Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

077-082 (русские записи)

VII. ТЕКСТЫ, ЗАПИСАННЫЕ В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ

№ 77. ПУДЯ

Когда-то в таежном балагане жили четыре охотника - трое орочей и один нанаец. Нанаец был у них за кашевара. Орочи добывали много соболей, а нанаец ни одного соболя убить не

с.130.

мог. Когда все орочи со своими соболями ушли домой, обиженный на Пудю нанаец сварил кашу и другие угощения, расставил все это как жертвоприношения, а потом схватил жердь и ударил ею изо всей силы по очагу. Своим ударом он убил ребенка Пуди. Тогда нанаец убежал с перепугу на реку Тумнин. Пудя вышел из очага и стал его искать, но нигде не мог найти. После этого случая нанаец вовсе перестал охотиться.

N: 78. Кагдяму

Когда-то очень давно, еще при наших прадедах, один человек из рода Ёминка ехал однажды на челноке. Его вместе с челноком схватил кагдяму и унес к своим. Там его стали кормить смолой, а когда он есть ее отказался, его стали кормить мясом лося. Ёминка был не промах. Он ударил себя по носу и размазал кровь по лицу. Все кагдяму перепугались - человеческой крови они боятся. Старший из них велел отнести Ёминку туда, где его поймали. Так Ёминка вернулся домой. От него орочи и узнали, кто такие кагдяму.

№ 79. ХОЗЯИН ЛОСЕЙ ТОНИ

Жили семеро сыновей вместе со своей матерью. Они происходили из рода Доходика. Мать их была большой шаманкой. Чтобы поискать в голове насекомых, она могла снимать теменную кость своего черепа вместе с волосами. Вот какая она была шаманка! Сыновья у нее были удачливыми охотниками. Особенно много убивали они лосей. Лосиные кости у них валялись повсюду, и они относились к ним без всякого почтения, даже пользовались ими как палками, когда надо было отшвырнуть нечистоты. Мать все время упрашивала их не делать этого. Говорила, что у лосей есть свой хозяин тон'и и что он может на них разгневаться. Но сыновья не верили ей, требовали доказательств. Они домогались, чтобы мать направила стрелу их самострела прямо в тон'и, а сами били и ругали свою мать. Рыдая, пошла она в тайгу, там покамлала, вернулась домой и сказала сыновьям, чтобы они насторожили стрелу самострела на уровне ее головы. Сыновья поставили самострел, как велела им мать. После этого старуха снова покамлала и сказала им: "Ваш самострел убил большого лося. Идите, возьмите его. Когда придете, увидите, что на нем сидит семь человек". Сыновья пошли. Приходят в тайгу и видят - лежит огромный лось, а на нем сидят семь человек. Перепугались они, но все же принесли лося домой. Дома мать сказала им, что сидящие на лосе семь человек - это они сами и что смерть их близка. Тон'и был такой величины, что из его ребер можно построить балаган. Стали есть костный мозг убитого лося, а мозг

с.131.

у него толщиной с большую жестяную банку. Ели они его, ели, но всего съесть так и не могли. А вскоре после этого братья умерли. Похоронила их старуха, пошла к лосю, поела немного его мяса и тоже умерла. Убитый лось был хозяином всех лосей.

№ 80. ПТИЦА КОРИ

Несколько лет тому назад в поселке Кун убили птицу кори. Размах ее крыльев был в ширину протоки. Убить кори, значит получить счастье на всю жизнь не только себе, но и всему своему роду. Счастье это можно передавать из поколения в поколение. Один из стариков рода Намунка по этому случаю сделал себе божка, в которого вселилось полученное от кори счастье. Старик привязал этого божка на цепь и даже спал с ним вместе. Орочи говорили, что цепь звенела, когда кому-либо из охотников рода Намунка сопутствовала удача на охоте. А цепь была нужна для того, чтобы божок не ушел куда-нибудь. Случалось раньше, что деревянные божки исчезали и потом их обнаруживали в тайге. После смерти старика божок был передан Намунке Петру, который и сейчас живет в селе Уська. У Петра его взял один больной ороч, который вскоре после этого умер. Кажется, он изрубил божка за то, что тот не помог ему выздороветь. В другой раз птица кори прилетела к нам через Татарский пролив с Сахалина. От взмахов ее крыльев на море поднялся шторм. На берегу моря около Даты стояли три лиственницы. Ураган был такой сильный, что от порыва ветра одна из лиственниц свалилась как подкошенная. Кори села на лиственницу, и один ороч из рода Намунка убил ее. Поэтому с тех пор весь род Намунка имел удачу во всех делах и был богат. Когда убили кори, Намунки взяли себе в качестве талисмана ее гортань. Это позволило им обрести дар красноречия и стать начальниками среди орочей.

