Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Из научного наследия В. К. Арсеньева

ПРОИЗВЕДЕНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

{№ 1}

Сказание о летающих людях

Вечером после ужина я рассказал удэхейцам о том, что видел в тайге. Они принялись очень оживленно говорить о том, что в здешних местах живет человек, который может летать по воздуху. Охотники часто видят его следы, которые вдруг неожиданно появляются на земле и так же неожиданно исчезают, что возможно только при условии, если человек опускается сверху на землю и опять поднимается на воздух. Удэхейцы пробовали его следить, но он каждый раз пугал людей шумом и криками, такими же точно, какие я слышал сегодня.

Удэхейцы замолчали, но в это время вмешался в разговор Чжан-Бао. Он сказал, что в Китае тоже встречаются летающие люди. Их называют Ли-чжен-цзы. Они живут в горах, вдали от людей, не едят ни хлеба, ни мяса, а питаются только растением Ли-чжен-цау, которое можно узнать только в лунные ночи по тому, как на нем располагаются капли росы. Чжан-Бао даже сам видел такого человека. Дело было давно, когда он был еще мальчиком. Однажды зимой к ним в фанзу пришел китаец, очень легко одетый. Он сел на кан и отказывался от пиши, которую ему предлагали. Когда перед сном все стали раздеваться, пришедший человек снял с себя куртку и накрыл ею спину. Он старался занять такое положение, чтобы никто не видел его плеч. Потом он вышел из фанзы и долго не возвращался. Опасаясь, как бы он не простудился, кто-то пошел за ним и стал его окликать, но на дворе никто не отзывался. Тогда мужчины оделись, взяли фонари и пошли искать этого человека. Следы по снегу привели к забору и здесь пропали. На другой день узнали, что к утру его видели в расстоянии 200 ли от поселка в другой фанзе, где он неожиданно появился и так же таинственно исчез. Ли-чжен-цзы -сын молнии и грома, он младенцем падает на землю во время грозы. Это сильный, божественный человек, заступник обиженных, герой. Посещение им людей приносит удачу в промыслах и в тяжбах при решении спорных вопросов. По мнению Чжан-Бао, летающий

___________________

* Продолжение. Начало в № 1-2 за 1995 г.

с.163.

человек на реке Гобилли был один из Ли-чжен-цзы, китаец и уж никак не удэхеец. Из этого я вывел заключение, что сказание удэхейцев о людях с крыльями позаимствовано ими от китайцев в древние времена.

{№ 2}

Летающие люди

Рассказы о летающих людях мы находим в сказаниях китайцев, маньчжур и амурских туземцев - гольдов, орочей и удэhе. И все они говорят о том, что у человека по внутренним сторонам рук и под мышками вырастают перья, как у птиц. Человек, следовательно, имеет руки-крылья. Вот варианты различных сказаний.

Китайское: 1) Обыкновенно по вечерам китайцы, придя с работ, раздеваются почти догола. Один молодой китаец не раздевался, а если и раздевался, то так, чтобы никто не видел его нагим. Если случалось ему быть без одежды, он всегда накрывал свои плечи и спину циновкой или полотнищем палатки. Однажды все люди видели, как вечером он разделся и, накинув на плечи одеяло, вышел из фанзы и не возвратился, а наутро он оказался от фанзы в 110 верстах, 220 ли. За ночь он никак не мог пройти этого расстояния.

Удэгейское: 1) Один молодой удэхеец с р. Самарги как-то странно себя вел, он тосковал, иногда плакал, много спал и притом тревожно, по ночам говорил, спорил, пел, жаловался и т. д. Говорил, что у него болят руки и спина. Однажды во время пурги он одел лыжи и пошел по тайге. Опасаясь, как бы он не замерз, другие люди пошли его искать. Они шли по следам, оставленным его лыжами. Эти следы привели их к крутому обрыву и тут пропали совершенно: ни в стороне, ни внизу, нигде более следов не было. Значит, человек улетел. С той поры о нем нигде не было ни слуха, ни духа.

