Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

11 Былички 158-

с.158

158. О птице Карэс

/ср. Кори\

(Рассказ 2)

Карэс - это огромная птица. Она редко сюда прилетает. Давно еще было, жил в Варьегане Александр Сардаков. Он раз оленей пас, вдруг темно стало. Все небо темное, даже солнца не видно. Олени стали чего-то бояться. Он спрятался. Когда он пришел домой и рассказал все, как было, старики сказали, что это птица Карэс прилетела. Она очень большая и когти у ней большие. Карэс на сухое дерево садится. Если дерево сухое и обгрызено, значит, на него Карэс садилась. Карэс человека может поднять.

Люди давно ненецкую девочку в лесу находили. Карэс ее с другой земли принесла. Она даже говорить не могла, так испугалась.

159. Кукла мыг-ики-пакы

\ср. селькупы\

Мой отец Лар-ики иногда всякие истории рассказывает. Идешь по лесу, слышишь - что-то кряхтит. Идешь, идешь дальше. Слышишь, уже под ногами в земле кряхтит. Идешь, идешь дальше. Разроешь - там кукла в земле - мыг-ики-пакы. Достанешь ее, в белую чистую тряпку завернешь, в сундук положишь. Через некоторое врем слышно - в сундуке кряхтит. Откроешь, а там полно мвсяких вещей. Вещи вытащишь, а куклу опять положишь.

160. Рыба кул-мыч

Бывает кул-мыч. Я поймала один раз на удочку окуня синего, а ноги красные. Потом рыба хорошо ловилась на удочку. Надо шкуру ободрать и держать, никому не показывать. Мой отец поймал золотого карася, стал всем показывать, не надо было. Это особенная рыба.

161. Подарки духам

Мне во сне лунг приснился, говорит:

- Сшей мне платье.

Я сшила. Другой раз снится, говорит:

- Маленькое, больше сшей!

Надо, чтобы было три четверти длина. Платок когда вешаешь, нужно размером  три на три четверти. Унесу в лес, закопаю. На дерево нужно повесить, но ребятишки найдут. Сшитое в подарок платье - евтулих-лёпы.

с.159

162. Арэх-юнг = № 78

163. У вывороченного пня

Петру Милимову и Федору Синарбину привиделось. Шли до потемок, один вывороченный пень подожгли. Когда пламя разгорелось, уснули. Вдруг писк, треск по лису. Они напугались, ружья схватили, сидят. Тихо стало, опять легли. Федор сказал:

- Ложись и спи.

Потом шесть лосей убили. Если бы стали стрелять, то удачи не было бы, сами погибли бы.

164. СОБОЛЬ С ЗОлотым кольцом = № 72

с.160.

165. Встреча с духом

(Рассказ 1)

Раз охотнику юнг сказал, что придет вечером. Охотник себе сделал постель из еловых лапок, а черту из пихтовых. Черт пришел, стали они вместе в костер бросать. Пихтовые ветки пыхнули и прогорели, а еловые долго трещат. Охотник говорит:

- Что-то твои мало разговаривают.

166. Встреча с духом

(Рассказ 2)

В 1954 или 1955 году было. Вечером дома у нас лампа горела и бабушка была. Вдруг из-под кровати юнг вылез. Вот такой ростом (показывает от пола высотой 70-75 см). Сам весь черный, в шерсти, лицо вроде как у человека. Стоит он и на меня дует. А мне так холодно, у меня бок заледенел. Дует он на меня и говорит мне три слова по-остяцки. Я слышу, что по-остяцки, а понять не могу. Схватил я ухват и запустил в него. И он вдруг исчез.

Однажды шли мы вниз по дороге с Мишкой Мыльджиным. Пьяные мы были. Вдруг слышим, кто-то впереди нас идет, и его собаки наши гонят. Мы испугались. Мишка остановился, а я пошел вперед. Там у нас впереди карты стояли, мы на них дрова вывозили. И вдруг тот, который шел впереди нас, в этом месте исчез. Я смотрел, смотрел и спички зажигал, так никого и не нашел. Вернулся к Мишке, он так и стоит

с.161.

на дороге. Давай я его трясти, едва он в себя от страха пришел.

167. Встреча с духом

(Рассказ 3)

Ездил я жеребца покупать. Жил в Кичаново, назначили меня в Ларино за жеребцом. Еду назад верхом, свалился в прорубь. Повел лошадь в поводу, до кладбища довел, где мой отец лежит. Сел верхом. Вижу - тут огонь, там огни зеленые, красные. Глаза закроешь - жутко! Жгу спички, жгу - не перестает. До кладбища еще три-четыре километра Недалеко стало, все еще горит. Я по-своему:

- Отец, успокой их, что ли!

И все огни перестали гореть. Раньше здесь без колокольчиков не ездили, боялись сильно, черти ничего не сделают.

