Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

30. Жена мертвеца

Боридэна старик хозяин. Сын у него есть, дочь-то есть. Потом аргишили они и до леса дошли. Оу! Леса дойдя, опять аргишили. Когда аргишили теперь, Боридэны дочь отстала,

116

осталась сзади с незапряженными оленями и потом ушла в сторону, в пустую землю.

Вот дочь Боридэны теперь мертвого человека ледовку нашла. Пришла к ледовке и говорит:

- У! Когда он живой был, он мне большой друг был. У этой ледовки надо стоять.

Ну, потом - у! - тот мужчина-мертвец говорит:

- Кто это копает около меня? Это чья девка? У! Когда я живой был, это Боридэны дочь была. Будто такая. Ну, она моим другом была. Как близко она ко мне пришла! Оу! Что поделаешь. Моим другом эта девка была. В эту землю придя, эта девка опять моим другом станет. Видно, думала она обо мне и так пришла одна. Правда, Боридэны младший сын шаман был. Его я немного боюсь. Ну да ладно, пусть боюсь его! Нынче ко мне пришла ты, девка, теперь надо чум делать.

Девка чум сделала. Близ самой ледовки чум сделала, огонь растопила. Оу! Еду-то всякую сварила, мясо-то всякое варила.

"Оу! На улице человек пришел. Человека шаги слышу, - девка думает. - Ну! Про которого я говорила, мой друг*83 был, это он пришел".

Говорит пришедший, вставший с ледовки человек:

- Вместе жить будем. Я муж буду, ты жена моя будешь.

Этот мертвец сын другого самодина был.

Теперь слово ушло от ледовки, от чума Боридэны дочери и к старику Боридэна в чум пришло. Боридэны сын говорит:

- У! Моя старшая сестра куда ушла? С аргишем совсем ее нет. Ну, отец! Ты шаман, я тоже шаман. Ты старый шаман, я молодой шаман. Поэтому у тебя больше вараги, чем у меня. Ты мне половину своих вараги дай, больного своего вараги дай. Ну, теперь я старшей сестры дорогу искать буду. Девка не на хорошей земле стоит. Она себе друга нашла.

Ну, потом по дороге аргиша старшей сестры ушел парень, Боридэны сын.

- Оу! Моя сестра близ ледовки чум поставила. Мертвец украл мою сестру.

Оу! Боридэны сын остановился.

- Оу! Как это я иду один? Мои вараги кричат: "Без товарища почему идешь?" Вараги-то так говорят: "Идя по дороге сестры, не на добрую ты землю встал. Вернись в свой чум, много товарищей возьми с собой сюда".

Вернулся Боридэны сын. Пришел в свой чум, говорит:

с.117.

- Ой, ребята! Отец, хоть ты1 Много оленей поймайте, вместе пойдем.

Ну, тут все люди оленей поймали, отец тоже. Весь народ ушел из этой кучи. Но впереди Боридэны сын поехал. Сам Боридэна-старик сзади всех санок едет. Ну, видит он:

- Оу! Близ ледовки чум моей дочери стоит.

Боридэны сын говорит:

- Ну, отец! Мы около ледовки близко не остановимся, подальше остановимся. Который на ледовке лежит мертвец, тоже шаман. Сперва он шаманом стал, а потом умер.

Ну, теперь они остановились. Как остановились, от ледовки белый большой пороз-олень к ним навстречу пошел. Рога опустив, идет. Боридэны парень с санки своей слез и стал плечами шевелить и тоже большим матерым порозом-оленем стал.

Теперь эти два пороза стали драться. Ну, ночь и день дерутся, ночь и день дерутся. Всего три дня дрались. На третий день пришедший со стороны ледовки пороз поддаваться стал. Как попало колет его рогами Боридэны сын. Около самой ледовки упал тот пороз на землю, и вдруг не стало его. Не знаю, куда ушел или убежал, не знаю. Только, убегая, крикнул:

- Жена! Теперь навсегда расстались. Я не говорил ли сперва, что Боридэны сын, однако, меня сильнее будет? Всегда Боридэны сына я боялся. Теперь он меня много сильнее стал. Мое тело все исколол.

Ну, теперь Боридэны девки чум ломать стали, мужа ее победив. Боридэны парень опять человеком стал. Вот теперь все люди поймали аргишных оленей из аргиша Боридэны дочери, запрягли их, чум на санки положили и назад унесли.

Пришли к чуму Боридэны. Девка-то теперь выздоровела. Боридэны сын сестру вылечил, и рассказ весь тут.

[Дополнение рассказчика:]

Это тоже не сказка, а старые вести. Это давно мне отец рассказывал. Боридэна наш, авамский был. Дочь его сперва безумная была.

с.118.