2) Был еще один случай. Молодой человек, только что женившийся, стал часто говорить о том, что он улетит. Жена заметила, что он часто ощупывает свои руки с задней и с исподней сторон. Она подговорила своих соседей - они напоили мужа ея пьяным, раздели, и тогда все увидели, что у него на руках, как у птицы, растут перья. Женщина взяла ножницы и обстригла эти перья. С той поры они уже более не вырастали.

3) Однажды пять человек охотников занимались соболеванием на р. Гобилли. Покончив охоту, они возвращались назад. Недалеко от устья они увидели следы человека, идущего правым берегом реки по снегу без лыж. Присматриваясь к нему, они увидели, что человек был чем-то встревожен. Он часто останавливался, прятался зa дерево и становился лицом к Гобилли. Значит, опасность была со стороны реки. Охотники перенесли свое внимание на другой ея берег и тут увидели следы тигра, которые ясно говорили, что зверь не шел своим обычным шагом, а скрадывал человека, забегал вперед, ложился и прятался за бурелом, ожидая, что человек выйдет на реку. Исследуя следы человека без лыж и тигра, охотники нашли место, где человек стрелял. Обилие крови и сгустки ея на снегу показали, что зверь был ранен опасно. Тигр оставил человека и залез в чашу. Охотники обошли место кругом и, не найдя выходных следов зверя, резонно решили, что он подох. Соблюдая закон, они не тронули умершего тигра и даже не пошли смотреть его, а направились по следам человека. Надо сказать, что этот тигр был известен как зверь, постоянно мешающий людям. Он таскал у них собак и в данном случае хотел напасть на человека. Последний, обороняясь, имел право стрелять, и тигр поплатился за свою дерзость. Но и человек был странный. Странным показалось неожиданное появление его сверху и притом без лыж. Охотники не нашли места его ночевки. Следы были свежие, и удэхейцы решили догнать человека. С Гобилли они вышли на Анюй. Следы пошли вниз по реке и привели их к сопке Надэhа, где на гребне есть скалы с отверстиями вроде окон. Следы тут сразу исчезли. Значит. человек поднялся от земли и улетел.

{№ 3}

Пантера-яга

Яга бывает разная, Дыйм Яга - полосатая пантера, а хвост покрыт кольцевыми полосами. Прыгает с дерева на дерево, ее никто никогда не видел. Пуля и стрела не долетают и падают. Есть на этот счет такое сказание. Был Егда с сестрой. Он был отличный охотник. Один раз он увидел какого-то зверя и хотел убить его стрелой. От стрелы отвалился наконечник. Тогда Яга сказал человеческим голосом: "Человек, ты никогда меня не убьешь. Вернешься домой, спроси свою сестру, она тебе все расскажет". После этого Яга пошел по вершинам деревьев. Придя домой, он стал раздеваться и рассказал о случившемся. На это сестра подтвердила все, что сказал Яга, и назвала его имя. Это самый главный зверь Буйнь-ацзани. Раньше Яга не был полосатый и был цветом как лиса. Имя ему Дыйм Яга. Когда наш отец Кандаhа был голоден и ничего не мог добыть на охоте, ему помогал Яга, доставал дичь, мясо и Кандаhа не пропал. Мать Егда Болиhе, чтобы отблагодарить Яга, много месяцев шила ему разные красивые одежды. Отец и мать завещали никогда его не трогать. Однажды, когда Кандаhа сделался старый и чувствовал приближение смерти,

с.165.

он пошел в тайгу, обнял дерево и превратился в наплыв, которые с той поры и называется Мо Кандани. Боли(h)е тоже ушла в тайгу и превратилась в зеленого попугая Сакси. Дыйм Яга себе оставил полосатую, а прочие цветистые одежды отдал другим яга. Так получились Дыйм Яга с окраской черных сплошных пятен по желтому полю и Тулекты Яга с кольцевыми черными пятнами. С тех пор Дыйм Яга сделался тыэнку. Так же и прочие яга. Это сильные севоны. После Дыйм Яга по старшинству идет Тулекты Яга и Дыям Яга. Все яга стоят выше тигра. В то время, к  которому относится сказание об яга, тигра еще не было на земле. Родословная больших кошек Уссурийского края, такова Дыйм Яга был самец, Тулекты Яга - самка. От них родилось три зверя. Два были Диям Яга и последним родился Куты маhа.  Вот почему он и занимает подчиненное положение.