Курлыкин рассказывал. Колдун помер, я стал раздеваться, слышу: стук-стук. Я говорю:

- Господи благослови!

И он повернулся и убежал.

На Еловой протоке случай. Поехали дядя и русские за утками, двое остяков, трое русских. Там изба стояла, заехали в дом, я им говорю:

- Материться не надо, придет все равно!

Слышим: топ-топ. Мы соскочили, палку привязали к двери, он тянет, палку поломал, но не входит. Снова привязали, снова тянет. Они не верили, а теперь перепугались. Вторая палка затрещала вместе с косяками. Ничего не поделаешь, пришлось уходить в дождь. Если входишь в пустую избу в лесу, то всегда нужно проситься:

- Хозяин, пусти!

166. Случай на острове

На острове был случай. Был с нами один старик-колдун. Мы поселились в шалаше, переехали через реку на обласке. Покопали мы с Колькой в дупле, нашли тряпочки. Давай вытаскивать, ничего не понимаем.

Старик пришел:

- Что вы делаете?

И заставил убраться. Взял, палочкой все прибрал, привязал. Здесь нельзя жить, он кричать будет. Сам потом наколдовал, мы перешли на другое место и ничего не было.

с.162

169. Случай на Ларьегане

С нашим отцом случай был на Лар-ёгане. У него была белая собака. Лег спать, она на улице. Слышно ночью: кто-то молотком бьет с улицы. Он встал, собаку в избу затащил, заругался и тот перестал стучать. Это леший какой-то.

170. Дух Кулун-игола

В прошлом году экспедиция проезжала по Кулун-иголу и видела у стойбища Куниных на горе землянки с входом в землю и там старик седой сидел. Это лунг тамошний. Это уж точно, что лунг был, там ведь никого из людей седых нет. Его и так видно, что он не человек. Он не всякому показывается, только кто ему хорошо сделает. Экспедиция его сфотографировала.

171. Ленивый сын

Жили муж с женой, у них был сын. Он лентяй был; у других сыновья на охоту ходят, а он нет. Раз отец ему говорит:

- Ты что никуда не ходишь? Смотри, твои товарищи на охоту ходят.

Он подумал, подумал:

- Ладно, завтра поеду.

- Как поедешь, я тебе расскажу кое-что.

Сын в урман собирается ехать. Отец ему говорит:

- У нас там, когда я помоложе был, охотничья избушка была. Она без окон, только вверху дыра. Когда приедешь, на охоту соберешься, приходи пораньше с охоты, пока не стемнело, а то там маячит, плохое место.

Тот послушал. На следующий день подволоки надел, пошел. Отец ему все рассказал, куда идти. Приехал, все приготовил: дрова, воду. На следующий день пошел на охоту. Ходил, ходил, не удалось рано прийти. Стал дрова колоть, воду носить, переночевал - ничего не случилось. Ему что-то не верится в то, что отец рассказывал. На следующий день тоже поздно с охоты пришел. Дров нарубил, воду принес. И в этот вечер ничего не случилось. Думает:

- Какое тут чудо бывает!?

На следующий день опять поздно вернулся, дров наколол, воды принес, чай сварил, стал кушать. Слышит - на улице кто-то:

-Му!

Он испугался, слышит поближе:

с.163.

Ему плоховато стало. Третий раз уже около двери кричит. А где дыры в крыше - там жерди. Он по ним полез. Дверь открылась, у черта язык длинный - стучит везде. Он вылез на крышу и прыгнул. Подволоки надел и домой побежал. Сзади за ним гонится и мычит. Проснулся -он на улице лежит, уже к обеду время. Смотрит - его след есть, а кто за ним гнался, того следа нет. Тут он быстро пошел обратно, собрал вещи и пошел домой. Отец его увидел, говорит:

- Что-то рано ты вернулся.

Он рассказал, что было. Отец говорит:

-Я тебе говорил, а ты не верил.

172. У подземных духов = № 66.

с.165.

173. Пэхт-ыки

Один мужчина на оленях ехал в Каюково и увидел вдруг, что на болоте, на чистом месте растет большая ель. Макушка острая. Он едет ближе, ближе, тот не уступает дорогу и этот не хочет. Когда близко подъехали, смотрит - а это человек большой с острой головой. Может это был Пэхт-ыки, его редко видят.

Я один раз еду на лошадях - никого кругом нету, ничего не видно, а лошади в сторону шарахаются. Это они увидели маячек. Олени, лошади, собаки лучше видят, чем человек. И другие звери тоже. Человек не видит маячек, а звери видят, вот и шарахаются в сторону.

174.  СЛУЧАй в доме = №61.

с.166.

175. Поиски девушки = №62.