№ 81. ПТИЦА КОРИ (УЛЬЧСКИЙ ВАРИАНТ)

Когда-то в одной местности жило много людей. Однажды к ним прилетела птица кори и села на лиственницу. Огромная, в три обхвата лиственница согнулась под ее тяжестью. Все орочи вышли посмотреть на нее. Только одна красавица осталась дома. Все, кто смотрел на птицу кори, после этого умерли. Осталась в живых только та красавица, которая сидела дома. Горько оплакивала она умерших сородичей. Так долго плакала и причитала, что совсем потеряла голос. Тогда она сделала кунгкаи и игрой на нем продолжала оплакивать своих родных. В это время приходит к ней тигр, ложится у порога и говорит: "Не пугайся! Перешагни через меня и выйди на улицу". Перешагнула красавица через тигра и тут же забеременела. Потом у нее родился сын, от которого пошел род Пунэди.

с.132.

№ 82. СОХОРИ

Жил один человек. Он был беден и служил в работниках у богача. Каждое утро запрягал он вола и шел работать в поле. В его убогой хижине жила белая мышь. Ежедневно приходила она к человеку, и тот делился с ней своей скудной пищей. Однажды вол говорит ему человеческим голосом: "Хочешь стать богачом и иметь красивую жену?" - "Еще бы, очень хочу", - отвечает человек. - "Тогда пойдем завтра на берег моря. Туда прилетят двенадцать лебедей. Они снимут свое оперение и, превратившись в красавиц, пойдут купаться в море. А ты извловчись, схвати оперение самой младшей из сестер и спрячь его". На другой день утром человек отпустил вола на волю, а сам пошел на морской берег. И в самом деле, вскоре прилетают двенадцать лебедей. Сняли они свое оперение и пошли к морю. Человек изловчился, схватил оперение самой младшей сестры и закопал его в землю, а сам пошел на берег. Девицы-лебеди вышли из воды, оделись в свое оперение и улетели. Не смогла улететь только младшая сестра. Села она на берег и заплакала. Человек подошел к ней, и она спросила у него: "Хочешь стать богатым и иметь хороший дом?" Человек ответил: "Конечно, хочу!" Тогда красавица хлопнула три раза в ладоши, и тут же они очутились в спальне богатого двухэтажного дома. Девушка спрашивает: "Есть хочешь?" - "Хочу", - отвечает он. Красавица снова хлопнула три раза в ладоши, и вот появляются разнообразные кушанья. Покормила его красавица, потом положила его голову к себе на колени и стала перебирать руками его волосы. Человек заснул. Через некоторое время просыпается он от холода. Осмотрелся вокруг и видит, что лежит на голой земле. Нет ни дома, ни девушки. Сильно огорченный, он пошел в свою хижину. Навстречу ему - разъяренный вол: "Почему же ты не поступил как настоящий мужчина, не сделал ее своей женой? Сам виноват, что потерял ее! Есть одно лишь средство, чтобы помочь тебе. Завтра ты посеешь два семечка подсолнуха. Они вырастут высотой до самого неба. По ним ты на небо заберешься. Но сколько бы тебе ни пришлось лезть вверх, вниз не гляди, не то упадешь и разобьешься насмерть. Смотри только вверх, на звезды. Те звезды, что мы видим, это корни деревьев, растущих в небесном пространстве". На следующий день утром человек посадил два семечка подсолнуха. Стали они расти и выросли до самого неба. Тут вол и говорит ему: "Влезь мне в одно ухо, вылезь из другого и станешь молодцом и красавцем". Человек влез волу в одно ухо, из другого вылез и сделался красивым и сильным. Полез по стволам подсолнухов вверх. Как устанет, остановится и смотрит вверх. Весь день и всю ночь лез он. На другой день добрался до самого верха. Уперся в небо головой, толкнул - небо расступилось. Высунулся он по пояс в образовавшееся отверстие. Посмотрел кругом - стоят деревья и маленькие домики в два ряда, по шесть домиков в каждом

с.133.