{№ 4}

Дополнение к орочской легенде о происхождении от медведя и тигра

В рабочих тетрадях 1907 года записана легенда, по которой у всех тунгусских народностей женщина не может есть мясо медведя, убитого на охоте ее братом. В дополнение этой легенды надо сказать несколько слов, полученных мною от самаргинских орочей. Именно мальчика забрала тигрица и вскормила его, а девочку взял медведь. От этого произошли орочены. Одни считают своим родоначальником тигра, другие роды - медведя. Когда впоследствии мальчик вырос и на охоте случайно убил медведя, то этот последний, умирая, заказал 1) чтобы мяса его он никогда не давал сестре, 2) чтобы сам он никогда не ел бы больше мускулы Его задних ног, 3) чтобы член его медведя (Penis) сестра его вместо украшений держала бы у себя в юрте. Этот медвежий Penis по орочски называется Янгза.

{№ 5}

Сказание о происхождении удэхейцев и орочей

Некогда жил на земле один человек, Егда, со своею сестрою. Других людей не было. Однажды сестра говорит брату: "Ступай, поищи себе жену". Брат пошел. Шел он долго и вдруг увидел юрту. Войдя в нее, он увидел голую женщину, очень похожую на его сестру. "Ты моя сестра?" - спросил Егда. "Нет" - отвечает она. Егда пошел назад. Придя домой, он рассказал сестре все, что с ним случилось. Сестра ответила, что виденная им женщина чужая и в этом нет ничего удивительного, потому что все женщины похожи друг на друга. Брат снова пошел. Сестра сказала, что и она пойдет

с.166.

в другую сторону искать себе мужа. Но кружною тропою обогнала брата, прибежала в ту же юрту, разделась и села опять на прежнее место голая. Брат прищел, женился на этой девушке и стал с нею жить. От этого брака родились у них мальчик и девочка. Однажды в отсутствие отца, мальчик играл на улице и ранил стрелою птицу Куа. Она отлетела в сторону, села на ветку дерева и сказала: "Зачем ты меня ранил?" Мальчик ответил: "Потому что я человек, а ты птица". Тогда Куа сказала "Напрасно ты думаешь, что ты человек. Ты родился от брата и сестры и потому ты такое же животное, как и все прочие". Мальчик вернулся домой и стал рассказывать об этом своей матери. Последняя испугалась и велела сыну ничего не говорить отцу, иначе он их обоих бросит в реку. Когда вернулся отец, мальчик начал было говорить о случившемся, но мать закричала на него: "Что ты болтаешь? Отец пришел усталый, а ты говоришь глупости!" Мальчик замолчал. Ночью, когда все легли спать, отец стал расспрашивать сына, что с ним случилось. Мальчик рассказал все. Тогда Егда понял, что сестра его обманула. Наутро он на лыжах пошел в лес, нашел крутой овраг, раскатал дорогу и на самой лыжнице насторожил стрелу. Вернувшись домой, он сказал сестре: "Я убил сохатого, ступай по моему следу, спустись в овраг и принеси мясо". Сестра одела лыжи, пошла, скатилась в овраг и убила сама себя стрелою. Тогда Егда взял сына и дочь и понес их в лес. Скоро в лесу он нашел дорогу, по которой всегда ходил медведь, и бросил здесь девочку. Дальше он нашел дорогу, где ходила тигрица, и бросил там мальчика, а сам пошел к реке и бросился в воду. Девочку подобрал медведь и стал с ней жить как с женою, а мальчика подобрала тигрица и стала жить с ним как с мужем. От первого брака произошли все удэхейцы. Второй 6рак был бездетным. Вот почему удэхейцы считают медведя своим родоначальником, вот почему оба эти животные и стали тотемными. Сказание говорит дальше, что мальчик вырос и стал заниматься охотою. Однажды на охоте он увидел медведя и смертельно ранил его стрелою. Умирая, медведь сказал ему, что он был мужем его сестры и сделал следующее завещание, чтобы на будущее время никогда не давать сестре есть мясо медведя, убитого братом, чтобы женщина никогда не спала на шкуре его и берегла его Ost penis, передавая потомству по женской линии. Все это до сего времени строго соблюдается удэхейцами.

