Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

067-071

67. Старик и его сыновья

На берегу большой реки старик живет, тундровый тунгус. Три у него сына. Старика зовут Нго-бойку (шаман-старичок), одного сына - Хэнка (черный), другого - Сыр (белый), старшего

с.256.

Дёрама-тута (Красные лыжи) - у него на лыжах был красный камос.

Промышляет старик рыбу. Высмотрел старик пущальню, добыл рыбы. Близ пущальни, на виду у голомо, сидит на земле согнувшись. Говорит сам себе:

- Почему это дыхание какое-то слышно? Однако, медведь пришел и поймал меня.

Верно, оказывается, его белый медведь держит. Говорит медведю:

- Не трогай меня, медведь. Давай играть.

Медведь сел на задние лапы. За одну переднюю лапу поймал старик медведя и стал кружить. У медведя закружилась голова. Тут тихонько достал старик ножик, ткнул им в грудь медведя, побежал к ветке и быстро выехал на середину реки. Отсюда посмотрел на медведя. Тот, обливаясь кровью, упал. Унес старик медведя в голомо и ел его мясо. Поел и опять пошел пущальни смотреть. Сидит в ветке у пущальни и посмотрел на берег. Видит: черный медведь пришел. Кричит ему старик:

- Ну, медведь, иди на воде играть! Кто сильнее окажется? Поплывем вперегонки до того яра!

Поплыли медведь и старик на ветке. Обгоняя медведя, старик ткнул его пальмой в бок и опять унес в голомо и ел.

Через некоторое время опять ушел пущальни смотреть и видит: пестрый медведь пришел. Кричит ему:

- Медведь, иди сюда играть! Тут через ручей прыгать будем. Кто дальше прыгнет?

Старик далеко прыгнул. Медведь за ним. Тогда его старик рогатиной в грудь ткнул. Унес тоже этого медведя в голомо, поел и лег спать.

У старшего сына жена есть. Старший сын попросился на другое утро ехать диких промышлять. Уехал сын вместе со своей женой.

Прошло время, ждет его старик, но сына век нет. Младшие сыновья играют на яру над рекой. Увидели, что сверху по реке много веток с людьми идет. Убежали ребята в голомо.

- Эй, отец, по воде много веток идет. Наши сердца боятся.

Спрятал старик детей в вершине голомо под постелями. Затем вошли к старику много шитолицых и уселись в голомо.

- Какие вы люди? - спрашивает старик.

- Мы шитолицые люди, - говорят пришедшие.

с.257.

Спрашивает старик:

- Нет ли у вас вестей о моем сыне Красные лыжи, ушедшем за дикими?

Тут сказал один шитолицый другому:

- Разве у убитого нами с женой человека камос на лыжах был не красный?

Закричал старик:

- Этот, этот!

- Ну, теперь и тебя мы будем добывать, - говорят шитые лица.

- Почему, друзья? - говорит старик. - У меня вины нет.

- Даром что вины нет, - говорят шитые лица, - наверно, тебе сына жалко.

- Не жалко, не жалею, - сказал старик.

- Даром что не жалеешь, все равно убьем, - говорят шитые лица.

- Я шаман, - говорит тогда старик, - пусть я буду шаманить.

Говорит тут большой шитолицый:

- Я шаманов не знаю. Тебя вот только увидали. Шамань!

Одел старик теперь шаманскую парку, взял бубен и бьет в него. Шаманит старик, а два шитолицых его за пояс держат. Вдруг старик в землю ушел, оборвав ремень, за который он был привязан при камлании к шестам чума. Из дыры в земле, в которую он ушел, стала вода литься. Заполнила вода всю дыру и побежала в голомо. Половина шитолицых утонула. Только трое из них остались. Их барба двери голомо открыл, и они выскочили на улицу. Побежали к веткам, и все трое уплыли.

Ребята выглянули. Видят: все ушли. Вылезли, смотрят: много мертвецов лежит. Брюхо у них полно воды. Отца нет.

- Куда мы пойдем? - говорят.

- Надо вверх идти, - сказал старший брат, - там у отца голомо было на красном яру.

Пошли вдоль реки. Нашли землянку. Проспали ночь. Утром младший брат говорит:

- Дикие пришли!

Действительно, десять очень больших диких оленей за рекой вышли и поплыли через реку прямо к землянке. Старший брат сел в ветку и всех их убил Принесли мясо в землянку и опять спали. На другой день двадцать диких пришло. Опять всех их убили. У землянки много жирного мяса стало. Теперь

с.258.

все время в землянке стали лежать ребята. Посмотрели как-то на улицу, увидели: много веток идет с людьми. Оставили люди ветки и к ним пришли.

- Какие вы ребята? - спрашивают люди, шитые лица.

- Век мы здесь, - ответили братья.

- Отец-то кто?

- Отца не знаем.

- Моих людей половина не знаете ли где?

- Не знаем. А ваш чум где?

- Там есть, вверху.

- Мы пойдем вместе с вами в ваши чумы. У нас много добыто диких. Вместе есть будем, - говорят братья.

- Ладно.

- Тогда мясо наше увезите с собой.

Перетаскали братья вместе с шитолицыми мясо на ветки и уплыли вместе с ними в чумы. Переночевали здесь. На другой день прямо от реки в сторону леса пошли и дошли больших чумов шитолицых. У шитолицых в чумах три девки есть. Младший брат говорит старшему, лежа в чуме:

- У шитолицых девок лица очень красивы. Пойду я к ним спать.

- Однако, убьют тебя шитые лица. Ум у них худой.

- Не убьют!

Ночью пошел младший брат к девке спать. С улицы пальма кольнула через нюк в парня, но попала в девку и убила ее. Парень схватил копье за конец и выбежал на улицу с ним. Ударил здесь шитолицего пальмой в сердце и ушел в свой чум спать.

Утром говорят шитые лица:

- Девку-то кто убил? На улице человека-то кто убил?

Младший брат гостевал по чумам и вечером говорит брату:

- В другом чуме тоже хорошая девка есть.

Ночью ушел к ней.

Опять ночью сквозь нюк пальма ударила. Опять над парнем прошла и девку убила. Парень парку надел, женский ножик схватил и выбежал на улицу. Видит: стоит шитое лицо и тычет пальмой в чум. Ударив ножом в бок, убил и этого шитолицего.

Утром шитые лица опять ревут:

- Кто двух людей убил?

Вечером младший брат говорит брату:

- Есть у шитолицых девка с очень красивым телом. Я пойду

с.259.

к ней, а ты готовь лук и ножи. Однако, все шитые лица этой ночью придут.

