну, отправляйся! Прежде, когда ходил - в сторону рассвета, в сторону восхода солнца держал путь; теперь отправишься в сторону ночи. Брось свой шарик. Следуй за ним. В кои-то веки к морскому мысу тебя приведет. На самом выступе мыса высокое место будет. На верху этого места будет высохшее озерко; когда до средины его твой шарик докатится, там посредине немного водицы стоит. Вот до средины ее докатившись, там шарик твой остановится. "Зачем это остановился", - говоря, не торопись брать. По краю высохшего озера, в сторону самой крайней оконечности мыса надо тебе итти. Здесь будут знаки, следы коровы окажутся; как через воду переплывает, так же сквозь землю она проходит, через самую средину плоского камня скалы. Ты смотри, по этим следам не ходи; направляясь, к верхушке мыса иди. Да смотри, не шуми, ничего не говори, даже и носом не дыши! Вот будешь подниматься на верх этого высокого места. Когда наверх поднимешься, по ту сторону высокого места три лиственницы стоять будут, с большими толстыми сучьями посредине. Дальше этого места не заглядывай. Оттуда вернись назад на десять шагов. Вот там выкопай яму. Вышина пусть будет такая, что если станешь внизу, то, протянув руки, едва достанешь до края; длина пять

с.164

маховых саженей пусть будет, ширина две маховых сажени. Когда ты это кончишь, поперек этой ямы жердей наложи, землю прикрой - так устрой, чтоб идущий вниз провалился. Для того лишь, кто выроет, для себя, знающего человека, метки по краям положи, так, чтобы ты, когда прибежишь, на другую сторону перескочил бы. Смотри только, в ту яму, что выкопаешь, сам не упади. Затем в сторону тех виденных тобою лиственниц пойдешь. Вот у подножия этих трех деревьев три коровы, увидишь, лежать будут. "Какие они большие!" говоря, слишком на них не засматривайся. Только чуть зивидишь кончики их ушей, засвистев, обратно беги, сколько у тебя будет сил; до того места, где яму ты выкопал, еще не давши дойти, догонят. Медную трость держа за другой конец, размахивая, беги. Если айыы тебе в помощь будут, прибежишь к тому месту, где яму ты выкопал. Вот через это место, которое ты выкопал, с криком перепрыгни; хоть ты в эту яму и свалился бы, или не свалился бы, все равно, сейчас же оглянись. Ведь и вздумавши убежать, ни в какую сторону не убежишь. Может быть, вот в эту яму корова эта провалится; тут же за нос ее схвати. Передние ноги наверху будут, задними ногами в яме стоять будет. Из этой ямы не выпускай. Только смотри, сам в эту яму не упади! Вот этой медной тростью, насколько у тебя хватит сил, стегай эту корову, пока кожа ее совершенно от мяса не отделится, пока у нее бока не будут кусочками рваться, пока поясничные кости не станут крошиться. Вот этой тростью так корову стегай. Когда начнешь бить, корова твоя говорить станет. С каждым ударом: "Солнечного человека дитя, от солнца меня не гони! - скажет. - Встань предо мною, солнце мое и луна! Ужели не перестанешь? - скажет. - За всю свою жнзиь,с тех пор, как уродилась, провинилась ли в чем перед тобой?" - скажет. Когда мозг ее костей, нитями повиснув, проступит - перестанет взывать по-человечьи; глубоко вздыхая, подняться вверх попытается. Тогда из ямы,

с.165

поддерживая, к лесу выведешь. В карман я тебе положила веревку; этой, за основание рогов привязав, приведешь. Вот и все, что могла я сказать, - говорит мать его. - Ну, благословясь, отправляйся. Почти что через поколение, через срок человеческой жизни придешь; если же не придешь, совсем не вернешься: начиная с седьмого года, буду тебя ожидать. Коровы эти не коровы: это солнечных трех островов хозяйки; как бы ни было, та, избитая тобою, их мать будет. Вот и все, что могла я сказать!