{№ 6}

Орочское сказание

Жил один человек охотник вместе со своею сестрою. Сестра была старше его. Брат ходил на охоту, а сестра оставалась дома

с.167.

работать. Однажды сестра и говорит брату: "Неужели мы всегда будем так жить? Ты холостой - поди и поищи себе жену". Он собрался и отправился в лес, шел долго и нашел юрту и в юрте девушку, как две капли, похожую на его сестру. Он переночевал в ее доме и утром пошел обратно на охоту, к вечеру снова пришел в эту юрту, что и вчера. Тогда он переночевал у нее еще одну ночь, утром пошел обратно. Воротившись к сестре, он рассказал обо всем, что видел. Сестра ответила: женись, на свете есть много людей, похожих друг на друга. На другой день брат ея снова пошел в эту юрту и женился на девушке, похожей на его сестру, и поселился у ней в доме. Долго так они жили. У них родились дочь и мальчик. Один раз мальчик, играя на улице, сделал лочек, подкараулил на земле птицу и ранил ее. От птицы полетел пух, но она не была убита. Она села на дерево и сказала мальчику: "Зачем ты стрелял в меня, зачем ты ранил меня? Ты думаешь, что ты человек? Нет, ты такое же животное, как и все другие, вы живете со своими сестрами". Мальчик прибежал домой и рассказал о случившемся своей матери. Та испугалась и сказала мальчику: "Не говори отцу, а то он убьет и тебя, и меня". Мальчик задумался. Когда пришел отец, мальчик за обедом начал было рассказывать о случившемся, но мать пригрозила ему и закричала: "Что ты пристаешь к отцу, он устал, а ты не даешь ему пообедать". Мальчик замолчал. Ночью отец вспомнил об этом, тихонько разбудил сына и стал его спрашивать, что было с ним утром. Мальчик все рассказал как следует. Отец тогда все понял. Он догадался, что его сестра обманула и заставила на себе жениться.

На другой день рано утром он ушел из дому и отправился к тому месту, где жила его сестра. Несколько дней он шел до своей старой юрты. Придя туда, он увидел, что юрта сестры пуста давно, уже развалилась, заросла травой, кругом вырос молодой лес. Страшно разозлился человек, взял стрелы и скоро побежал обратно. По дороге он около крутого оврага насторожил копье с расчетом, чтобы оно попало как раз в грудь человека. Придя домой, он сказал сестре, что убил жирного сохатого недалеко от оврага, а мясо повесил на дереве, и велел сестре сходить по тропке и принести это мясо в юрту. Сестра пошла по указанной дорожке. Дойдя до оврага, она стала по следу спускаться вниз, разбежалась, не могла остановиться, задела шнурок и была убита копьем в грудь. Человек прождал до ночи и на другой день рано утром пошел к оврагу и увидел, что сестра убита. Тогда он решил расстаться и с детьми. Придя домой, он взял их на руки и понес в лес. Идя по тропке, он увидел свежие следы медведя. Зверь каждый день ходил здесь взад и вперед. Тут он оставил детей, а сам уехал из этой земли далеко-далеко.

с.168.

Перед сумерками, действительно, по старому следу пришел медведь. Он нашел сидящих на земле детей и взял их к себе. Когда девочка выросла, он стал жить с ней, как с женой. От этого брака и произошли орочи. Прошло много лет. Мальчик вырос и стал хорошим охотником. Однажды он на охоте увидел в чаще что-то темное. Он думал, что это сохатый, пустил стрелу и повалил зверя. Раненое животное оказалось медведем. Мальчик испугался и помог медведю прийти домой. Сестры не было дома. Медведь, умирая, сказал мальчику: "Вот я скоро умру, ты можешь есть мое мясо, а сестре не давай". С тех пор у орочей вошло в обычай, что сестра не может есть мясо медведя, если зверь был убит родным братом и т. д.