Лежит младший брат с девкой и говорит:

- Что это я шаги слышу? Много людей идет.

Выглянул на улицу и видит: все шитые лица с луками к этому чуму идут.

Парень схватил большой нож девки, парку надел и на улицу ушел. Подошел сзади к одному шитолицему в расшитой бисером одежде и попросил у него лук двух братьев убивать.

Тот повернулся к нему. Парень ударил его ножом в грудь и взял лук бисерного*123.

Тут стали два брата драться с шитыми лицами из луков. Три дня дрались и всех шитолицых убили. Потом стали чумы просматривать. Когда младший брат подошел к одному чуму, из него выскочил один шитолицый и побежал по дороге аргиша. Младший брат погнался за ним. Догнал до реки. Шитое лицо прыгнул через реку. Парень в это время пустил в него две стрелы. Ногу разрезал ими и руку.

Закричал шитое лицо:

- Э, парень! Не успел я приготовиться! Здесь на яру был у меня лук спрятан. Насилу я до лука не дошел!

Убил его парень и вернулся. Сидит с братом и говорит:

- Из шитолицых одну девку мы оставим. Женщин всех убьем, а эту девку я возьму.

Взяли эту девку и век здесь в чуме живут и играют.

Это старая наша сказка.

68. Медведи и старик

Тундровый тунгус есть, старик. У него пятеро детей: три сына, две дочери. В чуме на реке живут. Олень один есть.

Вода талая стала, пошел старик на реку промышлять. Три волосяных пущальни у него. Метал их. Немного посидел, рыбы нет. Вернулся домой старик. В чум зашел, чай пил. Говорит потом:

- Может быть, рыба попала!

Ушел опять старик к речке. Видит: у пущальни белый медведь сидит. Перебирает, смотрит ее.

- Ук! - крикнул старик и кусок плавника схватил. Медведь тоже палку схватил. Говорит старик:

с.260.

- Уходи прочь! Что со мной играешь, почему надо мной шутишь? Дурак я, что ли? Прочь, прочь! Пущальню порвешь!

Медведь вытащил пущальню на берег. Оба ухватились за поплавки пущальни, тащут в разные стороны, палками машут. Говорит старик:

- Ты разве не нгуо? Почему у бедного человека промысел портишь?

Старик на ветке на воде был. Медведь, потянул пущальню, вытащил старика вместе с веткой на берег. На земле старик табак нюхает и говорит:

- Прочь, прочь! Пошто на земле даже не отпускаешь? У меня сейчас Христос-бог есть. От пего ты уйдешь? Я умру, что ли?

Медведь не выпускает пущальни. Схватил старика зубами за шею, трясет.

- Ну, ешь меня. Я сидеть буду, - говорит старик.

Не стал медведь есть старика. Говорит старик:

- Я крещеный человек! Солнцу буду молиться. Солнце! Меня медведь съесть хочет. Это, по-твоему, ладно?

Медведь все-таки его не пускает. Говорит опять старик:

- Я, когда молодой был, в ветке быстро ходил. Ты сильный? Давай померимся, кто сильнее. Я отстану - ты меня съешь. Ты отстанешь - я тебя убью.

Медведь это услышал и поплыл. Старик в ветке быстро поплыл. Говорит:

- Беда будет потом. Обгоняет меня.

Есть у старика пальма. Есть железный крест. В воде омут был. Здесь рядом поплыли.

Думает старик: "Уйдет медведь в омут". Говорит:

- Ну, живей!

Выскочил старик на берег и, когда медведь подплыл, ударил его пальмой. Снял старик с медведя шкуру, в чум его увез и съел.

Ночь прошла. Наутро старик опять к пущальням ушел. Видит: черный медведь пришел, пущальни смотрит. Закричал старик:

- Почему пущальни рвешь? У тебя на земле еды много. Я же у матери воды еду прошу. Почему ты такой?

Медведь пущальню не выпускает. Ухватились они за поплавки и разорвали пущальню.

- Ты не бог, а дурак, - говорит старик. - Ребенок ты, что ли?

с. 261.

Сам старик в ветке, медведь на берегу. Говорит дальше старик:

- Меня убить хочешь? Убей!

Медведь, как человек, на дыбы встал. Старик все говорит:

- Меня надо? У меня Микольский есть. Нынче меня убить хочешь? Давай плясать.

Стали плясать. Медведь пляшет и поет:

- Онтино! Монтино! Хокой, хокой!

Старик поет:

- Хэйро, хэйро!

Целый день плясали. Медведь устал. Голову опустил, глаза закрыл. Думает старик: "Э! Сердце его близко. Ножом одолею ли?"

Кольнул ножом и, в ветку сев, быстро отплыл.

Медведь, за ним бросившись, чуть за парку не поймал. Но умер медведь. Увез старик медведя в чум.

У старшего сына старика шапка красным расписана. Зовут его Красная шапка*124. У другого бакари красные, зовут его Красные бакари*125.

Говорят сыновья:

- Отец! Мы чего-то боимся.

- Оленя храните ночью, если боитесь, - говорит старик.

- Сам храни, - говорят сыновья.

Ночью старик сам оленя караулил. День настал. Встали сыновья. Красная шапка говорит, другой говорит:

- Отец! Что ночью нашел?

- Ничего не нашел, - отвечает старик. - Только аргишить надо. Медведь в этих местах очень плохой.

Сыновья следы увидели отца. Видно, что ночью он ходил в лес. Говорят сыновья:

- Что делал отец в лесу? Посмотрим!

Пошли в лес по дороге отца. Нашли огород с настороженным луком на дикого. В воротах огорода что-то лежит. Дикий, что ли? Нога у него в крови. На боку шкура в крови. Шкура железная.

- Что это? - говорят сыновья. - Как стрелой его добыли? Кожа железная. Этот дикий - сохатый, оказывается!

Вернулись сыновья в чум:

- Отец! Что это? Какой стрелой добыл такого дикого?

- Не знаю! - старик говорит. - Ну, аргишим, оставим его.

Пешком аргишили. К многим тундровым тунгусам присоединились.

с.262.

Спрашивает старик.

- У вас шаман есть?

- Есть, - говорят, - молодой шаман.

- Давай, - говорит старик, - обо мне шамань. Пусть расскажет,  что со мной было. Сам не скажу.

Шаманил молодой шаман и говорит:

- Медведей ты добывал. В пущальнях двух медведей добыл. У в лесу живущих шитолицых, у их большого шамана, ты зверя добыл. Железного сохатого добыл.

- Так, так. Мое дело, - сказал старик.

- Не на тебе грех, - говорит молодой шаман, - хоть ты и добыл. Сами они тебя искали.