ряду. Пошел он к ним. Заходит в самый крайний домик и видит ту самую красавицу, с которой он встречался на берегу. Она его тоже узнала. Отец девушки прислал гонца позвать его к себе. Молодец пошел. Отец у девушки - древний старик. Спросил у него, что он за человек и зачем пришел. А потом и говорит: "Я тебе свою дочь просто так не отдам. Решишь три мои задачи, тогда получишь мою дочь, а если не решишь, я велю казнить тебя. Приходи завтра утром решать первую задачу". В полной растерянности отправился молодец к красавице, а она ему и говорит: "Я люблю тебя и готова помочь. Мне известно, какая будет задача. Завтра на поляне будут гулять три совсем одинаковые курочки. Тебе нужно будет отгадать, которая из них я. Смотри хорошенько, не торопись! Когда я подниму крылья, увидишь у меня белое перышко, по нему и угадаешь". Утром приходит молодец к старику. На поляне гуляют три одинаковые курочки. "Ну-ка угадай, которая из них - твоя невеста!" - предлагает старик. Молодец смотрит, смотрит... Но вот одна из курочек подняла крыло, и он увидел белое перышко. "Вот моя невеста!" - обрадовался молодец, а старик говорит ему: "Ну что ж, угадал! Приходи завтра решать вторую задачу". Опять опечалился молодец и пошел к девице. "Не печалься, - говорит она, - я знаю и эту задачу и помогу тебе. Завтра будет стоять двенадцать одинаковых девушек с завешенными лицами. Ты должен будешь найти меня среди них. Вот в чем будет моя помощь: я приколю себе на платье иголку, и она сверкнет на солнце, когда ты посмотришь на меня". На другой день утром рано молодец пошел к отцу красавицы. Там перед ним поставили двенадцать девушек в одинаковых платьях, с завешенными лицами. Долго всматривался молодец в каждую из них, но наконец заметил блеснувшую на платье одной девушки иголку и смело подошел к ней: "Вот она!" - воскликнул он. "Ну ладно, - говорит старик, - приходи завтра решать последнюю задачу". Когда опечаленный молодец пришел к девушке, она ему сказала: "Эта задача будет потруднее. Я мало чем могу тебе помочь. Все же слушай меня внимательно. Завтра, когда тебя поведут в конюшню выбирать коня, ты не зарься на дорогих и красивых, а возьми себе стоящего в самом дальнем углу конька-заморыша, у которого шерсть растет в обратную сторону, а хвост как мочалка. Вот еще тебе - бутылочка с лекарством. От одной его капли заживает в один момент любая рана". На другой день утром старик говорит молодцу: "Сейчас я пущу эти три стрелы в разные стороны, если ты их найдешь и принесешь ко мне, твоя третья задача будет решена". Натянул старик лук и пустил три стрелы в разные стороны. После этого молодца повели выбирать коня в дорогу. В конюшнях у старика стоят чудо-кони, шерсть у них блестит, хвосты развеваются, а сами так и играют! Но молодец не берет их, идет дальше. Обошел всю конюшню - ничего не выбрал. Ему говорят, что больше выбирать не из чего. Но вот, в самом углу, в закутке видит он коня-уродца. Шерсть

с.134.

у него растет в обратную сторону, хвост - мочалкой. "Возьму вот этого коня". Вывели конька, молодец сел на него, а конек взвился и полетел. Летели они, летели, наконец остановились где-то на берегу моря. Слез молодец с коня и пошел. Видит - у берега бьется осетр, а в боку у него стрела торчит. Молодец вытащил стрелу, а в рану капнул лекарства из бутылочки. Рана у осетра сразу зажила, и он молвил человеческим голосом: "Женись на мне, молодец, я морская царевна". - "Не могу я на тебе жениться. У меня есть невеста и я должен вернуться к ней". Тогда осетр сказал ему на прощанье: "Когда-нибудь я тебе помогу", - и уплыл, рассекая воду. Так молодец нашел одну из стрел. Потом опять сел на коня и полетел. Летели, летели и наконец остановились. Слез молодец с коня и видит перед собой дом. Вошел в него, а там, оказывается, живет та самая белая мышь, которую он когда-то подкармливал в своей хижине. Теперь она уже стала царицей всех мышей.Белая мышь хорошо его приняла, накормила. Тут входят в дом несколько мышей и несут стрелу. "Эта стрела, - обращаются они к царевне, - упала в нашей стране и причинила много бед: убила больше ста пятидесяти мышей". Взглянул молодец на стрелу, а это та самая стрела, которую пустил небесный старик. Стал он просить у мыши эту стрелу. "Стрела нам не нужна, - отвечает она. - Я рада отблагодарить тебя за помощь, которую ты мне оказывал. Проси, что еще тебе надобно". В этот момент молодец взглянул в окно. На том месте, где был привязан его конь, остался один конский скелет. Всего коня мыши сгрызли. Посмотрел вокруг, а там - видимо-невидимо мышиных нор. "Дай мне стрелу и верни моего коня!" - попросил молодец. Белая мышь хлопнула три раза в ладоши, и тут его конь ожил, стоит на своем месте. Молодец взял стрелу, сел на коня и поехал дальше. Ехал, ехал... Вдруг видит - идет жаркий бой. Одно войско наступает на другое, теснит его к городу. Молодец решил: "Буду помогать тем, кто проигрывает". Ввязался в сражение, рубит мечом направо и налево. Так он помог отогнать врагов от города. Воины благодарят молодца, хотят выбрать его своим полководцем, но молодец отказался. Узнал он, что в их городе царевна ранена стрелой и потому тяжело больна. Просит, чтобы его пустили к царевне, обещает ее вылечить. Но придворные не пускают, не верят ему. "Кто ты такой, что берешься вылечить царевну?" Те, кто был с ним на поле боя, стали уговаривать придворных, напоминая, как он помог им выиграть сражение. Пустили молодца к царевне. На высокой постели лежит красавица-царевна, а в боку у нее стрела торчит. Вынул молодец стрелу, капнул из бутылочки волшебного лекарства, и царевна сразу же выздоровела. "Хочешь, - молвит царевна, - женись на мне и всем царством владеть будешь". - Нет, - отвечает молодец, - не могу я на тебе жениться, у меня есть невеста. Подари мне эту стрелу". Так у него оказались все три стрелы, пущенные стариком. Сел молодец на коня,