176. О лесных духах

(Рассказ 1)

В Калганаке девочка была лет пятнадцати. Ее послали за дровами, дрова рядом в лесу были. Тогда их не в поленницу складывали, а комусом. Она только рукой хотела взять, а ее Вон-юнг за руку поймал и не отпускал дней пятнадцать. Приказал ей дома ничего не говорить,

с.167.

а прийти через три дня. Когда ее дома стали спрашивать, она не выдержала и сказала и сразу умерла. А говорить нельзя было. Вон-юнг хотел на ней жениться.

177. О Лесных духах

(Рассказ 2)

На Девичьей горе жил (сейчас не знаю живет или нет) лесной человек, черт. Он еще девку взамуж брал. Лесной человек - Вонг-лунг. Взял он одну девушку честную, добросовестную из Колтогорска. Люди искали, искали. Едут мимо горы, смотрят - она сидит на горе и что-то делает. Потом мох открылся и оттуда закричали, что мальчик плачет. Она сразу поднялась и ушла. Это была ее свекровка. Сначала, когда женится, со свекровкой не разговаривает, пока ребенка не будет. Рассказывают, что там заблуждали люди. Это она их водит. Его сроду люди не увидят, хоть он ходит на охоту. Он сам себя переделывает в семьдесят семь шкур, может в зверя, может в птицу, хоть в кого.

\Лесная женщина у русских\

Раньше одна невеста лесная вышла замуж за русского человека. Тоже не разговаривала со свекровкой, пока ребенка нет. Свекровка хочет, чтобы она разговаривала. Свекровка рыбу варила и поварежку спрятала, чтобы та заговорила. Та ложку не нашла, рассердилась, над котлом руками затрясла, убежала в лес и кричит:

- Руки сгорели!

И больше не вернулась. Сейчас уже давно таких людей нет, где-то живут, не знаем.

Ехали двое мужиков по Лар-ёгану, они видели там, она через речку люльку качала и говорила:

- Парни, девчонку свою возьмите.

Кто бы взял, то она стала бы женой его. Но никто не берет, мужики вернулись обратно. Она рассердилась и сказала, чтобы умерли оба. И они умерли.

178. О лесных духах

(Рассказ 3)

Сейчас в интернате в Корликах работает воспитателем хант с р. Сыня. Несколько лет назад он тоже работал здесь, а потом учился. В то время у него была неприятность. Он не отпустил из школы домой девочку, а она тайком убежала ночью. Ханты пошли по ее

с.168.

следу искать. Девочку не нашли. След ее потеряйся. Вначале были нормальные следы, потом стал заметен только один след и видно, что край полы пальто чиркнул по снегу. Дальше искать не стали, все понятно стало.

А именно, ханты поняли, что девочку унес по воздуху Вон-лунг или кто.

179. О лесных духах (Рассказ 4) = № 69.

I80. Почак

(Вариант 1)

Охотник или рыбак подходит к реке, к перевозному месту, а перевоза нет. Едет Почакы, ты кричишь ему:

- Эй, перевези меня!

Тот останавливается. У него под сиденьем шкурки зверей. На мой глаз не видать, я не колдун. Он сидит, локтями двигает и кричит:

- Почак!

Садись только лицом к нему, у него пол-обласка воды. Ты просишь:

- Дай шкурку, чтоб на воде не сидеть.

Он дает шкурку. Если перевернешь лодку, все тебе достанется. Если на берег выйдешь, не оглядывайся. Если оглянешься, ничего не останется, и проживешь после этого год-два, не больше.

с.169.

181.  ПОЧАК

(Вариант 2)

Такое рассказывают. Человек едет на обласке, вдруг на песке сидит не то человек, не то не человек. На заду ползает. Пока не перевезешь его, не проедешь. Он разговаривает по-человечески:

- Перевезешь меня - счастье тебе будет. Только позади себя посади.

Он - Йенк-юнк. Он локтям туда-сюда двигает. Если впереди его посадить, то его можно от себя локтями оттолкнуть. Если его не перевезешь, то окаменеешь.

182. Почак (Вариант 3) = № 60.

183. Приход умершего

Один мужик умер. Много времени прошло. Потом дети говорят матери

с.170.

- Отец рядом с нами сидит.

Мать его не видит. Потом он чаще стал появляться, лысый был. Люди его не могли видеть. Дней сколько не охотится - ничего не добывает. Начал ночью, белки у него так же ходят, как днем. С одним мужиком поехали они на обласке. Едут. Умерший говорит:

- Ты ложись спать, а я кого-нибудь посажу.

Около могилок стали проезжать, мужик слышит, что на облас еще кто-то сел. Разговаривают. Мужик слышит, что на веслах уже двое едут.