Весною пришли к старику вести: большой шаман шитолицых умер. Кровь на боку была. Теперь все.

69. Сын медведя

Живут два тунгуса с шитыми лицами. Но, несмотря на то что они шитолицые тунгусы, все время живут они с тундровыми тунгусами. Самых настоящих шитолицых они давно бросили. Оба тунгуса - братья, от одной матери рождены. Один из них чуть постарше.

У старшего двое детей: одна девочка и один мальчик. От самого большого камня близко они сидели. Диких промышляли. Долго живя здесь, дикого истребили в этих местах. Младший брат говорит:

- Вблизи дикого мы совсем кончали. Там, далеко, в насилу видных отсюда местах, дикий, однако, еще есть.

Отвечает старший брат:

- Так далеко идти худо. Поблизости надо искать.

- Я пойду, - говорит младший брат. - Настоящий хороший учаг есть у нас. Когда солнце заходить будет, вернусь. При слабом свете зари вернусь.

Теперь ушел младший брат. Двух учагов взял с собой. Один учаг очень хорош - ростом прямо с амбар. Из дома поехал на плохом, на хорошем вернуться хочет. На полпути остановился. Видит: очень еще далеко земля. Солнце уже немного поднялось. Поехал на хорошем учаге и дошел той земли, к которой ехал. В самом камне, в крутой долине, реку нашел. В своей вершине река надвое разделилась. На слиянии этих двух рек лайда. На

с.263.

лайде десять диких порозов. Зайдя с верховьев реки из ущелья, закричал. Дикие побежали по удобному для них месту близко, мимо него. В двух выстрелил из лука.

Снял с одного шкуру. Стал снимать с другого. Стал перетаскивать тушу дикого на удобное место. Взял его за рога, приподнял и услышал, как два лука щелкнули. Побежал он, увернувшись от одной стрелы. Но другая стрела перебила ему жилу на ноге.

Вышли тогда из засады два шитолицых. Один длинноногий - Ходукундамату. Другой тонкий, как трава, человек - Нётараку. Говорит им младший брат:

- Эй, друзья! У меня ноги нет. Как пойду? Почему меня украдкой убили? Почему честно не убили? Добейте меня здесь. Дайте мне лук, он близко. Даром я на земле сижу, отведаю вас.

- Нет, - отвечают шитые лица, - зачем лук дадим? - И, повернувшись, ушли пешком эти два человека.

Из стрел сделал себе колодку на ногу младший брат. Насилу дополз до учага. Захватил лук и стрелы. Залез на учага. Раненую ногу на седло закинул и поехал домой. Едет тихо. Скоро как пойдет? Диких бросил. Темно стало.

Хороший учаг сам по следу к чуму идет. Оленья копаница уже близко стала. Вдруг встал учаг. Услышал младший брат крик в своем чуме. Бросил учага и упал на землю. Видит: его старший брат голый пробегает. Между лопаток стрела торчит. Только древко видно. Железный наконечник весь в мясе. За ним два шитолицых гонятся. Один - тонкий, как трава, другой - длинноногий.

Лежа в яме на земле, схватил младший брат лук. Близко пробежал его брат.

- За ним идущие пусть ближе подойдут!

Выстрелил один раз. Длинноногому прямо в переносье попал. Выстрелил в другого. Но промахнулся, видно, в темноте. Услышал, как стрела на землю упала. Парка Нётараку - из белого песца. Видно, что живой убегает он.

Насилу на руках дополз младший брат до чума. В нем ни одного человека нет. Его жены нет, брата жены и детей нет. Тел даже нет. Прилег младший брат на одеяло и заснул. Три дня спал. На третий день проснувшись, услышал шаги на улице. Приоткрыл дверь и посмотрел. Видит: пришел опять одетый в белую парку Нётараку. Лицо у него прострелено. С ним другой шитолицый, с косой*126. Лежа в чуме, говорит младший брат:

с.264.

- Нётараку! Зайди в чум и добей меня. Очень я мучаюсь.

- Нельзя. Зайдя в чум, сам погибну в нем, - ответил Нётараку и ушел.

От раны в ноге почему пропадет человек? Так сидит голодный. Слышит, скрипит что-то в опрокинутом котле. Толкнул его младший брат поленом. Опрокинулся котел, и увидел под ним он мальчика, сына своего старшего брата.

Так стал с мальчиком в чуме лежать. Как-то говорит мальчик дяде:

- Сядь!

Дядя не отвечает. Умер.

Куда пойдет одинокий ребенок? Жил в чуме, питался остатками еды в котле. Как-то услышал, что кто-то опять пришел к чуму. Открыл дверь. Оказывается, медведь пришел.

Зашел медведь в чум, взял труп дяди и унес на улицу. Вырыл в земле могилу, положил в нее труп и закопали. Затем опять в чум пришел и скулит, как собака. Ребенок, испугавшись, отбегает, прячется. Медведь очень велик. Задние ноги у дверей, сам через весь чум протянулся. Поймал ребенка, вынес на улицу и понес прочь от чума. До берлоги дойдя, в нее запихал мальчика.

Берлога большая, как чум. В ней много медведей ревет. Принесший мальчика медведь один раз взревел. Все медведи за молчали.

Стал жить здесь мальчик, никуда не выходя. Принесший его медведь все время у дверей лежит. Медведи приносят мясо дикого, только без ребер, и другую еду.

Так десять лет прожил здесь мальчик. Вырос сам с чум. С медведями на улицу выходил, смеялся, играл, дружил.

Говорит как-то старый медведь другим:

- Что делать мне с ребенком? Очень большой холод настает. Какую ему парку дам? Надо шить.

Ушел этот медведь. Где-то черную-черную парку достал и принес. Парень оделся в нее и, как медведь, стал.

Еще несколько лет прошло. Уходить стал парень в лес и подолгу смотрел молча на солнце. Это замечал старый медведь. Думает про себя: "Однако, о чем-то он думает?"

Так решив, спросил старый медведь парня:

- Ну, тунгус. О чем ты думаешь?

Отвечает парень:

- Век дума у меня. Были у меня отец, мать, сестра. Куда они ушли? Эту землю искать буду,

с.265.

Медведь думает: "Как же парень уйдет?" Говорит ему:

- Можешь идти. Но невинных людей не убивай. Твоего отца убил Нётараку. Его ищи. Если же невинных людей убьешь, то сам погибнешь. Я это узнаю и тебя убью. Силы у тебя столько же, сколько у меняло как ты пойдешь пешком? Но я тоже что-то имею. У меня тоже олени есть, дочери есть, санки есть, разное имущество есть. Подожди меня, я искать пойду.