{№ 7}

Сказание о происхождении Удэhе (продолжение)

Егда пошел по следам сестры и нашел на дороге яму, насторожил копье против уклона и сказал: "Копье мое! Если моя сестра меня действительно обманула, пусть она на лыжах наткнется на копье, а если она не моя сестра, пусть благополучно спустится под откос". Потом он ушел домой. Жена не вернулась. Тогда Егда понял, что сестра его обманула. На другой день чуть свет он отправился по ея следу и увидел, что она натолкнулась на копье прямо сердцем. Тогда он пошел назад и по дороге сделал два деревянных крючка. Придя домой, он проколол ножом сухожилия своих детей, одел их на крючки и потащил по земле в тайгу. Как раз в этом месте, где была постоянная медвежья тропа, сломался крючок, которым он тащил девку. Егда дальше потащил мальчика до тех пор, пока не сломался крючок. Он бросил его и пошел дальше. Ночью медведь нашел девочку, забрал ее и стал кормить. Когда она выросла большая, медведь пошел искать ей мужа. Он нашел деревню, где жили Нэнгуй (см. далее). Узнав, с кем он имеет дело, медведь тихонько вернулся назад и ушел совсем. Один Нэнгуй, выйдя из юрты, около дров увидел свежий медвежий след и сообщил об этом другим Нэнгуй. Все семь Нэнгуй бросились в погоню за медведем. Медведь, придя домой, лег спать. Нэнгуй по следу добежали до юрты медведя. Вошли в нее и видят одну только красивую девку. Медведь же спал в яме, которую сам выкопал в углу жилища. Тогда Нэнгуй 6 человек (?) решили ночевать в этой юрте, чтобы познакомиться с девкой и взять ее с собой. Медведь проснулся и притворился спящим. Когда все Нэнгуй уснули, медведь вскочил с ревом. Нэнгуй испугались итотчас убежали из юрты. Все Нэнгуй погибли от мороза. На другой день медведь говорит девушке: "Тебя

с.169.

отец бросил, ты ничего не думай, я найду тебе хорошего мужа, умного и сильного". Девушка согласилась. На другой день медведь опять ушел и скоро нашел юрту, а в ней жило два человека (Егда). Медведь не показался им и тихонько ушел назад. Утром Егда вышли из юрты за дровами итоже увидели след медведя. Они пошли по этому следу и пришли к жилищу медведя. Он так же, как и при посещении Нэнгуй, спрятался в яму. Егда увидели девку и решили тоже остаться ночевать. Они разделись и только легли, как медведь опять вскочил с ревом. Голые люди убежали из юрты и замерзли в лесу. Третий раз вышел медведь в лес и снова нашел юрту и в ней одного человека Егда. Оставив ему след, он привел и его в свою юрту, как Нэнгуй и двух человек ранее, также спрятался.  Егда взял с собой копье, стрелу и пошел по следу, который привел его к жилищу медведя. Егда заинтересовался девицей, но сообразил, что след медвежий, приведший его к дому, неспроста и в этом есть чтто-то хитрое. Девица его покормила. Егда спросил ее: "Одна ты живешь или в юрте есть еще кто-нибудь?" Девица сказала, что она сирота и живет одна. Егда показалось это невероятным. Он остался ночевать. Он разделся, но копье положил рядом с собой. Ничью медведь вскочил с ревом. Егда вскочил и схватил копье, чтобы обороняться. Тогда медведь сказал Егда: "Не надо меня колоть, потому что я искал такого смелого и умного человека, как ты, в мужья моей дочери". Егда бросил копье и тут же женился на девушке. От этого брака родилисб один мальчик и одна девочка.

Так они и жили. А медведь куда-то уходил в тайгу. Егда пошел тоже за ним однажды, чтобы узнать, куда он ходит. Он нашел медведя около черемухи, где он лакомился ягодами. Он вернулся назад и сделал лук и стрелу левой рукой, будучи сам правшой. Наконечник он отточил тоже левой рукой. Тогда он пошел к черемухе и, подойдя ближе, пустил стрелу в медведя, а сам убежал домой. Раненый медведь вернулся домой и спросил Егда: "Зачем ты меня хотел убить?" Егда ответил: "Это не я". "Как не ты? -спросил медведь. - Гляди, стрелу точил левша, а я владею правой  рукой. ТОгда медведь сказал: "Нет, я хорошо знаю, это ты, только стрелу сделал нарочно левой рукой, чтобы меня обмануть. Я думаю, что это ты сделал не сам, а тебе так велел Эндури. Теперь пришел мой конец. Я скоро умру. Все, что я вам теперь скажу, надо крепко держать и никогда не надо забывать. Прежде всего, чтобы никогда брат не давал сестре кушать мясо медведя, им убитого. Никогда не надо мясо медведя бросать где попало, чтобы ни одна капля супа, сала не упала на землю, чтобы женщина не могла на него случайно наступить". Медведь завещал закон, по которому нельзя жениться на женщине отцовского рода матери. Можно

с.170.