184. Ожившая женщина

Одна женщина умерла, у ней дома двое ребятишек. На кладбище унесли ее, лежит. Подходит как и все на проверку, когда к Кынь-ики пришли. Он на нее посмотрел - до смерти еще семь лет. Вернули положили ее. Как ей выйти, она же живая? Слышит - кто-то выкапывает ее. Крышка открывается, медведь это. Она на другой бок перевернулась, медведь испугался и ушел. Она вылезла и ушла домой. Ребятишки возле дома играют, говорят:

- Мать идет!

А отец:

- Она умерла.

Что делать? У нас вера такая: покойник если придет, надо что-то делать. Парень ее подошел к ней, говорит:

- Дай грудь, есть хочу.

Она с ребенком в дом зашла, а то 6ы убили.

185. Как на том свете живут

Рассказывает как один царь (бог) был, у него умер отец. Он решил проверить, как на том свете живут. Одного послали - на тот свет ушел. Он с собой напарника взял от царя, чтобы смотрел, как отец живет. Пришли, видят его отца, который был царем на земле. Его запрягли в нарту и два человека палками гонят. Этот говорит:

- Запрягите моего напарника.

Напарника запрягли, а старика отпустили. Старик говорит:

- Я на этом свете людей сильно мучил, нищих не кормил, сюда пришел, меня дрова возить заставили.

Снова старика запрягли. К царю пришли, он спрашивает:

- Видели отца?

Царь не верит, что его отец так плохо живет там. Ему говорят:

с.171.

- Сними у напарника штаны и увидишь, как он живет.

Штаны сняли, а у него вся спина избитая.

186. Покинутые юрты = № 64.

187. Наказ отца

В Горшкове был такой случай. Один старый хант перед смертью наказал сыновьям, чтобы они его похоронили в новой малице и забили для него трех оленей. Но сыновья так не сделали. Похоронили его в старом, оленей не забили. Покойник стал приходить к ним ночью и ложиться на свое место.

188. Ичэк-кантак-от

В юртах человек умер. Все ушли из юрт, а один остался. Думает:

- Пусть приходит, может не испугаюсь.

Слышит - кто-то идет. Он встал за дверью, таган взял в руку, ударил по шее. Кто-то закричал, убежал. Он пошел искать. Слышит -под кочкой кто-то разговаривает. Говорят:

- По заслугам ты получил, как только кто умрет, ты начинаешь по юртам ходить.

с.172.

Они (кто сидел под кочкой) позвали чирта-ку, он им шаманил, шаманил и сказал, что тот, кто палкой ударил, их где-то подслушивает. И сказал этому, кто пугал:

- Ты ему дочь отдай, тогда хороший будешь.

Ичэк-кантак-от называется черт, который пугает людей после смерти человека. Огонь держат в доме после смерти человека, чтобы черт не пришел. Он и пугал этого. Потом дочь отдал.

189. Собачья шерсть

У моего сына Васи со спиной что-то. Ляжет на спину и выгибается вверх. Мне говорят:

- Ты когда беременная была, собаку пинала. Надо грудным молоком спину ему натереть, и у него собачья шерсть выйдет.

Если беременная женщина собаку пинает, у ребенка на спине собачья шерсть вырастает.

190. Наказанная женщина

В старое время жили муж с женой. Ушли в урман охотиться. Домой стали собраться, жена говорит:

- Если здесь бы все лето прожить.

Муж ей говорит:

- Давай, живи, не проживешь - тебя убью.

Они не боятся убивать, их не судят (замечание рассказчика).

Она осталась. Если уйдет она - плохо будет. Ничего нет, есть нечего. Она клюкву собирала, ягоды. Однажды слопец поставила, глухарей стала убивать, в речке рыбу ловить, котец ставить. Жили, жили, так все лето прошло. Муж приехал, она живая. Она шутя сказала, а муж всерьез принял. В то время лишнего не болтни. Как сказал, так и сделай.

с.173.

191. Наказанный мальчик

В урмане один мужик с неродным сыном жил. Щуку убил большую. Пасынок говорит:

- Один ее съем.

- Давай вычисти и съешь. Если не съешь - я тебя убью.

Мать вычистила, на стол положила:

-Ешь!

Начал есть.

Ел, ел, маленько съел, все - наелся. Хантыйки закрывают лицо, мать под платком палец кусает. Сын думает:

- Зачем она кусает?

Она видит, что он наелся. Она велит кусать костяную спинку щуки. Он начал кусать. Ел, ел, все ему пошло. Наконец, все съел. Говорит:

- Я ел, ел, не наелся. У тебя есть два быка, принеси.

- Как я тебе отдам?

- Когда щуку заставлял есть - я съел, неси.

Тот пошел.

- Я этих съем оленей.

Тот думал, думал:

- Плохо будет мне без оленей.

Но привел их домой.

Он не смог их съесть, оставил.