Теперь ушел медведь. День прошел. Все спали. На другой день в полдень приходит и говорит:

- Ну, все готово. Чум-то готов. Иди.

Вышел парень. Видит: к берлоге подошло семь аргишей. Вместо оленей все медведи. Семь женщин - лица людские, парки медвежьи. Одна санка лишняя есть - мужская. Четыре медведя в нее запряжено. Подошел парень к санке и остановился. Старик медведь спрашивает:

- Почему не садишься?

- Есть у меня речь, - говорит парень. - Видел я у тебя лыжи. Ты что, очень жалеешь их?

- Сына просьбе как буду перечить? - отвечает старый медведь. - Возьми лыжи.

Теперь уехал парень с семью аргишами. Все время аргишил, не стоял. Ночь ехал, день ехал, наконец остановился. Думает: "Из этих семи женщин которая же моя жена? Все хороши, все одинаковые!"

Пустили "оленей", чум сделали. Все женщины в чум зашли. Зашел сам в чум. Сбивает снег поленом с бакари и смотрит: одна женщина с верхней стороны у двери сидит. За шесты черная парка засунута, такая же, как у него самого. У других женщин этого нет.

- Это моя жена, - решил парень и сел около нее и с ней потом лег спать.

После этого еще день аргишили. Опять чум сделали. Но своих четырех медведей он не отпустил и поехал дальше. Долго ехал. Ночь, за ней день и опять ночь и день ехал. Через три дня четыре медведя упали на землю. Пошел тогда на лыжах. Так идя, семь чумов нашел.

Бывшие перед чумами люди убежали, завидев нашего человека. Только перед средним чумом остался один что-то работающий человек. Не переставая работать, спросил человек:

- Кто ты?

- Если ум есть у тебя, так слушай, - говорит парень. - Отца у меня нет, матери нет. А ты кто?

с.266.

- Давно, говорят, сына одного тунгуса медведь унес. Однако, это ты и есть, - говорит работающий человек.

- Верно! Нётараку где сейчас?

- Три дня тому назад Нётараку здесь был, в карты играл. След его видно, - ответил человек.

- У тебя олени сильные Дай мне оленей, - говорит парень.

Одного оленя только дал работавший человек. Запряг его парень в чужую же санку и спросил:

- Этот олень силен?

- Сильный!

- Ну, если сильный, то скоро догоню, - говорит парень. Погнал хореем оленя. Олень рванулся, зарылся в снег и упал. Говорит парень:

- Олень сильный! Но, однако, у тебя сила у самого есть? Дай-ка один раз поборемся.

- Ладно, один раз поборемся, - говорит работавший человек. Поднял хозяин оленя парня вверх и говорит:

- Ну, силы-то только. Чуть от земли отделил.

Обхватил тогда парень этого человека, сдавил, и умер тот. После этого парень опять пешком на лыжах ушел.

Так идя, еще в шести чумах из-за плохих оленей ссорился и задавил еще шесть человек.

Так людей добывая, пешком шел парень. Долго шел и дошел до большой реки. Над водой высокий крутой яр стоит. Вышел на него парень и не находит спуска с него вперед. Вдали же, за водой, виднеется красная сопка.

- Что это за река? - говорит парень. - Если ее обходить, моя дорога очень кривой будет. Надо прямо идти.

Прямо с яра прыгнул парень в воду и скрылся в ней с головой.

Теперь речь сказки*127 прямо в яр ушла. Парня не видно, с головой скрылся. У сопки, на той стороне реки, маленькая речка есть, впадающая в нее. В устье этой речки что-то забурлило, показалась голова. Вышел парень на берег и пошел вдоль речки. Парка сухая. Дошел до истока реки. Здесь оказалось еще семь женщин. Около женщин пещера. Женщины около пещеры дрова рубят. Говорят:

- Зачем пришел? Какой человек? Есть ли у него толк? Толку-то нет у него. Ничего мы ему не скажем!

- Что это за проклятые бабы! - сказал парень и перебил их всех кулаком. Стал искать вход в пещеру. Найдя, зашел.

с.267.

Пещера высокая, как чум. В ней старый медведь оказался. Говорит парню:

- Зачем вернулся? Какое дело есть? Что натворил?

- Дела нет, - отвечает парень.

- Как дела нет! - говорит медведь. -Я не говорил разве, невинных людей не убивать? А ты выполнил? Греха у тебя нет? Нётараку нашел? Теперь я рассержусь!

Старик медведь силен. Дерется с парнем. Тут две женщины зашли и говорят:

- Эй! Медведя сын! Зачем сердишься? Ты надеешься победить? Однако, не победишь!

Это услыхав, парень выпустил медведя. Спал здесь несколько дней. Потом разбудил его медведь и говорит:

- Вставай, парень! Перед тобой далекий путь.

Парень встал, поел. Старик медведь говорит:

- Теперь ты далеко пойдешь Нётараку искать. Его голова черпая была. Теперь, однако, белая. Других людей сейчас, однако, не найдешь, а Нётараку найдешь.

- Куда пойду? - говорит парень. - Да все равно! Найду и убью!

- Двух белых оленей возьми, - говорит старик медведь.

На двух этих оленях поехал парень по ровной тундре. Старое чумище нашел. Нюк совсем изодран, несколько только шестов стоит. Около чума торчат воткнувшиеся в землю стрелы. Недалеко река.

- Эй! Это, однако, моего отца чум! - сказал сын медведя. В верхней стороне чума лук оказался. Его и много стрел взял сын медведя.

После этого решил в свой чум, где жену оставил, уехать. Приехал туда. Пока его не было, у его жены мальчик родился.

Теперь аргишили. Все время в сторону леса аргишили. Черный камень перешли. За ним остановились. Медведя сын поехал диких искать, думая, что, может быть, и шитые лица попадутся. Семью с сыном оставил. Сын уже вырос. Ростом аршина полтора стал.

Уйдя в сторону леса, дошел до очень большого и густого леса. Противоположную сторону его даже не видно.

Дойдя до этого леса, санку с оленями оставил и пешком пошел, взяв с собой лук со стрелами.

Нашел большую дорогу. Пошел по пей в лес. Шел, шел, немного темно стало. Туман опустился, сильный туман. Нашел в тумане оленью копаницу. На озере, на льду, пляшут тунгусы.

с.268.

Все озеро усыпано ими. Подойдя к озеру, нашел Норка-нё (т.е. "Медведя сын") один брошенный сокуй и надел его на себя. Войдя в толпу веселящихся людей, тронул одного из них за плечо и спросил:

- Барбы-то чум который?

- Вот прямо. Самый средний чум, - ответил тунгус.