Только и всего, что ушел. Когда он дойдет? Век идет. До морского мыса добрался; сколько годов, сколько летних времен он прошел, - сам не знает. Морской мыс подымаясь, подымаясь, на самом краю горою стоит. По другую его сторону иссохшее озеро есть. В воду иссохшего озера шарик его скатился. В сторону шарика не поглядев, в сторону иссохшего озера парень пошел. Здесь коровьи следы. Когда он наступит на след, его самого след, человечий след, не заметен - до того велики коровьи следы. Трех прошедших коров видит следы. Зашел на вершину высокого места; три лиственницы стоят, по той стороне в средине у каждой по большому сучку. Увидев эти сучья, обратно вернулся; от поворота назад на десять шагов отошел. Землю стал рыть. Выкопав яму, со дна до верха протянутой рукой едва достанет, яму вырыл длиною пять маховых саженей, шириною две. Выйдя, перескочив, едва на другую сторону перешагнул. Вот перескочив, на это место поставил метку, чтобы в яму потом не упасть. Так, чтобы легко могли провалиться жердинки, поперек положив, землею прикрыл. Ровную поверхность, ничем не отличимую, сделал. Вот в сторону деревьев своих повернул. Приподняв голову, потихоньку подкрадывался.

У основания трех лиственниц три коровы легли: кончики ушей их заметил. Только лишь вытянул вперед губы, чтобы засвистеть, - коровы, раскрыв рты, встали. Как только встали, парень назад пустился

с.166

к яме. Почти уж достиг ее, как дыханье коров сзади  услышал; искры посыпались, огнем его обдало. Медную трость свою за конец держа, позади себя размахивая, с криком через яму перескочил он. Еле-еле достал своих меток; оступившись одною ногой, с трудом из ямы выкарабкался. Сейчас же оглянулся; две коровы по ту сторону ямы стоят, одна корова по эту сторону ямы двумя передними ногами в край опершись, задними ногами провалившись, наполовину в яме лежит. Когда и она хотела выскочить, парень, пашенного сын, удержал ее за рога; удержав, медной тростью стал бить, до тех пор, пока кожа ее, разрываясь, не стала падать. Корова его со словами стала:

- Солнца дитя, только от солнца не угоняй! Будь спасителем, отпусти, только у меня и сил!

Этому не внимает пашенного сын; бьет, пока с боков мясо не слезло; пока мясо ее не смешалось с землей, до тех пор стегал, бил, говорят. Корова его опять сказала:

- Солнце и луна, моей защитою станьте!

От этого в ярость придя, пашенного сын, до того, что спинные суставы ее рассыпаться стали, до того, что спинной мозг нитями стал спускаться, - избил ее, искромсал. Корова его в другую сторону уйти попыталась, уж ни слова от нее слышно не стало. Поддерживая свою корову, из ямы осторожно он вытащил, из кармана веревку достал, за рог привязал, обратной дорогой повел.

Шарик его, из воды выбежав, впереди катился. В темную ночь отправившись в путь, человек под вечер оборотился: "Те две коровы остались ли, или следуют за мной?", говоря. Когда оглянулся, видит -  две коровы, с обеих сторон, как собаки пристав, идут по пятам. Идя, заснул; выспавшись, проснулся и снова в дорогу отправился. "Когда позднее утро вечером станет, должен бы я вернуться", - сказал. Обернувшись, взглянул - жива ли его корова. Смотрит - нигде тело ее не ранено, нигде кожа ее не порчена; совсем здоровая за ним идет! Как только

с.167

увидел, на землю уселся. Когда назад оглянулся, заговорил:

- Когда ты в яме лежала, только тогда с речью была?

На это корова сказала:

- С человеком, еле бредущим, о чем стану говорить? Как мать твоя указала, седьмой год сегодня идет; когда же мы, окончив путь свой, прибудем? Молча смотреть буду, что ли, как ты идешь? Если ты на скотину айыы верхом садишься, почему же на спину нашу верхом не сядешь? Если я своими шагами пойду, в этом году дойдем. Если же твоими шагами пойдем, еще семь лет проходим.

