Мифологическая проза малых народов Сибири и Дальнего Востока
Составитель Е.С. Новик

Общее оглавление

Гаер Е.А. Традиционная бытовая обрядность нанайцев в конце XIX -  начале XX в. М., 1991.

Поверья

"Охотник, отправляясь на охоту, не должен был хвастаться и даже думать, сколько зверей он добудет.

Д.Ю. Киле рассказывал, как однажды он собирался на промысел и, полагая, что убьет более 20 соболей, взял большой ятагаш для добычи, а на охоте ни одного соболя не убил.\

Истории о зазнайках и хвастунах, и в частности об одном охотнике из рода Ходжеров, который жил на горной речке Натька, о Ходжере Букуне из Джуена, о Ходжер Куське из Джуена, знали все нанайцы. Длинными зимними вечерами в зимовьях рассказывали их друг другу, на этих примерах воспитывали подростков. За хвостовство эти "герои" всегда бывали наказаны - их постигали неудачи в промысле, различные беды. Это можно объяснить, ибо те, кто хвастал, обычно обладали неуравновешенным характером и по этой причине настораживали неправильно орудия лова, оставляли свой след" [Гаер, 1991, с. 16].

"Обычаи нанайцев запрещали бессмысленное, неоправданное уничтожение промысловых богатств. Охотник добывал такое количество зверей, которое ему было необходимо для существования и хозяйственных надобностей <...> По верованиям нанайцев, за не оправданное необходимостью истребление зверя неминуемо последует наказание со стороны хозяина тайги, а виновные в этом и их сородичи будут обречены на голод.

Нанйцы верят, что и жестокое обращение со зверем или птицей тоже влечет на собой наказание. Об этом рассказывал автору Д.Ю. Киле.\

01

Как-то весной он с Григорием Ходжером и его отцом поехал охотиться на уток. Видят: летит стая уток. Гриша выстрелил и подбил одну. Решили сварить и стали ощипывать перья с еще живой утки - с теплой птицы перья легче щипать. Отец Григория стал кричать: "<...> ``Не смейте! Не ощипывайте с живой утки перья! Лишите удачи свои ружья''. Информатор сообщил, что он в тот раз не убил ни одной утки.

Возможно, возбужденное состояние охотника не позволило ему быть метким" [Гаер, 1991, с. 17].

"Согласно преданиям нанайцев, за жестокое обращение с пойманным зверем человек мог поплатиться даже своей жизнью и жизнью членов рода. Приведем рассказ А.А.Самара, из котороего следует, что жители стойбища Малки были обречены на вымирание, поскольку один их сородич нарушил этот запрет:

02

Один охотник из стойбища Малки поймал петлей зайца. Заяц был еще живой. Так живого и принес домой. Ободрал с живого шкурку, отпустил на улицу голого. Заяц окровавленной точкой скрылся в ближайшем лесу. Долго был слышен его крик ``Сингмал! Сингмал! Мал! Мал!''. С таким криком заяц исчез. Человек тот поиздевался над добычей. Житеей в стойбище было много, но вскоре они все вымерли (мал, малкини - исчезнуть, вымереть. - Е.Г.). Так заяц криком ``мал!'' проклял весь род" [Гаер, 1991, с. 17-18].