Заметил этот чум Норка-нё и вернулся. В темноте на копанице  сидел. Когда настало время спать ложиться, решил идти. Думает: "Однако, спят, полночь настала".

Взяв лук и пальму, подошел к чуму, на который указал ему тунгус. Открыл дверь - ничего не видно, все спят. Стал бить пальмой направо и налево. Перебил всех. В другой чум зашел - половину перебил, остальные закричали. Люди в других чумах услыхали крик, луки схватили. Много людей оказалось живых на улице. Среди них Нётараку с луком. Как ушел из чума - черт его знает!

Три дня бился со всеми этими людьми Норка-нё. Перебил их всех, остался один Нётараку.

К этому времени у Норка-нё все стрелы кончились. Побежал Норка-нё и набежал на санку в яме. Подбежал близко к санке. Из-за санки кто-то выстрелил и пересек Нётараку жилу на ноге. Оказалось, пришел сын Норка-не и  выручил своего отца.

Вернулся Норка-нё с сыном к чумам шитолицых. Говорит Норка-нё:

- Убитых людей оленей возьмем ли?

Сын отвечает:

- Возьмем! Взять надо!

Нашел Норка-нё здесь свою мать, сестру и вдову дяди. Взял их всех с собой, угнали оленей и стали возвращаться в тундру. Сын все время ночью оленей караулит. Волки приходили - всех их перебил. Перешли еще хребет в сторону тундры и остановились. Говорит сыну Норка-нё:

- Где мы себе товарищей найдем? У меня товарищи медведи были. Ты к ним пойдешь или куда-нибудь в другое место?

Отвечает сын:

- Вроде нас люди есть ли еще или их всех перебили?

- Поди сам поищи, - говорит Норка-нё.

Поехал парень искать на санке. Ушел в сторону тундры. На самом краю леса нашел пять чумов. Живут в них тундровые тунгусы.

с.269.

- Ты что за человек? - спрашивают парня.

- У меня отец есть, - отвечает парень. - Отца имя как говорить стану? Человек и человек.

- Это не важно, что человек. Почему мы тебя не знаем, тебя не видали здесь раньше? - говорят эти тунгусы.

- Моего отца медведь кормил. У него он и вырос. От дочери медведя и я родился. Такой я человек. Наш аргиш придет, вы не бойтесь, - сказал парень и вернулся домой.

Отец спрашивает:

- Ну, что нашел?

- Пять чумов нашел, пять мужчин. Эти люди смирные. Туда уйдем, ответил парень.

- Не знаю, не знаю, - говорит отец, - может быть, опять в какое-нибудь дело попадем.

- Что может быть худого? Ну, пусть буду я у них гостевать, а париться не будем, - говорит сын.

- Так ладно, - ответил отец.

Подаргишили они к этим чумам близко и встали. Все время здесь стояли. Несколько лет так жили.

Однажды один человек приехал. Два запряженных в санку оленя, как остановили их, сразу упали. Вошел этот человек в чум Норка-нё. Спрашивает старик:

- Откуда пришел, что за дело есть? Олени твои упали от быстрой езды. Наверное, недаром пришел.

- Как недаром! - ответил приехавший.

- Ну, что скажешь?

- Целый народ перебили шитые лица. Ночью пришли. Я оленей сторожил. Крик в чумах услышав, я уехал в пустую землю. Твой чум искал. Мои чумы шитые лица, однако, совсем разорили. Товарища дай мне, или худо это? - говорит приехавший.

- Не знаю, - говорит старик. - Ну, спроси моего сына. Сильнее его людей нет. Однако, его душа в пустой земле не останется.

Согласился сын и уехал с приехавшим человеком. Нашли они разоренные чумы. Собаки и то живой нет. Спрашивает сын Норка-нё (Норка-нё-нё):

- Что будем делать? Поедем мы дальше искать? Или здесь остановимся сперва и чум сделаем?

Решили прямо ехать дальше. Едут на санках и доехали до самого большого камня. От камня сюда много дымов увидели. Тут легли спать, дожидаясь вечера, когда те заснут.

с.270.

- Может быть, среди них силачи окажутся, тогда днем мы не справимся с ними, - так решили.

В полночь пошли. Норка-нё-нё говорит:

- Чумов много. Ты с дальней стороны заходи, я с ближней пойду. Пойдем по чумам.

Так пошли. Норка-нё-нё перебил людей сперва в маленьком крайнем чуме, затем в другом опять всех истребил, затем в середине чум добыл. За ним еще в четырех чумах перебил народ. Еще пять чумов осталось. К ним подойдя, увидел, что его товарищ бьется с двумя шитолицыми. Стрелы летают. Побежал помогать.

Но не успел дойти, как убили шитые лица его товарища. Прямо в горло стрелы попали. Теперь стал биться с этими шитолицыми Норка-нё-нё. Один шитолицый - тоненький человек, другой с косой. Пока сражались они, настал полдень. Потом стало солнце закатываться. Выстрелил тут Норка-нё-нё и попал в голову большому шитолицему с косой. Потом перебил тетиву лука тоненького шитолицего. Быстро побежал от него пешком тоненький шитолицый. Парень не стал его гонять. Подумал: "Стал бы гоняться за ним, убил бы его - это перед богом был бы грех".

Взял он табун шитолицых, одну девку и вернулся домой. Одну только девку привез, украденную раньше шитолицыми у тундровых тунгусов. Пришел к отцу и рассказал, что товарища у него убили.

- Эй! Это, однако, слабый человек был. Что поделаешь?

С этой девкой стал жить Норка-нё-нё. Годы проходили. Теперь все.

70. Сыновья охотника на медведей

(Вариант 1)

Жили два человека тундровых тунгуса. Один из них нашел двух медведей и говорит другому:

- Пойдем их добывать.

Другой ответил:

- Как-то боюсь.

- Ну! - говорит первый человек. - Тогда я один пойду и если добуду этих медведей, то тебя все равно убью потом.

с.271.

Разделились эти люди. Ушли с чумами в разные стороны. На другой день первый человек пошел с сыном добывать медведей. Добыл их и говорит сыну:

- Унеси весть в чум.

Поехал парнишка на учаге. Что-то быстро идет учаг. Оглянулся и видит: медведь за ним, совсем близко от него, бежит. Парень погнал учага. Слышит, как отец кричит:

- Сын! Не бойся, я приду!