На это пашенного сын сказал:

- Ради причуд богатого человека, изнемогая, мучусь, хожу. Если нести готова, попробую, сяду верхом. - Вот ты теперь "усядусь" сказал ведь. А я не скотина айыы, я хозяйка вселенной; место, где ты живешь и где ты ходишь, моей спины только краешек. Я на спине своей сдержу твой город, где ты живешь; моя спина широкая! Как только ты сядешь верхом, сразу заснешь. Ночью пусть тебе не приснится, что тебя в страну болезней везу. Она почти что здесь находится, только для твоих глаз невидима. Утром, как только проснешься, домой прибудем наверное. В твоей стране когда будем, некогда там разговаривать; поэтому слушай теперь. Когда к царю приведешь, к тем дверям, где входят и выходят, привяжешь меня. По прихоти вашего царя я, хозяйка земли, на поверхность вышла. Разве ему это даром пройдет? Вашего царя на третий день только высохшие кости найдете; после этого, солнца дочь, девушку, из-за которой столько ты претерпел, женщиной своей сделаешь. Кроме тебя нет человека, который бы ей был по мысли! Из этой страны и с этого места, где оставишь меня на привязи, - оттуда исчезну. После меня останутся вот двое моих детей. От них нескончаемое богатство получишь. Когда я, хозяйка земли, на поверхность земли выхожу, - подпора мира, колышек

с.168

не выдерживает; если только я поверху хожу, земля ваша на одну сторону кренится. Ради вашей чистоты - сына пашенного и солнца дочери я, смирившись, на землю вышла и обратно в свой мир вернусь. Вот и все мои слова и вещания! Отныне у меня ты больше речей не испрашивай.

Пашенного сын на спину к ней залез и верхом уселся. Уснувши, проспал весь путь; когда проснулся, видит, дома лежит. Мать его, только что проснувшись, встает. Мать, вставая, сказала:

- Принес драгоценность, куда же денешь? Почему не привяжешь к месту?

Пашенного сын выскочил; корова его около дверей лежит; с железным наголовником, с медной цепью-поводком оказалась корова его. Уведя, около дверей царского дома ее привязал. Царская девушка, та, которую женщиной царь хотел сделать, вышла, видит, что корова ее пришла. Посмотрела и обратно вошла. Пошла и царя разбудила.

- Солнечной страны хозяин-человек! Соединиться -сойтись нам дни, наконец, настали! Мать-корове нашей служить руки свои приучи, - других людей она не потерпит!

В сторону глядя, глаза свои протерев, вышел; нарядную одежду надевши, близко к ней, корове своей, подошел.

- Другого мира коровы такие же, как и здешние, бывают, оказывается, - сказал. - Вид-то у нее некрасивый; вот внутри, наверное, красота!

Корова его, встав, рот раскрыв, только "ам" сделала; и сразу пропал хозяин страны, человек - умер. Солнца дочь, женщина, людей собрала:

- Ну, люди, посмотрите; иного мира скотина здешнего мира людей не терпит! Вот эта скотина наша теперь куда же денется? На речи, на слова человека того рассердившись, в другом мире рожденных людей повадок не зная, умертвила того человека за то, что пришел к ней с повадками, со словами своего мира! Самого солнца ли дочь или сын расстилающейся

с.169

земли, - как им быть в этой жизни спутниками? И ты, хозяйка земли, сама, наяву, перед нашими глазами, стоять будешь ли? Смотри, вселенной матушка, опорный колышек мира как бы не пошатнулся; ужели пути в страну свою не найдешь?

Как только это кончила говорить женщина, от коровы один поводок остался, неизвестно куда и девалась, - провалилась верно! Вот они сколько дней живут; хозяина  своего обрядили умершего. Еще сколько-то дней прожив, за пашенного сына эта женщина замуж вышла. Те два короба двумя крепкими железными домами стали. Внутри одного короба оказалось съестное всякое, а в другом одежда; и не кончалась еда, и не изнашивалась одежда, сколько бы люди ни ели, ни одевались. Ну, вот, теперь по-новому. богатея, жили; сына пашенного новым царем выбрали.

с.170.