жениться на двоюродной сестре, но по женской линии, если она откололась и ушла в другой род, в особенности в род матери. Чтобы молодая женщина не спала на медвежьей шкуре, а старой женщине, которой более 50 лет, можно спать, но только на выделанной шкуре, а не на сырой. Молодой девушке нельзя перешагнуть через медвежью шкуру, ей воспрещается перешагивать и наступать на оружие охотника - копье, самострел и т. д. Сердце убитого медведя может есть только старший брат, но воспрещается младшему. Исключение составляет случаи, когда медведь убит младшим братом лично. Мясо (мускул) из задних ног медведя (Сонго усэни) нельзя есть мужчине, но всегда отдают женщинам. Мускул этот круглый спускается немного ниже колена. Этот мускул считается женским мясом. Женщины должны варить его вне дома непременно в своей посуде. Обычно женщины всего поселка собираются вместе и уходят так, чтобы их не видно было из деревни. У них своя посуда, свой нож. Они возвращаются домой, когда съедят все мясо. Если не съели, то оставляют до следующего дня, для чего каждый раз ходят туда из селения в одиночестве. Медведь велел брать кость из его члена - ost penis, Сянго гяломо (ни) - и дарить молодой женщине. Они украшают этими костями коробки. Тогда женщина будет здоровая, будет иметь легкие роды, и ребенок будет здоровым, выросший крепким и сильным. Глаза убитого медведя вынимаются и закладываются в зарубки какого-нибудь дерева, чтобы душа медведя не могла увидеть, кто убил зверя. Бросать глаза, закапывать их в землю, топить и воде, жечь на огне не разрешается.

Брошенного в тайге мальчика нашла тигрица и взяла его к себе в логовище под большой скалой. Здесь она его вскормила. Мальчик вырос. Тогда тигрица спросила ею, помнит ли он своего отца. Юноша ответил, что не помнит. Тигрица спросила, помнит ли он мать. Юноша также ответил: "Нет!" Тогда тигрица рассказала ему историю его жизни и как она его нашла в тайге. Потом она ему сказала: "Если ты мне веришь, поди посмотри, что твой отец делает". Юноша пошел, видел место, где его отец дрался с медведем. Он возвратился назад и рассказал тигрице, что видел. Тогда она сказала ему: "Теперь ты большой, можешь сам жить. Я тебя  кормила, поэтому на будущее время никогда тигра не трогай. Я тоже не буду людям причинять зла".

Когда он бросил мальчика, он сказал: "Так как я поступил  раньше, женился на своей сестре, теперь убил ее, бросил обоих детей и остался один, я пойду искать медведя". Он пошел, ходил

с171.

долго и нашел мыс от сопки, выступающий в долину. Он сел на мысу и стал звать к себе медведя: "Молодого не надо, старого не надо. Надо в средних годах". Он молился Эндури и все звал медведя, и такой медведь к нему пришел Он сказал: "Давай драться. Я сильный - тебя убью, ты сильный - меня убьешь". Вот стали они драться и дрались долго и так сильно, что изломали всю землю. Где был ключ, стала сопка, где была сопка, стал ключ. Дрались до тех пор, пока не пришел тигр и разогнал их. Тогда тигр сказал: "Ты, Егда, стал дурной". "Почему", - спросил Егда. "Твою дочь нашел медведь, он нашел ей мужа и поставил законы, как жить надо, как жениться и что можно кушать. Раньше медведь был человеком, теперь, когда есть законы, он перестал быть человеком и сделался диким зверем. Бросьте драться, иди к Нэнгуй, поселись с ними и женись на их сестре". Егда пошел к Нэнгуй и женился, отчего у него родилось семь девок нэнгуй. Он стал с ними жить. Он сказал богу Эндури: "Моя теперь не человек. Я стал теперь низагуни, т. е. дикий человек".