Оглянулся потом парень и видит, что с двумя уже медведями вступил в бой отец и задавили медведи отца. Поехал поспешно парень, сбился с дороги и попал в чум соседа, с которым они разделились накануне. Переночевал здесь и поехал в свой чум. Приехал и видит, что семья его тоже заедена медведями. Младший брат был у него, совсем исчез. Мать нашел - ее всю растерзали. Половину съели, половину на высокое место близ чума положили. Думает парень: "Почему это котел у реки брошен? Надо его унести". Поднял этот котел. Под ним его брат оказался, живой.

Аргишили ребята с соседом. Добывает диких сосед. Старший парень оленей хранит. Младший считает соседа за отца. Говорит однажды старший брат младшему:

- Я нашу родню убить хочу. Если бы они от нас тот раз не уходили, наши настоящие отец и мать живы бы были.

- Зачем убивать?! - кричит младший брат. - Это наш отец. Я ему скажу!

- Эй! Смотри не говори! - сказал старший брат.

Старший брат век оленей хранит, всегда находится в табуне. Маленький у женщины в чуме играет. Старший ждет ушедшего за дикими приемного отца.

Приехал приемный отец. Диких добыл.

- Сколько добыл, отец? - спрашивает старший брат.

- Двух добыл.

- Отпускай оленей, отец! Я развяжу санку, - говорит старший брат.

Стал отец оленей распрягать. У парня пальма есть. Веревки, которыми было привязано мясо к санке, развязывает. Отец отвернулся к оленям. Парень ударил его тогда пальмой. Вскричал старик:

- Эй, парень! Что ты? Однако, пропал я!

- Почему ты отделился тогда от нас? Слова отца я никогда не забуду.

Умер приемный отец. Парень пошел с пальмой к чуму, чтобы

с.272.

жену отца убить, боясь, что она будет жалеть своего мужа. Говорит ей:

- Твоего мужа я убил. Жалеешь ли его?

- Не убивай меня, - говорит женщина. - Будем жить вместе. Буду я хранить вас. Ты оленей хорошо ловишь.

Аргишили, бросив труп на земле непохороненным.

Старший брат диких добывал, маленький - куропаток. Так и жили и аргишили, пока снег не стал таять. Стала вода теплая, гуси прилетели. К этому времени нашли они пять чумов. Люди - не тундровые тунгусы, а шитые лица. К этим чумам присоединились ребята.

Спрашивают эти пять человек ребят:

- Что вы за люди?

- Наши отцы тоже шитые лица были. Один от болезни умер, другого медведь задавил, - говорит старший брат.

На самом деле их отец не шитолицый был. Так сказал он, хитря что-то.

- Ну, раз вы из наших, то вместе жить будем, - говорят шитые лица. - Будем вас воспитывать.

Пять человек шитолицых - удалые люди. Находят гусей, диких. Кормят ими ребят.

Так прошло лето, осень настала. Ребята хорошо живут, оленей пасут. Как-то ночью, находясь в табуне, говорит старший брат:

- Я шитолицых добывать буду.

- Ты и приемного отца убил зря, и здесь хочешь убивать. Я им скажу, что ты их хочешь убить, - ответил младший брат.

День настал. Младший брат оленей собрал. Устал, лег спать и заснул. Старший брат, видя это, пошел гостевать в чумы шитолицых. Мужчины - шитые лица были все на охоте. В чумах остались только женщины. Гостевал старший брат в чумах и всех пятерых женщин по очереди убил.

Теперь ждет в ближнем к своему чуму возвращения мужчин. Приехал хозяин этого чума, привез дикого. Парень к нему на улицу вышел и говорит:

- Что ты долго? Я тебя все время жду.

- Диких добывал. Возьми этого, твой пай, - отвечает шитое лицо и отпускает оленей. Парень улучил время и заколол его пальмой. Закрыл мертвеца шкурой, думает: "Однако, из другого чума скоро придет".

Стал ждать в другом чуме. Наконец пришел этот шитолицый. Спрашивает парень:

с.273.

- Сколько добыл?

- Два. Пай-то свой унеси.

- Я твоих оленей пущу, - говорит парень. Схватил пальму, пряча ее за оленями, подошел и заколол шитолицего.

После этого таким же образом еще двух убил. Остался один. Думает парень: "Этого как добуду? Удалый. Учага себе из табуна за ногу ловит".

Сел в чуме удалого с луком. Настала ночь. Приехал удалый шитолицый. В чуме темно. Парень думает: "Как в чум войдет, убью".

Зашел шитое лицо в чум. Сильно натянул парень лук, видя через огонь вошедшего. Шитое лицо прямо на стрелу пошел. Выстрелил парень. Услышал свист стрелы шитое лицо и выскочил из чума. Парень за ним. Выскочил из чума и видит, что лежит шитое лицо на спине. Стрела в сердце.

Собрал парень всех оленей, мясо и другой живот, и аргишили в тундру.

В тундре нашел десять чумов. Стоят на берегу за большой рекой. На этом берегу еще два чума есть. У этих двух чумов и остановился.

В одном из этих чумов старик живет, кузнец*128. Делает наконечники стрел, лезвия пальм. Огонь на улице топит. Сам старик - шитолицый. Рядом с ним в чуме его брат живет. В десяти же других чумах за рекой тундровые тунгусы живут, нешитолицые.

У старика ребят много. Играют около него:

- Эй, дедушка! Что делаешь?

- Стрелы делаю, кому надо, - отвечает старик.

Стал жить парень вместе со своей семьей около этих людей. Младший брат парня как-то спрашивает кузнеца:

- Как железо делаешь?

- А тебе что надо? - спрашивает старик.

- Стрелы надо мне, - говорит мальчик.

Старик выдернул из огня раскаленное железо и ударил им мальчика по голове. Кость не проломил, а только обжег. Мальчик убежал в чум. Сел около женщины и говорит:

- Эй! Мне голову старик ранил!

- Я же тебе говорила, - сказала женщина, - сиди около меня. Вот и вышло худо. Хорошо это?

Пришел в чум старший брат:

- Мой брат почему такой? Что случилось?

- Старик меня по лицу ударил, - ответил мальчик.

с.274.

Легли спать. Наутро парень к старику пошел.

- Старик! Какое железо куешь? - Взял пальму и спрашивает: - Это что такое?

Отвечает старик:

- Если тебе надо, возьми.

Парень отрубил голову старику. Бывшие здесь ребята из чумов тундровых тунгусов говорят:

- Парень, ты пропал. Тебя убьет брат старика. Уходи от шитых лиц ночью к нам за реку. Переезжай на ветке, а остальные ветки мы сломаем, и он тебя не поймает.

Ночью уплыл парень в ветке за реку и увел ветку старика. Остальные ветки ребята изрезали ножами.