с.135.

конь взвился и полетел прямо на небо. Отдал молодец старику три стрелы, а старик и говорит ему: "Все мои задачи ты решил, теперь можешь брать мою дочь!" Молодец женился и стал жить с женой на небе. Так жил и жил... Однажды говорит он своей жене: "Схожу-ка я на землю, туда, где когда-то обрабатывал на воле пашню". - "Сходи, - согласилась жена, - но только не ешь ни куриного, ни петушиного мяса!" Молодец отправился к себе на родину. А там уже знали, что он стал мужем небесной девицы и приготовили ему пышную встречу. На радостях молодец забыл про наказ жены, поел петушиного мяса и тут же превратился в петуха. Вот потому-то поет петух по утрам, встречая своей песней утреннюю зарю.

с.136.

КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТАМ ,

Тексты, включенные в раздел "Рассказы о жизни в прошлом" (№ 1-4), повествуют о промысловой и семейной жизни орочей в давние времена. Тогда хозяйство орочей имело натуральный характер со слабыми еще элементами обмена, который в основном ограничивался рамками рода или племени, редко распространяясь на соседние племена. Обменные операции охватывали продукцию ремесленного производства - лодки, сети, веревки, железные наконечники копий, острог и гарпунов и т. п. Их зарождение было связано с началом профессиональной специализации отдельных людей и их групп как определенного этапа прогрессирующего развития разделения труда.

Лишь одна отрасль промыслового хозяйства орочей уже очень давно перешла на рельсы товарного производства - это охота на пушного зверя. Продукция пушного промысла удовлетворяла потребности самих орочей в материале на зимнюю одежду. Но доля использования ее для личных нужд постепенно сокращалась, и все большая часть попадала в руки русских и зарубежных купцов, главным образом проникавших незаконным путем из Китая. В обмен на пушнину купцы снабжали орочей посудой, тканями, украшениями, табаком, алкогольными напитками и некоторыми продуктами питания. Обмен производился, как правило, при отсутствии какого бы то ни было установленного мерила стоимости обмениваемых продуктов. Стоимость товаров произвольно определялась самими купцами, и обмен никогда не был эквивалентным. Купцы, прибегая к обману и насилпям, к искусственному наращиванию долговых обязательств орочей, втягивали их в кабальную зависимость, что влекло за собой их неизбежное обнищание. Не отставали от купцов п выделявшиеся из среды орочей и других соседних народностей торговые посредники, среди которых были лишь единицы относительно честных людей (см. текст ^° 28 в ОСМ). Поэтому к моменту установления Советской власти орочи стояли на крайне низком уровне материальной обеспеченности, даже более низком, чем их соседи - удэгейцы, нанайцы, ульчи и нивхи.

Текст № 1. Рассказ повествует о том сравнительно недалеком времени, когда у орочей еще не было ни неводов, ни капканов, ни огнестрельного оружия, ни рубленых домов, ни текстильных изделий. Повествование обладает почти докумеЬтальной достоверностью и ведется отчасти по личным воспоминаниям диктора, отчасти по рассказам представителей более ранних поколений. Текст целиком посвящен древним орудиям труда, жилищу, домашней утвари и одежде орочей.

Текст № 2. Повествование начинается с более отдаленных времен, чем в тексте № 1. Рассказчик говорит о том, как он представляет себе начальный период существования орочей - как они начинали охотиться и рыбачить, какую роль в их жизни играло собирательство, как осуществлялась родовая взаимопомощь, как изобретались и усовершенствовались орудия труда, как зарождались натуральный обмен и профессиональная специализация, как возникла у орочей полигамия. В рассказе несколько смешаны исторические планы. К одному времени отнесены постройка первого жилища и зна-