{№ 8}

Орочское сказание*

У орочей, если брат убьет медведя, то родная его сестра не будет есть мяса и, вообще, кушанья, сваренного на его жиру, на том основании, что это большой грех, и если сестра пoecт мяса такого медведя, то другой медведь непременно разорвет ея брата на охоте. По этому поводу существует особое у них сказание, которое они почему-то очень тщательно скрывают. Однажды один охотник пошел на охоту, а дома осталась одна сестра. В отсутствие брата пришел медведь и увел с собою его сестру. Медведь женился на "болигэ". Долго искал брат сестру и наконец нашел ее в лесу. Она сказала ему, что она замужем и что хозяина нет дома. Эгда пошел пока на охоту. Недалеко от балагана сестры увидел медведя и убил его, выпотрошил и принес мяса и накормил им сестру. А когда он принес шкуру и голову убитого медведя, сестра узнала своего мужа и с испугу умерла, а брат сошел с ума.

{№ 9}

Месяц (Бя) и загробный мир

При полнолунии на диске месяца видна девица. На небе есть собака, которая схватывает в рот месяц, но если поднять шум, то собака отпускает месяц, и он опять появляется полным диском. Так же и по отношению к солнцу, которое ходит вокруг Земли, каждый раз скрываясь на западе и появляясь вновь на востоке. Там

_________________

* У В. К. Арсеньева названия нет.

с.172.

внизу, под землей тоже есть небо. Там загробный мир Буниhа  боани, место успокоения усопших. Вот почему человека, умершего летом, снаряжают в загробный мир по-зимнему, одевая на него теплыя одежды, и обратно - умершего зимой снаряжают по-летнему. В стороне от преисподней находится самое страшное место Буниhа лаонгинь - там черныя скалы, черное болото и красная речка. Туда попадают души злодеев, причинявших людям великия бедствия.

{№ 10}

Предрассудки у орочей

Если охотник заметит, что его собака лает во сне, то он уверен, что будет удача. Это хороший признак. Напе, попавшая в пищу, обессиливает человека, по этому поводу у них есть опять-таки древнее сказание. Однажды шесть человек орочей пошли на охоту гонять изюбрей в снегу. Стали замечать, что один догоняет зверей легко и убивает один, а остальные пятеро отстают, стали слабосильные, начали потеть и страдать одышкой. Долго они не могли понять, в чем дело, пока не подсмотрели за первым товарищем. Он, когда приходил на бивак раньше других, кипятил воду, варил обед и каждый раз немного клал травы из унтов в кипящую воду. С той поры люди и поняли, какой вред может принести Напе.

{№ 11}

Солнце (Сун)

Раньше небо было очень близко, и потому на земле было очень жарко. Месяц был мужчина, а солнце - женщина, и ходили они по небу вместе и сразу оба светили на землю.

Старые лиственницы очень высокия, которым насчитывается несколько сот лет, имеют вершины, загнутые в одну сторону. 3агнуты они потому, что когда небо было низко над землею, они не могли расти прямо и были придавлены книзу. Сколько раз ни родились люди на земле, они всегда умирали. Зимой родятся - до лета живут, а летом умирают от жары. Тогда три старика делали много стрел изо льда, и когда появилось жаркое, они стреляли в него из лука. Как только стрелы попали в солнце, сразу растаяли. Тогда они пустили железныя, которые не долетели до солнца. Потом они взяли костяныя стрелы. Они долетели и сразу погасили свет. Тогда солнце сказало месяцу: "Почему это человек меня обижает?" Месяц сказал: "Потому что мы оба одновременно светим на землю, и там все сгорает". Тогда солнце предложило месяцу разделиться так, чтобы он светил ночью, а солнце - днем.

с.173.

Кроме того, месяц, чтобы люди могли считать время, решил каждый раз скрываться совсем с неба и начать появляться сызнова и понемногу, а солнце решило вместе с небом подняться выше, чтобы людям не было так жарко. С того времени началось счисление дней и ночей, и люди стали жить на земле.