В полночь старик, брат кузнеца, заглянул в чум парня. Шея у него очень длинная. Видит, что парня нет, и ушел к реке. Кричит:

- Меня перевезите! Я рыбы добывать буду очень много. У меня нет вестей о пяти моих сыновьях. Теперь у меня брат погиб. Я к вам париться буду, рыбу промышлять.

Говорит ему в ответ уехавший парень:

- Верно ты говоришь. Ну переезжай!

Подъехал к нему парень в своей ветке и подогнал ветку старика.

Говорит старик:

- Ий! Очень хороший ты сынок за то, что помог мне. Очень удалый!

Взял старик свою ветку и говорит:

- Парень, попробуй мою ветку.

Парень сел к нему в ветку. Говорит старик:

- Подвинься.

Парень подвинулся, и старик сел позади него. Парень оказался между ногами у старика. Вынул старик нож. Парень, гребя, поднял левую руку. Старик ткнул его ножом под руку и бросил тело в воду. Затем подъехал к берегу и пошел в свой чум к жене и ребятам.

Младший брат убитого говорит, увидев это:

- Моего брата лук где?

Взял лук и одну стрелу и лег в яме на берегу. Старик пошел мимо него. Ногами натянул лук мальчик и выстрелил. Попала стрела старику в бок, и упал он с берега в воду.

Убив старика, мальчик дождался ребят из десяти чумов тундровых тунгусов. Когда те пришли, он к ним присоединился. Эти многочисленные люди его выкормили. Вырос большой. Но

с.275.

ум у него тоже плохой был немного. Так прошло несколько лет. Потом он отделился от товарищей и аргишил в лес.

Переехал самый большой камень и опять шитолицых нашел. Найдя их, к ним присоединился. С ними вместе промышлял.

У шитых лиц барба есть, силач. Диких ищет - пешком догоняет их и по пять штук сразу добывает. Говорит парень:

- Этот человек сильный. Пойдем мы вместе с ним диких добывать.

Пошли вдвоем. Один табун диких нашли. Говорит парень:

- Дикий на плохой земле, на лайде. Ты зайди с той стороны и кричи. Они тогда ко мне, к яру, придут.

Шитое лицо ушел. Обошел диких и кричит там. Дикие быстро, как птицы, помчались и побежали вблизи от парня. Он же ни разу не выстрелил. Шитое лицо издали еще говорит:

- Почему ни разу не выстрелил? Ну ладно! Я за ними пешком погонюсь.

Побежал шитое лицо за дикими и подошел близко к парню. Пробежал щель в скале, где тот лежал. Парень выстрелил двумя стрелами. Одна мимо пролетела, другая порхала шитолицему жилу на ноге. Шитое лицо сел и сказал:

- Со мной кончено. Но почему ты хитрил? Почему не говорил раньше, что меня отведать хочешь? Раньше сказал бы ты это мне - был бы уж ты мертв. У меня в чумах сильных людей больше нет. Моих людей не истребляй. Ну а со мной сейчас все кончено.

Не стал добивать его парень и в чумы ушел. Всех оленей и весь живот отобрал. Другие шитые лица ему ничего не говорят, только смотрят. Между собой толкуют:

- Однако, наш барба пропал. Другого такого человека, мастера диких добывать, нет.

Некоторые говорят:

- Мы на этого человека напали бы, да силы мало. Этот парень, когда оленей ловит, очень легок на ногу. Такого не убьем.

Парень ушел в тундру. Шитолицых навсегда бросил. В тундре самодей нашел. У них гостевал вместе с женщиной.

Когда в чум свой вернулись, говорит старуха:

- У одного там человека девка есть. Ее тебе в жены взять худо?

- Хочешь, возьми, - говорит парень.

Старуха ушла. Девку сватает. Спрашивает:

с.276.

- Девки цена-то сколько?

- Не знаем, - говорят те. - Цены не знаем. Как говорить будем? Твой сын просит ее или нет? Мы не знаем. Как говорить пять оленей даст, пять волков, пять нюков.

Отдали такую цену. Парень взял эту девку и в этой земле стал кочевать. Навеки здесь остался. Теперь все.

71. Сыновья охотника на медведей

(Вариант 2)

Два тунгуса соединились в одно стойбище: один - тундровый тунгус, другой - шитолицый. У шитолицего жены нет, два только маленьких сына. У тунгуса жена, дочь этого шитолицего. Промышляют оба. Тунгус диких оленей добывает, шитолицый - медведей. Оленей мало у них, но оба удалые. Один диких оленей сразу добывает, другой медведей сразу добывает. Говорит зятю шитолицый тунгус:

- Это диких оленей ты как добываешь?

- Как добываю? Бегаю за ним, близко приду - тогда и добываю. А ты медведей как добываешь?

- Медведя силой я убиваю, дерусь с ним. Деремся когда, его силы немного меньше моей оказывается, вот так их и добываю.

Говорит зятю шитолицый:

- Надо идти с тобой на диких вместе.

- Ладно, пойдем, посмотришь, как я промышляю.

Пошли. Нашли десять диких оленей. Тунгус пешком пошел. Побежал, ближе стал к диким оленям. Тогда сильно побежал. дикие олени сразу близко стали. Так к ним приблизился и всех, десять примерно, диких оленей из лука застрелил. Вот теперь над зятем смеется старик.

- Вот, зять, твой промысел оказывается нашего лучше, не надо драться, а только бегать. Ну, завтра пойдем, мой промысел посмотришь.

Настал завтрашний день. Люди встали. Шитолицый вместе с зятем на промысел ушел. Пришли к реке с узкой обрывистой долиной. Говорит шитолицый:

- Ну, зять! Вот яма, в которой я промышляю. Стану здесь и буду кричать - он и придет.

с.277.

У! Шитолицый пошел вниз, подошел к берегу реки и кричит:

- Медведь! Иди сюда!

Кричал шитолицый, а потом зятю говорит:

- Сперва один придет, потом два придут, потом три, но если их всего семь придет, у меня силы не хватит.

Ну, медведь пришел. Сперва один, потом другой, потом два опять пришли, четыре их стало, потом пятый и шестой пришли. Неизвестно, еще сколько их. Ну, как будем теперь? Этот шитолицый очень удалый. Бьется, бьется с ними. Но вот седьмой медведь пришел. Все семь медведей вместе дрались с шитолицым. Испугался тунгус:

- У! Совсем он силы теряет. Я же такого промысла не знаю, как помогать буду?

Убежал этот тунгус в чум. Шитолицый глядит ему вслед:

- У! Зять убежал, будто чужой он человек. Меня он бросил. Теперь моя душа-то только.

Зять прибежал домой и говорит жене:

- Отца чум хорошенько укрепи. Пусть останутся два парня в нем. Нам убежать надо. Я очень испугался.

Ну, отца чум укрепила женщина. Потом убежал зять с женой. Два парня два дня ожидают отца. Третий день настал, отца все время нет. Старший сын плачет:

- У! Брат! Теперь мы живые будем? Отец, верно, пропал.

Поехали оба парнишки верхом на одном олене к отцу. Потом его дорогу нашли, по ней поехали.

- У! Отец шесть медведей убил!

Шестого медведя далее отец лежит. Пришли к отцу.

- Ну как, отец, живой ты?

- Ну, как-нибудь на учага меня потихоньку подымите.

Кое-как подняли ребята отца на оленя. Кое-как доехал отец до чума. Говорит теперь старик:

- Эй! Зять-то меня бросил почему-то. Теперь я живой не буду. Брюхо у меня все разодрано, все мясо там выдрано. Зять-то, оказывается, нехороший человек был. Сперва я думал, что он хороший человек. Ну, парни, пока я живой, будем говорить. С зятем не деритесь, он в своей орде удалый был. Пожалуйста, не деритесь. Сейчас вам лет очень мало. Он вас обоих убьет.

Потом на улицу вышли оба парня. Играют вдвоем па улице около чума. По которой дороге отца привезли, смотрят. Старший-то говорит:

с.278.

- По нашей дороге медведь идет. Надо отцу сказать.

Сказали отцу. Отец говорит:

- Ну, ребята, уходите. Учаг у нас есть. На нем подите, идите по дороге зятя. Сейчас моя душа еще немного жива. Положите около меня лук. Мне на улицу выйти силы нет.

Положили около отца лук.

- Ну, дверь-то откройте.

Открыли дверь. Прямо в сторону медведя она. День теплый был, весна. Старший брат младшего на олене ремнями привязал, чтобы не упал. Теперь побежали по дороге зятя. Все время двое ребят по дороге зятя идут, идут. Солнце перевалило за полдень. Младший брат говорит:

- У! Брат! Медведь по нашей дороге идет. Ну, брат, сильно оленя гони. Однако, нас догонит. Очень быстро идет.

Ну, гонят, ну, гонят, очень скоро идут, прямо летят. Но медведь тоже очень скоро идет, к ним очень близко пришел.

- Беда, брат, однако, мы пропали.

Потом хребет видно стало. На самом хребте зять стоит, чум видно стало.

- Брат! Кричи! Зять совсем близко стал!

Ну, кричат:

- Эй, зять! Мы пропали! Однако, нас не достанешь, медведь нас гонит!

Так кричат они, пока слово их не оставило и к тому тунгусу, зятю, не ушло. Ну, зять на улицу вышел, лук держит, на нем одна стрела. Глазами с трудом видно двух ребят. Все время они плачут, все время кричат. Тунгус один раз выстрелил, ушел в чум и в одеяло лег. У! Медведь почему так сделал? Повалился вперед, стрела прямо в горло ему попала.

Ну, дошли до зятя ребята. Едят у него в чуме. Говорит зять:

- Ну, как будем делать? Медведя есть будем?

Ребята говорят:

- Нет, пожалуйста, не ешь! Этот медведь отца оставил, съев половину его тела. Теперь он поганый стал. Не ешь его.

Ну, не стали есть. Это дело так кончилось. Ну, три или четыре года так живут с зятем. Старший брат диких стал добывать по одному, младший так болтается, еще никакого промысла не знает. Оу! Как-то оба парня играли. Старший говорит:

- Брат! Слушай меня. Я отца душу опять видел, опять пришла. Зятя убить хочу.

- У! Айнэй! Как убивать станешь? Жить-то живем хорошо.

С.279.

Еду хорошую едим. Сестра нам одежду хорошо делает, в дырах нас на мороз не пускает.

- Нет, по моему уму, убить надо.

Целую неделю так спорили. Младший говорит:

- Мимо выстрелишь, он нас прикончит.

- Ну, что поделаешь. Отца душе его надо тоже.

- Ну, брат, не надо!

- Нет, я убивать буду.

- Как его убьешь? Сам видишь, удалый он все-таки. Однако, мы только сами в беду попадем.

- Ну, брат, мне все-таки попробовать надо. Необходимо мне попытаться. Отец, когда живой был, он нам как мать был. Оттого у меня ум совсем шевелится.

- Беда долго ты говоришь. Ну что поделаешь, ну, пробуй.

Зять ушел промышлять диких оленей. Уехал на санке. Когда он приезжал, диких оленей добыв, всегда останавливался на одном месте, где была кровь на снегу. Парень в этом месте в снег зарылся. Вечер наступил. Зять приехал, диких оленей добыв.

- Ну, оленей-то пустите, - говорит. - Два парня здесь ли?

- Не знаю, - жена говорит, - куропаток гоняют, что ли.

- Это почему у меня сердце боится? - сказал зять и пустил оленей.

Шитолицего сын теперь выстрелил. Зять сразу подпрыгнул, увертываясь от стрелы, и стрела только перерезала ему пяточное сухожилие. Сел на том месте, где упал, ревет, кричит. Рана болит у него. Говорит он:

- Ну, парень. Твой ум совсем для меня чужой. Ничего не думал я, что ты так сделаешь, не думал. Оттого ты меня так отведал. Ну, парень! Ты не ранен. Слушай меня. Лук дай мне, я сидя тебя попробую.

- Ну ладно, - старший брат говорит, - дам тебе лук.

Тут младший брат остановил его за руку:

- Эй! Лук-то куда даешь. Дал бы лук, от одной стрелы бы его погиб. Еще пока лук давал бы, он тебя руками бы задушил.

- Теперь я умер, - зять говорит. - Чем пойду? Нога испорчена! Ну, парень, если будешь в меня прямо стрелять, я очень мотаться буду, увертываться. Я лучше отвернусь, а ты в спину мне стреляй.

Теперь выстрелил ему парень в спину, и так убили зятя.

- Ну, теперь как будем жить? К своему народу, к шитолицым, пойдем или куда-нибудь еще пойдем?

с.280.

- Ну как иначе? Однако, к шитолицым пойдем. К родне зятя уйдем, все равно живыми не будем.

Аргишили теперь братья к шитолицым. Пришли в свою землю. В земле шитолицых у них родни много. Как не пойдут к родне - отец умер, зятя убили. Парились к своей родне. Родственники говорят им:

- Никуда не ходите, только еду ешьте на одном месте.

Больше никуда они не ходят, только ветер когда дует, слышат его. Конец-то здесь, рассказ весь. Так их родня никуда и не пустила.